Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги. - Организационные вопросы (обеспечение программы) |
Страница 6 из 17
Организационные вопросы (обеспечение программы) Данный раздел присутствует почти во всех программах под разными названиями, как то «Создание условий для разработки и введения механизмов противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования» или «Нормативно-правовое регулирование антикоррупционной деятельности». Раздел включает мероприятия по созданию механизмов реализации и управления программы, например: «Создание уполномоченного органа по реализации программы», «Создать совет при главе муниципального образования, обеспечив в нем широкое участие представителей гражданского общества» , «Создание комиссии по противодействию коррупции в муниципальном образовании и утверждение ее состава», «Принятие Положения о комиссии по противодействию коррупции муниципального образования», «Назначение уполномоченного по борьбе с коррупцией муниципального образования», «Подготовка проекта постановления главы города о создании Координационного совета по противодействию коррупции». На наш взгляд, создание инфраструктуры программы удобнее обеспечить в рамках подготовительных мероприятий, по ходу разработки программы. Если же создание механизмов включается в текст, то в программе необходимо детально описать соотношение полномочий различных органов по реализации программы. Подмена содержательных мероприятий организационными не сразу заметна, но может привести к полному вырождению программы. Каких программных целей можно добиться, реализуя только такие мероприятия : «Разработать план работы Совета по противодействию коррупции», «Рассмотреть результаты антикоррупционных мероприятий на комиссии и совещаниях при руководстве муниципального образования» , «Информировать предпринимателей о работе координационного совета», « Организация и проведение итоговой конференции для информирования общественности муниципального района о результатах реализации Программы», «Создание интернет-страницы для освещения хода исполнения программы противодействия коррупции в муниципальном образовании», «Освещение антикоррупционных мероприятий в СМИ», «Обеспечение деятельности Координационного совета по противодействию коррупции» ? Описанные действия не являются программными мероприятиями, поскольку определяют формы работы, но никак не ее содержание, а потому должны быть выделены в отдельный раздел, наименее затратный во всей программе. Включение оргвопросов в тест программы иногда доходит до крайностей. Вызывают удивление такие строчки в перечне мероприятий: «Подготовка и внесение на утверждение главе города муниципальной программы «О противодействии коррупции на территории муниципального образования» . Такая «вещь в себе» как минимум свидетельствует об отсутствии логики. Нелепо звучит и это: «1. Разработка и утверждение планов антикоррупционных мероприятий в органах местного самоуправления муниципального образования ... район, 2) Реализация планов антикоррупционных мероприятий в органах местного самоуправления муниципального образования ... район». Можно догадываться, что в данном случае речь идет о сельских поселениях, входящих в район (что не совсем законно), но это не снимает вопросов по качеству такой программы. Наоборот, логично в программе предусмотреть продолжение антикоррупционной работы в будущем : пункт «Разработка целевой программы на период 2010-2012г» в программе на 2009 год вполне уместен. К обеспечению программы относятся и меры, связанные с нормативно-правовым обеспечением антикоррупционной деятельности. Разработка положений об органах управления программой, регламентов их работы, утверждение их состава, создание методик оценки эффективности программы, формулирование системы денежной и неденежной мотивации участников программы -необходимость этих мер становится понятной в ходе разработки программы, при создании механизма ее реализации. Наличие в плане программных мероприятий пункта «Формирование перечня муниципальных правовых актов по борьбе с коррупцией» говорит о некачественной работе в подготовительный период. Одна из важнейших задач организационного характера - информационное обеспечение программы и выполнение аналитических работ. «Проведение социологического исследования», « Проведение тематического анкетирования среди получателей муниципальных услуг (выявление коррупционных факторов), «Проведение административных обходов подразделений для контроля за организацией предоставления услуг с проведением бесед с посетителями о случаях незаконного взимания денег (исполнители - члены антикоррупционной комиссии)», «Провести горячую линию с жителями района по вопросу противодействия коррупции (исполнитель - глава МО), «Провести ревизию ранее выявленных фактов коррупции», «Разработать положение об антикоррупционном мониторинге», «Разработать базу данных для учета коррупционных правонарушений и мер реагирования»: такие действия позволяют различными способами собрать информацию о проблеме коррупции в муниципалитете и обеспечить контроль за ходом исполнения программы. На наш взгляд, основная работа по сбору информации должна быть выполнена на подготовительном этапе, так как с этим связано определение основных направлений программы. Социологическое исследование, выполненное собственными силами или с привлечением специализированных организаций, позволит определить основные зоны коррупции, ее причины и эффективные меры противодействия. Но в любом случае, в рамках программы необходимо оценивать ход реализации программы, возможно также выполнение более глубоких исследований по отдельным направлениям, требующим детализации (например - мотивы предпринимателей, дающих взятки, в муниципалитете, где выявлена высокая активность взяткодателей из бизнес - среды, или особенности адаптации мигрантов в ситуации прогрессирующей клановой коррупции). В рамках программы могут также проводиться опросы по оценке качества муниципальных услуг в постоянном режиме.
|