Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги. - Ограничение возможностей для коррупции |
Страница 8 из 17
Ограничение возможностей для коррупции
В этот условный раздел сведены меры, ограничивающие возможности для коррупции в сфере деятельности муниципалитета. И хотя этот сводный раздел - один из самых больших, в реальных программах есть узкие разделы, включающие лишь часть перечисленных ниже мер.
Одно из направлений антикоррупционной работы (исходя из зарубежного опыта - одно из главных направлений) - создание ведомственных программ, ведь специфика коррупционных преступлений в медицинских учреждениях и на предприятиях ЖКХ весьма различна. Однако у нас такой опыт почти отсутствует, примеры для подражания - единичные: «Разработать ведомственные планы по противодействию коррупции, проанализировать их исполнение», «В целях противодействия коррупции в муниципальных образовательных учреждениях обеспечить усиление контроля за образовательными учреждениями в период выпускных экзаменов (исполнитель - управление образованием)», «На официальном сайте администрации ввести постоянную рубрику по вопросам противодействия коррупции в сфере образования». Наиболее распространенный механизм, встречающийся во всех без исключения антикоррупционных программах, вплоть до программ, созданных в сельских поселениях - антикоррупционная экспертиза. Неудивительно, что использование этого механизма прописано достаточно детально: «Разработка и утверждение порядка антикоррупционной экспертизы», «Проведение обучающих семинаров по проведению антикоррупционной экспертизы», «Подготовка экспертов по вопросу проведения антикоррупционной экспертизы» , «Изучение практики применения антикоррупционной экспертизы в других регионах, формулирование предложений по ее применению в муниципальном образовании», «Внесение изменений в регламенты нормотворческой деятельности в целях включения антикоррупционной экспертизы». Основой пункт - «Проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов муниципального образования» формулируется во многих вариантах. В качестве исполнителей называется уполномоченный орган, привлеченная специализированная организация, общественные организации. Кроме правовых актов называются также нормативно-правовые акты, договора и соглашения, заключаемые от имени администрации муниципалитета, инвестиционные проекты, предусматривающие привлечение средств местного бюджета. Кроме экспертизы документов иногда предусматривается экспертиза их проектов. В одной из программ предложено выполнить «Анализ нормативно-правовых документов района с целью усиления их аникоррупционного потенциала». Работа весьма полезная, но требующая значительных ресурсов. При этом ожидаемый результат трудно измерить («совершенствование нормативно-правовой базы противодействия коррупции» ), в результате этот пункт антикоррупционной программы сам становится коррупциогенным . Достаточно часто в программах встречаются предложения по созданию регламентов предоставления муниципальных услуг: «Создание реестра сфер деятельности структурных подразделений муниципального образования с повышенным риском коррупции (исполнители - привлеченные специализированные организации, уполномоченный орган программы) , «Разработка и утверждение административных регламентов для отраслей с повышенным риском коррупции», «обеспечение через средства массовой информации информирования населения о практике административных процедур», «Анализ действующих административных регламентов», «Анализ жалоб граждан, подготовка предложений по изменению административных процедур». Интересно, что в одном из типовых планов (рекомендованных властями субъекта РФ) «разработка административных регламентов предоставления услуг по полномочиям муниципального образования» не имеет срока исполнения. Дело в том, что разработка регламентов - дело весьма трудоемкое и тонкое. Плохой регламент может принести вреда (взяток) больше, чем его отсутствие. В связи с этим следует очень осторожно относиться к тиражированию пункта об административных регламентах в антикоррупционных программах. Общепризнано и подтверждено милицейской статистикой, что распределение муниципальных заказов - одна из самых коррумпированных сфер в муниципалитетах. Естественно, что этому вопросу уделяется значительное внимание в антикоррупционных программах. «Проведение анализа эффективности закупок (сравнение закупочных и среднерыночных цен)», «Утвердить методику проведения анализа эффективности закупок», «Оценка соответствия максимальной установленной цены и цены победителя конкурса», «Анализ исполнения контрактов (выявление расходов, неэффективных для бюджета)», « Контроль за проведением конкурсов», «Разработка и утверждение административного регламента контроля за соблюдением антикоррупционных требований при проведении закупок», «Изучить практику организации конкурсов, разработать меры по совершенствованию контроля (исполнитель - финансовый отдел администрации)», «Анализ изменения стоимости теплоэнергии за последние пять лет с учетом практики других городов», «Приобрести системы аудио и видео записи для обеспечения собственной безопасности муниципальных служащих при выполнении служебных обязанностей, связанных с организацией и проведением торгов с целью исключить провокации коррупционного характера», «Увеличение процента аукционных торгов в общем объеме размещенных заказов», «Размещение в интернете информации о результатах рассмотрения жалоб на действия(бездействие) муниципальных заказчиков, уполномоченного органа, конкурсных, аукционных, котировочных комиссий», «Внедрение и применение современных электронных технологий при размещении муниципальных заказов», «Организация повышения профессиональной подготовки сотрудников, занятых в сфере размещения муниципального заказа». Важно, к что к исполнению аналитических работ (сопоставление закупочных и рыночных цен) в некоторых муниципальных образованиях привлекают объединения предпринимателей (например, районную торгово-промышленную палату). Несмотря на неплохую накопленную практику, еще не использованы возможности местного регулирования процесса муниципальных закупок, предоставляемые муниципалитетам федеральным законодательством, нет примеров создания специализированных органов и очень редки примеры сотрудничества с бизнес-ассоциациями. Еще одна криминализированная сфера муниципального управления - распоряжение собственностью муниципалитета. Крупнейшие коррупционные скандалы в муниципалитетах связаны с распоряжением землей, недвижимостью, приватизацией. Однако острота проблемы пока не привела к созданию механизмов противодействия. «Утверждение процедуры информирования граждан через средства массовой информации и интернет о возможной аренде недвижимого имущества, земли, о результатах приватизации, о предстоящих торгах», «Анализ результатов аренды муниципального имущества», «Провести инвентаризацию муниципального имущества с целью выявления имущества, не используемого для реализации полномочий муниципального образования» - вот и весь список используемых мер. Учитывая, что степень прозрачности процедур в сфере распоряжения имуществом напрямую связана с уровнем деловой коррупции, следует ожидать противодействия со стороны заинтересованных групп любым попыткам усилить данный раздел программы. Кроме перечисленных мер ограничения возможностей для коррупции, в программах предлагается: «Регулярно проводить оптимизацию и конкретизацию полномочий органов местного самоуправления и их работников», «Внедрение механизма управления по целям». Задачи эти связанные, поскольку целевое управление автоматически влет за собой оптимизацию структуры. Однако следует понимать, что внедрение управления по целям - непростая управленческая задача, требующая ресурсов и соответствующих масштабов.
|