Реклама
Обзор знаковых событий МСУ #1 - 5. Перспективы развития и финансовая независимость
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #1
1. Структурная неопределенность системы
2. Национальные особенности муниципалитетов
3. Местная идентичность как конкурентное преимущество
4. Доверие и участие граждан в самоуправлении
5. Перспективы развития и финансовая независимость
Все страницы

5. Перспективы развития  и   финансовая  независимость

Любое обсуждение итогов муниципальной реформы сводится к признанию очевидного факта:  полномочия муниципалитетов не обеспечены собственными доходами.   Этот вывод справедлив как в отношении  муницпальных образований,  не имеющих  налоговой базы,  так и в отношении  экономически  развитых  муниципалитетов,   на территории которых собираются значительные суммы налогов в   региональные и федеральные бюджеты,  незначительная  часть которых возвращается в виде субвенций.  Такая ситуация  не создает стимулов для  поддержки местной  экономики и превращает в пустую декларацию конституционный принцип  невхождения  органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.  Довольно часто  финансовая зависимость просто вынуждает муниципальные  образования  отказываться  от своих полномочий.

В настоящее время в республике Дагестан органы местного самоуправления 528 из 698 сельских поселений из-за невозможности самостоятельно осуществлять полномочия по формированию, исполнению и контролю местных бюджетов передали эти функции в соответствии с соглашениями администрациям муниципальных районов.

«Дагестанская правда»

«Из всех налогов, собранных в Хабаровске, в городской бюджет в 2008 году поступило всего 16,4%», «по-прежнему высока зависимость муниципальных бюджетов  от областной казны. Безвозмездные перечисления составляют 65,4%»,  «муниципальные образования в Башкортостане испытывают хронический финансовый голод» - похожие  фразы  можно встретить в любой  аналитической  статье на тему  муниципального  развития. Обозначенная проблема   иемеет два аспекта:  необходимо на длительный срок закрепить за муниципалитетами нормативы налоговых отчислений  от федеральных и/или региональных налогов либо увеличить количество  муниципальных налогов (важно для экономически развитых муниципальных образований) и определить  принципы  финансового выравнивания (актуально для дотационных регионов).

Заместитель генерального директора Фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов Ирина Стародубровская:  «Что касается методов финансового выравнивания, то они не работали в принципе. Потому что в условиях переходного периода было разрешено финансировать местные бюджеты по фактическим доходам и расходам. Экспертное сообщество очень веселилось по поводу подобных формулировок, потому что их не было, наверное, с середины 1990-х годов. Уже было признано, что нельзя так финансировать. А тут написали открытым текстом, что фактически дефицит финансируем, никаких проблем».

Интернет-газета БашвестЪ

Поскольку нерешенность проблемы финансовой зависимости  ставит под сомнение  все итоги муниципальной  реформы,  федеральные  власти вынуждены будут принять какие-то решения в этом направлении.  Качество (цельность или половинчатость) этих решений будет зависеть от того, насколько  организованно заинтересованные стороны (ассоциации и  объединения муниципалитетов) смогут  отстоять  при этом свои интересы.

В этой связи нужно надеяться на то, что  официальные (созданные в соответствии с ФЗ-131) и менее официальные (околопартийные  и корпоративные) ассоциации муниципалитетов и муниципальных активистов  проявят максимальную активность  в поддержку  таких решений.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru