Реклама
Бюллетень МИКС 2\2009 - Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Индекс материала
Бюллетень МИКС 2\2009
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные и партийные антикоррупционные инициативы
Исследования
Все страницы

 

Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы

 

Забайкальский край. В СУ СК при краевой прокуратуре около года уже действует телефон «горячей линии».  Но, как рассказали сотрудники  управления, жители региона не проявляют особую активность. Видимо, граждане не особо верят, что после их обращения может что-то кардинальным образом измениться. Представитель  следственного управления,   обращаясь к журналистам, сказал: « Хочу заверить всех, кто сомневается:  ни одно обращение по телефону «горячей линии» не останется без внимания. Наши сотрудники проведут тщательную проверку, и если факт подтвердится, то будут приняты самые жесткие меры в отношении коррупционеров». Кроме того,  «горячая линия» по вопросам соблюдения законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции открыта и в прокуратуре Центрального района Читы. Если у жителей краевого центра имеются сведения о нарушениях муниципальными служащими города законодательства о муниципальной службе, либо сведения о фактах коррупционных проявлений,  они могут обращаться в прокуратуру района по названным телефонам для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.

Магаданская область. С целью профилактики коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления прокуратурой Магаданской области проводится постоянный мониторинг действующих нормативных правовых актов. В результате этой работы в прошлом году выявлено восемь актов, не соответствующих федеральному законодательству и одновременно содержащих коррупционные факторы, и шесть актов, формально соответствующих федеральному законодательству, но, вместе с тем, содержащих нормативные положения, прямо либо косвенно допускающие коррупционные проявления, сообщает пресс-служба прокуратуры области.

По инициативе прокуроров признавались незаконными нормативные положения, регулирующие вопросы использования муниципальной собственности и управления ею. Так, например, в Сусуманском районе оспорен муниципальный правовой акт, предусматривающий право муниципальных учреждений передавать в аренду объекты муниципальной собственности без согласия учредителя. Прокуратурой города Магадана опротестован пункт 6.1 положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в ведении муниципального образования город Магадан», утвержденного решением Магаданской городской Думы, которым устанавливались явно завышенные требования к гражданину, желающему получить земельный участок, о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством (подтверждение права гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в соответствующем земельном участке).

Кроме того, прокурорами оспаривались индивидуальные правовые акты, имеющие коррупциогенный характер. К примеру, в Омсукчанском районе по инициативе прокурора отменено постановление главы администрации муниципального образования "Омсукчанский район" о предоставлении индивидуальному предпринимателю муниципального имущества с освобождением от арендной платы на весь срок договора.

Оспорены также постановления мэрии Магадана о предоставлении в аренду земельных участков, которыми вменялось в обязанность заключение договора на вывоз и утилизацию мусора с конкретным предприятием - МУП "Спецтранс", притом, что на рынке данных услуг предпринимательскую деятельность осуществляет целый ряд хозяйствующих субъектов. Наибольшее число коррупциогенных факторов выявлялось в нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные отношения и отношения в сфере использования государственного (муниципального) имущества. Оспорены нормативные положения, позволяющие в нарушение требований федерального законодательства предоставлять имущество и земельные участки без проведения конкурсных процедур; устанавливающие правоприменителю возможность произвольного принятия решения об отказе в предоставлении имущества без определения конкретных условий и оснований для такого решения; предоставляющие правоприменителю (под угрозой отказа в предоставлении установленного законом права) возможность истребовать целый ряд документов, не предусмотренных федеральным законодательством, определяя их перечень по своему усмотрению.

По  инициативе прокуратуры области в 2008 году приняты и действуют Закон "О профилактике коррупции в Магаданской области", постановления администрации "Об экспертизе проектов правовых актов Магаданской области на коррупциогенность" и "Об утверждении методики экспертизы проектов правовых актов Магаданской области на коррупциогенность". Вопросы проведения антикоррупционных экспертиз при содействии органов прокуратуры урегулированы также на уровне муниципальных образований "город Магадан", "Тенькинский район", "поселок Дебин".

 

Удмуртия. Тактику и методику расследования коррупционных преступлений изучали 19 февраля сотрудники республиканского Следственного управления. Оперативники приехали со всех городских и районных подразделений ведомства. По словам его руководителя Владимира Никешкина, семинар - это первая детальная проработка федерального закона «О противодействии коррупции».  «В республике возбуждено 31 уголовное дело в отношении 34-х лиц.  Я могу сказать, что это очень нехорошая статистика, поскольку каждый 12-ый депутат в России совершает преступление в нашем регионе. Мы подготовили информационную записку с анализом причин и описанием фактов, которые привели к тому, что эти лица совершили данные преступления. Статистика говорит о том, что уровень коррупционных преступлений вырос в 2 раза. Это не значит, что больше преступлений стало совершаться. Мы стали больше их выявлять», - сказал руководитель ведомства.

Тюменская область. В рамках национального плана противодействия коррупции, прокуратура области провела проверку законности использования государственного и муниципального имущества, соблюдения законодательства при его приватизации. В ходе проверки выявлена сотня нарушений закона и внесено 120 актов прокурорского реагирования.

Проверялась законность использования земельных участков, принадлежащих государству и муниципалитетам. Просчеты и нарушения в данной отрасли допускаются в основном на стадии формирования границ земельных участков, предварительного согласования мест размещения объектов, предоставления земли во владение, пользование и распоряжение юридическим и физическим лицам. Нарушают закон, превышая свои полномочия, руководители местных властных структур. Глава администрации Чикчинского муниципального образования предоставил гр. Н. в бессрочное пользование для строительства и ведения личного хозяйства земельный участок площадью 8,0 га. Данный земельный участок на тот момент являлся государственной собственностью и относился к землям особо охраняемых территорий, использование которого было разрешено только под размещение нежилых объектов детской базы отдыха. Кроме того, чикчинским главой был превышен предельный размер земли, предоставляемой жителям деревни (0,3 га). В отношении чикчинского главы возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 286 УК РФ - превышение служебных полномочий. 

В минувшем году был осужден за превышение служебных полномочий теперь уже бывший глава администрации Каменского муниципального образования Тюменского района К. Каменский «владыка» щедро раздавал муниципальные земли в собственность своим родным и близким. Наказание - три года лишения свободы условно с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в органах местного самоуправления, сроком на два года.

В процессе надзорной деятельности в истекшем году прокурорами выявлялись правовые акты коррупционной направленности. Речь идет о том, что отдельные положения этих актов содержали нечеткие субъективные оценочные основания для отказа либо совершения определенных решений и действий. Например, причиной для отказа в принятии определенных решений бывали в правовых документах такие выражения, как «предоставление искаженной информации», непредоставление сведений в «полном объеме». Без указания на то, в чем конкретно это выражается, каков же должен быть «объем» информации. Вот, например, муниципальный нормативный акт Исетской райадминистрации: «Порядок проведения торгов (аукциона, конкурса) на заключение договоров аренды муниципального имущества». В нем содержится положение о том, что в случае, если документы, предоставленные претендентом конкурса, неаккуратно или ненадлежащим образом оформлены - организатор торгов в тот же день письменно уведомляет претендента об отказе в приеме и регистрации заявки. При этом каких-либо критериев признания документов «неаккуратно и ненадлежащим образом оформленными» не имеется. Это дает широкую возможность для удаления с торгов неугодного конкурента.

Или другой документ: «Положение об инвестициях в муниципальные объекты недвижимости», утвержденный решением Тюменской городской Думы. Где пунктом 2.3 определен исчерпывающий перечень документов, подлежащих приобщению к заявлению о заключении договора инвестиций в департамент имущественных отношений горадминистрации. Одновременно пунктом 2.4 Положения предоставлено право требований от заявителей дополнительных документов, «необходимых для всестороннего рассмотрения вопроса о необходимости проведения реконструкции муниципального объекта». Что предоставляет соответствующим должностным лицам весьма широкие возможности для обоснования только своей точки зрения на принимаемое решение.

Проанализировано соблюдение законности аренды муниципального и государственного имущества. Нарушения здесь типичны. Не все имущество учитывается и вводится в реестр, не соблюдаются сроки аренды и платы за нее. Только по результатам рассмотрения прокурорского представления в г.Ишиме в реестр муниципального имущества внесен объект - котельная, построенная два года тому назад за счет средств местного бюджета, которая эксплуатировалась строительной фирмой без каких-либо правоустанавливающих документов. В Нижнетавдинском районе понадобилось вмешательство прокурора, чтобы взыскать задолженность по арендным платежам в сумме более двух миллионов рублей. В администрации Казанского района вообще отсутствуют сведения об арендной плате с энергетическим ООО и по другим договорам.

На момент проверки в Центральном АО г.Тюмени задолженность по арендной плате в городской бюджет по 592 договорам аренды земельных участков составила 24137460,40 руб., однако лишь по 42 договорам городским департаментом имущественных отношений направлены заявления в суд о взыскании задолженности.

В процессе проверки обобщалась и анализировалась судебно-следственная практика. В прошлом году судами юга области рассмотрено пять уголовных дел изучаемой категории. Приговором Тюменского областного суда осужден К. к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. К., являясь главой Онохинского муниципального образования, получил от гр-на В. взятку в сумме 500 тысяч рублей за незаконное выделение земельного участка площадью 1500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства.

Тюменским районным судом осуждены В. и Ш. В., являясь специалистом-землеустроителем администрации Московского муниципального образования, совместно с гр. Ш. мошенническим путем скупали и продавали в личную собственность граждан земельные участки на означенной территории. Изучаемая категория уголовных дел требует максимальных усилий для глубокого, всестороннего и - не менее важного - оперативного расследования и предания обвиняемого суду. Доказательством тому пример, не принесший чести предварительному следствию. В отношении гр-на С. было возбуждено уголовное дело по ст. 289 УК РФ - незаконное занятие предпринимательской деятельностью. Предварительным следствием С. вменялось в вину, что он, являясь в свое время председателем Счетной палаты г.Тюмени, учредил подконтрольную ему фирму, занимающуюся оказанием услуг в сфере транспорта. Ряд лет оказывал ей всяческое содействие, помог получить в аренду на льготных условиях муниципальную недвижимость в центре г.Тюмени площадью более 600 кв. м с нижайшим размером арендной платы - упущенная выгода составила около 6 миллионов рублей. Дело с допуском разного рода проволочек было закончено производством и направлено в Центральный районный суд. Последний 25.11.08 г. данное дело производством прекратил в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности...

Прокуратура области обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Уватского района по следующим основаниям. Райадминистрация предоставила во временное владение и пользование коммерческой фирме отсыпанную площадку с размещением на ней торговых павильонов с целью организации придорожного сервиса. Как показала надзорная проверка, выделенный участок находился в придорожной полосе леса, то есть земли лесного фонда. Которая в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ находится в федеральной собственности. Отдавая лакомый кусок лесного, то есть федерального, фонда, райадминистрация превысила свои полномочия. Арбитражный суд иск удовлетворил (частично), договор администрации района с коммерческой фирмой расторгнут.

Администрация г.Ишима разместила свои комитеты и отделы в здании сельскохозяйственного техникума. Иск на этот счет арбитражный суд удовлетворил, отметив, что используемое здание является федеральной собственностью и предоставлено образовательному учреждению лишь на праве оперативного управления. И оно не может использовать его не по прямому назначению. Администрация привлечена к административной ответственности и подвергнута штрафу в сумме 20000 рублей.

И еще один характерный житейский пример. Три исковых заявления направлены в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений г.Тюмени, городскому имущественному казначейству и управляющей компании «Север». Решением последних предоставлены в аренду юридическим и физическим лицам подвальные нежилые помещения многоквартирных домов. В соответствии с решением суда договоры аренды расторгнуты, так как собраний собственников квартир при сдаче в безвозмездное пользование помещений не проводилось, согласия на распоряжение общим имуществом не было. Аналогичную проверку исполнения правовых норм решено осуществить в феврале-марте 2009 года.

Иссинский район, Пензенская  область.  В районной прокуратуре  состоялся семинар-совещание с участием глав местного самоуправления и представителей государственных и муниципальных служб района.

На совещании прокурор района озвучил основные ограничения и запреты, установленные законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе. При этом он напомнил государственным и муниципальным служащим об ответственности за не соблюдения ограничений и запретов, и проявления фактов коррупции. Прокурор  предупредил, что в течение 2009 года прокуратурой  района будут обязательно проводиться прокурорские проверки.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru