Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету





Реклама
Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги.
Индекс материала
Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги.
Право на борьбу с коррупцией
Антикоррупционный конвейер
План или программа?
Программные мероприятия.
Организационные вопросы (обеспечение программы)
Взаимодействие с правоохранительными органами
Ограничение возможностей для коррупции
Кадровая работа
Обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления
Воспитание неприятия коррупционного поведения
Информационная кампания
Развитие общественных институтов
Измерить меры
Обозначение цели
Механизмы реализации
Публичность, синергия, эффективность, адаптивность
Все страницы

Статья для журнала «Муниципальная власть»

Широкая антикоррупционная кампания,  инициированная Президентом РФ  Д.Медведевым вскоре после его избрания,   не могла не отразиться на  делах и планах российских муниципалитетов.

Бесспорно, что основной объем так называемой «бытовой коррупции»  в стране порожден несовершенством  российского местного самоуправления: деятельность муниципальных организаций и предприятий  затрагивает интересы почти всех граждан России, общаться с  чиновниками гражданам тоже чаще всего приходится на местном уровне. Граждане возмущены примерами незаконных поборов в детских садах и школах, в поликлиниках и больницах,  даже в роддамах и на кладбищах.   Впрочем, вклад муниципалитетов в общероссийский уровень  «деловой  коррупции»  тоже определяющий - если не по масштабу коррупционных сделок,  то по их количеству.  Предприниматели уверены, что без взятки невозможно получить заказ на поставку продуктов в школу или  ремонт административного здания, поставить автобус на маршрут или согласовать строительство  торгового павильона.

Разговоры о том, что «основная коррупция - в верхах»  не опровергают факта : корни российской коррупции - в муниципалитетах. Статистика  правоохранительных органов подтверждает:  в 2008 году за коррупционные преступления осуждены 996 должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. К уголовной ответственности привлечены 248 глав муниципальных образований. Среди осужденных за взятки  в 2008 году 20% - работники сферы здравоохранения, 12% - преподаватели, 9% - муниципальные служащие. За 10 месяцев  2007 года возбуждены  уголовные  дела в отношении 798 выборных членов органов местного самоуправления.   И таких дел становится все больше:  количество выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в 2008 году по сравнению с 2007 выросло  на 13,3%.

Даже скептически настроенные эксперты признают, что несмотря на имеющиеся перегибы  в работе правоохранительных органов (то, что называется компанейщиной),  большинство уголовных дел в отношении глав муниципалитетов, муниципальных служащих и сотрудников муниципальных  учреждений и предприятий   вполне обосновано.  Президент Д.Медведев  весьма жестко высказался по этому поводу (заметьте - в выступлении на коллегии генпрокуратуры!): «На уровне муниципалитетов, к сожалению, есть проблемы и с самими законодателями, и с муниципальными менеджерами. Очень часто туда проникают люди, которые не нашли себя в другой сфере. Если на уровне субъектов Федерации, на федеральном уровне уже такие лица не появляются, то там количество таких «специальных» граждан довольно высокое. И нужно сделать всё, чтобы их оттуда выставить. Криминальные элементы, авторитеты и авторитетики местного масштаба не должны находиться в местных органах власти, а их там достаточное количество. Посмотрите каждый по своему региону: там есть чем заниматься».

Добавим к этому - реальное противодействие коррупции в органах государственной власти тоже приходится организовывать на территории конкретного муниципалитета, считаясь с местными нравами и традициями, соразмеряясь с общим отношением к антикоррупционной политике.  Выявить недобросовестного инспектора ГИБДД   или судебного пристава, взяточника в регистрационной палате  или в отделе социального обеспечения  гораздо труднее  в обстановке круговой поруки и попустительства.

Без создания  системных механизмов  противодействия  коррупции  на муниципальном  уровне национальный антикоррупционный  план может превратиться в фикцию.  Видимо, указанные обстоятельства  осознаются    представителями  федеральной власти (полпредств,  прокуратуры,   отраслевых министерств и силовых ведомств) и  губернаторами (которые по факту тоже  - представители федеральной власти), поскольку во многих регионах  массовый процесс разработки муниципальных программ противодействия коррупции инициируется с государственного уровня.    Именно за счет давления «сверху»  значительное число российских муниципалитетов  (счет идет на сотни)  имеют  к сегодняшнему дню  действующие планы или программы противодействия коррупции. Накопленный практический опыт разработки таких программ уже  позволяет провести их сравнительный анализ.

 



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru