Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги. - Ограничение возможностей для коррупции
Индекс материала
Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги.
Право на борьбу с коррупцией
Антикоррупционный конвейер
План или программа?
Программные мероприятия.
Организационные вопросы (обеспечение программы)
Взаимодействие с правоохранительными органами
Ограничение возможностей для коррупции
Кадровая работа
Обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления
Воспитание неприятия коррупционного поведения
Информационная кампания
Развитие общественных институтов
Измерить меры
Обозначение цели
Механизмы реализации
Публичность, синергия, эффективность, адаптивность
Все страницы

Ограничение возможностей для коррупции

 

В этот  условный раздел  сведены меры,  ограничивающие  возможности для коррупции  в сфере деятельности муниципалитета.   И хотя этот сводный раздел - один  из самых больших, в реальных программах   есть узкие разделы, включающие лишь часть перечисленных ниже мер.

Одно из направлений  антикоррупционной работы  (исходя из зарубежного опыта - одно из главных направлений) -  создание ведомственных программ, ведь специфика   коррупционных преступлений в  медицинских учреждениях и на предприятиях ЖКХ весьма различна.    Однако у нас такой опыт  почти отсутствует, примеры для подражания - единичные:  «Разработать ведомственные  планы по противодействию коррупции, проанализировать их исполнение», «В целях противодействия  коррупции в муниципальных образовательных  учреждениях  обеспечить усиление контроля за образовательными  учреждениями  в период выпускных экзаменов (исполнитель - управление  образованием)», «На официальном  сайте администрации  ввести постоянную  рубрику  по вопросам  противодействия коррупции в сфере образования».

Наиболее  распространенный механизм, встречающийся во всех без исключения антикоррупционных  программах, вплоть до программ, созданных в сельских поселениях  - антикоррупционная  экспертиза.    Неудивительно, что использование этого механизма прописано достаточно детально: «Разработка  и утверждение  порядка антикоррупционной экспертизы»,  «Проведение обучающих  семинаров по проведению антикоррупционной экспертизы», «Подготовка экспертов по вопросу проведения антикоррупционной экспертизы» , «Изучение  практики применения антикоррупционной  экспертизы в других регионах, формулирование  предложений  по ее применению в муниципальном образовании», «Внесение изменений  в регламенты нормотворческой  деятельности  в целях включения антикоррупционной  экспертизы».   Основой пункт -  «Проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов муниципального образования»  формулируется во многих вариантах. В качестве исполнителей называется   уполномоченный  орган, привлеченная специализированная организация, общественные организации. Кроме правовых  актов  называются также нормативно-правовые акты, договора и соглашения, заключаемые от имени администрации муниципалитета, инвестиционные проекты, предусматривающие привлечение средств местного бюджета.  Кроме экспертизы документов  иногда предусматривается экспертиза их проектов.

В одной из программ предложено выполнить «Анализ нормативно-правовых документов района с целью  усиления их аникоррупционного потенциала». Работа   весьма полезная, но требующая значительных ресурсов.  При этом  ожидаемый результат  трудно  измерить («совершенствование нормативно-правовой  базы противодействия коррупции» ), в результате этот пункт антикоррупционной программы  сам становится коррупциогенным .

Достаточно часто в программах встречаются  предложения по созданию регламентов  предоставления муниципальных услуг: «Создание реестра сфер деятельности  структурных  подразделений  муниципального образования    с повышенным  риском коррупции (исполнители - привлеченные  специализированные  организации, уполномоченный  орган программы) , «Разработка  и утверждение административных  регламентов для отраслей с повышенным риском коррупции»,  «обеспечение  через средства массовой информации  информирования  населения о практике административных  процедур», «Анализ действующих  административных  регламентов», «Анализ жалоб граждан, подготовка  предложений  по изменению  административных  процедур».  Интересно, что в одном из типовых  планов (рекомендованных  властями субъекта  РФ)  «разработка  административных регламентов предоставления  услуг по полномочиям муниципального образования»  не имеет срока исполнения.  Дело в том, что разработка регламентов - дело весьма трудоемкое и тонкое.  Плохой регламент может принести вреда  (взяток) больше, чем его отсутствие.  В связи с этим следует очень осторожно относиться к тиражированию   пункта об административных регламентах в  антикоррупционных программах.

Общепризнано и подтверждено милицейской статистикой, что  распределение муниципальных заказов - одна из самых  коррумпированных сфер в муниципалитетах.  Естественно, что

этому вопросу уделяется  значительное внимание в антикоррупционных программах.  «Проведение анализа эффективности  закупок (сравнение закупочных и среднерыночных цен)»,  «Утвердить методику  проведения анализа эффективности  закупок»,  «Оценка соответствия  максимальной  установленной  цены и цены победителя конкурса», «Анализ исполнения контрактов (выявление  расходов, неэффективных для бюджета)», « Контроль за проведением конкурсов»,  «Разработка и утверждение  административного регламента контроля за соблюдением  антикоррупционных  требований  при проведении  закупок», «Изучить практику организации  конкурсов, разработать  меры по совершенствованию контроля (исполнитель -  финансовый отдел администрации)», «Анализ изменения стоимости теплоэнергии за последние пять лет  с учетом практики других городов»,  «Приобрести системы аудио и видео записи для обеспечения  собственной  безопасности муниципальных служащих  при выполнении  служебных  обязанностей, связанных с организацией и проведением торгов с целью исключить провокации коррупционного  характера», «Увеличение  процента аукционных  торгов в общем объеме размещенных  заказов», «Размещение  в интернете   информации  о результатах  рассмотрения  жалоб на действия(бездействие) муниципальных  заказчиков, уполномоченного  органа, конкурсных, аукционных, котировочных комиссий», «Внедрение и применение современных  электронных технологий при размещении  муниципальных заказов»,  «Организация  повышения профессиональной  подготовки  сотрудников, занятых в сфере размещения  муниципального  заказа».   Важно, к что к исполнению аналитических работ (сопоставление закупочных и рыночных цен)  в некоторых муниципальных образованиях привлекают   объединения предпринимателей (например,  районную торгово-промышленную палату).     Несмотря на неплохую накопленную практику,  еще не использованы возможности  местного регулирования процесса муниципальных закупок, предоставляемые  муниципалитетам федеральным законодательством, нет примеров создания специализированных органов и очень редки примеры сотрудничества с бизнес-ассоциациями.

Еще одна криминализированная сфера муниципального управления - распоряжение собственностью муниципалитета.   Крупнейшие коррупционные скандалы в муниципалитетах связаны с   распоряжением  землей, недвижимостью, приватизацией.  Однако   острота проблемы пока не привела к созданию механизмов противодействия.   «Утверждение  процедуры информирования  граждан через средства массовой информации  и интернет  о возможной  аренде недвижимого имущества, земли, о результатах  приватизации, о предстоящих  торгах», «Анализ результатов  аренды  муниципального имущества», «Провести  инвентаризацию  муниципального  имущества  с целью выявления  имущества, не используемого  для реализации полномочий муниципального образования» -  вот и весь список используемых мер.    Учитывая, что степень прозрачности процедур в сфере распоряжения имуществом  напрямую связана с уровнем деловой коррупции, следует ожидать  противодействия  со стороны заинтересованных групп  любым попыткам  усилить данный раздел программы.

Кроме перечисленных мер ограничения возможностей для коррупции, в программах предлагается: «Регулярно проводить  оптимизацию и конкретизацию полномочий органов местного самоуправления  и их работников», «Внедрение механизма  управления по целям».   Задачи эти связанные, поскольку целевое управление автоматически влет за собой оптимизацию структуры.  Однако следует понимать, что   внедрение   управления по целям - непростая управленческая задача,  требующая ресурсов и соответствующих масштабов.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru