Обзор знаковых событий МСУ #1 - 5. Перспективы развития и финансовая независимость |
Страница 6 из 6
5. Перспективы развития и финансовая независимость Любое обсуждение итогов муниципальной реформы сводится к признанию очевидного факта: полномочия муниципалитетов не обеспечены собственными доходами. Этот вывод справедлив как в отношении муницпальных образований, не имеющих налоговой базы, так и в отношении экономически развитых муниципалитетов, на территории которых собираются значительные суммы налогов в региональные и федеральные бюджеты, незначительная часть которых возвращается в виде субвенций. Такая ситуация не создает стимулов для поддержки местной экономики и превращает в пустую декларацию конституционный принцип невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Довольно часто финансовая зависимость просто вынуждает муниципальные образования отказываться от своих полномочий.
«Из всех налогов, собранных в Хабаровске, в городской бюджет в 2008 году поступило всего 16,4%», «по-прежнему высока зависимость муниципальных бюджетов от областной казны. Безвозмездные перечисления составляют 65,4%», «муниципальные образования в Башкортостане испытывают хронический финансовый голод» - похожие фразы можно встретить в любой аналитической статье на тему муниципального развития. Обозначенная проблема иемеет два аспекта: необходимо на длительный срок закрепить за муниципалитетами нормативы налоговых отчислений от федеральных и/или региональных налогов либо увеличить количество муниципальных налогов (важно для экономически развитых муниципальных образований) и определить принципы финансового выравнивания (актуально для дотационных регионов).
Поскольку нерешенность проблемы финансовой зависимости ставит под сомнение все итоги муниципальной реформы, федеральные власти вынуждены будут принять какие-то решения в этом направлении. Качество (цельность или половинчатость) этих решений будет зависеть от того, насколько организованно заинтересованные стороны (ассоциации и объединения муниципалитетов) смогут отстоять при этом свои интересы. В этой связи нужно надеяться на то, что официальные (созданные в соответствии с ФЗ-131) и менее официальные (околопартийные и корпоративные) ассоциации муниципалитетов и муниципальных активистов проявят максимальную активность в поддержку таких решений. |