Обзор знаковых событий МСУ #1 - 1. Структурная неопределенность системы
Индекс материала
Обзор знаковых событий МСУ #1
1. Структурная неопределенность системы
2. Национальные особенности муниципалитетов
3. Местная идентичность как конкурентное преимущество
4. Доверие и участие граждан в самоуправлении
5. Перспективы развития и финансовая независимость
Все страницы

1. Структурная неопределенность системы

Напомним, что пресловутый ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  был принят в 2003 году, а к дате окончательного его вступления в силу (1 января 2009 года)  в  текст закона  41 раз вносились поправки.  Причина сложившейся ситуации и пути выхода из нее  – тема отдельного разговора,  сейчас же для нас важно зафиксировать факт:  «утряска»  условий деятельности  муниципалитетов продолжается,  правила игры не определены, ситуация нестабильности  пролонгируется.

Речь идет не только о  президентской поправке  о порядке отстранения мэров, широко обсуждаемой в СМИ,  но и о  многочисленных  инициативах  регионального значения.   Губернаторы,  не смущаясь  требованиями  ст. 131 Конституции РФ («структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно»), по-отечески   ненавязчиво    объясняют  муниципальным депутатам,   какая  структура  органов власти  самая правильная и сколько денег можно  потратить  на  систему управления.

В  правительстве Ульяновской области разработан  план изменений в системе муниципального управления, в соответствии с которым  главы всех муниципальных образований  области должны избираться  из числа депутатов местных собраний представителей и работать на общественных началах.  Всем  действующим  главам  населенных пунктов предлагается  добровольно уйти в отставку и перейти  на работу сити-менеджерами.  Для нынешних   руководителей администраций  создаются специальные должности   первого заместителя главы. Для проведения преобразований  вносятся  изменения в областной закон «О муниципальной службе», где предусматривается  должность первого заместителя главы муниципального образования, а  всем муниципалитетам  необходимо принять  соответствующие поправки в уставы.  Ульяновской городской  думе и собраниям представителей Цильнинского и Новоспасского районов придется  самораспуститься в июле 2009 года, чтобы изменить систему избрания своих руководителей.

Коммерсант-Самара

Губернатор Петербурга считает необходимым создать более эффективную систему местного самоуправления в Москве и Петербурге. «Существующая структура не совсем соответствует требованиям единого мегаполиса, необходимо делать ее более совершенной, изменяя организационно», - сказала В.Матвиенко.  Губернатор отметила, что, когда создавалась существующая структура, она была едина для всей страны и поэтому не учитывала особенностей Москвы и Санкт-Петербурга. «Конечно, законодательно изменить существующую систему достаточно трудно, так как любые изменения для органов местного самоуправления требуют проведения референдумов. Поэтому торопиться в этом вопросе не надо, у нас создана рабочая группа, которая прорабатывает соответствующие предложения».

ИА Интерфакс

Губернатор Псковской области М.Кузнецов (смещен   в   феврале – МИКС) инициировал внесение изменений в Устав Пскова. В частности, он предложил сократить с 5 лет до 1 года срок полномочий главы администрации города.

ИА Псковское агентство информации

Кризис  дал  региональным властям  повод  (и  кажущееся оправдание)  для очередного вмешательства  в  дела местного самоуправления.    Региональные чиновники  искренне считают  обеспечение управленческой эффективности муниципалитетов зоной своей ответственности, ни журналисты, ни аналитики не  отмечают  несуразности и бесперспективности этой позиции.

Как само собой разумеющиеся воспринимаются заявления областных, краевых и республиканских чиновников:  «всем муниципальным образованиям необходимо оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления", «нужно принимать меры по эффективному управлению и пересмотру бюджетной политики муниципальных образований»,  «планировалось, что снижение численности  составит 16%, однако  по большей части сокращения прошли на уровне субъекта, муниципалитеты в этой работе инициативу не проявили»,  «губернатор поставил перед органами местного самоуправления задачу снижения затрат на собственное содержание до 6,5 % от объема своих бюджетов»,    «одной из ключевых статей экономии должно стать содержание аппаратов».

«В  правительстве области появится новая комиссия - по административной реформе. Комиссия займется не только повышением эффективности работы областных органов власти и местного самоуправления, но и будет разрабатывать новые - сокращенные - нормативы содержания госструктур и конкретных должностей.  Например, вдвое сокращены расходы на телефонную связь областных госслужащих, на очереди - оптимизация транспортных и других расходов. Эти меры касаются и муниципального уровня власти.  Так, зарплата руководителей дотационных территорий уже сокращена вдвое».

Вести-Иркутск

К сожалению, большинство муниципальных депутатов и руководителей принимают  притязания  региональных властей на мелочную опеку,   а если и возражают, то говорят о  содержании  «ценных указаний» сверху, не оспаривая сам принцип  вмешательстова  в дела местного самоуправления.

«Мы готовы сокращать. Но только скажите, какие функции область на себя забирает и мы за них больше не отвечаем. У нас лишних людей нет. Если в министерстве от нескольких десятков до сотни человек сидят, то в администрации на каждом направлении - один человек. Убери его, направление остается незакрытым. Поэтому этот вопрос очень щекотливый» - говорит глава одного из муниципалитетов. 

Приходится констатировать:   формальное размежевание полномочий между мунициципалитетами и  субъектами РФ ,  бывшее одной из главных целей муниципальной реформы, не привело к разделению ответственности .  Как и раньше губернаторы  представляют  себя отцами народа, берут на себя ответственность  за  все происходящее на территории  региона, рассматривая муниципальные администрации как  территориальные подразделения региональной власти и относясь к их главам как к своим подчиненным.  Не оправдался расчет на то, что назначаемые губернаторы не станут  заниматься  популизмом, взваливая на себя ответственность за  каждый детский садик и  каждую  канализационную трубу.  Эксперты считают, что в основе патернализма   лежит  не столько российская ментальность, сколько финансовые интересы губернаторского окружения.  В этой ситуации опыты по социальному конструированию   лишь прикрываются теоретическими построяниями  об эффективности тех или иных принципов построения структуры органов местно самоуправления, в действительности  изменения диктуются конъюнктурными интересами.

Ситуация осложняется тем, что социальные  опыты  государственных органов власти накладываются на естественный  и необходимый  процесс  самоопределения  местного сообщества, приводя к  неразберихе  и конфликтам.

В Кандалакше прошли слушания по вопросу внесения поправок в Устав муниципального образования. «Это в наших, кандалакшских, традициях: сначала принять решение, затем, одумавшись, спешно его отменить, а по истечении времени вновь вернуться на исходную позицию»: оброненная участником слушаний реплика  как нельзя лучше подходит к ситуации, связанной с главным документом района - уставом. Как правило, причиной внесения в него изменений становились перемены в политической обстановке.

Во времена правления Александра Вихорева (в дальнейшем, как известно, осужденного за дачу взятки) районные депутаты, вступившие с ним в конфронтацию, изменили порядок формирования органов местного самоуправления. Приняли норму, согласно которой в райсовет нового созыва должны входить депутаты и главы поселений. Те, в свою очередь, могли избрать из своего состава главу района. Инициаторами этих изменений выступили поселенческие органы местного самоуправления.
Но ситуация во власти изменилась: осужденного Вихорева лишили права в течение трех лет занимать муниципальные должности. А в декабре 2007-го на этот пост большинством голосов люди выбрали Нину Варламову. И тут возникла коллизия: райсовет, который должен быть сформирован после выборов поселенческих депутатов в октябре текущего года, имел полное право назначить главу из своего состава. Вероятно, чтобы дать Варламовой возможность отработать полный срок, в последние месяцы 2008-го три из четырех поселений отозвали свои предложения, поставив об этом в известность избирком.
Однако дальнейшие трагические события перечеркнули все намерения: 16 декабря прошлого года Нина Варламова погибла от руки убийцы. Тут же были предприняты попытки вернуться к так называемому варианту делегирования в райсовет представителей поселений, что позволило бы избежать всенародных выборов главы, которые, судя по опыту прошлых лет, в Кандалакше спокойно не проходят. Однако попытки оказались безуспешными. Городскому совету Кандалакши, собравшемуся на декабрьское заседание, не удалось набрать голоса за делегирование своих представителей в новый райсовет. Советы других поселений и вовсе этот вопрос не рассматривали.
После тщетных усилий повернуть ситуацию вспять 25 декабря районный совет принял решение о внесении изменений в устав. Суть их сводится к тому, чтобы из документа исключить статью о формировании совета из представителей поселений. А это означает, что 1 марта в соответствии с принятым территориальной избирательной комиссией решением состоятся выборы депутатов райсовета (выборы состоялись, на второй срок переизбрались  лишь 6 депутатов из 21 - МИКС). Кроме того, в связи с досрочным прекращением полномочий бывшего главы автоматически вступает в силу уже имеющаяся в уставе статья 25.1, которая предусматривает избрание главы районным советом из своего состава. Этот же человек возглавит представительный орган местного самоуправления. Руководителя же администрации назначит конкурсная комиссия.
Однако внесение изменений в устав согласно законодательству, требует проведения публичных слушаний. Состоялись они 16 января.   Реплики выступающих:

- Высшее достижение демократии - волеизъявление народа. У нас никто его не спросил. Депутаты сами все решили.

- Народ знает, как вы вносите изменения в устав. То вносите, то выносите, используя 131-й закон о местном самоуправлении.

- Есть такое выражение: «Когда джентльмены понимают, что не могут выиграть, они меняют правила игры». Считаю, что нельзя изменять устав в предвыборной ситуации. Это опасно!
- Да у нас во власть рвутся только воры и варяги, больше никого нет!

Поддержать инициативу райсовета решил присутствовавший на публичных слушаниях представитель губернатора в Кандалакшском районе Федор Коньков. Он отметил, что главу из состава депутатов выбирают уже в нескольких муниципальных образованиях нашей области - в Мончегорске, Кировске, Терском и Кольском районах.
А выборы райсовета, как известно, назначены на 1 марта. Парад парадоксов в Кандалакше продолжается...

Мурманский вестник

Очевидно, что  любая нестабильность  препятствует экономическому развитию, а  нестабильность местной нормативной базы   считается одним из признаков  существования  коррупции в местных органах власти и отрицительно характеризует инвестиционную привлекательность  муниципалитета.   Вызывает сомение необходимость очередного  пересмотра  границ и структуры муниципалитетов  под флагом  укрепления экономических связей, поскольку мировой опыт свидетельствует, что  административное объединение не обязательно для создания крупных промышленных агломераций, и даже наоборот, препятствует ему.

В соответствии со стратегией развития  Ханты-Мансийского автономного округа в Югре  к 2020 году появятся муниципальные агломерации. Объединению будут подвергнуты муниципальные образования, связанные общей транспортной схемой, экономической базой и населением, втянутым в производственные процессы. Так, город Нягань станет центром Приобья, включив в себя п. Октябрьский. Одновременно она станет опорой для реализации программ по освоению Приполярного Урала. Сургут интегрируется с Нефтеюганском, который некоторыми приезжими уже воспринимается как пригород этой неформальной столицы Югры. Появится на карте автономии и Большой Ханты-Мансийск, который, как уже понятно хотя бы из того, что у одноименного района нет своего центра, включит в себя его деревни и поселки. Нижневартовск тоже сольется с одноименным районом, город Урай – с пгт. Междуреченский, а Югорск – с Советским. И у каждой агломерации будет своя специализация.

 

Учитывая, что описанные проблемы существуют уже длительное время, можно прогнозировать, что обществом будет сформулирован запрос на   «последнее изменение» стабилизирующего  характера.  Вероятно,  проблема будет решаться параллельно  по нескольким направлениям :  1) обеспечение  гарантий  независимости муниципалитетов , что потребует  в меру радикальных изменений в  ФЗ-131   2) давление  на федеральные власти со сороны  политиков и экспертов, занимающихся муниципальными проблемами, в том числе  через  Конституционный суд  с целью лоббирования  поправок в ФЗ-131, обеспечивающих невмешательство госорганов в дела месного самоуправления  3) местные инициативы по принятию поправок в Уставы муниципальных образований, значительно осложнящих процедуру внесения  дальнейших изменений в устав (по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь»).



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru