Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету

Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги. - Организационные вопросы (обеспечение программы)
Индекс материала
Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги.
Право на борьбу с коррупцией
Антикоррупционный конвейер
План или программа?
Программные мероприятия.
Организационные вопросы (обеспечение программы)
Взаимодействие с правоохранительными органами
Ограничение возможностей для коррупции
Кадровая работа
Обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления
Воспитание неприятия коррупционного поведения
Информационная кампания
Развитие общественных институтов
Измерить меры
Обозначение цели
Механизмы реализации
Публичность, синергия, эффективность, адаптивность
Все страницы

Организационные вопросы (обеспечение программы)

Данный раздел присутствует почти во всех  программах  под разными названиями, как то  «Создание условий  для разработки и введения механизмов противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования»  или «Нормативно-правовое регулирование антикоррупционной  деятельности».

Раздел включает мероприятия  по созданию  механизмов реализации  и управления программы, например:  «Создание уполномоченного органа по реализации программы», «Создать совет при главе муниципального образования, обеспечив в нем широкое участие представителей гражданского общества» ,  «Создание комиссии по противодействию коррупции в муниципальном образовании и утверждение ее состава», «Принятие Положения о комиссии по противодействию коррупции  муниципального  образования», «Назначение уполномоченного по борьбе с коррупцией муниципального образования»,  «Подготовка проекта постановления главы города о создании Координационного совета по противодействию коррупции».

На наш взгляд, создание инфраструктуры программы удобнее   обеспечить в рамках подготовительных мероприятий, по ходу разработки программы.  Если же  создание механизмов включается в текст, то  в программе необходимо  детально описать соотношение полномочий различных органов по реализации программы.

Подмена содержательных мероприятий  организационными не сразу заметна, но может привести к полному вырождению программы.  Каких программных целей можно добиться, реализуя только  такие мероприятия :  «Разработать план работы  Совета по противодействию коррупции», «Рассмотреть результаты антикоррупционных  мероприятий  на комиссии и совещаниях  при руководстве  муниципального образования» , «Информировать  предпринимателей  о работе координационного совета»,   « Организация и проведение итоговой конференции для информирования общественности муниципального района о результатах реализации Программы», «Создание интернет-страницы для освещения хода исполнения программы противодействия  коррупции  в муниципальном образовании», «Освещение  антикоррупционных  мероприятий  в СМИ», «Обеспечение деятельности Координационного совета по противодействию коррупции» ?    Описанные действия не являются программными мероприятиями, поскольку определяют формы работы, но никак не ее содержание,  а потому  должны быть выделены в  отдельный раздел,  наименее затратный во всей программе.

Включение оргвопросов в тест программы иногда доходит до крайностей.  Вызывают удивление такие строчки в  перечне мероприятий:  «Подготовка и внесение на утверждение главе города муниципальной программы «О противодействии коррупции на территории муниципального образования» .    Такая  «вещь в себе»  как минимум свидетельствует об отсутствии логики.  Нелепо звучит и это: «1. Разработка и утверждение   пла­нов   антикоррупционных  меро­приятий в органах местного самоуправления муни­ципального образования ... район,  2) Реализация планов антикорруп­ционных мероприятий в органах местного самоуправления муни­ципального   образования ... район».    Можно догадываться, что в данном случае речь идет о  сельских поселениях, входящих в район (что не совсем законно),   но это не снимает вопросов по качеству такой программы.

Наоборот, логично в программе предусмотреть продолжение антикоррупционной работы в будущем :  пункт «Разработка целевой программы на период 2010-2012г»  в программе на 2009 год вполне уместен.

К обеспечению программы  относятся и  меры, связанные с  нормативно-правовым обеспечением  антикоррупционной деятельности.  Разработка положений об органах управления программой,  регламентов их работы,   утверждение их состава,  создание  методик оценки эффективности программы,  формулирование  системы  денежной и неденежной мотивации  участников программы  -необходимость этих мер  становится  понятной в ходе разработки программы, при   создании механизма ее реализации.  Наличие в плане программных мероприятий пункта «Формирование  перечня муниципальных  правовых  актов по борьбе с коррупцией» говорит о некачественной работе в подготовительный период.

Одна из важнейших задач организационного  характера -  информационное обеспечение программы и выполнение аналитических работ.  «Проведение социологического исследования»,    « Проведение тематического анкетирования среди получателей муниципальных  услуг (выявление коррупционных  факторов),  «Проведение административных  обходов подразделений  для контроля за организацией предоставления  услуг с проведением бесед с посетителями о случаях незаконного взимания денег  (исполнители - члены антикоррупционной  комиссии)», «Провести горячую линию с жителями района по вопросу противодействия коррупции (исполнитель - глава МО), «Провести ревизию ранее выявленных  фактов коррупции», «Разработать положение об антикоррупционном  мониторинге», «Разработать  базу данных для учета коррупционных  правонарушений и мер реагирования»:  такие действия позволяют различными способами  собрать информацию   о проблеме коррупции в муниципалитете и   обеспечить контроль за ходом исполнения программы.

На наш взгляд, основная  работа по сбору информации  должна быть  выполнена  на подготовительном  этапе,   так как с этим связано определение  основных  направлений  программы.   Социологическое исследование, выполненное  собственными силами или с привлечением  специализированных организаций, позволит определить  основные зоны коррупции, ее  причины и  эффективные меры противодействия.   Но в любом случае, в рамках программы  необходимо оценивать ход  реализации   программы, возможно также выполнение более глубоких исследований по  отдельным  направлениям, требующим детализации (например - мотивы предпринимателей, дающих взятки, в муниципалитете, где выявлена высокая активность взяткодателей из бизнес - среды,  или  особенности адаптации мигрантов в ситуации прогрессирующей клановой коррупции).    В рамках программы могут также проводиться опросы  по оценке качества муниципальных услуг в постоянном режиме.

 



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru