Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги. - План или программа?
Индекс материала
Практика разработки муниципальных программ противодействия коррупции: первые итоги.
Право на борьбу с коррупцией
Антикоррупционный конвейер
План или программа?
Программные мероприятия.
Организационные вопросы (обеспечение программы)
Взаимодействие с правоохранительными органами
Ограничение возможностей для коррупции
Кадровая работа
Обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления
Воспитание неприятия коррупционного поведения
Информационная кампания
Развитие общественных институтов
Измерить меры
Обозначение цели
Механизмы реализации
Публичность, синергия, эффективность, адаптивность
Все страницы

План или программа?

В различных регионах системы антикоррупционных мероприятий называют  по-разному: где-то планом, где-то программой. В словарях эти слова считаются синонимами, однако  современная бюрократическая практика эти понятия существенно изменила.   Планом называют  последовательные  действия, намеченные на  определенный период , с указанием  их целей, содержания, объема, сроков выполнения.   Программа - комплекс взаимосвязанных мероприятий, ориентированных на достижение конкретной  цели, снабженных  индикаторами  выполнения.  В  отличие от плана  программа  имеет более сложную структуру, в ней предполагается наличие аналитического раздела,   оценка ресурсов,  детальное описание дерева  целей и задач.  Мероприятия программы более сложны,  отдельные разделы  выделяются как

подпрограммы и могут быть  реализованы  параллельно  во времени,  они  соответствуют структуре целей и имеют измеряемые индикаторы выполнения. В программе описывается  механизм ее реализации  и контроля, а иногда дается оценка устойчивости и внешних рисков.  Эти, казалось бы,  очевидные истины  наверняка известны разработчикам программ.   Однако приходится констатировать:   действующие программы очень  далеки от этих требований.

К сожалению, даже планы можно назвать планами весьма условно. Набор пожеланий («Организация и проведение конференций, семинаров, круглых столов в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции», «Разработка условий по взаимодействию общественности и администрации муниципального образования по повышению уровня информированности населения и обеспечения общественного участия в выполнении антикоррупционных мероприятий», «Контроль за проведением конкурсов по закупкам  для муниципальных нужд, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства») с отметкой «постоянно» в графе «срок» - это  скорее список возможных направлений антикоррупционной деятельности, но никак не план мероприятий, содержащий  перечень конкретных шагов.

Встречается  и обратная крайность - излишняя детализация действий, не обеспеченная кадрами и ресурсами. Пример -  принятие в сельском  поселении программы противодействия коррупции,  по тексту совпадающей с документами, принятыми в районах и городских округах (типовая программа спущена вплоть до сел!).   Разработка многочисленных собственных регламентов и  методик,  проведение семинаров и тренингов  неподъемно  для нескольких специалистов сельской администрации, а пункты типа «проводить через СМИ широкую разъяснительную работу с населением», «обеспечить через СМИ информирование населения о практике административных процедур, применяемых на территории муниципального образования», «использовать сеть Интернет  для информирования общественности о деятельности органов местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно значимой информации» в сельском  поселении  звучат чересчур претенциозно.  Возможно, в этом случае было разумнее ограничиться планом антикоррупционных действий.

Выбор формы документа  зависит также от  состава исполнителей -  если планирование действий  сотрудников муниципальной администрации  возможно в виде простого плана, то  включение сторонних соисполнителей,  создание рабочих групп и  привлечение  добровольцев  требует более сложной организации и предварительных программных шагов.  Важно также определить объект  действий.   Простая организация  планирования возможна, если  программа направлена исключительно на противодействие коррупции  в сфере ответственности  муниципальных властей. Если же в зону действия программы включено все местное сообщество, а программные мероприятия включают  противодействие коррупции среди государственных служащих, работающих на территории муниципального образования (ГИБДД, например), в бизнес - среде и  в общественном секторе, то потребуются механизмы координации действий различных сил, заинтересованных в реализации программы.

Важно также учесть степень вовлеченности  в проблему лиц, участвующих в  создании антикоррупционного   механизма и уровень подготовки местной «инфраструктуры».   Первичное обсуждение проблемы, создание  специальных органов, выполнение аналитических работ, подготовка предложений в программу - все это удобнее организовать в виде плана, целью которого может быть разработка программы антикоррупционных  мероприятий .  Кажущаяся сложность такой «двухходовки» оправдана сложностью самой проблемы.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru