Бюллетень МИКС 3/2009 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня |
Страница 6 из 12
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Президент РФ. 11 марта издан Указ от утверждении Федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации /2009-2013 годы/". Программа принята в соответствии с национальным планом противодействия коррупции, в нее включены дополнительные меры по профилактике коррупции на государственной службе. В программе предусмотрена разработка антикоррупционных стандартов для государственной и муниципальной службы в рамках единой системы запретов и ограничений. Продолжится работа по методологическому обеспечению деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Будет установлен новый порядок представления государственными служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичных сведений о членах семьи. Предстоит создать систему показателей результативности деятельности служащих и установить порядок ее оценки. Контроль за реализацией программы и мониторинг ее эффективности будет осуществлять Комиссия по вопросам реформирования и развития государственной службы, образованная при президенте РФ.
Исполком СНГ. Разработан и по основным положениям согласован на заседании экспертной группы (представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана) Исполнительного комитета СНГ в Минске проект соглашения о совместной борьбе с коррупцией. В документе прописаны цели, задачи, направления и формы сотрудничества, принципы формирования нормативно-правовой базы, обмена информацией и исполнения запросов, а также вопросы конфискации доходов, полученных коррупционным путем. С его принятием страны СНГ начнут оказывать друг другу правовую помощь по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях, проводить совместные мероприятия, сотрудничать в розыске и возвращении активов коррупционеров, обмениваться оперативной информацией, нормативными документами, разрабатывать соответствующие программы.
Госдума РФ. В первом чтении приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В соответствии с ними ужесточение наказаний чиновникам предусмотрено за действие или бездействие, в результате чего был нарушен закон о конкуренции. Эти меры могут быть применены в отношении чиновников всех уровней власти, включая работников правоохранительных органов и Центробанка. После принятия поправок максимальный размер штрафов для чиновников увеличится до 50 тыс. рублей. В частности, «ограничение конкуренции» должностными лицами органов местного самоуправления обойдется им теперь в сумму от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.Чиновники также могут быть по решению суда дисквалифицированы сроком от шести месяцев до трех лет. Помимо ужесточения штрафных санкций поправки предлагают и возможное освобождение от ответственности. Это может произойти в том случае, если лицо, причастное к нарушению, заявит о нем в ФАС. При этом не важно, имеются у заявителя доказательства о нарушении на руках или нет, важно его участие в расследовании и доказательстве нарушений. Авторы проекта (ФАС) надеются снизить количество антимонопольных нарушений (среди которых 50% происходит с участием госчиновников), что в свою очередь будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса. По данным руководителя ФАС в прошлом году резко увеличилось количество дел, возбужденных службой в отношении органов власти. Всего за 2008 год было возбуждено порядка 6540 дел о нарушении антимонопольного законодательства, среди них 2978 - в отношении органов власти. Сумма подлежащих уплате штрафов в сфере деятельности службы за 2008 год составила порядка 13 млрд рублей. Всего же в прошлом году в структуре устраненных нарушений антимонопольного законодательства 56,8% составили нарушения, связанные с антимонопольными действиями власти, 25,2% - монополистическая деятельность, 5% - недобросовестная конкуренция, 13% - другие нарушения. В 2008 году УФАС по Свердловской области возбуждено 14 дел по факту нарушения статьи 15 Федерального Закона «О защите конкуренции», из которых 4 дела связаны с обращением хозяйствующих субъектов на действия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и 10 дел возбуждены в отношении органов местного самоуправления.
Согласно внесенным поправкам в КОАП, одобренным Госдумой в первом чтении, ужесточение наказаний чиновникам предусмотрено за действие или бездействие, в результате чего был нарушен закон о конкуренции. Эти меры, подчеркивают в ФАС, могут быть применены в отношении чиновников всех уровней власти, включая работников правоохранительных органов и Центробанка. После принятия поправок максимальный размер штрафов для чиновников увеличится до 50 тыс. рублей. В частности, «ограничение конкуренции» должностными лицами органов местного самоуправления обойдется им теперь в сумму от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.
Верховный суд РФ. Верховный суд страны вынес определение по "депутатскому" уголовному делу в Твери, разрешив давний спор о том, можно ли местного депутата наказать так же строго, как и чиновника? Одному из местных депутатов г.Твери по приговору Тверского областного суда дали шесть лет лишения свободы, он был признан виновным в том, что, будучи депутатом Тверской городской Думы, получал взятки. Первая взятка была получена за голосование в пользу некого ООО, следующую сумму депутату заплатили за "нужное" голосование о списании с бухгалтерского учета административного здания. Осужденный бывший депутат подал кассационную жалобу и просил изменить приговор, потому как, по его мнению, наказание ему было вынесено неправильно. Его действия суд квалифицировал по 290-й статье Уголовного кодекса, а этого делать было нельзя, потому как статья эта применяется только к должностным лицам. По статье 290 УК должностными лицами признаются граждане, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти или выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, а так же в Вооруженных силах РФ. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда рассмотрела жалобу бывшего депутата и оставила суровый приговор без изменения. Осужденный, будучи депутатом Тверской гордумы, был наделен властными полномочиями, потому как обладал правом принимать решения, обязательные для выполнения гражданами и организациями вне зависимости от их ведомственной принадлежности на территории города. Это означает, что депутат был должностным лицом коллегиального органа местного самоуправления. Доводы же бывшего депутата про то, что к нему нельзя применить 290-ю статью УК, Верховный суд отверг. Обоснование следующее: по 130-й и 132-й статьям Конституции местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением разных вопросов местного значения. Вся эта работа идет в том числе и через местные органы самоуправления, которые управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и делают еще многое другое. По Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и по местному закону "О местном самоуправлении в Тверской области" в исключительной компетенции депутатов Думы находятся крайне важные для жизни горожан вещи. Все они поименно перечислены в законах - установка, отмена и изменение местных налогов, принятие планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления и распоряжения имуществом, которое находится в муниципальной собственности, и установка тарифов на услуги местных предприятий и учреждений. По закону депутат является членом выборного органа местного самоуправления, то есть выборным должностным лицом. По тверскому закону "О местном самоуправлении" лица, наделенные полномочиями по осуществлению представительных, распорядительных, исполнительных, контрольных и других функций местного самоуправления, считаются должностными лицами местного самоуправления. А по Уставу города Твери, городская Дума является коллегиальным, выборным, постоянно действующим органом местного самоуправления. Поэтому депутат гордумы обладал правом принимать и принимал решения, обязательные для исполнения, поэтому и оказался должностным лицом.
Правительство РФ. Утверждены «Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» и «Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции». Соответствующие постановления подписал председатель Правительства РФ.
ГосДума РФ. Комитет по безопасности, Комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции провели совместное заседание с на тему: "О мерах законодательного характера, направленных на снижение уровня коррупции в системе здравоохранения и мерах, направленных на противодействие коррупции, осуществляемых в ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". |