Обзор знаковых событий МСУ #2 - 3. Тарифы на услуги локальных монополистов
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #2
1. Укрупнение муниципалитетов
2. Критерии эффективности муниципальных образований
3. Тарифы на услуги локальных монополистов
4. Легитимность местной власти
5. Полномочия муниципалитетов
Все страницы

3.      Тарифы на услуги локальных монополистов

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,  устанвливающий правила тарифообразования в ЖКХ, и втом числе  описывающий роль местных органов власти в этом процессе, принят в 2004 году, однако во многих субъектах РФ муниципалитеты  и по сей день  не допускаются к принятию столь политически важных (и экономически весомых) решений.  Чтобы снять  некоторые проблемы, связанные с внедрением закона, подгтовлены соответствующие поправки в Гражданский кодекс.

Чиновникам на местах лучше известно, сколько должны платить граждане за электричество и воду

Парламентарии одобрили во втором чтении законопроект, предоставляющий органам местного самоуправления право устанавливать или регулировать тарифы, цены, расценки, ставки наряду с государственными органами.
Как пояснила «Гудку» советник аппарата думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Ольга Рузакова, соответствующие поправки в Гражданский кодекс прежде всего расширяют полномочия муниципалитетов по регулированию тарифов на услуги ЖКХ.
«Тем самым положения Гражданского кодекса приводятся в соответствие с действующими законами «Об основах федеральной жилищной политики» и «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые уже содержат нормы, на основании которых органы местного самоуправления вправе устанавливать или регулировать цены и тарифы», - отметила депутат.
Как пояснила Ольга Рузакова, «в условиях развития рыночной экономики законодательство должно чётко определять случаи, когда цены регулируются государственными органами, а когда - органами местного самоуправления».
Как пояснила «Гудку» аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Юлия Голышева, появление законопроекта продиктовано необходимостью разграничения полномочий муниципальных и государственных органов власти. «Данная мера позволит избежать вмешательства госорганов в муниципальные дела. По нашим оценкам, местным органам власти будут предоставлены прежде всего права на регулирование тарифов по предоставлению тепловой энергии потребителям на территории одного муниципального образования», - отметила г-жа Голышева.
По мнению научного руководителя Института национальной стратегии Никиты Кричевского, нововведение может обернуться рядом проблем. «Безусловно, областной центр не должен регулировать цены в отдельном муниципальном образовании. Это должно делаться на местах, - заявил «Гудку» г-н Кричевский. - Но есть большие сомнения в том, что удастся наладить эффективный надзор за соблюдением тарифной политики. Кроме того, есть опасения, что это породит благодатную почву для коррупции - с муниципальными службами по тарифам просто начнут договариваться. Ведь никаких контролирующих механизмов в законопроекте не предусмотрено».

«Гудок», 27.04.2009

Многие эксперты разделяют сомнения по поводу  неподкупности муниципальных чиновников.

Татьяна Федяева, учредитель конкурса журналистов «Власть народная»: До сих пор несколько депутатов тверской городской думы находятся в местах лишения свободы. Они-то всего лишь установили тарифы в соответствии со своими соображениями и предложениями соответствующих служб. За небольшие деньги. Об этом в свое время многие СМИ рассказывали. Похоже, что этот опыт никого и ничему не учит. Или учит быть осторожнее и не попадаться.  А технологии коррупции все совершенствуются, опыт щедро передается.

Однако  статистика  правоохранительных органов  дает основания для таких же сомнений в отношении  любых служащих - федеральных, региональных, муниципальных.

С.Н.Юркова, директор РНЦГМУ, А.Н.Широков, научный руководитель РНЦГМУ:  По поводу права муниципалитетов регулировать тарифы -  это правильно!   А что касается сомнений и опасений, то договариваются и с региональными службами, а законодательство, конечно же, должно содержать механизмы контроля.

Валерий Кирпичников, председатель НП «Центр инноваций» КМО РФ: Местное самоуправление - власть подзаконная. Данный уровень власти легче всех других поставить под контроль, особенно под контроль самого населения. Государство контролирует исполнение законов на муниципальном уровне, население - эффективность деятельности своих муниципальных органов власти. Каждый вопрос должен решаться на том уровне, где он может быть решён наиболее эффективно. Коррупция - проблема всех уровней власти. Только чем выше уровень, тем дороже коррупция.

Системы жилищно-коммунального хозяйства  почти по всей стране находятся в крайне запущенном состоянии и требуют многомиллиардных инвестиций.   Радикальное улучшение ситуации в сфере ЖКХ возможно при внедрении механизмов частно-государственного партнерства. Однако главным камнем преткновения  при обсуждении концессионных проектов становится вопрос о тарифах.  Основа долгосрочных отношений частных инвесторов и операторов с муниципалитетом - четко определенные «правила игры», согласованный порядок тарифообразования,  позволяющий рассчитать сроки  возврата вложенных  средств. Любая неопределенность  в схеме тарифообразования делает проект нереальным.   А заключение концессионного контракта с муниципалитетом  (хозяином сетей и мощностей) невозможно, если  при этом тарифы  определются на  региональном  уровне.  Поэтому - рано или поздно - логика развития событий приведет  к тому, что решения о тарифах будуь приниматься местными властями. К тому же жители традиционно возлагают на них ответственность за  все, что связано с ЖКХ.

Как ни странно, во многих муниципалитетах власти не рады этой ответственности.  Они понимают, что за большими деньгами (а в ЖКХ «крутятся» огромные деньги)  стоит большая политика.   У них нет специалистов, нет опыта общения с локальными монополистами (очень сильными лоббистами), нет пока баланса со стороны частных инвесторов и  операторов (нынешние МУПы не в счет - они срослись с монополистами), нет опыта  привлечения общественности, широко используемого зарубежом в процессе согласования тарифов - гласной  формализованной процедуры, общественного аудита, внешних экспертов.  Но опыт - дело наживное.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru