Обзор знаковых событий МСУ #2 - 3. Тарифы на услуги локальных монополистов |
Страница 4 из 6
3. Тарифы на услуги локальных монополистовФедеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», устанвливающий правила тарифообразования в ЖКХ, и втом числе описывающий роль местных органов власти в этом процессе, принят в 2004 году, однако во многих субъектах РФ муниципалитеты и по сей день не допускаются к принятию столь политически важных (и экономически весомых) решений. Чтобы снять некоторые проблемы, связанные с внедрением закона, подгтовлены соответствующие поправки в Гражданский кодекс.
Многие эксперты разделяют сомнения по поводу неподкупности муниципальных чиновников. Татьяна Федяева, учредитель конкурса журналистов «Власть народная»: До сих пор несколько депутатов тверской городской думы находятся в местах лишения свободы. Они-то всего лишь установили тарифы в соответствии со своими соображениями и предложениями соответствующих служб. За небольшие деньги. Об этом в свое время многие СМИ рассказывали. Похоже, что этот опыт никого и ничему не учит. Или учит быть осторожнее и не попадаться. А технологии коррупции все совершенствуются, опыт щедро передается. Однако статистика правоохранительных органов дает основания для таких же сомнений в отношении любых служащих - федеральных, региональных, муниципальных. С.Н.Юркова, директор РНЦГМУ, А.Н.Широков, научный руководитель РНЦГМУ: По поводу права муниципалитетов регулировать тарифы - это правильно! А что касается сомнений и опасений, то договариваются и с региональными службами, а законодательство, конечно же, должно содержать механизмы контроля. Валерий Кирпичников, председатель НП «Центр инноваций» КМО РФ: Местное самоуправление - власть подзаконная. Данный уровень власти легче всех других поставить под контроль, особенно под контроль самого населения. Государство контролирует исполнение законов на муниципальном уровне, население - эффективность деятельности своих муниципальных органов власти. Каждый вопрос должен решаться на том уровне, где он может быть решён наиболее эффективно. Коррупция - проблема всех уровней власти. Только чем выше уровень, тем дороже коррупция. Системы жилищно-коммунального хозяйства почти по всей стране находятся в крайне запущенном состоянии и требуют многомиллиардных инвестиций. Радикальное улучшение ситуации в сфере ЖКХ возможно при внедрении механизмов частно-государственного партнерства. Однако главным камнем преткновения при обсуждении концессионных проектов становится вопрос о тарифах. Основа долгосрочных отношений частных инвесторов и операторов с муниципалитетом - четко определенные «правила игры», согласованный порядок тарифообразования, позволяющий рассчитать сроки возврата вложенных средств. Любая неопределенность в схеме тарифообразования делает проект нереальным. А заключение концессионного контракта с муниципалитетом (хозяином сетей и мощностей) невозможно, если при этом тарифы определются на региональном уровне. Поэтому - рано или поздно - логика развития событий приведет к тому, что решения о тарифах будуь приниматься местными властями. К тому же жители традиционно возлагают на них ответственность за все, что связано с ЖКХ. Как ни странно, во многих муниципалитетах власти не рады этой ответственности. Они понимают, что за большими деньгами (а в ЖКХ «крутятся» огромные деньги) стоит большая политика. У них нет специалистов, нет опыта общения с локальными монополистами (очень сильными лоббистами), нет пока баланса со стороны частных инвесторов и операторов (нынешние МУПы не в счет - они срослись с монополистами), нет опыта привлечения общественности, широко используемого зарубежом в процессе согласования тарифов - гласной формализованной процедуры, общественного аудита, внешних экспертов. Но опыт - дело наживное. |