Бюллетень МИКС 1/2009 - Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Индекс материала
Бюллетень МИКС 1/2009
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений
Продолжение «громких дел»
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные и партийные антикоррупционные инициативы
Исследования
Все страницы

 

Системные мероприятия по противодействию/правоохранительные органы

Сибирский ФО.   Распоряжением представителя Президента РФ в СФО 24 декабря 2008 года создана постоянная рабочая группа по противодействию коррупции Совета при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе  на основании совместного решения глав органов исполнительной власти субъектов Федерации округа, председателей законодательных органов власти регионов, руководителей окружных правоохранительных органов и прокуратуры. В состав Постоянной рабочей группы вошли представители органов федеральной и региональных властей, осуществляющих свою деятельность в округе. На группу возложены задачи по координации работы и организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти всех уровней по противодействию коррупции, анализ эффективности принимаемых в этой сфере мер и обеспечение контроля реализации Национального плана противодействия коррупции на территории Сибирского федерального округа.В Новосибирске состоялось первое заседание рабочей группы , на котором рассмотрено состояние дел в сфере противодействия коррупции. В  настоящее время в субъектах Федерации округа приняты планы противодействия коррупции, созданы соответствующие коллегиальные органы. В том числе во всех регионах приступили к работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В ряде регионов также приняты соответствующие законы и программы, организовано проведение экспертизы нормативных актов. Речь идет об экспертизе как уже принятых и вступивших в силу нормативных правовых актов, так и тех, которые находятся в стадии разработки и принятия. Антикоррупционная экспертиза должна рассматриваться как самостоятельная, проводимая независимо от правовой экспертизы проекта закона или иного документа. Практику обязательной экспертизы законопроектов на предмет их коррупционности необходимо внедрять как на уровне субъектов Федерации, так и в органах местного самоуправления. По сути, речь должна идти о поэтапной антикоррупционной ревизии всей региональной и муниципальной нормативно-правовой базы. По результатам заседания Постоянной рабочей группы по противодействию коррупции принято решение. В дальнейшем заседания будут проходить на регулярной основе с приглашением руководителей различных уровней государственной и муниципальной власти.

Саратовская область. 25 декабря в облпрокуратуре состоялась встреча облпрокурора с представителями общественных правозащитных организаций. В нем приняли участие облпрокурор Владимир Степанов, его заместители, Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова, представители общественных правозащитных организаций, общественные помощники и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека. В своем выступлении облпрокурор обратил внимание на важность и необходимость взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина. И в этом деле важная роль принадлежит общественным правозащитным организациям. Степанов отметил, что на настоящий момент приоритетными направлениями деятельности облпрокуратуры являются ее правозащитная функция и борьба с коррупцией.

 


Забайкальский край.  Прокуратурой  края  29 декабря проведена «горячая линия по вопросам противодействия коррупции.  Для горячей линии был использован специальный номер (8-800-…) , звонки на который  бесплатны с любого телефона.  Видимо,  экономическими соображениями объясняется короткий срок акции – звонки принимались в течении 2х часов (с 15-00 до 17-00 29 декабря).   Акция анонсировалась в региональных СМИ, в частности было сказано, что  на вопросы забайкальцев будут отвечать работники краевой прокуратуры, следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Забайкальскому краю, органов ФСБ и УВД по Забайкальскому краю, специалисты федеральных служб в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также управления архитектуры и градостроительства администрации города Читы.  За два часа поступило девять телефонных звонков. По сообщению   пресс-службе краевой прокуратуры, среди позвонивших были молодые рабочие, пенсионеры, работники образования и бытового обслуживания «и других групп населения».  В каждом из звонков содержалось, как правило, несколько вопросов. Речь шла, в основном, о нарушениях трудового законодательства со стороны работодателей, прежде всего по выплатам заработной платы, правомерности расходования бюджетных средств в муниципальных образованиях, злоупотреблениях должностным положением со стороны некоторых чиновников.   «Не обошли стороной организаторов горячей линии вопросы работы котельных, употребления молодёжью наркотиков в подвалах жилых домой, преследования работников за критику со стороны должностных лиц по месту работы, неисполнения судебных решений. При всём при этом, ни один из поступивших звонков не был оставлен без внимания. На какие-то вопросы были сразу даны ответы и консультации, другие были записаны для последующего разрешения. Отдельных граждан пригласили в прокуратуру для индивидуальной беседы по поводу уточнения содержания информации, которой они готовы поделиться с правоохранительными органами».   

Мурманская область. С просьбой провести анализ преступлений, совершенных медработниками при выполнении ими служебных обязанностей, в областную прокуратуру обратился Мурманский горздравкомитет. Ссотрудники правоохранительных органов полагают, что просьба возникла не случайно. В последнее время у пациентов немало претензий к работе медиков, и это явно вызывает беспокойство  у руководителей системы здравоохранения. Проанализировать ситуацию было поручено сотрудникам отдела, осуществляющего надзор за правоохранительными органами.
За период с 2004-го по 2008 год выявлено 66 преступлений, совершенных медработниками. Больше половины зафиксированных преступлений (39) - это служебные подлоги. Медработники вносили заведомо ложные сведения в листы временной нетрудоспособности, заключения медкомиссий на право получения водительского удостоверения или приобретение оружия. За этим, как правило, стояла взятка.
Самым громким был судебный процесс по обвинению во взятке психиатра-нарколога поликлиники ОМСЧ «Севрыба» К. Будучи членом военно-врачебной комиссии горвоенкомата, он за вознаграждение незаконно освобождал призывников от службы в армии. Приговор был - лишение свободы на три с половиной года условно и лишение права занимать определенные должности в течение трех лет. Что же касается выдачи за взятку больничных листов, то за это судом были наказаны окулист Зеленоборской ЦРБ, офтальмолог отделения профосмотров ОМСЧ «Севрыба», отоларинголог Североморской городской поликлиники, главврач амбулатории поселка Молочный, хирурги Кировской городской и 3-й мурманской поликлиник, невропатолог и терапевт Печенгской ЦРБ и, увы, многие другие. «Шалость» эта достаточно распространена.
Чаще прочих факты взяточничества выявляются в лечебных учреждениях «Севрыбы», то есть там, где обслуживаются моряки. В море сегодня можно неплохо заработать, и если врач, обнаружив, что работа там человеку по состоянию здоровья противопоказана, добросовестно отразит это в соответствующем заключении, оно может обернуться крушением жизненных планов пациента.
Зафиксированы в минувшие годы и преступления людей в белых халатах в сфере незаконного оборота наркотических и сильнодействующих веществ. К примеру, следственным отделом областного управления ФСКН было возбуждено уголовное дело в отношении терапевта поликлиники № 3 ОМСЧ «Севрыба» Ш. В ходе расследования было установлено, что он выписывал рецепты на бланках строгой отчетности на приобретение сильнодействующих лекарств. При этом записи в амбулаторных картах больных о выписанных лекарствах отсутствовали. Предприимчивому медику суд вынес решение о лишении его свободы на один год условно. А сейчас ведется расследование по факту хищения наркотических средств с использованием служебного положения - управление ФСКН по Мурманской области возбудило уголовное дело в отношении медработника поликлиники № 3 Мурманска.
Подобные истории все же единичны. А вот что стало явлением распространенным, так это разного рода поборы, с которыми приходилось сталкиваться многим: за качественный уход, за анестезию «получше», за лекарства «поэффективнее» и так далее. Зачастую подобные «дополнительные услуги» в муниципальных и государственных лечебных учреждениях - тоже за гранью закона. Качественная и эффективная помощь должна быть предоставлена гражданам бесплатно в рамках государственных гарантий. А то, что ненавязчиво предлагается «за доплату» в карман врача - корыстное злоупотребление служебным положением.
По мнению прокуратуры, руководству здравоохранением необходимо не только заниматься воспитанием медицинских работников в духе нетерпимости к служебным правонарушениям, но и вести разъяснительную работу среди населения,   пропаганда борьбы с поборами должна проводиться активнее. Пока пациенты не будут знать своих прав, не будут иметь полной и достоверной информации о бесплатных медицинских услугах, шансов кардинально изменить сложившуюся в лечебной сети ситуацию мало.

Пензенская область.  Прокуратура внесла представление в адрес мэра города Пензы и начальника городского Управления образования об устранении нарушений, выражающихся  в регулярных  поборах с учащихся и их родителей. В администрации Пензы в ответ на действия прокуратуры пообещали провести с директорами учебных заведений профилактические беседы. В Управлении образования говорят, что руководители учебных заведений просто не могут вести документооборот, который бы соответствовал требованиям действующего законодательства.

Проверками установлено, что в 21-й школе Пензы и на трех факультетах Пензенского государственного педуниверситета обнаружены факты массового нарушения законодательства. По словам представителей прокуратуры, выявленные нарушения выражаются в принуждении родителей учащихся к оказанию благотворительной помощи учебным заведениям.  В  2008 году в двух десятках школ с каждого родителя было собрано в среднем по одной тысяче рублей, судя по документам, найденным прокурорами. Исходя из количества учащихся в школах, прокуроры посчитали, что всего с родителей школьников было незаконно собрано более 12 млн рублей. Кроме того, как сообщили в прокуратуре, в отношении директора школы №24 Пензы М. сейчас проводится дополнительная проверка «для решения вопроса об уголовном преследовании». По данным прокуратуры, директор школы давала классным руководителям указания, чтобы те требовали с родителей детей деньги на материальные нужды школы.«В Пензенской области сложилась практика, когда руководители образовательных учреждений становятся инициаторами создания пришкольных и привузовских общественных фондов и благотворительных организаций, а также незаконно привлекают в них родительские средства, — сообщает облпрокуратура. — Есть случаи давления на детей. Во внутренних документах школ фиксируются суммы незаконных взносов, их периодичность, оговариваются «льготы» для малообеспеченных и многодетных семей».По словам прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции облпрокуратуры, собранные с родителей деньги, согласно данным следствия, тратятся как на нужды школы (в том числе и на те, которые уже оплачены из государственных и муниципальных бюджетов) так и на личные цели руководителей учебных заведений. Родители учащихся неоднократно письменно обращались в Управление образования Пензы с жалобами на «незаконные поборы», однако в управлении никаких нарушений законодательства не обнаружили, заявив, что «деньги собираются в соответствии с законодательством». 
Начальник Управления образования Пензы, что облпрокуратура «придирается к форме документов». «Речь идет о неумении руководителей образовательных учреждений составлять документы, которые соответствовали бы требованиям действующего законодательства: фонды при школах могут просить или рекомендовать родителям выделить деньги, но не могут требовать от них что-либо».
В свою очередь, администрация Пензы встала на сторону прокуратуры. «Мы много раз говорили и будем говорить с директорами школ, что никаких поборов быть не должно. Тем более — вымогательства под угрозой испортить аттестат. Но хотелось бы отметить, что за действиями учителей часто стоит не корыстный умысел, а желание организовать процесс обучения и воспитания как можно лучше», — считает заместитель главы администрации Пензы.
   (Справка: в 2008 году фактические расходы на обучение  одного школьника в общеобразовательной школе в Пензе — 34 тыс. рублей).

Санкт-Петербург.   Прокуратура города  проводит проверку  деятельности районных чиновников и отслеживая факты нецелевого использования государственных средств.  "В настоящее время не искоренена практика подписания должностными лицами актов выполненных работ при их фактическом частичном неисполнении. Преждевременное подписание актов о выполнении работ расслабляет руководителей коммерческих организаций. И даже если они в тот момент обещали до конца исполнить предусмотренные контрактом обязательства, выдавали какие-нибудь гарантийные письма, зачастую, впоследствии они от своих слов отказываются. Ведь по документам все уже исполнено и должностные лица, подписавшие подложные акты, вряд ли будут поднимать шум", - заявили в городской прокуратуре.  Начавшаяся в декабре проверка уже дала результаты. Так, по материалам прокуратуры Выборгского района возбуждено уголовное дело в отношении ведущего инженера отдела КР и ТН ГУ "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга". При принятии в 2006 году электромонтажных работ в жилом доме 7 по Выборгскому шоссе, причинен ущерб бюджету Санкт-Петербурга на сумму не менее 1,2 млн. рублей. Завышение стоимости принятых работ по благоустройству территории во дворах домов выявлены и в муниципальном образовании Коломна Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Ведется расследование в отношении руководителей государственных учреждений Василеостровского, Кронштадтского, Красносельского, Приморского, Невского районов. По факту выявленных нарушений будут возбуждены уголовные дела. Наказание ждет и недобросовестных подрядчиков, не выполнивших государственный заказ в срок. "Согласно законодательству, с подрядчиков должны взыскиваться штрафные санкции. При значительном нарушении договорных условий заказчик может обратиться в суд с заявлением о расторжении контракта. И тогда организация попадет в реестр недобросовестных поставщиков".    Подсчитать размер нанесенного городской казне ущерба прокуратуре будут помогать Комитет финансов, Комитет финансового контроля Санкт-Петербурга и ревизоры профильных органов государственной власти.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru