Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги. - План или программа? |
Страница 4 из 17
План или программа? В различных регионах системы антикоррупционных мероприятий называют по-разному: где-то планом, где-то программой. В словарях эти слова считаются синонимами, однако современная бюрократическая практика эти понятия существенно изменила. Планом называют последовательные действия, намеченные на определенный период , с указанием их целей, содержания, объема, сроков выполнения. Программа - комплекс взаимосвязанных мероприятий, ориентированных на достижение конкретной цели, снабженных индикаторами выполнения. В отличие от плана программа имеет более сложную структуру, в ней предполагается наличие аналитического раздела, оценка ресурсов, детальное описание дерева целей и задач. Мероприятия программы более сложны, отдельные разделы выделяются как подпрограммы и могут быть реализованы параллельно во времени, они соответствуют структуре целей и имеют измеряемые индикаторы выполнения. В программе описывается механизм ее реализации и контроля, а иногда дается оценка устойчивости и внешних рисков. Эти, казалось бы, очевидные истины наверняка известны разработчикам программ. Однако приходится констатировать: действующие программы очень далеки от этих требований. К сожалению, даже планы можно назвать планами весьма условно. Набор пожеланий («Организация и проведение конференций, семинаров, круглых столов в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции», «Разработка условий по взаимодействию общественности и администрации муниципального образования по повышению уровня информированности населения и обеспечения общественного участия в выполнении антикоррупционных мероприятий», «Контроль за проведением конкурсов по закупкам для муниципальных нужд, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства») с отметкой «постоянно» в графе «срок» - это скорее список возможных направлений антикоррупционной деятельности, но никак не план мероприятий, содержащий перечень конкретных шагов. Встречается и обратная крайность - излишняя детализация действий, не обеспеченная кадрами и ресурсами. Пример - принятие в сельском поселении программы противодействия коррупции, по тексту совпадающей с документами, принятыми в районах и городских округах (типовая программа спущена вплоть до сел!). Разработка многочисленных собственных регламентов и методик, проведение семинаров и тренингов неподъемно для нескольких специалистов сельской администрации, а пункты типа «проводить через СМИ широкую разъяснительную работу с населением», «обеспечить через СМИ информирование населения о практике административных процедур, применяемых на территории муниципального образования», «использовать сеть Интернет для информирования общественности о деятельности органов местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно значимой информации» в сельском поселении звучат чересчур претенциозно. Возможно, в этом случае было разумнее ограничиться планом антикоррупционных действий. Выбор формы документа зависит также от состава исполнителей - если планирование действий сотрудников муниципальной администрации возможно в виде простого плана, то включение сторонних соисполнителей, создание рабочих групп и привлечение добровольцев требует более сложной организации и предварительных программных шагов. Важно также определить объект действий. Простая организация планирования возможна, если программа направлена исключительно на противодействие коррупции в сфере ответственности муниципальных властей. Если же в зону действия программы включено все местное сообщество, а программные мероприятия включают противодействие коррупции среди государственных служащих, работающих на территории муниципального образования (ГИБДД, например), в бизнес - среде и в общественном секторе, то потребуются механизмы координации действий различных сил, заинтересованных в реализации программы. Важно также учесть степень вовлеченности в проблему лиц, участвующих в создании антикоррупционного механизма и уровень подготовки местной «инфраструктуры». Первичное обсуждение проблемы, создание специальных органов, выполнение аналитических работ, подготовка предложений в программу - все это удобнее организовать в виде плана, целью которого может быть разработка программы антикоррупционных мероприятий . Кажущаяся сложность такой «двухходовки» оправдана сложностью самой проблемы. |