Антикоррупционная кампания: обеспечение неотвратимости ответственности. - Показатели антикоррупционной работы правоохранительных органов
Индекс материала
Антикоррупционная кампания: обеспечение неотвратимости ответственности.
О приоритетах в работе правоохранительных органов.
Объемы и динамика выявления коррупционных преступлений
Показатели антикоррупционной работы правоохранительных органов
Эффективность расследования коррупционных преступлений
Выводы
Примечания
Все страницы

Показатели антикоррупционной работы правоохранительных органов

И общий показатель выявления уголовных преступлений, и показатели по отдельным видам правонарушений имеют достаточно выраженные статистические связи с индексами социально-экономического развития регионов.  Однако показатели антикоррупционной деятельности почти не связаны ни с демографическими, ни с социальными характеристиками.   Зато наблюдается связь с индексами экономического развития региона, которые почти не влияют на показатели по другим видам преступности. Это объяснимо, поскольку - как мы уже отмечали – количество выявленных коррупционных преступлений не является показателем уровня коррупции.  Активность правоохранительных органов мало зависит от доли экономически занятого населения, уровня доходов и расходов граждан, уровня накоплений и других показателей, которые могут быть связанны с уровнем бытовой коррупции, но может зависеть от общественного мнения и политики региональных властей, на которые имеет влияние крупный и средний бизнес, определяющий экономические показатели.  Существует и обратная связь – активное противодействие коррупции в деловой сфере повышает инвестиционную привлекательность региона, чтобы ни говорили заинтересованные лица о том, что «энергичная работа» правоохранительных органов наносит «непоправимый репутационный ущерб в глазах потенциальных инвесторов» (см. Рисунок 4).

Рис 4

Конкурентная некоррупционная среда способствует легализации бизнеса, который не заинтересован прятать прибыль и работать по «серым» схемам, что опять же сказывается на экономических показателях (см. Рисунок 5).

Рис 5

К сожалению, существующий статистический учет не позволяет однозначно разделить преступления, относящиеся к бытовой или деловой коррупции.  В целом для оценки противодействия деловой коррупции показатель количества выявленных преступлений по 285 УК более информативен, чем статистика по ст.290 или смешанные цифры (суммарная статистика по нескольким разделам).

Уровень противодействия бытовой коррупции в какой-то степени отражается количеством выявленных преступлений по ст.291 (Рисунок 6).

Рис 6

Показатель противодействия деловой коррупции в различных регионах РФ колеблется от 0 в Рязанской и Магаданской областях, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе до 12,3 выявленных преступлений по ст.285, дела по которым переданы в суд, на 100 тыс. населения в Ханты-Мансийском округе, медианное значение 1,0.

Показатель противодействия бытовой коррупции изменяется от 0 в Ненецком автономном округе до 6,7 выявленных преступлений по ст.291, дела по которым переданы в суд, на 100 тыс. населения в Республике Калмыкии.

Стоит специально отметить выявленную зависимость показателя уровня деловой коррупции от количества кандидатов и докторов наук (Рисунок 7).   Зависимость обратная – чем выше удельное число граждан с послевузовским образованием, тем меньше в регионе выявляется коррупционных преступлений по ст.285 УК РФ. При этом связь с индексом образования (долей населения с высшим образованием) отсутствует!  Среди лидеров по количеству кандидатов и докторов наук на душу населения Республика Ингушетия (16 на тыс. чел. взрослого населения), г. Москва (11), Республика Саха-Якутия (10), Ненецкий автономный округ (10), Томская область (9), Республика Северная Осетия – Алания (9), Республика Бурятия(8), Карачаево-Черкесская Республика (8), Кабардино-Балкарская Республика (8).  На наш взгляд, данный факт заставляет задуматься не только о проблемах выявления коррупционных преступлений в некоторых регионах, но и о проблеме коррупции в образовательных и научных учреждениях.

Рис 7

Рис 8

Показатель противодействия бытовой коррупции зависит от численности населения (на Рисунке 8 приведена зависимость на примере данных по федеральным округам), но не зависит от его плотности. Связь обратная, чем меньше численность населения, тем больше выявляется взяткодателей.  Одним из объяснений такой ситуации может быть сплоченность местных управленческих и деловых элит в малонаселенных регионах, в связи с чем противодействие бытовой коррупции становится для них более приоритетным.

В качестве показателя выбранной стратегии противодействии коррупции имеет смысл также использовать соотношения количества выявленных преступлений по ст. 291 УК к числу выявленных преступлений по ст.290 УК (Рисунок 9).

Рис 9

Распределение этого соотношения, посчитанного для разных регионов РФ (Рисунок 10) многомодальное, выделяется как минимум три группы регионов по типу противодействия коррупции. В первой группе (37 регионов с соотношением ст.291/ст.290 менее 0,5) в качестве приоритета выбрано противодействие деловой коррупции, во второй группе (26 регионов с соотношением ст.291/ст.290 от 0,5 до 0,9) используется смешанная стратегия, в третьей группе (18 регионов с соотношением ст.291/ст.290 0,9 и более) значительное внимание уделяется противодействию бытовой коррупции[4].  Приведенная классификация регионов отображена визуально на Рисунке 11.

Рис 10

Рис 11



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru