Реклама
Бюллетень МИКС 3/2009 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС 3/2009
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/ муниципальные органы власти
Общественные и партийные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы


Антикоррупционные инициативы  федерального уровня

 

Президент РФ.  11 марта издан Указ от утверждении Федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации /2009-2013 годы/".  Программа принята в соответствии с национальным планом противодействия коррупции, в нее включены дополнительные меры по профилактике коррупции на государственной службе.

В программе предусмотрена разработка антикоррупционных стандартов для государственной и муниципальной службы в рамках единой системы запретов и ограничений. Продолжится работа по методологическому обеспечению деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Будет установлен новый порядок представления государственными служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичных сведений о членах семьи. Предстоит создать систему показателей результативности деятельности служащих и установить порядок ее оценки.

Контроль за реализацией программы и мониторинг ее эффективности будет осуществлять Комиссия по вопросам реформирования и развития государственной службы, образованная при президенте РФ.

 

Исполком СНГ.    Разработан и по основным положениям согласован на заседании экспертной группы (представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана) Исполнительного комитета СНГ в Минске проект соглашения о совместной борьбе с коррупцией.

    В документе прописаны цели, задачи, направления и формы сотрудничества, принципы формирования нормативно-правовой базы, обмена информацией и исполнения запросов, а также вопросы конфискации доходов, полученных коррупционным путем.

    С его принятием страны СНГ начнут оказывать друг другу правовую помощь по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях, проводить совместные мероприятия, сотрудничать в розыске и возвращении активов коррупционеров, обмениваться оперативной информацией, нормативными документами, разрабатывать соответствующие программы.

 

Госдума РФ.   В первом чтении приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В соответствии с ними ужесточение наказаний чиновникам предусмотрено за действие или бездействие, в результате чего был нарушен закон о конкуренции. Эти меры могут быть применены в отношении чиновников всех уровней власти, включая работников правоохранительных органов и Центробанка. После принятия поправок максимальный размер штрафов для чиновников увеличится до 50 тыс. рублей. В частности, «ограничение конкуренции» должностными лицами органов местного самоуправления обойдется им теперь в сумму от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.Чиновники также могут быть по решению суда дисквалифицированы сроком от шести месяцев до трех лет.

Помимо ужесточения штрафных санкций поправки предлагают и возможное освобождение от ответственности. Это может произойти в том случае, если лицо, причастное к нарушению, заявит о нем в ФАС. При этом не важно, имеются у заявителя доказательства о нарушении на руках или нет, важно его участие в расследовании и доказательстве нарушений.

Авторы проекта (ФАС) надеются снизить количество антимонопольных нарушений (среди которых 50% происходит с участием госчиновников), что в свою очередь будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса.  

По данным руководителя ФАС в прошлом году резко увеличилось количество дел, возбужденных службой в отношении органов власти. Всего за 2008 год было возбуждено порядка 6540 дел о нарушении антимонопольного законодательства, среди них 2978 - в отношении органов власти. Сумма подлежащих уплате штрафов в сфере деятельности службы за 2008 год составила порядка 13 млрд рублей.   Всего же в прошлом году в структуре устраненных нарушений антимонопольного законодательства 56,8% составили нарушения, связанные с антимонопольными действиями власти, 25,2% - монополистическая деятельность, 5% - недобросовестная конкуренция, 13% - другие нарушения.

В 2008 году УФАС по Свердловской области возбуждено 14 дел  по факту нарушения статьи 15 Федерального Закона «О защите конкуренции», из которых 4 дела связаны с обращением хозяйствующих субъектов на действия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и 10 дел возбуждены в отношении органов местного самоуправления.

 

Согласно внесенным поправкам в КОАП, одобренным Госдумой в первом чтении, ужесточение наказаний чиновникам предусмотрено за действие или бездействие, в результате чего был нарушен закон о конкуренции. Эти меры, подчеркивают в ФАС, могут быть применены в отношении чиновников всех уровней власти, включая работников правоохранительных органов и Центробанка. После принятия поправок максимальный размер штрафов для чиновников увеличится до 50 тыс. рублей. В частности, «ограничение конкуренции» должностными лицами органов местного самоуправления обойдется им теперь в сумму от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.

 

 

Верховный суд РФ. Верховный суд страны вынес определение по "депутатскому" уголовному делу в Твери, разрешив давний спор о том, можно ли  местного депутата наказать так же строго, как и чиновника?

Одному из местных депутатов  г.Твери по  приговору  Тверского областного суда  дали шесть лет лишения свободы, он был признан виновным в том, что, будучи депутатом Тверской городской Думы, получал взятки. Первая взятка была получена за голосование в пользу некого ООО, следующую сумму депутату заплатили за "нужное" голосование о списании с бухгалтерского учета административного здания. Осужденный бывший депутат подал кассационную жалобу и просил изменить приговор, потому как, по его мнению, наказание ему было вынесено неправильно. Его действия суд квалифицировал по 290-й статье Уголовного кодекса, а этого делать было нельзя, потому как статья эта применяется только к должностным лицам.

По статье 290 УК должностными лицами признаются граждане, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти или выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, а так же в Вооруженных силах РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда рассмотрела жалобу бывшего депутата и оставила суровый приговор без изменения.

Осужденный, будучи депутатом Тверской гордумы, был наделен властными полномочиями, потому как обладал правом принимать решения, обязательные для выполнения гражданами и организациями вне зависимости от их ведомственной принадлежности на территории города. Это означает, что  депутат был должностным лицом коллегиального органа местного самоуправления. Доводы же бывшего депутата про то, что к нему нельзя применить 290-ю статью УК, Верховный суд отверг. Обоснование следующее: по 130-й и 132-й статьям Конституции местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением разных вопросов местного значения. Вся эта работа идет в том числе и через местные органы самоуправления, которые управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и делают еще многое другое.

По Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и по местному закону "О местном самоуправлении в Тверской области" в исключительной компетенции депутатов Думы находятся крайне важные для жизни горожан вещи. Все они поименно перечислены в законах - установка, отмена и изменение местных налогов, принятие планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления и распоряжения имуществом, которое находится в муниципальной собственности, и установка тарифов на услуги местных предприятий и учреждений.

По закону депутат является членом выборного органа местного самоуправления, то есть выборным должностным лицом. По тверскому закону "О местном самоуправлении" лица, наделенные полномочиями по осуществлению представительных, распорядительных, исполнительных, контрольных и других функций местного самоуправления, считаются должностными лицами местного самоуправления. А по Уставу города Твери, городская Дума является коллегиальным, выборным, постоянно действующим органом местного самоуправления. Поэтому депутат гордумы обладал правом принимать и принимал решения, обязательные для исполнения, поэтому и оказался должностным лицом.

 

Правительство РФ. Утверждены «Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» и «Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции». Соответствующие постановления подписал председатель Правительства РФ.

 

ГосДума РФ. Комитет по безопасности, Комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции провели совместное заседание с на тему: "О мерах законодательного характера, направленных на снижение уровня коррупции в системе здравоохранения и мерах, направленных на противодействие коррупции, осуществляемых в ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".
На заседании было отмечено, что далеко не всегда бесплатная медпомощь является на самом деле бесплатной и зачастую граждане сталкиваются с требованиями оплатить те или иные процедуры. Такие требования являются ничем иным как нарушением конституционных прав.
Анализ обращений граждан в территориальные фонды обязательного медстрахования, а также прокурорско-следственная и судебная практика свидетельствуют, что все большие масштабы приобретают нарушения положений Конституции и "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" о доступности бесплатной медпомощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений в рамках утверждаемой Правительством Программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи.
Широкое распространение получила практика дополнительных неформальных "вознаграждений" медработников за определенные процедуры. Без подобных "вознаграждений" во многих государственных и муниципальных учреждениях практически невозможно лечение серьезных заболеваний.
По данным опроса, проведенного в сентябре прошлого года Всероссийским центром изучения общественного мнения, 20 процентов опрошенных нередко давали деньги и подарки людям, от которых зависело решение каких-либо проблем. Чаще всего подобные действия приходилось совершать при контактах с медицинскими работниками - об этом говорят 52 процентов опрошенных.
По результатам исследования ВЦИОМ, здравоохранение занимает пятое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества. Причем, более половины россиян считают, что материальное вознаграждение, в том числе подарки, за ту работу, которую люди различных профессий (врачи, учителя) должны делать бесплатно, столь же опасное явление, что и коррупция во властных органах.
По данным Генпрокуратуры, за 9 месяцев прошлого года в сфере реализации приоритетного нацпроекта "Здоровье" выявлено более 24,5 тысяч нарушений законодательства, в суды направлено 4645 исков, привлечено к ответственности 3504 должностных лица, по постановлениям прокуроров наказаны в административном порядке 1116 виновных лиц, возбуждено 43 уголовных дела. С января по июнь прошлого года правоохранительными органами выявлено в сфере здравоохранения 1629 фактов получения и дачи взятки.
Основными формами проявления коррупции в сфере здравоохранения являются растрата и хищение денежных средств, подделка страховых документов, учет фиктивных пациентов, развитие собственного бизнеса за счет медучреждений, вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги.
Одновременно отмечалось, что многие преступления остаются не выявленными из-за недостаточно эффективной работы правоохранительных органов и низкой правовой грамотности населения.
Также на совещании указывалось на несовершенство института ответственности за несоблюдение законодательства об охране здоровья, а именно отсутствие персональной ответственности за исполнение должностных обязанностей, не существует также правовой ответственности за "лишние" платные услуги: ненужные консультации, неоправданные операции, неоправданно дорогостоящее лечение, выписку дорогостоящих лекарств - аналогов относительно дешевым.
Участники заседания пришли к выводу, что следует определить критерии и принципы формирования тарифов на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, ввести обязательное применение антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов и уже действующих нормативно-правовых актов (от законов до информационных писем, подготовленных министерствами и ведомствами), расширить круг субъектов коррумпированных преступлений в соответствии с требованиями ратифицированных Россией международных договоров в области противодействия коррупции.
Предлагалось также запретить бюджетным учреждениям оказывать платные услуги и одновременно стимулировать создание сети автономных учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения в рамках договора возмездного оказания услуг, а также развивать частный сектор здравоохранения, что приведет к снижению "теневых платежей".
По мнению участников заседания, необходимо принять дополнительные законодательные меры по устранению излишних административных барьеров, препятствующих реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", а также ужесточить персональную ответственность должностных лиц учреждений сферы здравоохранения за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных функций.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru