Реклама
Бюллетень МИКС 4/2009 - Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Индекс материала
Бюллетень МИКС 4/2009
Хроника выявления и пресечения коррупционных правонарушений
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федеральных органов
Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/ муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

 

 

Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)

 

Республика Дагестан.  За первый квартал с.г.  правоохранительными органами выявлено 26 фактов взяточничества, тогда как за первый квартал прошлого года  20. В том числе по линии УБЭП выявлено  в этом году 17 фактов, а в прошлом  - 13. Изменился и качественный показатель выявленных дел.  По взяткам проходят сейчас три главы сельских администраций по статье 290 часть 4 УК РФ. Возбуждено недавно уголовное дело против главы муниципального образования Цунтинский район.

 

Свердловская область. С начала года судами области на основании представленных государственными обвинителями доказательств вынесены приговоры в отношении 33 лиц по «коррупционным преступлениям» - дача и получение взятки, превышение должностных полномочий, злоупотребление полномочиями, служебный подлог, присвоение или растрата. В аналогичном периоде 2008 года таких лиц было осуждено всего 23.
Как отмечают в прокуратуре, наиболее часто правоохранительным органам приходится сталкиваться с дачей взятки - в первые 3 месяца по данным обвинениям было осуждено 20 граждан; а также осуждено 4  лица, получивших взятки. Вместе с тем к реальной мере наказания - к лишению свободы с отбыванием в исправительной колонии - в Свердловской области в нынешнем году было осуждено 8 человек. Остальным в качестве наказания было назначено либо условное лишение свободы, либо крупные штрафы.

 

Ульяновская область. В 1-м квартале было выявлено свыше 90 преступлений коррупционной направленности, в том числе 27 фактов взяточничества, что превосходит показатели аналогичного периода прошлого года. Прокурорами в ходе осуществления надзора в сфере борьбы с коррупцией выявлено более 900 нарушений (в том числе 218 незаконных актов), с целью устранения которых внесено 138 представлений, в суд направлено 7 заявлений.
Но, говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры, принимаемые меры явно не адекватны реальной ситуации. Так, сейчас к уголовной ответсвенности привлекают все больше граждан-взяткодателей, «а в отношении глав органов местного самоуправления правоохранительными органами региона в прошедшем году было возбуждено только 2 уголовных дела, а в 2009 году - вообще одно».

 

Красноярский край.   По данным УВД, в первом квартале 2009 г зарегистрирован 61 факт дачи взяток.

По данным надзорных подразделений  прокуратуры  в крае большая часть нарушений закона, которые можно считать проявлениями коррупции, происходит в периферийных районах.

Всего в 2008 году в регионе выявлено около 7 тыс. фактов нарушения законов, допущенных должностными лицами. Все сферы, где выявлены проявления коррупции, связаны с общенадзорной деятельностью. Это использование государственного и муниципального имущества, бюджетная деятельность, законодательство в сфере лицензирования, нацпроекты.

Большинство выявленных нарушений - издание местных нормативных актов, не соответствующих федеральному законодательству, которые, возможно, могут быть использованы в коррупционных целях. Меньше всего претензий у прокуратуры  к нормативным актам, издаваемым правительством края. «Когда встречаешься с коллегами и узнаешь, какие законы пишут в других регионах, просто диву даешься. У нас таких нет», - подытожил сотрудник прокуратуры.

 

 

Астраханская область. В 2008 году правоохранительными органами области было выявлено 362 коррупционных преступления, совершенных 163 должностными лицами, из которых 36 являлись государственными служащими, 31 муниципальными служащими и 78 сотрудниками правоохранительных органов. Органами СКП  по области в 2008 году возбуждено 166 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. За превышение должностных полномочий возбуждены уголовные дела в отношении  главы муниципального образования «Приволжский район» Б. и исполняющего обязанности председателя комитета по управлению муниципальным имуществом этого же района Ч., и др. Всего к ответственности привлечено 24 лица особого правового статуса. Депутат Совета муниципального образовании «Село Растопуловка» Приволжского района А., будучи водителем в ООО «Газпром добыча Астрахань», в составе организованной преступной группы совершал хищение дизельного топлива у своего работодателя. Депутат МО «Город Харабали» Т., управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, совершил наезд на трех граждан (в том числе и малолетнего ребенка), которые от полученных повреждений скончались. Депутат Совета муниципального образования «Удаченский сельсовет» К. и глава этого же муниципального образования Ш. занимались браконьерским ловом рыбы. В 1 квартале этого года уже возбуждено 33 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности. Выявлено по 21 эпизоду злоупотребления должностными полномочиями и мошеннических действий при заключении договоров бонитировки животных, совершенных депутатом муниципального образования «Наримановский район» А. На заседании коллегии следственного управления рассматривались вопросы состояния законности при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях.

 

 

Кировская область.  СУ СКП по Кировской области проанализирована практика расследования уголовных дел коррупционной направленности в 2008 году, а также за первый квартал 2009 года.

В 2008 году в следственные подразделения СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Кировской области поступило 619 сообщений о преступлениях коррупционной направленности, за первый квартал 2009 года - 63.

По результатам разрешения сообщений о совершении коррупционных преступлений в прошлом году возбуждено 66 уголовных дел.

Из них по: ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог) - 33, ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения) - 7; ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) - 6; ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)- 7; ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение взятки за незаконные действия) - 6; В первом квартале 2009 года возбуждено 19 уголовных дел, из которых по: ч. 1 ст. 292 УК РФ - 12, ч. 1 ст. 285 УК РФ - 4, ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) - 1, ч. 2 ст. 159 УК РФ - 1; ч. 4 ст. 290 УК РФ - 1.

В зависимости от сферы деятельности, в которой в 2008 году совершались преступления, количество уголовных дел можно подразделить на возбужденные:

в топливно-энергетическом комплексе - 2;

лесной и деревообрабатывающей промышленности - 4;

в агропромышленном комплексе - 1;

в здравоохранении - 6;

в образовании и науке - 13;

в жилищно-коммунальном хозяйстве - 3;

в сфере социального обеспечения - 2;

в правоохранительной сфере - 15;

в иных сферах деятельности - 20.

В 2009 году по одному уголовному делу возбуждено в сфере социального обеспечения и образования, в правоохранительной сфере - 5 и судебно-исполнительной - 12. В ходе совершения коррупционных преступлений, как правило, нарушаются положения Федеральных Законов «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ от 27.07.2004, «О милиции» № 1026-I от 18.04.1991, «Опе-ративно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995.

В результате совместной работы сотрудников отдела по расследованию особо важных дел следственного управления, ОСБ УВД области, УБЭП и УБОП УВД области были расследованы и окончены с направлением в суд уголовные дела по обвинению заместителя главы администрации Унинского района по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159; ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 291 УК РФ, главы администрации г. Вятские Поляны по ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 160 УК РФ .

В 2008 году уголовные дела были возбуждены и расследовались в отношении следующих категории должностных лиц: глав местных органов государственной власти и самоуправления - 2; депутатов выборных органов местного самоуправления - 2; сотрудников органов внутренних дел - 9; работников УФСКН области - 1; МЧС - 1; уголовно-исполнительной системы - 1; судебных приставов-исполнителей - 4; государственных и муниципальных учреждений - 13; коммерческих или иных некоммерческих организации - 3. В настоящее время в производстве следователей СУ СК при прокуратуре РФ по Кировской области находится 9 уголовных дел коррупционной направленности.

Уголовные дела возбуждены в отношении следующих должностных лиц: сотрудников правоохранительных органов - 1; судебных приставов-исполнителей - 1; адвоката - 1; сотрудников государственных и муниципальных учреждений - 6.

Общая сумма причиненного материального ущерба по уголовным делам о преступлениях анализируемой категории за 2008 год составила 817 000 рублей, за первый квартал 2009 года - 375 892 рублей (АППГ - 289 500 руб-лей).

Практика показывает, что обстоятельствами, способствовавшими совершению коррупционных преступлений, как правило, являются: ненадлежащий контроль со стороны руководства за деятельностью подчиненных должностных лиц, несовершенство нормативных актов различного уровня, регулирующих сферы деятельности, где были совершены преступления.

 

Алтайский край. По данным СУ СКП коррупционные преступления совершаются в различных сферах деятельности, основная их часть - в правоприменительной и правоохранительной сферах.

С начала 2009 года в следственные подразделения поступило 212 сообщений о совершении преступлений коррупционной направленности, возбуждено 50 уголовных дел в отношении чиновников, подозреваемых в коррупции.  Так, только в первом квартале 2009 г. 22 должностных лица органов МВД России подвергнуты уголовному преследованию, в том числе два следователя ОВД, в органах МЧС - четыре. В судебные органы для рассмотрения по существу направлено 10 уголовных дел, из них четыре - по фактам дачи взятки (ст. 291 УК РФ).

Высокий уровень коррупционности остается в органах местного самоуправления. За указанный период 15 должностных лиц органов местного самоуправления совершили преступления коррупционной направленности, из них девять глав администраций муниципальных образований, четыре должностных лица местной администрации.

В органах судебной власти два судьи подвергнуты уголовному преследованию.

Сумма материального ущерба, причиненного интересам общества и государства по коррупционным уголовным делам, направленным в суд в 1 квартале 2009 г., составила 129 тысяч рублей, а по уголовным дела, находящимся в производстве, данная сумма выше в десятки раз.

 Существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также значительный имущественный ущерб был причинен, например, в управлении муниципальным имуществом администрации Камня-на-Оби в результате противоправных действий бывшего председателя городского комитета по управлению муниципальным имуществом Ч. Она 4 года находилась на этой должности и путем обманных действий с квартирами нанесла ущерб муниципальному образованию на сумму 1 млн 236 тыс. 900 рублей. Приговором Каменского городского суда она признана виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ. Ей назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно. Определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда приговор оставлен без изменения и вступил в законную силу.

 

Приморский край. При подведении итогов работы органов внутренних дел за 2008 год было отмечено, что в ходе сопровождения реализации приоритетных национальных проектов выявлено 58 преступлений.
Из наиболее значимых можно отметить уголовное дело, возбужденное по ч. 1ст. 285 УК РФ («Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов») в отношении заместителя главного врача городской больницы Уссурийска.
3 года и 6 месяцев условно в качестве наказания вынес суд врачу-фтизиатору муниципального медучреждения «Тернейская центральная районная больница». Сорокалетний эскулап незаконно оформил справку на освобождение от трудовой деятельности с заведомо ложной записью о прохождении лечения. В качестве вознаграждения он получил денежное вознаграждение в размере 500 рублей. Выявление «липового» документа стало возможным в ходе оперативного эксперимента. Суд действия медика квалифицировал по ст. 290 «Получение взятки» и ст. 292 «Служебный подлог» УК РФ, и кроме условного наказания в 3,5 года вынес запрет на право занимать определенные должности сроком на 1 год.

Еще один медик, врач-хирург по приему амбулаторных больных из Партизанска, решил поправить свое финансовое состояние за счет пациента, которому необходимо было оформление инвалидности. Несмотря на то, что оформление документов для МСЭК было возможным сразу после проведения операции в военном госпитале, врач, тем не менее, решил «помурыжить» своего пациента. Когда мужчина дошел «до кондиции», медик передоложил ему содействие в оформлении документов и представлении его интересов перед врачами МСЭК за 10 тысяч рублей. Пациент, помня наставления оперирующего врача из госпиталя, что оформлять инвалидность можно сразу без каких-либо наблюдательных периодов, отправился прямиком к сотрудникам милиции. Мужчине выдали меченные деньги и барсетку со встроенной видеокамерой. После такой доказательной базы врач-хирург предстал перед сотрудниками правоохранительных органов. В данном случае суд вынес решение - 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года.

 

ХМАО-Югра. В Югре с начала года возбуждено 14 уголовных дел коррупционной направленности. Фигурантами расследуемых дел стали 17 должностных лиц, в том числе 14 сотрудников милиции, 3 сотрудника региональных органов исполнительной власти, а также 1 главный бухгалтер предприятия.
Расследуется уголовное дело в отношении начальника отдела строительных объектов жилищного и социального назначения департамента архитектуры администрации города Сургута, подозреваемого в злоупотреблении должностными полномочиями (ч.1 ст.285 УК РФ), который приобрел для себя и родственников три квартиры по заниженной стоимости.
Предъявлено обвинение начальнику отдела по управлению земельными ресурсами комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Радужный, который получил от директора общества с ограниченной ответственностью "СтройПроект-А" взятку в размере 20 тыс. рублей за предоставление каталогов рабочей документации (ч.1 ст.290 УК РФ).
Возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения должностными лицами органов исполнительной власти Октябрьского района своих обязанностей, повлекшем причинение крупного ущерба (ч.1 ст.293 УК РФ). Установлено, что правительством округа были выделены денежные средства на ликвидацию последствий весенне-летнего паводка, часть которых - 1,4 млн. рублей была направлена на восстановление жилых домов, но работы так и не были выполнены. В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления.

Республика Карелия. Количество коррупционных преступлений, выявленных в Карелии в 2009 году увеличилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в этом году было зарегистрировано 96 коррупционных преступлений, что на 31 преступление больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе выявлено 17 взяток.

В числе наиболее крупных коррупционных дел, возбужденных в 2009 году, уголовные дела в отношении проректора Карельского государственного педагогического университета, нескольких чиновников муниципальных администраций.

 

Смоленскаяобласть. В Глинковском, Кардымовском и Монастырщинском районах коррупционные  преступления не регистрировались начиная с 2006 года, в Починковском и Холм-Жирковском - с 2008-го. Самым проблемным в этом плане стал Вяземский район, где возбуждалось около 30 уголовных дел. Следующий в антирейтинге - Сафоновский, за десяток дел. Далее следуют Промышленный (девять), Ленинский, Рославльский и Ярцевский районы (по восемь). Впрочем, как считают в прокуратуре области, таких преступлений гораздо больше, и даже во внешне благополучных муниципалитетах не все чиновники отличаются кристальной честностью.
В прошлом году по протестам прокуроров отменены постановления ряда районных глав, которые в нарушение закона утвердили положения о размерах должностных окладов и дополнительных выплатах муниципальным служащим. Также устранены нарушения, касающиеся совместной службы родственников, что нередко практикуется чиновниками. Выявлен даже факт «наличия предпосылок для возникновения конфликта интересов»: специалист отдела профобразования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений профильного департамента г-н Л. одновременно являлся учредителем негосударственного Смоленского колледжа бодибилдинга и фитнеса. То есть как госчиновник он мог иметь личную заинтересованность в бизнесе. По представлению надзорного органа госслужащий Л. освобожден от занимаемой должности. 
В целом органы прокуратуры в 2008 году выявили около 930 нарушений законодательства о государственной, гражданской и муниципальной службе, противодействии коррупции. По результатам проверок не только внесены протесты и представления, но и предъявлены иски, возбуждены уголовные дела. В частности, по поводу  незаконной выдачи паспортов в пяти районах области, незаконной порубки деревьев с использованием служебного положения на сумму более 530 тысяч рублей в Хиславичском районе.
Средний размер взяток вырос с 13,5 до 24 тыс. рублей. Работники правоохранительных органов отмечают, что негативная динамика должностных преступлений набирает темпы из года в год: в 2008 году их было на 43 процента больше, чем  в 2007-м, а в первом квартале 2009-го уже в два раза больше, чем в  первом квартале 2008 года.
Из 488 обращений граждан по поводу коррупции 393 отклонили, так как прокурорская проверка не обнаружила признаков преступления. А из 76 возбужденных уголовных дел обвинительные приговоры вынесли только в 43 случаях. Чаще всего чиновники грешат присвоением или растратой казенных денег, превышением полномочий и служебными подлогами. Самыми коррумпированными по-прежнему остаются милиционеры и муниципальные и государственные служащие.

 

Республика Адыгея. В 2008 году на территории Адыгеи зарегистрировано 62 сообщения о преступлениях, связанных с незаконным использованием бюджетных средств, по 36 из них - возбуждены уголовные дела. В большинстве случаев основаниями для возбуждения уголовного дела послужили результаты прокурорских проверок.  По сообщению пресс-службы прокуратуры, «допускаются грубейшие нарушения целевого и эффективного использования бюджетных средств, нарушения при закупках для государственных и муниципальных нужд, нарушения норм бюджетного законодательства при составлении и рассмотрении, проектов региональных и местных бюджетов,  при утверждении этих бюджетов, при формировании доходной части региональных и местных бюджетов, нарушения бюджетного федерального законодательства при исполнении расходной части региональных и местных бюджетов."

 

Пензенская область.  Подведены итоги работы правоохранительных органов по противодействию коррупции на территории области в первом квартале 2009 года.

По результатам вмешательства Прокуратуры  области внесены изменения в 5 Законов Пензенской области и 3 постановления Правительства области.

Возбуждено 22 уголовных дела коррупционной направленности по материалам  прокурорских проверок.

В деятельности 13 территориальных органов федеральных министерств, ведомств и областных министерствах и ведомствах выявлены нарушения законности о государственной гражданской службе. За несоблюдение установленных законодательством ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением службы, по представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 276 государственных и муниципальных служащих.

Правоохранительными органами области выявлено 169 преступлений коррупционной направленности, в том числе 115 преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В отношении глав муниципальных образований и местных администраций возбуждено 12 уголовных дел.

В марте возбуждено уголовное дело в отношении С., главы города Каменки . Он обвиняется в получении  взятки в сумме 1,2 млн. рублей.

В феврале возбуждено уголовное дело в отношении П., который являясь главой администрации р.п. Земетчино, потребовал от предпринимателя взятку в сумме 50 тыс. рублей за положительное решение вопроса о продаже железобетонных плит.

Всего же в первом квартале 2009 года сотрудниками правоохранительных органов Пензенской области пресечено 36 фактов взяточничества, в том числе 22 преступления, связанных с получением взятки.

Уголовные дела коррупционной направленности возбуждены, также, в отношении главы администрации Колышлейского района, главы администрации Лопатинского сельсовета и других. В настоящее время по этим делам проводится расследование. Всего с начала года выявлено 1281 нарушений законодательства о противодействии коррупции, принесено 230 протестов, в суды направлено 89 заявлений, внесено 573 представления.  По результатам их  рассмотрения 353 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, предостережено о недопустимости нарушения закона 90 лиц.


Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания.  Прокуратурой Промышленного муниципального округа г. Владикавказа проведены проверки соблюдения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе (противодействии коррупции).
Наиболее характерными нарушениями являются несоблюдение муниципальными служащими соответствующих ограничений, в том числе связанных с невозможностью заниматься другой оплачиваемой деятельностью, имеют место факты незаконного вхождения государственных служащих в число учредителей коммерческих структур, несвоевременное проведение аттестаций государственным служащим.
В текущем 2009 году возбуждено 3 уголовных дела коррупционной направленности, тогда как за 2008 год было возбуждено 5 уголовных дел коррупционной направленности.

Свердловская  область. В 2008 году прокуратура выявила более 2 тыс нарушений бюджетного законодательства. По выявленным нарушениям приняты необходимые меры реагирования: 128 лиц привлечено к административной ответственности, 635 лиц - к дисциплинарной ответственности, возбуждено 12 уголовных дел.

Наибольшее количество правонарушений выявлено в деятельности органов местного самоуправления. Нарушения заключаются в принятии не соответствующих закону нормативных актов, несоблюдении бюджетной отчетности и «прозрачности» бюджета, неправомерном расходовании бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого и среднего предпринимательства, а также при размещении муниципальных заказов. В ряде муниципалитетов принимаются решения, идущие вразрез с бюджетными интересами самого муниципального образования. Например, глава одного из муниципалитетов за счет средств местного бюджета планировал погасить долги коммерческой структуры, руководителем которой является его брат.

 

Тверская область. В I квартале 2009 года органами прокуратуры области проведена проверка нормативных правовых актов органов местного самоуправления на наличие коррупциогенности. Проверкой выявлены 8 решений представительных органов местного самоуправления, регулирующих вопросы распоряжения муниципальным имуществом, содержащих коррупциогенные факторы - закрепленные в правовом акте положения правового регулирования прямо или косвенно допускающие (провоцирующие) при их реализации коррупцию.
Нарушения допущены в ряде сельских поселений Зубцовского района/ Вазузское, Ульяновское, Столипинское, Дорожаевское, Зубцовское, Погорельское/, а также в муниципальном образовании Кашинский район, городском поселении Белый городок Кимрского района, городском округе город Тверь.
Решениями о порядке распоряжения муниципальным имуществом в нарушение законодательства о защите конкуренции предусматривалась возможность распоряжения имуществом без проведения конкурсной процедуры, истребования у лиц, претендующих на получение имущества в пользование неограниченного количество документов, установления арендной платы в индивидуальном порядке.
Такие положения правовых актов могли быть использованы для создания необоснованных преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности и гражданам, либо воспрепятствования в реализации ими своих законных прав. В целях устранения нарушений действующего законодательства прокурорами принесено 7 протестов, внесено 1 представление.

 

Ленинградская область. В областной прокуратуре состоялась коллегия  по результатам проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование и приватизацию государственного и муниципального имущества. На коллегии было отмечено, что в результате  работы, проделанной органами прокуратуры области в 2008 году по надзору за соблюдением  законодательства об использовании и приватизации государственного и муниципального имущества, было выявлено 765 (+260) нарушений, в том числе 44 (+29) незаконных правовых акта, внесено 111 (+38) представлений, принесено 44 протеста, объявлено 6 предостережений,  возбуждено 3 (+1) уголовных дела, направлено в суд 87  исковых заявлений.          

Среди выявленных нарушений можно выделить: превышение органами местного самоуправления полномочий при принятии решений о распоряжении земельными участками или имуществом, изменение целевого назначения объектов; неисполнение в полном объеме полномочий собственника имущества; заключение договоров без проведения в установленном порядке конкурсов, аукционов.  

Коллегия обязала прокуроров принять меры к установлению связей с общественностью в целях получения информации о фактах коррупции при использовании, приватизации государственного и муниципального имущества. 

 

Забайкальский край. Расследование 79 уголовных дел о коррупции окончили за прошлый год следственные подразделения регионального СУ СКП РФ. В первом квартале этого года таких дел окончено еще 12. Такие цифры были озвучены вчера, 31 марта, на коллегии по результатам работы следственных подразделений по противодействию коррупции.
В числе закрытых в этом году расследований уголовных дел - дела в отношении главы сельского поселения Петровск-Забайкальского района, главы Усть-Теленгуйского сельского поселения Шилкинского района, которые мошенническим путем извлекали наживу за счет государства. Также завершено расследование дела главы администрации Нерчинска по факту получения взятки за выполнение действий, входящих в компетенцию главы городской администрации, по факту служебного подлога в отношении главы Приаргунской администрации, главы администрации Читинского района  и других.
В общей сложности по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности возмещен ущерб бюджетной системе в прошлом году на общую сумму 1 905 204 рубля. В 1-м квартале 2009 года - 678 695 рублей.
К числу причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, коллегия прокуратуры отнесла , в первую очередь, невысокий размер зарплаты государственных и муниципальных служащих, а также низкий уровень правовой культуры и корыстные мотивы.

 

Сахалинская область. В 2008 году было возбуждено 143 уголовных дела коррупционной направленности. Органами прокуратуры области выявлено 1371 нарушение закона, что на 50% больше, чем 2007 году. К различным видам ответственности привлечено 133 должностных лица. Наибольшее количество нарушений выявлено прокурорами Южно-Сахалинска, Холмска, Корсакова и межрайонным природоохранным прокурором.

Как считает  прокурор области, актуальным является вопрос обеспечения качества процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях коррупционной направленности. Следователями не всегда обеспечивается полнота и всесторонность рассмотрения таких сообщений, что приводит к принятию необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовных дел.

Деятельность оперативных подразделений по выявлению преступлений коррупционной направленности не в полной мере соответствует складывающейся криминогенной ситуации. В подавляющем большинстве случаев субъектами расследованных преступлений остаются педагоги, врачи и работники правоохранительных органов. За рамками внимания оперативных органов зачастую остается значительное число коррумпированных чиновников, осуществляющих регистрационно-разрешительные и контролирующие функции, а также деятельность коммерческих фирм при государственных структурах и муниципальных образованиях, «наработавших свои схемы вымогательства средств от граждан и предпринимателей».

Созданные в органах власти комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов до настоящего времени не стали эффективным инструментом противодействия коррупции.

Актуальными остаются вопросы соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности. Как правило, различного рода дополнительные барьеры для субъектов предпринимательства содержатся в нормативных правовых актах органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Не теряют актуальность вопросы обеспечения прозрачности и объективности при проведении конкурсов, заключении государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров и оказание услуг, поскольку широко распространены факты закупок вне конкурса либо с нарушением конкурсных процедур.

 

Омская область.  В 2008 году следственным управлением вынесено 93 постановления о возбуждении уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности. В  2009 году количество выявленных коррупционных преступлений увеличилось,
за неполные три месяца уже возбуждено 49 уголовных дел коррупционной направленности. В прошлом году за аналогичный период их  было только восемь. Руководитель СУ СКП по области считает,  это связано скорее не с ростом преступлений, а с тем, что было налажено эффективное взаимодействие с УВД и УФСБ.
В качестве примера приводится дело в отношении главврача муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 16», который взятку получил в сумме 60 тысяч рублей от предпринимателя за согласование заявки на продление срока аренды аптечного киоска в здании поликлиники. Еще одно уголовное дело было возбуждено в отношении заведующей отделением неотложной наркологической помощи бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница», которая получила от родственника одного из пациентов деньги для приобретения лекарств, которые должны были предоставляться бесплатно.
СУ СКП заключило  соглашение по взаимодействию с территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Омской области. Если в ходе проверки УФСФБН находит нарушения бюджетного законодательства,  материалы проверки поступают в следственное управление, где им дается  правовая оценка.
В прошлом году из 93 возбужденных дел по разным основаниям были прекращены 11. В 2009 году  пока нет прекращенных дел.
 На базе следственного управления в сентябре 2008 года была организована телефонная «горячая линия» по вопросам борьбы с коррупцией.  По словам руководителя СУ СКП,  «звонки на этот телефон поступают. Всех, кто позвонил, мы приглашаем потом к себе. Правда, поводы для обращений, как правило, не очень значительные. Материалов, которые бы реализовались потом в уголовные дела, по «горячей» телефонной линии не поступало. Пока не поступало.
Каждое обращение мы регистрируем, и если есть необходимость, то мы должны сразу начинать проверку по этим фактам. Но пока, повторюсь, необходимости такой еще ни разу не возникало».
На вопрос  о том, как следственные органы реагируют на сообщения СМИ, руководитель областного СУ СКП  ответил:  « Обязательно реагируем. Факты, которые сообщаются средствами массовой информации, - это для нас один из поводов для проведения проверки. В прошлом году был пример, когда мы провели проверку по фактам, озвученным директором ярмарки «Панорама-Центр». Он заявил через СМИ о том, что с него потребовал взятку руководитель следственного отдела по Октябрьскому округу за прекращение уголовного преследования. Мы провели проверку по изложенным фактам, пришли к выводу, что это клевета, и возбудили уголовное дело».

Владивосток. Прокуратурой города  в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органы местного самоуправления Владивостокского городского округа в марте 2009 года направлено 10 предложений о принятии нормативных правовых актов либо о внесении изменений в действующие в целях приведения последних в соответствие с федеральным законодательством, а также повышения эффективности осуществления мероприятий в сфере противодействия коррупции на местном уровне.
Так, например, прокуратурой города 26.03.2009 в Думу г. Владивостока направлено предложение о принятии муниципального правового акта, комплексно регулирующего правоотношения в сфере противодействия коррупции.
Принятие указанного акта позволит повысить эффективность осуществления мероприятий в сфере противодействия коррупции на местном уровне и осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в указанной сфере.
20.03.2009 прокуратурой города главе г. Владивостока, в Думу г.Владивостока, а также Владивостокскую городскую избирательную комиссию направлены предложения о разработке правовых актов, определяющих порядок уведомления муниципальным служащим работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Обязанность по разработке указанного порядка в соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагается на представителя нанимателя (работодателя).
Кроме того, в свете изменений федерального законодательства в связи с реализацией мероприятий по противодействию коррупции прокуратурой города 26.03.2009 в Думу г. Владивостока внесено предложение о разработке нормативного правового акта, определяющего порядок образования комиссий по урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления г.Владивостока, а также аппарате городской избирательной комиссии.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru