Бюллетень МИКС 3/2009 - Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Индекс материала
Бюллетень МИКС 3/2009
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/ муниципальные органы власти
Общественные и партийные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти

 Иркутская область.  Состоялось  заседание координационного совета при губернаторе области по борьбе с коррупцией. Был заслушан отчет о работе отдела по работе с обращениями граждан управления губернатора и правительства Иркутской области по региональной политике.

 С 1 января 2008 года по 31 января 2009 года в отдел поступило 94 обращения с жалобами на деятельность государственных гражданских служащих и  служащих органов муниципальной власти. Из общего числа обращений семь - анонимных. На контроле находится 63 обращения, из них в прокуратуре Иркутской области - 18, в ГУВД - три, мэрам и главам муниципалитетов региона направлено восемь обращений, территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти - два. 30% поступивших обращений связано с жалобами на бездействие муниципальных властей в решении хозяйственных проблем. На недостойное поведение глав МО и поселений жалуется 18% обратившихся. «80% обращений содержат проблемы, которые можно решить на местах, в органах местного самоуправления, однако граждане пишут письма губернатору, - отметила начальник отдела  Людмила Егорова. - Стоит заметить, что в результате рассмотрения фактов, имеющих коррупционную окраску, они не подтвердились».

 

Костромская область. На минувшем заседании областного парламента был принят в окончательной редакции закон «О противодействии коррупции в Костромской области». Работа над ним началась около двух лет назад с разработки областной программы. После выхода проекта Федерального закона у областных депутатов появилась базовая правовая основа нового закона, который был концептуально принят в декабре 2008 года. Закон признан одним из самых «сложных», так как необходимо было создать такой документ, который бы обеспечил своеобразные противокоррупционные барьеры, но и не парализовал бы управленческую функцию органов госвласти на территории области.
Документ определяет систему мер по противодействию коррупции и регулирует деятельность государственных органов региона, органов местного самоуправления, областных государственных и муниципальных учреждений и предприятий по ее предупреждению, в том числе по выявлению и последующему устранению причин. Отдельные статьи посвящены мерам профилактики, проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов региона, просвещению и пропаганде. Согласно новому закону, государственные служащие должны будут представлять не только свои сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но и супругов и несовершеннолетних детей.

 

Приморский край. На очередной сессии депутаты Законодательного собрания Приморья приняли в окончательном третьем чтении закон "О противодействии коррупции в Приморском крае". Большое внимание в принятом региональном антикоррупционном законе уделено профилактике.В документе прописано несколько механизмов противодействия: разработка и реализация краевой и муниципальных антикоррупционных программ, антикоррупционная экспертиза правовых актов Приморского края, муниципальных правовых актов, их проектов.

Документ также предусматривает внедрение административных регламентов исполнения государственных функций, которые определяют сроки и последовательность административных процедур и действий органа исполнительной власти, порядок взаимодействия структур.

Новый закон направлен на те сферы, которые наиболее подвержены коррупции. Речь идет, в частности, о бюджетных процессах, земельной и градостроительной деятельности.

 

Курганская область. Депутаты областной Думы утвердили во втором чтении закон «О противодействии коррупции в регионе». В документе прописаны основные понятия и принципы противодействия коррупции, среди которых «публичность и открытость деятельности государственных и муниципальных органов», «сотрудничество с институтами гражданского общества», «обеспечение четкой правовой регламентации деятельности» и др.

В статье 4 Закона приведены меры по профилактике коррупции. Самыми действенными из них, курганские депутаты считают: «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» и «антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов».

Кроме того, более пристальное внимание будут уделять личности кандидатов на вакантные должности в органы государственной и муниципальной власти . В Законе предусмотрено «внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти Курганской области правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным гражданским служащим региона своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при его поощрении».

Также в законопроект включена новая статья «Совет по противодействию коррупции при губернаторе Курганской области». Совет будет заниматься подготовкой предложений по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции, координировать деятельность органов госвласти и местного самоуправления «по устранению причин коррупции и условий, им способствующих, выявлению и пресечению фактов коррупции и ее проявлений в системе государственной гражданской и муниципальной службы». Члены совета будут участвовать «в создании единой системы антикоррупционного мониторинга и информирования населения по проблемам коррупции, антикоррупционной пропаганды и антикооррупционного воспитания граждан», а также привлечением «граждан, общественных организаций к сотрудничеству по вопросам противодействия коррупции, формированию нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям».

Согласно данному закону, исполнительные органы власти региона должны до 1 марта представлять в правительство области отчеты «о состоянии коррупции и реализации мер по противодействию коррупции за прошедший календарный год». Правительство должно до 1 апреля года, следующего за отчетным, представить этот отчет губернатору и Курганской областной Думе. Отчет подлежит обязательному опубликованию, «за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну».

 

Курганская область.  Состоялось заседание Совета по противодействию коррупции , на котором
было отмечено, что, начиная с 2007 года, каждый принимаемый правительством области нормативно-правовой акт проходит экспертизу на предмет выявления коррупционных факторов. Такая же работа ведется и в Курганской областной думе. Однако кое-где есть и нарушения. Среди наиболее часто встречающихся - отсутствие правовых экспертиз на коррупциогенность муниципальных нормативных правовых актов.
"Не везде в структурных подразделениях органов местного самоуправления разработаны административные регламенты исполнения муниципальных функций и оказания муниципальных услуг. Также не везде разработаны механизмы проведения служебных проверок по фактам нарушения муниципальными служащими требований по служебному поведению. Во многом это связано с отсутствием, особенно в сельских районах, профессиональных кадров. Чтобы устранить существующие недостатки, по мнению членов Совета, необходимо проведение обучения, стажировок по проведению антикоррупционной экспертизы, повышение уровня правовых знаний специалистов. 

Губернатор области  обратил внимание на необходимость усиления координации деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления и силовых ведомств - правоохранительных органов, прокуратуры. Особенно это важно на этапе подготовки нормативно-правовых актов, что в конечном итоге позволит повысить эффективность направленной против коррупции работы. Подводя итоги заседания, глава региона дал членам Совета поручение активизировать реализацию мер по противодействию коррупции.

 

Ненецкий автономный округ. Глава администрации автономного округа распорядился создать рабочую группу по разработке местного закона в сфере противодействия коррупции. По итогам мониторинга, проведенного Министерством юстиции РФ, в законодательстве НАО не урегулировано применение специальных антикоррупционных механизмов. И этот минус, по мнению главы НАО, нужно срочно исправить. В рабочую группу войдут представители исполнительных и законодательных органов власти субъекта, прокуратуры и управления внутренних дел. На разработку важного документа глава региона дал месяц:  «Национальный план противодействия коррупции возлагает на органы государственной власти субъектов РФ обязанности по активному проведению антикоррупционной политики. Тянуть с принятием пакета антикоррупционных актов не следует».

Членам рабочей группы также предстоит разработать и утвердить методику проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность, порядок проведения атникоррупционной экспертизы нормативных правовых актов региона и их проектов.

 

Забайкальский край.  Правовое управление при администрации губернатора Забайкальского края провело экспертизу 400 нормативно-правовых актов. В трети из них эксперты выявили факторы, способствующие коррупции, документы возвращены на доработку. Аналогичные проверки в тесном контакте с правительством проводит прокуратура края.

Работа над законодательной базой по борьбе с коррупцией в регионе практически завершена, приняты региональные законы «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов». План по борьбе с коррупцией в Забайкальском крае, принятый в прошлом году, был полностью исполнен. В ближайшее время будет принят новый план мероприятий на 2009-2010 год.

Особое внимание в антикоррупционной работе уделено деятельности органов власти, которые входят в «зону риска» распределения госполномочий. Для снижения коррупционных рисков создан Департамент государственных закупок Забайкальского края. В его правилах чётко обозначены нормы проведения закупок, заключения контрактов и контроля над ними.
Исходя из того, что в основе коррупции стоит человеческий фактор, при подборе сотрудников департамента особое внимание обращалось на их личностно-моральные качества. «Подбирались такие люди, которые сами не участвовали в предпринимательской деятельности, не имеют родственников и знакомых в коммерческих структурах. То есть люди максимально далёкие от бизнеса» - комментирует заместитель глава администрации губернатора (бывший  заместитель прокурора края).

«Кандидатуры всех претендентов на должность госслужащего проходят проверку. Это помогает избежать появления в структурах власти недостойных людей, и тех, которые сообщили о себе недостоверные сведения». Случаи, когда кандидаты заявляли о себе ложные сведения, происходили неоднократно.  «Кроме этого, проверки проводятся и среди состоявшихся госслужащих. Если чиновник сообщит неверные данные о себе, своём имуществе и подобную информацию, то будет проведено служебное расследование, и к нарушителю будут применены строгие дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения. В подобных проверках могут быть задействованы органы налоговой службы и правоохранительные структуры».

Комиссии по урегулированию конфликтов интересов, которые созданы в каждом из 33 органов исполнительной власти края. Однако за всё время их существования разбиралось только одно дело. Такую непопулярность возможно объясняется тем, что люди не до конца поняли их суть. «Мы полагаем, что в следующем году комиссии по урегулированию конфликтов интересов заработают более эффективно, - заявил глава администрации губернатора. - Для этого мы сотрудничаем с органами внутренних дел и прокуратурой. Они предоставляют нам для служебного расследования материалы, которые не закончились возбуждением уголовных дел».

В прошлом году, государственная финансовая инспекция провела 73 проверки деятельности государственных и муниципальных заказчиков и выявила 457 нарушений. о текущем контроле над проведением государственных закупок. Большинство нарушений, связано с несоблюдением сроков размещения информации на специальных сайтах и в официальных СМИ.

Многое делается для увеличении открытости органов исполнительной власти, которая заключается в отчётах губернатора, правительства и других органов исполнительной власти перед Заксобранием. Прозрачности в своей работе краевая власть добивается и освещением деятельности на официальных сайтах и приёмом обращений по телефонам горячей линии и электронной почты. Все обращения граждан серьёзным образом рассматриваются, и в случае необходимости проводится служебное расследование.

На фоне активной антикоррупционной деятельности краевой администрации, каковой её считает вице-премьер, муниципалитеты выглядят совсем неактивно: «Только восемь муниципальных образований приняли программы по борьбе с коррупцией. Остальные пока не приложили усилий. Но на тех, которые не хотят вливаться в эту работу, мы обращаем серьёзное внимание. Если сами не желают бороться с коррупцией, то им помогут правоохранительные органы, безусловно, с нашим участием».

 

Саратовская область. Отделом по противодействию коррупции при правительстве области в соответствии с решением постоянно действующего совещания у вице-губернатора проводятся выезды в муниципальные районы области для ознакомления на местах с практикой реализации антикоррупционных программ, выяснения проблемных вопросов и оказания методической помощи. В рамках этого мероприятия осуществлены выезды в Ершовский, Фёдоровский, Ровенский, Краснокутский, Марксовский, Советский муниципальные районы.
По результатам изучения практики реализации муниципальных антикоррупционных программ будет проведено расширенное совещание для обсуждения итогов и планирования дальнейших мероприятий антикоррупционной направленности.

 

ХМАО-Югра. Губернатор Югры провел очередное заседание межведомственного Совета по противодействию коррупции. На заседании секретарь Совета проинформировал об итогах реализации в 2008 году и в январе-феврале нынешнего года Национального плана противодействия коррупции на территории автономного округа.

В процессе обсуждения вопроса о ходе реализации Национального плана в автономном округе и муниципальных образованиях выступили главы города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района. Руководителям территорий рекомендовано провести анализ действующих местных нормативно-правовых актов и оперативно внести в них изменения в соответствии с федеральным и окружным законодательством, а также внести коррективы в планы противодействия коррупции в целях активизации этой работы, создания системы общественного контроля за деятельностью местного самоуправления, формирования кадрового резерва на конкурсной основе, создания реестра наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов местного самоуправления, регламентации распоряжения и использования муниципального имущества.

Главам местного самоуправления рекомендовано расширить составы специальных комиссий для привлечения к противокоррупционной деятельности представителей правоохранительных органов, общественных организаций, политических партий, средств массовой информации, представителей малого и среднего бизнеса, глав сельских поселений.

 

Республика Карелия. Контрольное управление Администрации Главы Карелии будет регулярно проводить выборочные проверки исполнения решений республиканского координационного совета по противодействию коррупции и криминализации экономики. Это предложение руководителя региона было поддержано всеми членами совета на заседании 16 марта.

Также на заседании были сформулированы основные изменения и дополнения, которые необходимо внести в карельское антикоррупционное законодательство в связи с выходом федерального закона о противодействии коррупции. В частности, в республиканский закон о госслужбе предложено ввести норму об обязательном декларировании имущества и доходов членов семей госслужащих, а условием назначения на ответственные посты сделать не просто стаж работы по специальности, а «длительное, безупречное, эффективное исполнение служебных обязанностей».

Будет расширен перечень нормативных и правовых актов, подлежащих антикоррупционной экспертизе, призванной выявлять и устранять положения, способствующие произволу чиновников. В том числе, экспертизу будут проходить муниципальные нормативные и правовые акты. Оценкой решений органов местных советов и администраций с начала этого года занимается Государственный комитет Карелии по вопросам развития местного самоуправления.

Глава республики  обратил особое внимание членов совета на этот вопрос. По данным правоохранительных органов, значительная часть коррупционных правонарушений выявляется именно на муниципальном уровне, но при этом местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий действует самостоятельно.

В этой связи Администрацией Главы Карелии подготовлен проект типового соглашения между Правительством республики и администрациями муниципальных районов о взаимодействии в области противодействия коррупции. Проект предусматривает сотрудничество в реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» и Национального плана борьбы с коррупцией, утверждённого Президентом России.

Кроме того, Администрацией Главы Карелии разработан проект муниципальной программы противодействия коррупции. Этот документ поможет муниципалитетам подготовить собственные программы и доработать уже существующие антикоррупционные планы.

Реализация антикоррупционной политики в республиканских органах исполнительной власти была рассмотрена на примере Министерства природных ресурсов Карелии. Как сообщил его руководитель, в декабре 2008 года при ведомстве был образован Общественный совет для подготовки предложений по повышению эффективности деятельности министерства, а также для проведения общественной экспертизы социально значимых решений и административных регламентов предоставления государственных услуг. В состав совета вошли представители региональной ассоциации горнопромышленников, Карельского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Лиги предпринимателей республики, Законодательного собрания Карелии и органов местного самоуправления. Заседания совета проводятся не реже одного раза в квартал.

Также при министерстве работают межведомственные комиссии по недропользованию, управлению и распоряжению земельными ресурсами, приватизации и аренде государственного имущества. При рассмотрении вопросов о приватизации особо значимых объектов государственной собственности к работе комиссии подключаются представители МВД и ФСБ.

Кроме того, к настоящему времени разработаны и внедрены административные регламенты по управлению находящимися в собственности Республики Карелия акциями хозяйственных обществ; предоставлению водных объектов в пользование гражданам и юридическим лицам; проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых; ведению реестра государственного имущества Карелии и т. д. В стадии внедрения находятся административные регламенты по выдаче лицензий на право пользования участками недр, предоставление госимущества в аренду и т. д. Созданы сайт «Недра Карелии» и пилотный сайт услуги по оформлению прав владения и пользования госсобственностью Карелии.

Проводится и работа по исключению положений, способствующих коррупции, из нормативных правовых актов и их проектов в сфере деятельности министерства. Также при ведомстве создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, сформирован и размещен на сайте кадровый резерв министерства.

Подытоживая заседание, губернатор подчеркнул, что работа по противодействию коррупции должна идти по нарастающей, и приведение карельского законодательства в соответствие с только что принятым российским законом следует завершить в максимально сжатые сроки. Также Глава Карелии поддержал прозвучавшее на совете предложение назначать содокладчика для каждого из выступающих, чтобы ситуацию в том или ином ведомстве можно было увидеть не только с точки зрения его руководства, но и со стороны.

 

Калужская область. Под председательством губернатора прошло первое заседание совета по противодействию коррупции. В соответствии с постановлением главы региона на данный совет возложены функции постоянно действующего органа по координации действий различных структур, в задачи которых входит борьба с проявлениями коррупции в регионе. В его состав вошли руководители ряда органов власти и правоохранительных ведомств.

Об основных мероприятиях в сфере реализации антикоррупционной политики участников заседания проинформировал заместитель губернатора - руководитель администрации главы рнгиона. В их числе он назвал принятие в 2007-2008 годах комплекса нормативных соответствующих актов, развитие институтов общественного и парламентского контроля, совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы, разработку и внедрения стандартов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, проведение ежегодного антикоррупционного мониторинга. В ходе работы участники заседания подписали соглашение о взаимодействии в деятельности по борьбе с коррупцией, определяющее формы и методы совместной работы в этой сфере.

Как отметил губернатор области, данное соглашение должно сыграть решающую роль в консолидации усилий всех властных структур, направленных на борьбу с этим общественным злом.

 

 

Республика Башкортостан. На  заседании парламента озвучен  доклад руководителя Контрольно-счетной палаты РБ Валерия Кургузова о работе за год. Аудиторы бюджета  доказали, что в результате неумелого и неэффективного использования муниципальной собственности казна республики недосчиталась 287 миллионов рублей.

- Основные нарушения, которые мы обнаруживаем, - это мошенничества, предоставление поддельных или подложных  документов, и превышение должностных полномочий, - отметил председатель КСП, -  Большинство нарушений вызваны низкой квалификацией муниципальных чиновников и недостаточным уровнем компетенции местных госслужащих, особенно тех, кто отвечает за выделение и освоение бюджетных средств.

К настоящему времени нарушители уже возместили ущерб государству на 107 миллионов рублей, в том числе в бюджеты городов и районов более 77 миллионов.  Возможно, к скорейшему исправлению положения их подталкивает тот факт, что за год по материалам аудиторов правоохранительные органы возбудили 22 уголовных дела, а 14 уже направлены в суды.

Народные избранники единогласно утвердили единую методику антикоррупционной экспертизы законов Башкортостана и их проектов. На каждый из них специальная депутатская комиссия будет давать заключение на "чистоту". Теперь парламентарии ждут аналогичного шага со стороны правительства, чьи нормативные акты, также следует подвергать экспертной антикоррупционной оценке.

 

Ивановская область. В области завершается работа по подготовке правовой и методологической базы для проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, готовится законопроект, предусматривающий усиление антикоррупцонной работы. Губернатор обратился к Ивановской областной думе с просьбой подключиться к этой работе и ускорить принятие данного закона. "В законопроект включена норма, предусматривающая обязательную публикацию сведений о доходах членов правительства, депутатов областной думы, глав городских округов и муниципальных районов. Без сомнений, это усилит общественный контроль за уровнем жизни должностных лиц, а правоохранительным органам позволит реагировать на его резкие колебания", - подчеркнул губернатор.

Он также заявил, что самое главное в борьбе с коррупцией - это открытость, прозрачность принимаемых властью решений. "На региональном уровне мы самым активным образом приглашаем к участию в нашей работе представителей СМИ, а принимаемые решения незамедлительно доводятся до сведения общественности. Уверен, что прозрачный порядок принятия решений чиновниками всех уровней не оставит шанса нечистым на руку бюрократам. Губернатор сообщил, что у него работает личный антикоррупционный электронный ящик, пароль к которому знает только он. "Все поступающие обращения тщательнейшим образом изучаются, а по некоторым из них уже сделаны серьёзные кадровые выводы". 

 

Курская область. В рамках выполнения мероприятий по противодействию коррупции в органах государственной власти Курской области утвержден План противодействия коррупции в исполнительных органах власти в 2008-2010 годах.

В прошлом году приобретено и установлено 9 информационных терминалов, содержащих информацию о выполняемых функциях и услугах, оказываемых органами исполнительной власти Курской области.
Терминалы установлены в Доме Советов, в областных комитетах социального обеспечения и финансов, областной научной библиотеке им. Н.Н.Асеева, областной клинической больнице, управлении федеральной налоговой службы по Курской области.

В целях оперативного информирования населения о проводимой работе в рамках административной реформы на официальном сайте администрации Курской области, а также на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти области создан раздел «Административная реформа».

Выполнение мероприятий по направлению «Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной государственной власти Курской области и органов местного самоуправления» осуществляется совместно с Управлением информационных технологий, связи и безопасности информации Курской области.

В этих целях начато строительство пилотной части сети передачи данных единой инфокоммуникационной среды Курской области.

В пилотную часть вошел 21 исполнительный орган государственной власти Курской области. Все они связаны высокоскоростными оптоволоконными линиями связи.

В дальнейшем в 2009-2010 годах к сети передачи данных будут подключаться оставшиеся органы исполнительной власти Курской области, а также заинтересованные организации и предприятия на договорной основе.

 

Тамбовская область.Антикоррупционная работа в Тамбовской области будет вестись на упреждение. Власти региона решили создавать атмосферу «невыгодности» коррупционного поведения. Об этом шла речь на заседании межведомственного совета по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти области, провел которое губернатор. Значительно повышаются требования к государственным и муниципальным служащим. В регионе определены наиболее коррупциогенные сферы, функции и должности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. Принято более сотни административных регламентов исполнения государственных функций, повышающих их «прозрачность». В октябре в Тамбове открылся Многофункциональный центр предоставления услуг населению, деятельность которого строится по принципу «одного окна», что минимизирует общение госслужащих, принимающих решения, с заявителями. В течение прошлого года проведено 1740 экспертиз проектов постановлений администрации области, в 10 из них обнаружены и устранены нормы, создающие коррупционные возможности. Признанные коррупциогенными акты незамедлительно отменяются.

 

Омская область.  Здесь состоялось очередное заседание Комиссии по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Омской области, работу которой возглавляет Губернатор области.  Комиссия является координационным органом, призванным обеспечивать реализацию антикоррупционной политики на территории региона. На заседании подведены итоги первого этапа реализации утверждённых мер по противодействию коррупции. В частности, комиссия проанализировала ход выполнения организационно-технических мероприятий и выработки методической базы по профилактике коррупционных рисков. Заместитель Председателя Правительства Омской области Александр Артёмов доложил комиссии о ходе реализации мер по противодействию коррупции в Омской области. «Сегодня будут рассмотрены вопросы, связанные с организацией постоянной прямой линии с населением. Мы также возлагаем большие надежды на нашу Общественную палату. Губернатор считает, что её роль в борьбе с коррупцией должна возрасти», - отметил заместитель Председателя Правительства Омской области. Комиссия также намерена уделять постоянное внимание положению дел в муниципальных образованиях области. В частности, сегодня на заседании рассмотрено состояние работы по противодействию коррупции в Тарском муниципальном районе Омской области.

 

Тверская область. В области разработан и в сентябре минувшего года утвержден распоряжением администрации Тверской области план мероприятий по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Тверской области. Выработка региональной антикоррупционной политики возложена на контрольно-аналитический комитет Тверской области. Кроме того, было рекомендовано органам местного самоуправления разработать свои планы противодействия коррупции. На сегодняшний день такие планы уже приняты более чем в половине муниципальных районов Тверской области, точнее, в 25 из 43. В остальных районах над ними еще ведется работа. Контрольно-аналитический комитет со своей стороны в минувшем январе предложил стимулирующую меру - предоставление соответствующих отчетов муниципальными образованиями должно стать одним из условий предоставления им субсидий из областного бюджета.

Существенную антикоррупционную составляющую имеет пакет региональных законодательных актов, принятых в нормативное обеспечение реализации административной реформы в Тверской области, в том числе проект  «Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и государственных услуг». Антикоррупционные механизмы заложены в принятом в 2005 году региональном законе «О государственной гражданской службе Тверской области» и его подзаконных актах, в распоряжениях администрации области, регулирующих проведение различных служебных проверок, и еще в целом ряде нормативных актов. В сентябре минувшего года постановлением губернатора области была создана Межведомственная комиссия Тверской области по борьбе с коррупцией.

Контрольно-аналитическим комитетом еще в 2007 году  был подготовлен проект «Разработка и внедрение механизмов, направленных на борьбу с проявлениями коррупции в Тверской области», реализованный в 2007-2008 годах. Материальный эквивалент этого одобрения - полученный областью на его реализацию двухмиллионный транш из федерального бюджета. Проектом было предусмотрено, в числе прочего, проведение полной диагностики как существующей региональной нормативно-правовой базы, так и проектов региональных нормативных правовых актов на предмет коррупционной составляющей с последующим устранением коррупциогенных факторов.

За два минувших года проведена экспертиза более 2 400 проектов нормативных правовых актов. Исследования проводились по  собственной методике, разработанной сотрудниками комитета. С особой тщательностью анализировали акты, в которых устанавливались процедуры, регламентирующие взаимоотношения областных исполнительных органов государственной власти и граждан. Цель в данном случае - добиться прозрачности экспертной, согласовательной, регистрационной и разрешительной деятельности государственных органов, обеспечить контроль за ней. В 2007 году примерно из 900 поступивших на экспертизу в контрольно-аналитический комитет проектов правовых актов почти 200 (или каждый пятый проект) содержал коррупциогенные факторы. В 2008 году были  проанализированы уже около 1500 проектов, из которых 200 (то есть каждый седьмой проект) оказались небезупречны в смысле наличия всевозможных лазеек для коррупционеров.

Аналогичным образом организована экспертиза на коррупциогенность всех действующих региональных законов, а также нормативных правовых актов администрации области в отдельных социально значимых областях: в здравоохранении, ЖКХ, сфере социальной защиты.  это уже независимая экспертиза: с самого начала было решено привлечь к ней тверских ученых - юристов, экономистов, специалистов по управленческим дисциплинам . Упомянутый транш из федерального бюджета был  направлен на соответствующий заказ ТвГУ. За это время объектом исследования на коррупциогенность стали 340 законов Тверской области и 232 постановления администрации области.

По результатам проведенных исследований контрольно-аналитический комитет проанализировал выявленные коррупциогенные факторы и направил письма в исполнительные органы государственной власти области с предложением инициировать внесение соответствующих изменений в обозначенные комитетом нормативные правовые акты. Адресаты - департаменты и комитеты - откликнулись оперативно, и уже вскоре необходимые коррективы, исключающие коррупциогенные нормы, в документы были внесены.

Контрольно-аналитический комитетом регулярно проводит тематические семинары-совещания. Их постоянные участники - специалисты региональных органов исполнительной власти, главы муниципальных образований и муниципальные работники. Спектр проблем, рассматриваемых на них в антикоррупционном аспекте, самый широкий. Это и вопросы кадровой политики, и организация закупок для государственных и муниципальных нужд, и проблемы недружественных захватов предприятий, и т.д. На вопросы участников отвечают представители силовых структур, контролирующих и регулирующих организаций.
В конце 2008 года в Твери состоялся семинар-совещание по теме «Основы антикоррупционной политики в органах государственной власти региона» с участием представителей администрации области, Национального антикоррупционного комитета, прокуратуры области, областного УВД, а также местных вузов. Обсуждались меры по борьбе с коррупцией и ее профилактике: социально-экономические, правовые, политико-идеологические, организационно-технические.

В плане профилактики коррупции одно из самых эффективных средств - коллегиальность принятия управленческих решений. С подачи администрации области в регионе создано большое количество коллегиальных органов - коллегий, комиссий, советов и т. д, с привлечением руководителей территориальных управлений федеральных контролирующих структур и общественности. Вместе они охватывают практически весь спектр вопросов по управлению территорией. На их заседаниях рассматриваются самые разнообразные вопросы - о межбюджетных отношениях, недропользовании, аренде объектов госсобственности, преимущественном приобретении земельных участков в собственность Тверской области, переводе земель из одной категории в другую, предоставлении жилья сиротам, расселении из аварийного фонда, дотациях, субсидиях и т.д.

Одной из важнейших задач является смена коррупционного менталитета граждан, формирование антикоррупционного общественного сознания. Для решения этих задач в области планируется создание и внедрение системной программы этического образования государственных гражданских служащих. В ее рамках будет вестись большая разъяснительная работа. Ответственных работников на государственных должностях Тверской области, государственных гражданских служащих области детально ознакомят с основными положениями действующего законодательства по противодействию коррупции, в том числе с разделами, посвященными ответственности за коррупционные действия; подробно разъяснят причины и признаки ситуаций конфликта интересов и механизмов их преодоления. 

Администрация области не первый год участвует в проекте «Национальный рейтинг прозрачности закупок». В рамках этого проекта осуществляется общественный контроль над закупочной деятельностью государственных и корпоративных закупщиков и ежегодно публикуется в форме рейтинга оценка прозрачности и эффективности их работы по размещению госзаказа. По итогам 2007 года область набрала  в этом рейтинге 153 балла из 160 возможных и таким образом вошла в двадцатку лучших региональных закупщиков с рейтингом «высокая прозрачность». Ставится целью достижение следующего рубежа - получить высшую оценку рейтинга, выйдя на уровень «гарантированной прозрачности».

Чтобы обеспечивать должный уровень прозрачности процесса размещения государственного заказа Тверской области, контрольно-аналитический комитет тщательно следит за тем, чтобы на этот процесс не влияли никакие коррупциогенные факторы. Регулярно проводятся плановые проверки региональных государственных заказчиков. В минувшем году по результатам одной из таких проверок было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении руководителя одного из областных исполнительных органов государственной власти.
Технические задания на размещение крупных государственных заказов Тверской области проходят двойной контроль. Если начальная стоимость контракта на размещение госзаказа (цена лота) превышает два миллиона рублей, эти задания должны согласовываться с контрольно-аналитическим комитетом и департаментом экономики Тверской области.  А при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, согласования в обеих инстанциях требуются, если цена лота более пятидесяти миллионов рублей.
Контрольно-аналитический комитет проверяет представляемые на согласование технические задачи на предмет обоснованности заявленной начальной цены контракта, а также наличия в них и проектах госконтрактов незаконных требований к участникам размещения, которые могут повлечь за собой необоснованное сужение круга участников размещения заказа. Из практики этих проверок явствует, что примерно каждое пятое техническое задание содержало незаконные положения, и потому их подателям было отказано в согласовании. В результате «работы над ошибками» коррупциогенные факторы из этих документов были исключены.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru