Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету

В тумане кризиса

В тумане кризиса

Вот такая новость из одной российской области (неважно - из какой, боюсь, что  такие новости пойдут с разных сторон): в этом году расходы на содержание соцсферы в области планируется уменьшить более чем на полмиллиарда рублей. Как сказано в официальной справке "Об оптимизации бюджетных расходов на содержание объектов социальной сферы", подготовленной региональным правительством, данная сфера "является самой финансово-затратной". В связи с этим планируется в 2009 году ликвидировать 20 школ и еще 60 реорганизовать (средние школы преобразовать в основные, а основные - в начальные), закрыть  12 фельдшерско-акушерских пунктов и семь домов культуры.

Заместитель губернатора области говорит: "Если взять среднестатистическую школу с наполняемостью 500 человек, то нам необходимо всего 224 школы. При наполняемости 700 человек - 160. А у нас их остается даже после оптимизации 504".

Беда многих реформаторов - они  упрощают действительность, втискивают ее в схему.Не бывает среднестатистических школ, как не бывает среднестатистических людей. Все разные.  Нет задачи загнать учеников в одинаковые школы с одинаковой наполняемостью в классах. Есть задача вырастить  знающих и ответственных людей, способных  творчески трудиться, растить счастливых детей и развивать  нашу Родину (общество,землю,страну). Можно ли на этом экономить?

Экономисты  утверждают, что есть сферы потребительских расходов, на которые кризис повлиял в самой малой степени. Например, люди не экономят на расходах, связанных с воспитанием детей (платные занятия и кружки, учебные пособия, книги и тп). Не экономят, потому что знают: кризис пройдет, а упущенное время вернуть будет нельзя.  Как нельзя будет вновь открыть закрытую школу (потому что не будет к тому времени ни здания, ни учителей), восстановить заброшенный   поселок (если нет школы - поселок умрет, это медицинский факт), возродить  провинциальные города (они как растение без корней умирают вслед за окружающими деревнями и поселками).

Авторы оптимизации  ссылаются на кризис, забывая, что волны социальных потрясений, в том числе экономических кризисов, угасают  в провинции. Продовольственная, энергетическая, транспортная зависимость жителей больших городов делает их уязвимыми. Малые города и села способны не только существовать автономно, но и взять на себя значительную часть проблем центра.

Кстати сказать, оптимизация тоже требует денег.   Школьные автобусы, дополнительные затраты на обустройство учеников в новых школах, выходные пособия сокращенным учителям и техническому персоналу -  все это требует  значительных одномоментных раходов.  В отсутствие оборотных средств и доступа к кредитным ресурсам  экономия может оказаться призрачной.

Стоит также принять во внимание, что многие экономисты считают наиболее  адекватной реакцией на кризис стимулирование потребительского спроса (а не раздачу денег бизнесу).   С этой точки зрения сокращение рабочих мест и  бюджетных   расходов на зарплату трудно назвать разумной мерой.

 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru