Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги. - Право на борьбу с коррупцией |
Страница 2 из 17
Право на борьбу с коррупцией
Первая сложность, возникающая у разработчиков муниципальной программы противодействия коррупции - определение правовых рамок, правомочности своих действий. Имеет ли право (должен ли) муниципалитет тратить общественные ресурсы на противодействие коррупции? Главы муниципалитетов ссылаются на то, что в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» список вопросов местного значения закрытый, и в этом списке нет пункта о противодействии коррупции. Эта логическая задача решается в разных субъектах РФ по-разному. Некоторые юристы считают, что противодействие коррупции относится к сфере обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, которая в соответствии со ст. 72 Конституции РФ является предметом совместного ведения федеральных и региональных органов власти. Передача муниципалитету необходимых полномочий региональным законом требует компенсации соответствующих расходов, однако власти субъектов находят нестандартные решения. Например, в Карелии разработано соглашение между региональным Правительством и администрациями конкретных муниципалитетов «о взаимодействии по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в муниципальном районе (городском округе)», предметом которого «является взаимодействие Сторон по реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568». Соответственно, первой целью местной антикоррупционной программы определена «организация участия органа местного самоуправления в осуществлении государственной политики по профилактике коррупции» (см «Примерную муниципальную программу противодействия коррупции», рекомендованную к принятию в районах и городских округах Брянской области ). В других регионах противодействие коррупции не рассматривается как одна из общественных услуг, распределенных между уровнями власти, а считается внутренней задачей, решаемой в процессе организации таких услуг. Ведь в федеральном законе «О противодействии коррупции», на который ссылается упомянутое выше соглашение, дано определение: «противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий» (к слову отметим - в этом десятистраничном законе слово «муниципальный» встречается 65 раз!). Несомненно, что и до принятия национального плана противодействия коррупции муниципалитеты были вправе бороться с коррупцией (есть немало тому примеров), хотя надо признать, что системные шаги по противодействию коррупции на федеральном уровне заметно активизировали эту деятельность. Региональные законы о противодействии коррупции (многие из них были приняты раньше, чем федеральный) часто упоминают органы местного самоуправления как субъект антикоррупционной политики. Например, в статьях, описывающих правовую основу противодействия коррупции, после перечисления международных договоров, федеральных и региональных законов сказано: «и муниципальные правовые акты». В некоторых региональных законах имеется статья «Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления по вопросам противодействия коррупции». И то, и другое косвенно подтверждает право муниципалитетов заниматься этой проблемой. Встречаются статьи с констатацией: «Органы местного самоуправления муниципальных образований области, общественные объединения и граждане участвуют в противодействии коррупции в соответствии с действующим законодательством». В одном из первых региональных законов («О противодействии коррупции в республике Татарстан») есть статья «Субъекты антикоррупционной политики», где наряду с государственными органами, к ведению которых отнесена реализация антикоррупционной политики, общественными организациями, вовлеченными в реализацию антикоррупционной политики и средствами массовой информации названы органы местного самоуправления. В другой статье этого же закона в качестве мер предупреждения коррупционных правонарушений названа «разработка и реализация республиканской, ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ». Зачастую в региональных антикоррупционных законах встречается прямое упоминание: «Органы местного самоуправления принимают муниципальные программы противодействия коррупции», «Разработка, утверждение и реализация муниципальных антикоррупционных программ осуществляются в соответствии с муниципальными правовыми актами»,или «в муниципальных образованиях области могут разрабатываться муниципальные антикоррупционные планы в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований области». Наиболее развернутый вариант звучит так: «Органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции». Следует отметить, что в некоторых регионах (например, в Саратовской области, которая является одним из пионеров в области становления системы противодействия коррупции) несмотря на то, что муниципалитеты вообще не упомянуты как субъекты антикоррупционной политики в региональном законе, во всех крупных муниципальных образованиях приняты местные программы противодействия коррупции. |