Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету

Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги. - Право на борьбу с коррупцией
Индекс материала
Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги.
Право на борьбу с коррупцией
Антикоррупционный конвейер
План или программа?
Программные мероприятия.
Организационные вопросы (обеспечение программы)
Взаимодействие с правоохранительными органами
Ограничение возможностей для коррупции
Кадровая работа
Обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления
Воспитание неприятия коррупционного поведения
Информационная кампания
Развитие общественных институтов
Измерить меры
Обозначение цели
Механизмы реализации
Публичность, синергия, эффективность, адаптивность
Все страницы

Право на борьбу с коррупцией

 

Первая сложность, возникающая  у разработчиков муниципальной программы противодействия коррупции - определение  правовых рамок,  правомочности своих действий. Имеет ли право (должен ли)  муниципалитет  тратить общественные  ресурсы  на противодействие  коррупции?  Главы муниципалитетов ссылаются на то, что  в соответствии с ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» список вопросов местного значения  закрытый, и в этом списке нет пункта о  противодействии коррупции.

Эта логическая задача решается в разных субъектах РФ по-разному.

Некоторые юристы считают, что противодействие коррупции относится к сфере обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, которая  в соответствии со  ст. 72  Конституции РФ является предметом совместного ведения федеральных и региональных органов власти.  Передача  муниципалитету необходимых  полномочий региональным  законом  требует компенсации соответствующих расходов, однако   власти субъектов  находят нестандартные решения.  Например, в Карелии  разработано соглашение между региональным Правительством и администрациями конкретных муниципалитетов  «о взаимодействии по реализации государственной политики в области противодействия коррупции в муниципальном районе (городском округе)», предметом которого   «является взаимодействие Сторон по реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568».  Соответственно,   первой целью   местной антикоррупционной  программы определена  «организация участия органа местного самоуправления в осуществлении государственной политики по профилактике коррупции»  (см «Примерную муниципальную программу противодействия коррупции», рекомендованную к принятию в  районах и городских округах  Брянской области ).

В  других регионах противодействие коррупции не рассматривается как одна из общественных услуг, распределенных  между  уровнями власти, а считается внутренней  задачей, решаемой в процессе организации таких услуг.  Ведь  в федеральном  законе  «О противодействии коррупции», на который ссылается упомянутое  выше соглашение,   дано определение:  «противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий» (к слову отметим -  в этом десятистраничном законе  слово «муниципальный» встречается 65 раз!).     Несомненно, что и до принятия национального плана  противодействия коррупции муниципалитеты были вправе бороться с коррупцией (есть немало тому примеров), хотя надо признать, что  системные  шаги по противодействию коррупции на федеральном уровне  заметно активизировали  эту деятельность.  Региональные  законы о противодействии коррупции  (многие из них были приняты раньше, чем федеральный) часто упоминают органы местного самоуправления как субъект антикоррупционной политики.  Например,   в статьях, описывающих правовую основу противодействия коррупции, после перечисления международных договоров, федеральных  и региональных законов  сказано: «и муниципальные правовые акты».   В некоторых региональных законах  имеется статья «Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления  по вопросам противодействия коррупции».  И то, и другое  косвенно подтверждает  право муниципалитетов  заниматься этой проблемой.

Встречаются статьи с констатацией:  «Органы местного самоуправления муниципальных образований области, общественные объединения и граждане участвуют в противодействии коррупции в соответствии  с действующим законодательством».

В одном из первых региональных законов («О противодействии коррупции в республике Татарстан») есть статья «Субъекты антикоррупционной политики», где наряду с государственными органами, к ведению которых отнесена реализация антикоррупционной политики, общественными организациями, вовлеченными в реализацию антикоррупционной политики и средствами массовой информации названы  органы местного самоуправления. В другой статье этого же закона  в качестве мер предупреждения коррупционных правонарушений названа «разработка и реализация республиканской, ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ».

Зачастую в региональных антикоррупционных законах встречается прямое упоминание: «Органы местного самоуправления принимают муниципальные программы противодействия коррупции», «Разработка, утверждение и реализация муниципальных антикоррупционных программ осуществляются в соответствии с муниципальными правовыми актами»,или «в муниципальных образованиях области могут разрабатываться муниципальные антикоррупционные планы в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований области».  Наиболее развернутый вариант звучит так: «Органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции».

Следует отметить, что в некоторых регионах (например,  в Саратовской области, которая является одним из пионеров в области становления системы противодействия коррупции)  несмотря на то, что муниципалитеты вообще не упомянуты как субъекты антикоррупционной политики в региональном законе, во всех крупных муниципальных образованиях приняты местные программы противодействия коррупции.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru