Реклама
Бюллетень МИКС 3/2009 - Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Индекс материала
Бюллетень МИКС 3/2009
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/ муниципальные органы власти
Общественные и партийные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы

 

МВД РФ. В конце февраля в  МВД России состоялся «круглый стол» по теме: «Борьба с коррупцией: роль и значение общественности в противодействии коррупционным проявлениям».

На круглом столе была озвучена следующая информация:

В конце прошлого года в системе МВД проведена оптимизация структуры экономического блока органов внутренних дел на территории всей Российской Федерации.  Непосредственно в Министерстве образовано оперативно-розыскное бюро (ОРБ №3 МВД РФ) по противодействию коррупции, которое подчинено Департаменту экономической  безопасности.  В его компетенцию входит предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности в федеральных, региональных и муниципальных органах власти, а также противодействие коррупции в негосударственном секторе.

Ежегодно сотрудниками подразделений БЭП выявляется примерно 70 процентов преступлений коррупционной направленности от общего количества преступлений, выявляемых всеми правоохранительными органами Российской Федерации. Например, в прошлом году только этими подразделениями выявлено около 31 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

«нельзя не отметить, что лидеры и активные участники преступных сообществ также пытаются освоить выборную систему. Наиболее активные из них стремятся сами получить депутатский мандат, а вместе с ним и депутатскую неприкосновенность. И тут подразделения БЭП также прилагают немалые усилия, чтобы этому противостоять».

Учитывая, что коррупционные связи простираются за пределы России, в декабре прошлого года была организована встреча на уровне компетентных подразделений органов правопорядка государств-участнков СНГ, где были выработаны алгоритмы взаимодействия по линии Интерпола и в настоящее время готовится соответствующее Соглашение.

«Но, к сожалению, все эти меры не отражают реальных масштабов коррупции в стране, которая для многих стала образом жизни и образом мысли. В общественном сознании чиновник и взятка уже давно стали как бы родственными и неразделимыми понятиями. К тому же взятки берут не только чиновники и милиционеры, но предприниматели, врачи, учителя, ученые и общественные деятели. Коррупция подтачивает нравственные устои общества, наносит существенный урон экономике нашей страны. Она подрывает веру в государство, в справедливость и торжество Закона. Словом, коррупция превратилась в системную проблему и ей нужно противопоставить системный ответ. Сегодня происходит выработка концептуальных подходов в борьбе с этим злом.»  - говориттся в пресс-релизе, опубликованном на сайте МВД.

Начальник ОРБ № 3  ДЭБ МВД РФ генерал-майор милиции Александр Назаров, рассказывая о деятельности своего подразделения, сообщил, что работа строится по трем основным направлениям:

- борьба с коррупцией в выборных органах власти;

- противодействие организованной преступности экономической направленности и борьба с коррупцией в федеральных министерствах, службах и агентствах, а также в органах власти субъектов Российской Федерации;

- борьба с оргпреступностью экономической направленности и противодействие коррупции в негосударственном секторе.

В результате принятых мер в 2008 году выявлено почти на 19% больше преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

С момента начала фактического комплектования Бюро была выстроена архитектура противодействия коррупции по следующей схеме: 

1. Анализ и прогноз развития ситуации;

2. Адресная оперативно-розыскная работа;

3. Выработка механизмов профилактики и взаимодействия с министерствами, ведомствами, выборными органами и общественными организациями;

4. Создание единого информационного пространства;

5. Совершенствование форм статистического учета. 

Также представляется целесообразным при формировании позиции по критериям оценки эффективности учитывать опыт международного сотрудничества. К примеру, опыт общения с коллегами из Швейцарии, Белоруссии, Узбекистана и др. показал, что в основу оценки данного вида правоохранительной деятельности заложены результаты опроса общественного мнения. Уже подготовлены конкретные предложения о внесении изменений в существующие формы статистической отчетности. Их реализация позволит проводить корреляцию статистики МВД с проводимыми социологическими опросами общественного мнения.

Руководитель ОРБ № 3 отметил, что профилактика, как совокупность мероприятий, предупреждающих преступления, призвана стать основной гарантией от возможных и неожиданных потерь работоспособности органов власти и управления.

В этом году основная работа ОРБ будет направлена: на поиск и поддержку патриотично настроенных кадров, стоящих на позиции российской государственности, способных по своим интеллектуальным, профессиональным и морально-волевым качествам противостоять коррупционным проявлениям в органах законодательной и исполнительной власти; на выявлении и пресечении коррупционных преступлений, совершенных высокопоставленными должностными лицами органов власти и управления; на совершенствовании оперативно-розыскной деятельности посредством выработки и внедрения передовых методик их оценки.

 

Курганская область. Начальник УВД области в докладе на заседании антикоррупционного совета при губернаторе сообщил, что работа его ведомства по пресечению коррупционных правонарушений строится по трем направлениям.

Во-первых, это укрепление сотрудничества с другими правоохранительными и контролирующими ведомствами. В рамках работы межведомственной группы организован ежемесячный обмен оперативной информацией. В 2008 году межведомственной группой при УВД по оценке местных законов было изучено 15 нормативных документов, по одному даны рекомендации. По запросам органов власти проверено 916 человек, принимаемых на государственную и муниципальную службу. Управление пока не выявило фактов нецелевого использования субвенций, поступающих в область на реализацию антикризисных мер.

Во-вторых, для борьбы с коррупцией УВД области широко использует внутренний резерв, разработав и реализовывая план программы УВД по противодействию коррупции. В частности, осуществлено 18 выездов сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями для оказания практической помощи сотрудникам милиции, три следственных части УВД области провели специализацию сотрудников расследующих коррупционные преступления, сформирован и укомплектован отдел по выявлению коррупционных преступлений. Общим итогом принимаемых мер стало выявление в 2008 году 177 преступлений против государственной власти, сотрудниками милиции поставлено на учет 169 таких уголовных деяний, прирост составил 5%. Установлено 50 фактов взяточничества, 29 злоупотреблений должностными полномочиями, 71 служебного подлога и 10 фактов халатности. В январе 2009 года зарегистрировано 10 фактов служебного подлога и 2 факта халатности.

В-третьих, УВД области в рамках пресечения коррупционных правонарушений проводит профилактическую работу среди населения области, привлекая его активно бороться с проявлениями коррупции. На официальном сайте УВД, в СМИ размещены номера телефонов доверия, по которым граждане могут сообщать о фактах коррупции среди чиновников. "Уже получено через телефон доверия 20 сообщений, по двум проводятся целевые проверки. Ежеквартально проводится мониторинг жалоб и обращений граждан, поступающих в органы внутренний дел, - подчеркнул начальник УВД области, - и на сегодняшний день перед всеми сотрудниками управления стоит задача не только выявление и наказание коррумпированных чиновников, но и проведение профилактических мероприятий".

 

Псковская область. Создание попечительских советов при социальных учреждениях области обсудили члены общественного совета по защите прав субъектов предпринимательской деятельности и противодействию коррупции. В режиме видеоконференции заседание прошло в прокуратуре Псковской области.

- Можно сколько угодно говорить о проблемах финансирования, но ничего не изменится, пока мы не приложим усилия для контроля над уже выделенными бюджетными средствами и спонсорской помощью социальным учреждениям, - заявил прокурор области Тимур Кебеков. - Осуществить это можно с помощью попечительского совета, куда войдут представители бизнеса, ветеранских, общественных организаций, органов местного самоуправления.

Обращаясь к бизнес-элите, Т.Кебеков подчеркнул, что, учитывая кризис, на большую поддержку этой инициативы не рассчитывал. Но желающих оказалось достаточно. Прокурор обратил внимание на одну сложность - существующие уставы ряда социальных объектов не предусматривают возможности создания и функционирования попечительских советов. И попросил заместителя губернатора Псковской области в кратчайшие сроки внести в них изменения.

- В этом проблемы нет, - заверил вице-губернатор. - Сложность в другом - подобрать для работы в новой общественной организации людей с активной жизненной позицией. Кстати, опыт работы попечительских советов уже есть - например, в муниципальных школах.

 

Республика Алтай. В правительстве республики под председательством первого вице-премьера прошло заседание комиссии по противодействию коррупции. Как сообщает пресс-служба правительства, на заседании принято решение создать в рамках комиссии рабочую группу, которая будет заниматься отбором и экспертизой нормативно-правовых актов на предмет их коррупционности, а до 12 марта внести соответствующие предложения в методику экспертизы нормативно-правовых актов.

Решено также определиться с формами и методами взаимодействия республиканской комиссии с муниципальными антикоррупционными комиссиями, созданными во всех районах республики.
В план очередного заседания комиссии, которое пройдет в марте, включены вопросы о формировании тарифов в системе жилищно-коммунального хозяйства, о льготном проезде на общественном транспорте, об утверждении методики анализа нормативно-правовых актов, принимаемых в республике.

 

Челябинская область. Состоялось заседание областной комиссии по противодействию коррупции.

Были озвучены предложения  ужесточить ответственность должностных лиц за неправомерное использование бюджетных средств и меры по контролю. Однако губернатор назвал их безликими, он потребовал конкретных решений с цифрами, фактами и фамилиями.
В 2008 году в Челябинской области проверили, как были израсходованы 2 миллиарда бюджетных средств. Больше 5% из них, как оказалось, использовались с нарушениями.
Главное управление материальных ресурсов области предлагает переходить на электронную форму госзакупок. Она полностью исключает субъективный фактор. В Евросоюзе этим способом проводится уже 60% торгов. Кроме того, Челябинская область первой в России разрабатывает единое положение приемки товаров и услуг для государственных нужд. "Что позволит максимально исключить коррупционную составляющую при приемке продукции. Потому что иногда контракт заключается на одни виды товаров, а получает учреждение другие. Такие случаи есть, к сожалению, и в уголовной практике", - объясняет начальник Главного управления материальных ресурсов Челябинской области.
В 2008 году прокуратура возбудила 15 уголовных дел против муниципальных глав и депутатов. Самые частые нарушения в сфере землепользования.

Ямало-Ненецкий автономный округ. Здесь состоялось заседание  межведомственного Совета по противодействию коррупции. Участниками заседания стали заместители губернатора Ямала, руководители окружных департаментов, а также прокурор ЯНАО. В целях приведения региональных законов в соответствие с положениями федерального законодательства, были приняты законы "О Губернаторе ЯНАО", "О государственных должностях и о государственной гражданской службе", "О муниципальной службе в ЯНАО". Были внесены изменения и дополнения в ряд действующих нормативно-правовых актов в сфере государственной и муниципальной службы. Разработаны проекты других законов и правовых актов, в том числе, "О мониторинге правового пространства", "О системе исполнительных органов государственной власти", проект распоряжения губернатора "Об утверждении методики проведения мониторинга законодательства автономного округа".  

 

Кинельский район, Самарская область. В Кинельской межрайонной прокуратуре в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного в прошлом году Президентом Российской Федерации, состоялось заседание рабочей группы по выявлению преступлений коррупционной направленности.

В заседании под председательством межрайонного прокурора  приняли участие первый заместитель главы администрации городского округа Кинель, первый заместитель главы муниципального района Кинельский, заместитель руководителя Отрадненского МСО СУ СК при прокуратуре РФ, заместитель начальника отдела УФСБ РФ в г.Отрадный, начальник межрайонной ИФНС, начальник ОВД, начальник криминальной милиции ОВД, начальник ОБЭП ОВД.

Участниками совещания было отмечено, что в муниципалитетах необходимо повышать качество работы по борьбе с коррупционными проявлениями, которым наиболее часто подвержены бюджетная сфера, сфера распоряжения муниципальной и федеральной собственностью, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В 2008 году на территориях городского округа Кинель и муниципального района Кинельский было выявлено шесть преступлений коррупционной направленности. При этом за истекший период 2009 года выявлено 1 преступление коррупционной направленности, уголовное дело по которому в настоящее время направлено для рассмотрения в суд. В 2008 году в Кинельскую межрайонную прокуратуру поступило 5 материалов проверок по фактам коррупционных проявлений, по результатам рассмотрения которых следственными органами были приняты решения о возбуждении уголовных дел.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru