Обзор знаковых событий МСУ #1 - 2. Национальные особенности муниципалитетов |
Страница 3 из 6
2. Национальные особенности муниципалитетов Продолжая тему муниципальной реформы, следует специально отметить распространение действия ФЗ-131 на всю территорию РФ с 2010 года, для чего пришлось даже принять именной закон «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике». Проблемы, связанные с реализацией прав граждан на местное самоуправление в некоторых субъектах РФ были одной из причин создания новой редакции федерального закона о местном самоуправлении. Именно в названных республиках внедрение местной демократии шло наиболее трудно. В качестве причины руководством назывались неурегулированные границы и необходимость централизации в условиях вооруженного конфликта, что было понятно в отношении Чечни, но не столь очевидно в отношении Ингушетии. Однако кроме названных проблем существуют другие - необсуждаемые пока – сложности. В обеих республиках сильны мусульманские традиции, которые не всегда удается примирить с законами РФ (к примеру , в свое время президент Ингушетии Р.Аушев выходил с законодательной инициативой о внесении поправок в Семейный кодекс, легализующих сложнопостроенные мусульманские семьи). Несомненно, что семейные кланы, из которых складывается чеченское и ингушское общество, имеют собственные традиции самоуправления, которые могут вписаться или не вписаться в рамки закона. Есть вероятность того, что республиканские власти постараются найти компромиссные варианты организации местного самоуправления, создавая соответсвующие местным традициям органы МСУ. Приняв такое решение, кавказские республики могут превратиться из аутсайдеров в лидеров муниципальной реформы.
В любом случае (независимо от того, как поведут себя власти Ингушетии и Чечни в отношении муниципальной реформы), можно прогнозировать, что именно в национальных республиках, национальных районах и национальных поселениях (такие термины встречаются в Уставах и Конституциях некотрых субектов РФ) будет вырабатываться более сложная структура органов местного самоуправления, вызванная необходимостью сохранения языка, культуры и национальной самобытности. Уже сейчас на общем фоне простой системы местных органов власти большинства российских муниципалитетов муниципальные образования некоторых национальных республик (например в Татарстане) отличаются развитой структурой самоуправления.
Объединение некоторых субъектов РФ повлекло за собой увеличение количества национальных муниципальных образований. Несомненно, что во избежание социальных потерь для этносов, еще недавно имевших государственные атрибуты и статус, потребуется большее внимание к вопросам национальной культуры, традиционных промыслов (что в свою очередь связано с экологией) и образования, для чего необходимы соответсвующие механизмы, институциированные как органы местного самоуправления. Работа эта по большей мере еще впереди, поскольку зависит от того, насколько она осознана. |