Общество или коррупция. Сделай выбор. - Рифы скептицизма, или Кто верит, тот добьется.
Индекс материала
Общество или коррупция. Сделай выбор.
Рифы скептицизма, или Кто верит, тот добьется.
Мотивы сомнений или Мифы о коррупции
«Ничего не надо делать, все само наладится».
«Бороться с коррупцией бесполезно. На место пойманного взяточника придет новый, который будет брать еще больше»
«Главные коррупционеры – наверху. На местах ничего сделать нельзя, нет смысла ловить мелких взяточников. Рыба гниет с головы»
«Коррупция - это социальное явление, она была, есть и будет. Потому и бороться с ней бесполезно»
«Коррупция полезна. Коррупция ускоряет работу чиновников и компенсируют недостатки и пробелы законодательства»
Идеологи коррупции
Журналистские кампании.
Примечания
Все страницы

Рифы скептицизма, или Кто верит, тот добьется.

Антикоррупционная кампания, инициированная Президентом РФ, разворачивается вопреки кризису и погоде. Создается антикоррупционное законодательство, растет количество выявленных коррупционных правонарушений, совершенствуются механизмы управления в общественном секторе. Об активности кампании свидетельствуют статистика правоохранительных органов и информационные сюжеты в средствах массовой информации. Среди множества публикаций – не только информация о проведенных прокурорских проверках и количестве опротестованных нормативных актов , но и немало сюжетов о задержанных при получении взяток коррупционерах (иногда высокопоставленных) и репортажей из зала суда. Заметно усилился поток информации о системных шагах властей всех уровней по предупреждению и профилактике коррупции, в том числе много информации из муниципалитетов. В меньшем количестве, но все-таки имеются сюжеты об общественных антикоррупционных инициативах [1]. Суммарная средняя плотность антикоррупционных новостей в региональных и местных изданиях в разные месяцы составляет от 2,6 до 5,6 уникальных сюжетов в день Данная цифра в большей степени характеризует объем антикоррупционной работы, чем уровень тематической информационной нагрузки на граждан, поскольку не учитывает ни тираж изданий, ни количество повторов конкретного сюжета в разных СМИ. Однако именно эта цифра позволяет оценить глубину информационного воздействия, привязку конкретных новостей к местным реалиям. Можно утверждать, что жители большинства регионов России систематически и довольно часто получают информацию о конкретных шагах властей и правоохранительных органов по обузданию коррупции.

Но все эти информационные волны разбиваются о скептицизм российских граждан. «Цифры – цифрами, а есть ли результаты в борьбе с коррупцией?» - говорят они. Чем больше ловят взяточников, тем их больше становится. Не бесполезное ли это занятие? Нужно ли тратить силы, время и общественные ресурсы на борьбу с ветряными мельницами? И не имитация ли это борьбы, не прикрытие ли для крупной московской коррупции - ведь большие дела замалчиваются, крупные фигуры зачастую выходят сухими из воды? И не используется ли лозунг борьбы с коррупцией для сведения счетов с неугодными и захвата чужого бизнеса? Эти вопросы задают и рядовые обыватели, и активисты- общественники, и журналисты.

Кроме сомнений, есть также глухое противодействие тех, кому невыгодны изменения. На удивление активную роль здесь играет интеллигенция: некоторые преподаватели, представители науки (социологи и политологи чаще всего), те же журналисты на общем фоне сомнений озвучивают уже более радикальную мысль: борьба с коррупцией не просто бесполезна, она вредна. И подводят под эту мысль теоретические построения, подпитывающие общий скептицизм.

Про идеологов коррупции – разговор особый, а вот скептиков понять можно. Для сомнений есть почва: многие действия властей являются формальными или выглядят таковыми (это – «заслуга» журналистов, не умеющих писать интересно и доступно или не владеющих темой), большая часть антикоррупционных мероприятий инициируются «сверху», не опираются на общественную активность, многие шаги кажутся разовыми, не институциализируются (не превращаются в социальные институты, контролируемые обществом). Эти проблемы не могут быть решены быстро и тем более не могут быть решены без участия общества, самих граждан. Требуется настойчивая работа и время. Но разве это повод для пессимизма? Тут уместно вспомнить известный анекдот: «-Как сделать английский газон? – Легко. Просто нужно косить траву каждый день. Сто лет подряд». Одна из важнейших задач антикоррупционной кампании - убедить скептиков (и все общество) в том, что заметное снижение уровня коррупции – цель вполне достижимая.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru