Бюллетень МИКС 4/2009 - Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Индекс материала
Бюллетень МИКС 4/2009
Хроника выявления и пресечения коррупционных правонарушений
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федеральных органов
Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/ муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

 

Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти

 

Республика Дагестан. Парламент республики рассмотрел проект закона «О противодействии коррупции в Республике Дагестан». Проект закона уже был принят во втором чтении ровно год назад - 27 марта 2008 года. Главной причиной того, что его принятие было отложено, послужила начавшаяся работа по разработке Федерального закона «О противодействии коррупции в Российской Федерации».

В законопроекте, принятом в двух чтениях, основное внимание уделено определению системы мер предупреждения коррупционных правонарушений и организационных основ их реализации, которая включает в себя:
-  разработку программы о противодействии коррупции;
-  антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов;
-антикоррупционный мониторинг;     
- антикоррупционное просвещение и пропаганду;
-  развитие общественного контроля;
-  взаимодействие между правоохранительными органами и властью в целях противодействия коррупции».

 В проект закона внесено  более 20 поправок. Данный законопроект согласован со всеми комитетами, фракциями, учтены все предложения от правовых управлений аппарата Народного Собрания и президента, министерства юстиции Республики Дагестан и прокуратуры Республики Дагестан.

После обсуждения  парламент Дагестана принял законопроект в окончательном чтении.

 

Кировская область. В 2008 г. среднее количество участников торгов по размещению государственных м муниципальных заказов по сравнению с 2007 г. возросло в полтора раза, а только за первый квартал 2009 г. в департаменте было обработано свыше 1,5 тыс. заявок. Увеличивается количество участников торгов из других регионов, растёт число заявок на один лот.

В прошлом году лишь две трети госзакупок проходили через департамент государственных закупок. 

С целью пресечения махинаций (в том числе путем подачи заявок с заведомо заниженными ценами) будет повышаться стоимость залога и ужесточаться требования к участникам торгов.

По словам заместителя председателя правительства области , скандальные ситуации, то и дело возникавшие вокруг конкурсов (последний - в связи с размещением заказа на медицинское страхование неработающего населения), были связаны с заявками на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, которые формировались в отраслевых департаментах.

На прозвучавшие со стороны журналистов подозрения в коррупционном характере ряда прошедших в прошлом году конкурсов, заместитель главы правительства  ответил резко и определенно: "А где мы с вами раньше были, такие умные и храбрые?!"

Для достижения оптимального соотношения цены и качества предмета госзаказа необходимо усилить контроль и ответственность за формирование заявки на уровне департаментов. Он отметил, что этой работе будет уделено особое внимание правительства региона.

Для того, чтобы проконтролировать работу отраслевых департаментов при формировании подобных заявок, при каждом из них будут созданы общественные комиссии, состоящие из представителей общественности, саморегулируемых организаций, отдельных предпринимателей, журналистов.

Повышению доступности участия в торгах для максимального количества поставщиков и повышению эффективности процедуры госзакупок будет способствовать внедряемая автоматизированная информационная система размещения государственного и муниципального заказов. Первый в области электронный аукцион планируется провести в начале мая.  Для потенциальных поставщиков в департаменте государственных закупок проводятся бесплатные обучающие семинары по работе в системе АИС.

 

Кировская область. 15 апреля разработчики закона «О противодействии коррупции в Кировской области» обсудили с губернатором вопрос о включении в проект документа признаков коррупционных правонарушений.
Проект закона был внесен на рассмотрения народных избранников по инициативе прокуратуры области еще в августе 2008 года. С тех пор межведомственная рабочая группа его дорабатывала и корректировала. В марте вновь встал о включении в проект признаков коррупционных правонарушений. После доработки законопроект будет вынесен на окончальное чтение в конце апреля. На сегодняшний день он принят в первом чтении.
- Если чиновник честно исполняет свои обязанности, то ознакомившись с признаками коррупции, он ещё раз убедится в правильности своих действий. Если же должностное лицо ранее совершало коррупционные правонарушения, то ознакомившись с признаками коррупции, увидит опасность для него таких действий и вынужденно будет их прекратить, а в случае продолжения - будут очевиден умысел в его действиях, что в свою очередь, позволит правоохранительным органам более конкретно и целенаправленно проводить мероприятия по борьбе с коррупцией, - поясняет депутат.
Коррупционные признаки сгруппированы в семь пунктов. В числе прочих - несоблюдение принципов прозрачности, конкуренции и объективности критериев при принятии решений в системе госзакупок; несоблюдение должностным лицом принципов прозрачности и отчетности в управлении публичными финансами; злоупотребление процедурами, регулирующими деятельность частных организаций, включая предоставление субсидий и лицензий.
- Эти и другие настораживающие нечистоплотных чиновников признаки при их включении в Закон области, без сомнения позволят ограничить существующую практику «кошмарить» малый и средний бизнес, - считают депутаты.
Законопроект уже определил коррупцию как неправомерное использование должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, руководителем коммерческой или некоммерческой организации своего статуса для незаконного обогащения, незаконного получения различных услуг либо в иных личных интересах. Борьбу с этим явлением депутаты предлагают вести путем обеспечения гласности, совершенствованию управленческой структуры и восстановления нарушенных прав физических и юридических лиц.
В рамках будущего закона будут разрабатываться антикоррупционные правила поведения лиц, наделенных публичным статусом, будет введена антикоррупционная экспертиза правовых актов и введена обязанность опубликования отчетов по реализации мер борьбы с коррупцией. При этом с вступлением в силу закона «О противодействии коррупции в Кировской области» в регионе должен начаться антикоррупционный мониторинг, основанный на сообщениях, не составляющих государственную, военную или иную тайну, охраняемую федеральным законом.

 

Красноярский край. Проект закона «О предупреждении коррупции в органах власти Красноярского края» был одобрен для его рассмотрения в первом чтении на ближайшей сессии Законодательного Собрания края. Такое решение краевые парламентарии приняли на заседании комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества.

По мнению разработчиков, принятие регионального закона позволит на уровне края определить основные понятия коррупционности, разработать и реализовать антикоррупционную программу, проводить экспертизу правовых актов и законопроектов, осуществлять мониторинг правонарушений. Согласно документу, планируется проводить соответствующую информационную кампанию через СМИ и сферу образования, содействовать деятельности институтов гражданского общества, осуществляющих мероприятия по противодействию коррупции в крае, регулярно публиковать отчеты о реализации мер антикоррупционной политики, а также внедрить антикоррупционные стандарты во всех сферах государственного и муниципального управления.

В документе предусматривается создание органа по координации противодействию коррупции, который будет формироваться Губернатором края. Туда войдут представители органов исполнительной и законодательной власти, а также территориальных подразделений федеральных органов и Счетной палаты края.

 

Красноярский край. Первый заместитель губернатора провел заседание комиссии по противодействию коррупции в Красноярском крае.

     Заседание комиссии прошло в обновленном составе - соответствующие изменения были внесены 27 марта 2009 года губернатором края в связи с активным развитием института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ.

     Теперь в состав комиссии, помимо руководителей правоохранительных и контролирующих органов, депутатов ЗС и представителей органов исполнительной власти края, включены представители Совета Гражданской ассамблеи, Союза промышленников Красноярского края, научно исследовательского института регионального законодательства и правовой политики, Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты, регионального отделения Ассоциации юристов России, Союза журналистов Красноярского края.

     Члены комиссии обсудили организацию работы муниципальных органов власти по исполнению Национального плана противодействия коррупции и федерального закона «О противодействии коррупции». По итогам обсуждения было решено оказать органам местного самоуправления необходимую методическую и организационную помощь в решении возникающих проблем по противодействию коррупции.

     Председатель Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края  рассказал о роли общественных объединений в предупреждении коррупционных проявлений. По его словам, общественные объединения намерены способствовать открытости информации о деятельности антикоррупционной комиссии и государственных органов власти края, прозрачному механизму принимаемых решений.

     В заключение работы члены комиссии отметили, что противодействие коррупции является одной из наиболее приоритетных задач государственного уровня.

 

Республика Бурятия. 7 апреля состоялось заседание комиссии Народного Хурала по противодействию коррупции. Депутатская комиссия объявила республиканский конкурс «СМИ против коррупции», в котором могут принять участие журналисты республиканских и районных СМИ. Конкурс пройдет в июне-сентябре 2009 года. Цель конкурса - формирование в обществе негативного отношения к фактам коррупции. Журналистам  рекомендовано обратить особое внимание на коррупцию в органах исполнительной власти Бурятии. Призовой фонд определен в 100 тысяч рублей. В конкурсную комиссию включили все 13 членов парламентской комиссии по противодействию коррупции.

Комиссия рассмотрела приглашение бурятского  отделения всероссийского движения «Против коррупции, обмана и бесчестия» на проводимый круглый стол. Комиисия делегировала представителя для участия в работе круглого стола, попутно члены комиссии попросили  своего делегата проверить, что это за общественная организация, которая без их ведома проводит «круглые столы» на такие темы.

Комиссия также рассмотрела заявление предпринимателей, которым отказали в аренде 58 муниципальных помещений после передачи их в 2007 году в уставный капитал ООО «Улан-Удэнская управляющая компания». Город пошел на такой шаг, чтобы не исполнять федеральный закон, который дает право арендаторам выкупать помещения в первоочередном порядке после трех лет непрерывной аренды. «Это скорее вопрос этический. Прокуратура ничего, скорее всего, не найдет. Все выдержано по срокам» - высказал мнение депутат.Тем не менее комиссия обратилась за  заключением в  Прокуратуру Бурятии по этому решению муниципальных властей Улан-Удэ. Чтобы позже  вернуться к этому вопросу.

Было рассмотрено и обращение гражданина, который заявлял о фактах коррупции в правоохранительных органах. Но, поскольку его бумаги рассматриваются сейчас в судах, комиссия дала ответ, что в его случае она не может выносить каких-то решений.

 

Республика Алтай. Первый вице-премьер Республики Алтай провел заседание Комиссии по противодействию коррупции. В ходе заседания была заслушана информация председателя комитета по тарифам республики о работе по установлению тарифов в жилищно-коммунальной сфере на 2009 год. Как подчеркнул вице-премьер, это вполне закономерно, так как возросшая практически в два раза плата за услуги в системе ЖКХ вызывает недовольство и массу вопросов у населения.
Из доклада председателя комитета по тарифам следовало, что в текущем году по сравнению с прошлым тарифы на электроэнергию, газ, воду, тепло, утилизацию отходов выросли до 23,8%. Казалось бы, в среднем не так и значительно. Но беда в том, что вместе с ростом тарифов в 2009 году произошел сдерживаемый с 2006 года переход на 100- процентный уровень оплаты коммунальных услуг, а это привело к росту коммунальных платежей населением уже не на 20-30, а на 70-80%. До сего времени возможности республиканского и муниципальных бюджетов позволяли дотировать коммунальную сферу, теперь этой возможности не стало.
Вместе с этим, как подчеркнул выступивший на заседании вице-мэр Горно-Алтайска, в целях снижения нагрузки по оплате коммунальных услуг предусмотрена выплата адресных субсидий. Если в прошлом году такими субсидиями в городе пользовались около 1,5 тыс. человек, то в текущем уже более 4 тысяч. В отдельных семьях сумма субсидии полностью покрывают затраты на коммунальные услуги.
В решении комиссии указывается: рекомендовать комитету по тарифам в целях устранения возможных элементов коррупции в ходе утверждения тарифов организовать участие представителей домкомов, управляющих компаний, общественности. Отслеживать выполнение рекомендаций федерального правительства о недопущении повышения тарифов на топливо и электроэнергию в 2009 году.

 

Омская область. Депутаты законодательного собрания приняли во втором чтении проект закона о противодействии коррупции в Омской области. Закон обеспечивает согласованное применение правовых, экономических и иных мер, которые будут направлены на противодействие коррупции. В документе обозначены основные задачи антикоррупционной политики, в числе которых устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее появлению. В регионе действует комиссия по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Омской области, которую возглавляет  губернатор. В ряде отраслевых министерств работают «горячие линии» для сообщений о фактах проявления коррупции.

 

Саратовская область. За 2008 год количество правовых актов регионального правительства с коррупционными рисками снизилось по сравнению с 2007-ым более чем в 2 раза. Для большинства же муниципальных образований организация антикоррупционной экспертизы представляет собой существенную проблему. Сотрудники отдела по противодействию коррупции при облправительстве в течение января-февраля выезжали в районы для оказания органам МСУ методической помощи. Эта работа будет продолжена.

Граждане чаще сталкиваются с коррупционными правонарушениями именно при решении повседневных бытовых проблем. Об этом свидетельствуют и результаты мониторинга: в числе фигурантов уголовных дел по взяточничеству должностные лица муниципальных органов составили 28 человек, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - 11, государственных гражданских служащих области - 1.

 

Белгородская область. Состоялось заседание Совета при губернаторе области по противодействию коррупции. Сфера услуг, сфера исполнения контрольно-надзорных функций, организационно-финансовая деятельность и сфера ограничений, определенных для государственных и муниципальных гражданских служащих, были выделены как основные корупционно-опасные зоны.

 Как сообщил начальник управления организационно-контрольной работы аппарата губернатора, в прошлом году физическим и юридическим лицам было оказано 3,8 миллиона услуг. Из них три миллиона услуг - территориальными федеральными органами власти, остальные - областными. При этом, как показал анализ, только 33,4% всех услуг предоставляются по утвержденным регламентам. Основными проблемамии в этой сфере являются неконкретность и запутанность самого порядка предоставления услуг, что зачастую порождает посредников между органами власти и населением.

Вторая коррупционно-опасная зона - это сфера исполнения контрольно-надзорных функций. В прошлом году контролирующими органами было проведено более 102 тысяч проверок, из них более 19,6 тысяч - внеплановых, которые как раз и могут чаще всего сопровождаться коррупционными действиями. На заседании Совета было отмечено, что с 1 июля вступает в силу закон, согласно которому внеплановые проверки будут проводиться только по разрешению прокурора.

Третьей зоной была названа организационно-финансовая деятельность, касающаяся, прежде всего, штрафных санкций. Сегодня 96% административных правонарушений влекут наказание в виде штрафов, имеющих верхний и нижний предел, в эту вилку вполне умещаются взятки тем должностным лицам, от которых зависит мера наказания. Губернатор Евгений Савченко тут же дал поручение внести необходимые изменения в областное законодательство, установив по всем правонарушениям фиксированные штрафы.

Четвертая проблемная зона - это сфера ограничений, определенных для государственных и муниципальных гражданских служащих. Было отмечено, что главной проблемой в этой сфере является низкая правовая культура служащих. Губернатор дал поручение организовать проверку всех чиновников на знание основных федеральных и областных законов и других нормативных актов, начиная с Конституции страны и заканчивая собственными должностными инструкциями. Кроме того, по мнению главы региона, во всех органах власти необходимо регулярно проводить анкетирование среди граждан, которым оказываются услуги.

 

 

Республика Кабардино-Балкария. Состоялись слушания Общественно-консультативного совета при президенте КБР.  Здесь были озвучены заявления о том, что
официальные СМИ Кабардино-Балкарии оторваны от жизни, в них нет аналитики и мало критики. Руководитель Общественного правозащитного центра КБР в своем выступлении подчеркнул, что к СМИ надо относиться, как к ресурсам, которые помогают решать проблемы общества.  В первую очередь, это коррупция, о которой, по мнению правозащитника, следует писать не только тогда, когда кого-то схватили за руку. Так, важно было бы обсуждать проблему - как бороться с коррупцией в условиях малого общества, где все друг друга знают, где высокий уровень клановости.
По мнению министра по делам молодежи, СМИ и общественных организаций, СМИ республики не в состоянии разъяснять населению "смысл действий властей", кроме того, республиканские каналы не могут влиять на общественное мнение из-за того, что время вещания их очень ограничено.
"Хорошая аналитика вообще один из самых дефицитных сегодня жанров, и один из самых востребованных. К сожалению, чаще приходится читать такие статьи, где текста много, а смысла - нет. Здесь нужно серьезно работать над расширением числа авторов, как журналистов, так и специалистов в разных областях", - отметила одна из участниц.


Республика Ингушетия.  26 марта организации и учреждения Ингушетии, главы администраций городов, районов и населенных пунктов получили письменное указание об увольнении главных бухгалтеров и заместителей соответствующих организаций, а также начальников отделов, за подписью главы администрации президента Ингушетии. В своем письме глава администрации потребовал до 15.00 27 марта взять у всех лиц, занимающих указанные должности, заявления об увольнении без указания даты. Наличие таких заявлений, по мысли президента, позволило бы упростить процедуру увольнения нечестных чиновников.

По данным журналистов, эта инициатива президента республики не была поддержана главой его администрации, который проработал в этой должности лишь четыре месяца  и обьявил о своем уходе.  "Я уволился по собственному желанию, никаких конфликтов с президентом у меня не было, у нас сохраняются нормальные отношения",- заявил бывший глава администрации, добавив, что, скорее всего, его новое место работы будет в другом регионе.

Однако, по данным СМИ, разногласия с президентом у главы администрации  все же возникли, и они были связаны именно с методами борьбы с коррупцией, он не поддержал метод борьбы с коррупцией в чиновничьей среде, предложенный президентом, указав на то, что по закону требовать от чиновников писать заявления об увольнении по собственному желанию с открытой датой нельзя. На это же указали и правозащитники, в итоге президенту пришлось отменить свое антикоррупционное распоряжение.

Глава Ингушетии уже неоднократно заявлял, что его беспокоит "ужасная коррупция" в республике: президент обнаружил, что в Ингушетии пропадают сотни миллионов рублей, выделенные из федеральной казны.

Только за 2,5 месяца 2009 года в Ингушетии выявлено около 1 млрд. 200 млн. рублей хищения денежных средств. В начале марта президент республики  объявил финансовую амнистию для чиновников-коррупционеров, которые добровольно вернут похищенное в казну. В  ходе проведения антикоррупционных мероприятий в Ингушетии в бюджет республики уже возвращено 14 миллионов рублей.

 

Нижегородская область. В области третий год работает телефон доверия, куда каждый может сообщить о взятках. За два года на этот телефон поступило около 200 звонков. «К сожалению, большая часть из них носила недостоверный характер, так как звонившие пытались ущемить своих конкурентов», -- признал ответственный чиновник областного правительства.

 

Нижегородская область. 8 апреля состоялось  заседание межведомственного координационного совета по противодействию коррупции.

Как подчеркнул губернатор области, сегодня работа по борьбе с коррупцией требует от власти полномасштабного подхода, причем если выявление и расследования фактов получения и дачи взяток - это задача правоохранительных органов и прокуратуры, то органы госвласти должны полностью контролировать работу по профилактике подобных преступлений.

Губернатор также заявил о необходимости скорейшего принятия областной целевой программы противодействия коррупции. Ее проект уже готов. Программа рассчитана на три года и определяет основные направления совместных усилий власти, силовиков и общества. Аналогичные программы будут приняты и на муниципальном уровне.

Под контролем координационного совета будет проводиться работа по экспертизе новых и уже принятых законодательных актов в целях выявления коррупциогенных положений.

Усилится контроль и над доходами госслужащих и членов их семей, а также над прозрачностью проведения конкурсов и заключения государственных и муниципальных контрактов.

Кроме того, координационный совет планирует расширить сотрудничество со средствами массовой информации с целью создания в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Уже в 2009 году будет разработан Кодекс гражданского и муниципального служащего Нижегородской области, в котором особое внимание будет уделено вопросам борьбы с фактами коррупции в органах власти.

 

Ивановская область. На антикоррупционный электронный ящик губернатора Ивановской области за время его работы пришло более 300 писем. Также в региональное правительство поступили 22 обращения от жителей области. В них сообщалось о случаях злоупотребления служебным положением. По ним правоохранительные органы провели проверки. Об этом сообщил первый заместитель председателя регионального правительства на заседании круглого стола по теме "Создание региональной системы противодействия коррупции: проблемы и перспективы".  Также население региона может обратиться с сообщениями о предполагаемых фактах коррупции в органах государственной и муниципальной власти в дежурную службу губернатора, отдел по работе с обращениями граждан.

 

Ивановская область. Депутаты областной думы приступили к обсуждению местного варианта закона о коррупции.Ивановская версия будет называться «О некоторых вопросах противодействия коррупции». Законопроект подразумевает, в первую очередь, мониторинг законодательства на предмет так называемых «коррупциогенных» факторов. Кроме того, областной законопроект о коррупции очерчивает список людей, обязанных предоставлять сведения о доходах. «Это будут и государственные служащие, и лица, занимающие государственные должности, в том числе и губернатор, депутаты областной думы. Это и муниципальные служащие. Т.е. на сегодняшний день перечень этих категорий достаточно большой», - прокомментировал законотворческую инициативу депутат областной думы.

 

Республика Татарстан. Состоялось  заседание Совета по антикоррупционной деятельности, которое провел руководитель Аппарата Президента РТ.
В ходе рассмотрения вопроса «О сводном отчете о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2008 году с докладом выступил начальник отдела по реализации антикоррупционной политики РТ. В Татарстане правоохранительные органы активизировали свою работу по выявлению преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наибольшее количество преступлений в области коррупции зафиксировано в сферах образования, здравоохранения и соцобеспечения, агропромышленном комплексе. 18 должностных преступлений, пресеченных органами внутренних дел, связаны с призывной кампанией.
В 2008 году к уголовной ответственности привлечены 39 служащих и депутатов муниципальных органов, 25 государственных гражданских служащих республиканских органов исполнительной власти, 23 чиновника территориальных органов федеральных органов государственной власти и 12 представителей профессорско-преподавательского состава вузов.
Как отметил докладчик, в 2008 году произошел качественный перелом в отношении к реализуемым антикоррупционным мерам внутри республики. Большинство руководителей осознало важность антикоррупционной работы. Тем не менее, такое понимание, пришло не ко всем. Отдельными руководителями до сих пор допускается как формальный подход, так и прямое игнорирование требований антикоррупционных норм.
По итогам рассмотрения отчета совет рекомендовал субъектам антикоррупционной деятельности РТ рассмотреть документ на заседаниях постоянных рабочих групп и комиссий по реализации Стратегии антикоррупционной политики и принять меры по исполнению рекомендаций.
Следующее заседание совета, будет посвящено антикоррупционной деятельности в области реализации приоритетного национального проекта «АПК».

 

Московская область. Депутаты Московской областной 2 апреля приняли в целом закон "О мерах по противодействию коррупции в Московской области". Законопроект был внесен в порядке законодательной инициативы прокуратурой региона. В июне 2008 депутаты одобрили проект закона и приняли решение создать рабочую группу из 12 человек из представителей Думы, губернатора и прокуратуры для его доработки.
В  процессе работы над законопроектом он претерпел значительные изменения. По мнению разработчиков закона, предложенный депутатам для рассмотрения вариант отвечает всем нормам и требованиям национальной программы борьбы с коррупцией. Основная часть документа посвящена антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов региона. С целью проведения антикоррупционной экспертизы законов Московской области будет создана комиссия из представителей губернатора Московской области и Московской областной Думы. Также будет проводиться и независимая экспертиза.
В законе предусмотрены  такие меры противодействия коррупции, как антикоррупционное образование и пропаганда, реализация долгосрочной целевой программы Московской области и планов противодействия коррупции в органах государственной власти Московской области, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов Подмосковья. Немаловажным фактором станет вовлечение в процесс противодействия коррупции всех институтов гражданского общества.
На заседании депутаты рассмотрели и приняли 23 поправки к законопроекту, а затем и закон в целом. Комментируя закон, председатель Московской областной Думы сказал, что аналогичные законы уже приняты в 47 субъектах Российской Федерации, однако закон Московской области «является наиболее совершенным из них». Кроме того, в нем впервые детально прописана процедура антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Отвечая на вопросы журналистов, председатель Думы  отметил, что одно из главных направлений борьбы с коррупцией - это профилактика, которая должна осуществляться при содействии средств массовой информации. Именно средства массовой информации должны своевременно информировать население о мерах, принимаемых к чиновникам, нарушившим закон. Он также подчеркнул, что в ближайшем будущем необходимо продумать меры противодействия коррупции на муниципальном уровне, в первую очередь, создать систему антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. «Пока федеральный закон такой возможности не предусматривает, поэтому областной Думе, возможно, придется выйти в Государственную Думу с соответствующей законодательной инициативой».
Депутаты планируют проводить мониторинг исполнения закона и при необходимости дополнить его через полгода.  

 

Свердловская область. Областные  власти предъявили общественности первые итоги работы по противодействию коррупции. Под председательствованием губернатора прошло обсуждение мероприятий по совершенствованию государственного управления в целях противодействия коррупции. С основным докладом выступил секретарь совета  - директор департамента административных органов губернатора Свердловской области. Он сообщил, что в качестве первоочередных мер противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления области созданы соответствующие комиссии. Наиболее активно они действуют в Березовске, Заречном и Североуральске.  

Кроме того, в марте текущего года подписан указ губернатора об антикоррупционной экспертизе и антикоррупционном мониторинге, образована комиссия по совершенствованию государственного управления и структуры исполнительных органов государственной власти Свердловской области.  
В рамках мероприятий по законодательному обеспечению принят областной закон «О противодействии коррупции»,  внесены изменения в закон об особенностях государственной гражданской службы и в Избирательный кодекс Свердловской области. В настоящее время в стадии согласования находятся пять законопроектов о внесении изменений в законы об Уставном суде, о мировых судьях, об особенностях муниципальной службы, о Счётной палате и о правовых актах в Свердловской области. А в третьем квартале 2009 года будет внесён законопроект «О лоббистской деятельности в Свердловской области». 
На территории области проводится изучение общественного мнения о состоянии коррупции; анализируются статистическая отчётность о выявленных правонарушениях, жалобы и обращения физических и юридических лиц о фактах коррупции и так далее. Самое пристальное внимание уделено работе с кадрами. В частности, отлажен механизм обмена информацией с правоохранительными, надзирающими и контролирующими органами для проверки сведений, предоставляемых государственными гражданскими служащими и лицами, претендующими на поступление на государственную гражданскую службу Свердловской области. Дважды в год кадровые службы органов государственной власти собирают и направляют в налоговые органы справки о доходах государственных гражданских служащих.  
Докладчик  отметил, что департаментом информационной политики губернатора ведётся систематическая работа по информационному сопровождению мероприятий, связанных с борьбой с коррупцией. 
Новым заданием губернатора стало пожелание активнее заниматься работой по устранению административных барьеров при выделении земельных участков для жилищного строительства, промышленных объектов, а также при передаче имущества создаваемым предприятиям малого и среднего бизнеса.

 

Свердловская область. В публикации журнала «Русский репортер», посвященной началу работы вновь выбранного мэра Качканара  приведен факт о методах   обеспечения влияния региональной администрации на глав муниципалитетов:

«в кабинет главы заглядывает женщина из отдела кадров:
- Сергей Михайлович, загранпаспорт у вас есть? Его надо будет сдать на хранение в областное правительство.
- Это еще зачем?
- Все мэры сейчас загранпаспорта сдают. В прошлом году это правило ввели. Так что сбежать в случае чего вам не удастся.  
До сих пор о том, что все мэры передают паспорта в белый дом не сообщалось».

 

Астраханская область. 31 марта состоялось заседание совета по административной реформе. Его провёл вице-губернатор, председатель правительства Астраханской области. По плану, в этом году реформа должна быть завершена.

О результатах проведения административной реформы в 2008 году и об основных направлениях работы в 2009 году на заседании совета доложила заместитель руководителя администрации губернатора Астраханской области - начальник контрольно-правового управления. Она напомнила основные цели концепции административной реформы, которые были приняты впервые в истории России в 2005 году: повышение качества и доступности государственных услуг, снижение административных барьеров, противодействие коррупции, повышение эффективности деятельности государственных органов. Сейчас, в условиях кризиса, достижение указанных целей приобретает особое значение.

Важнейший результат административной реформы - разработка и внедрение административных регламентов, то есть детальное регламентирование действий чиновников при взаимодействии с гражданами и предпринимателями. Если на федеральном уровне утверждено более 350 административных регламентов, а в ближайшее время будет принято ещё около 200, то в Астраханской области эта работа идёт с отставанием: в 2007-2008 годах принят 41 административный регламент. Тем временем, реформа должна быть завершена в 2009 году.

Для того чтобы сделать государственные услуги более доступными для потребителей, ликвидировать незаконные посреднические и явно коррупционные схемы, в Астраханской области в 2008 году был открыт второй в России многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Министр экономического развития Астраханской области также проводит «горячую линию» с предпринимателями, отвечает на их вопросы. В Астраханской области с 2007 года введён в опытную эксплуатацию региональный портал государственных услуг, где с февраля 2008 года работает интернет-приёмная. В целях сокращения административной назгрузки на деятельность субъектов предпринимательства в Астраханской области выявлены и устраняются дублирующие контрольные функции в исполнительных органах государственной власти.

В принятых на 2009 год планах реализации административной реформы в Астраханской области определён перечень мероприятий по созданию системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг. Делается это для того чтобы деятельность государственных и муниципальных органов власти была открыта для населения.

На заседании совета также были обсуждены и приняты проекты постановлений ряда областных министерств, агентств и служб, касающиеся предоставления государственных услуг различным категориям граждан.

 

Республика Коми. Парламент Коми рассмотрел два законопроекта, направленных на противодействие коррупции:  поправки в республиканский Закон "О противодействии коррупции", принятыйо в сентябре прошлого года, с целью их приведения с нормами соответствующего Федерального закона, а также проект закона Республики Коми "Об антикоррупционной экспертизе правовых актов Республики Коми и их проектов".

Законопроектом предлагается определить какие документы и их проекты  будут подлежать антикоррупционной экспертизе, принципы, на основе которых она будет проводиться, уточнены полномочия Общественной палаты Республики Коми по проведению общественной антикоррупционной экспертизы правовых актов Республики Коми и их проектов.

На стадии обсуждения, депутаты доработали ряд положений законопроекта, в частности обозначили факторы коррупциогенности.

 

Краснодарский край. Законодательным Собранием Краснодарского края 14.04.2009 проведены парламентские слушания по проекту закона Краснодарского края «О противодействии коррупции в Краснодарском крае», внесенному в порядке законодательной инициативы прокурором Краснодарского края.

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, руководители судебных, правоохранительных и контролирующих органов края и федеральных служб, руководители государственных органов Краснодарского края, руководители представительных органов муниципальных образований Краснодарского края, заместители глав муниципальных образований Краснодарского края по взаимодействию с правоохранительными органами, члены Совета молодых депутатов Краснодарского края.
С докладом о проекте закона Краснодарского края «О противодействии коррупции в Краснодарском крае» выступил прокурор края. По итогам обсуждения предложено направить проект закона Краснодарского края «О противодействии коррупции в Краснодарском крае» в профильный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края для подготовки к рассмотрению на очередном пленарном заседании Законодательного Собрания Краснодарского края в первом чтении.

 

Нижегородская область. Губернатор Нижегородской области 8 апреля провел заседание межведомственного координационного совета по противодействию коррупции.

На рассмотрение Совета был  представлен проект областной целевой программы (ОЦП) "Противодействие коррупции в Нижегородской области на 2009-2011 годы".
Целями программы являются достижение качественно нового уровня противодействия коррупции и создание условий для постоянного снижения ее уровня.
Кроме того, рассмотрены вопросы о состоянии работы по противодействию коррупции в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований и мерах, принимаемых по повышению ее эффективности, о проекте типового положения о межведомственном совете по противодействию коррупции при главе местной администрации муниципального района, городского округа Нижегородской области, о проекте положения об экспертно-консультативном совете по вопросам реализации антикоррупционной политики, об утверждении плана работы межведомственного координационного Совета по противодействию коррупции при главе региона на период до конца 2009 года.
Межведомственный координационный Совет создан указом губернатора Нижегородской области от 20 января 2009 года в рамках реализации Плана противодействия коррупции в органах исполнительной власти региона.
В состав Совета входят руководитель аппарата губернатора и  правительства Нижегородской области, начальник областьного управления ФСБ, руководитель управления Федеральной регистрационной службы по области, начальник ГУВД, начальник управления специальной связи и информации ФСО в ПФО, директор государственно-правового департамента, председатель Законодательного собрания области, руководитель управления ФНС, руководитель межрегионального управления Росфинмониторинга по ПФО, председатель Общественной палаты области, начальник управления по обеспечению экономической безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами.
Разработан проект Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов.
В рамках программы запланированы такие мероприятия, как выявление фактов коррупции, специальные  программы  в учебных заведениях, обучение  представителей органов власти, планируется выделение в каждом органе муниципальной власти сотрудников, которые будут заниматься данным вопросом. Кроме того, будет разработан «этический кодекс» для госслужащих.

 

Пермский край. 15 апреля под председательством министра общественной безопасности состоялось заседание краевой комиссии по предупреждению коррупции в сфере госзакупок.

На заседании утвержден план работы на ближайший период. Участники совещания познакомились с тем, как действует мониторинг размещения и исполнения государственных заказов. Рассмотрены вопросы информирования участников процессов госзакупок, тех, кто контролирует, организует, обеспечивает процедуры розыгрыша государственных заказов, по умению выявлять факты коррупции и др. нарушения.

 

Республика Татарстан. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2008 году подготовлен отделом по реализации антикоррупционной политики РТ при Президенте РТ.

Так, правоохранительными органами республики в прошлом году было выявлено 636 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что на 11,2 процента больше, чем в 2007 году.

Коэффициент коррупционной пораженности (KC) республики (рассчитывается по числу правонарушений, зарегистрированных в течение года, в расчете на 100 тысяч человек населения) составил 0,018, что примерно соответствует аналогичному коэффициенту Самарской области (0,015) и почти в два раза ниже КС Республики Башкортостан (0,032), Нижегородской (0,032) и Оренбургской (0,031) областей, т.е. тех субъектов Приволжского федерального округа, которые сопоставимы с Татарстаном по количеству населения.
Распределение должностных преступлений по отраслям экономики в сравнении с 2007 годом существенно не изменилось. Наибольшее количество преступлений по-прежнему совершается в сферах образования (188 или 29,6 процента против 169 или 29,5 процента в 2007), здравоохранения и соцобеспечения (79 или 12,4 процента против 51 или 8,9 процента), агропромышленном комплексе (72 или 11,3 процента против 63 или 11 процентов). Повышенная концентрация должностных преступлений здесь обусловлена состоянием коррупции в высших учебных заведениях, а также в государственных и муниципальных структурах, занятых выдачей листов временной нетрудоспособности, медицинских заключений о степени инвалидности либо алкогольного опьянения, допусками к получению водительских прав.

В 2008 году почти в два раза возросло число должностных преступлений, выявляемых в сфере строительства и ЖКХ (41 против 20), а также связанных с распоряжением недвижимым имуществом (48 против 19). Кроме того, органами внутренних дел было пресечено 18 должностных преступлений, связанных с призывной кампанией.

В структуре коррупционных преступлений преобладает взяточничество (379 фактов, в том числе 251 - вымогательство или получение взяток), злоупотребление должностными полномочиями (107) и должностной подлог (123).

Отчет опубликован в рамках реализации в республике антикоррупционного проекта, организованного СМИ Татарстана. Данная акция призвана информировать жителей республики о нормативно-правовых документах в сфере борьбы с коррупцией, а также привлекать общественность к борьбе с конкретными проявлениями коррупции. В рамках проекта любой гражданин может обратиться с заявлением об известных ему фактах злоупотреблений со стороны представителей органов власти или других структур.
Обращения передаются в правоохранительные органы и по указанным в них фактам журналисты проводят собственные расследования.

 

ХМАО-Югра. Губернатор Югры утвердил новый состав Межведомственного Совета по противодействию коррупции.  В него вошли представители Правительства и Администрации губернатора автономного округа, окружной Думы, руководители правоохранительных органов, федеральных структур, Общественной палаты, Счетной палаты, главы ряда муниципальных образований, главный редактор окружной газеты «Новости Югры».

Советник Губернатора назначен куратором по вопросам деятельности Отдела по взаимодействию с административными и правоохранительными органами Администрации Губернатора автономного округа.

 

Чеченская республика. На очередном заседании Парламента ЧР принят в первом чтении Закон « О противодействии коррупции в Чеченской Республике».

С докладом по этому вопросу выступил председатель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности.

В своем выступлении он отметил, что данный Закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, обеспечение надлежащей деятельности государственных органов республики; лиц, замещающих государственные должности ЧР; выборные муниципальные должности, должности государственной гражданской службы ЧР и должности муниципальной службы путем предупреждения коррупционных правонарушений, а также направлен на создание эффективной системы противодействия коррупции.

Система мер противодействия коррупции, предусмотренная Законом, строится на использовании, прежде всего, мер упреждения, направленных, в частности, на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.

Также принятый закон будет способствовать проведению антикоррупционной политики в регионе, и позволит законодательно решить вопросы в данной сфере.

 

Красноярский край. Полпред губернатора в южном территориальном округе провел в Минусинске совместное заседание рабочей группы и ассоциации глав местного самоуправления. В заседании также приняли участие начальник МУВД Минусинска, представитель управления территориальной политики администрации губернатора края, начальник отдела РУ ФСБ по Красноярскому краю.
Участниками рабочей группы было принято решение об утверждении плана по противодействию коррупции, создании комиссии по реализации этого плана, выполнении предусмотренных мероприятий. В ходе обсуждения начальник отдела РУ ФСБ по Красноярскому краю предложил проводить мероприятия с участием правоохранительных органов - такая работа приносит конкретные результаты.
Члены рабочей группы так же решили, что организовать работу по противодействию коррупции необходимо в каждой территории. По словам заместителя главы администрации Минусинска по вопросам безопасности, реальная работа в отмеченном направлении на юге края ведется.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru