Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги. - Кадровая работа |
Страница 9 из 17
Кадровая работа
Программные мероприятия в разделе «кадровая работа» складываются из специальных (антикоррупционных) мер в отношении служащих и общих, связанных с организацией системы управления общественным механизмом. Общие меры по организации кадровой работы включают: «Организация проверки достоверности данных при проведении конкурсов на замещение должностей муниципальной службы», «Создание механизма обмена информацией с правоохранительными органами при проверке лиц, замещающих должности муниципальной службы», «Формирование постоянного кадрового резерва», «Формирование кадрового резерва на конкурсной основе», «Обеспечение участия независимых экспертов при проведении аттестации», «Размещение в средствах массовой информации решений о кадровых вопросах по руководящему составу», «Проведение ревизии должностных инструкций в целях конкретизации должностных функций, прав и обязанностей муниципальных служащих, устранения расплывчатых и неточных формулировок, внесение (при необходимости) изменений в должностные инструкции и трудовые договоры (соглашения)». Есть в некоторых программах и важные новации: «Внедрить в практику механизм ротации муниципальных служащих», «Разработать критерии оценки деятельности муниципальных служащих», «Разработка служебных контрактов на определенный срок, включающих дополнительные ограничения и регламентирующие обязанности». В соответствии с требованиями федерального законодательства создаются специальные комиссии по кадровым вопросам: «Разработать и утвердить положения о комиссии по конфликту интересов» (вариант названия комиссии - «по вопросам этики и урегулирования конфликта интересов»). Комиссии эти пока не имеют практики реальной работы, однако в скором будущем следует ожидать, что в соответствующих разделах программ появятся предложения, связанные с развитием этого института. Очень многие программы содержат пункты о специальной антикоррупционной подготовке муниципальных служащих и депутатов и создании на муниципальной службе обстановки неприятия коррупции: «Проведение семинаров и тренингов для муниципальных служащих (исполнители - привлеченные специализированные организации)», «Организация и проведение совещаний с разъяснением сущности коррупции, ее аморальности, негативного влияния на экономическую и политическую обстановку в районе, с освещением выявляемых фактов коррупции», «Активизировать деятельность комиссии по депутатской этике представительного органа муниципального района (исполнитель - глава муниципального образования, срок - постоянно)». Нередко упоминается этический кодекс и правила служебного поведения: «Разработать и утвердить правила этического поведения служащих», «Внедрение правил служебного поведения муниципальных служащих» , «Разработать и принять кодекс этики и поведения муниципальных служащих», однако судя по формулировкам, у разработчиков нет четкого понимания различий между добровольным этическим кодексом и обязательными правилами поведения служащего. Кадровый раздел программы включает меры по реализации механизма специальных ограничений: «Осуществление проверок соблюдения ограничений», « Разработка механизма осуществления служебных проверок должностей, подверженных коррупционному риску», «Разработать порядок уведомления муниципальными служащими о фактах коррупции, ставших им известными» , «Анализ сведений о доходах и имуществе муниципальных служащих и должностных лиц», «Формирование перечня должностей, подвергающихся риску коррупции (исполнители - привлеченные специализированные организации)», «Разработка и включение в контракты должностей, подвергающихся коррупционному риску, специальных условий и ограничений». Введение системы ограничений подразумевает и соответствующие льготы, которые сделают привлекательной работу муниципального руководителя несмотря на введенные ограничения: «Формирование системы мер дополнительного стимулирования муниципальных служащих, , подвергающихся коррупционному риску (компенсационный пакет)». Термин «компенсационный пакет» эксперты считают неудачным, поскольку многие воспринимают пакет стимулирующих мер как компенсацию за «неполученные взятки», поэтому, на наш взгляд , по возможности следует его избегать. Система положительной мотивации важна для всех служащих (не только для тех, кто подписался на добровольное ограничение своих прав), в некоторых программах этому вопросу уделено внимание: «Внедрить системы материального стимулирования муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений и предприятий на основе достижения показателей эффективности и результативности их деятельности», «Разработать систему мер поощрения муниципальных служащих по итогам года за безупречность и эффективность исполнения своих обязанностей», «Разработать систему дополнительных мер материального стимулирования общего порядка для муниципальных служащих, замещающих коррупциогенные (так в тексте!- ВБ) должности, с учетом эффективности и качества их работы, а также пропорционально потенциальным рискам коррупционных проявлений», «Подготовить предложения по увеличению денежного содержания и пенсионного обеспечения муниципальных служащих».
|