Бюллетень МИКС 1/2009 - Цитаты |
Страница 5 из 10
ЦитатыЮ.Чайка, Генеральный прокурор РФ: Успех, на мой взгляд, могут принести только правильно выстроенные долгосрочные меры, реализуемые в рамках единой государственной антикоррупционной политики. Попросту говоря, необходимо поломать сложившуюся систему. Именно для этого и был подготовлен Национальный план противодействия коррупции. Он предполагает не только кардинальное изменение законодательства и правоприменительной практики, но и перемены в сознании людей. Последнюю задачу я считаю самой сложной, но все же решаемой.За 9 месяцев 2008 года только органами прокуратуры выявлено и пресечено свыше 155 тысяч нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. Это почти в полтора раза больше, чем в прошлом году. По материалам наших проверок возбуждено более 2400 уголовных дел. Всего же правоохранительными органами было выявлено более 34 тысяч преступлений коррупционной направленности. А.Буксман , первый заместитель Генпрокурора РФ: На протяжении последних двух лет удельный вес выявляемых преступлений коррупционной направленности составляет 1-1,5% от общего числа зарегистрированных преступлений. К сожалению, эта цифра растет. Так, за девять месяцев 2007 года было совершено 31 048 таких преступлений, а за аналогичный период 2008 года - уже 34 031 преступление. Но это только то, что удалось выявить, поэтому данные показатели не отражают происходящее в действительности. Скажу для сравнения: количество регистрируемых краж составляет в среднем 40-42% от общего числа преступлений. В. Малиновский, заместитель Генпрокурора РФ по ЦФО: Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что противодействие коррупционным проявлениям возможно только скоординированными действиями правоохранительных органов, госвласти всех уровней, создания и функционирования эффективной системы госконтроля, укрепления взаимодействия государственных и общественных институтов. И здесь нужны не только уголовно-правовые средства.Законы о противодействии коррупции приняты в 5 из 18 субъектов Федерации в округе (Брянская, Калужская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская области). Внесены на рассмотрение в законодательные органы власти проекты антикоррупционных законов во Владимирской, Воронежской, Ивановской, Курской, Московской, Тверской, Тульской и Ярославской областях. В целом задача обеспечения единства правового пространства решена. В прошедшем году прокуроры были ориентированы на проведение антикоррупционной экспертизы законопроектов, чтобы выявить правовые нормы, которые могут способствовать проявлению коррупции. Профилактике и пресечению способствует также участие общественных организаций в работе межведомственных советов и групп. Активно в эту работу включились прокуроры субъектов Федерации в округе. Их приказами в июле-августе 2008 года образованы общественные советы по защите субъектов малого и среднего бизнеса, в состав которых вошли представители общественных организаций, бизнес-сообщества, органов госвласти и местного самоуправления. В стратегии борьбы с коррупцией ясно, что ее профилактика более действенна и более желательна, чем ее искоренение с помощью силовых методов. Но привлечение к уголовной ответственности должностных лиц, совершивших преступления, играет важную роль в обеспечении принципа неотвратимости наказания и формировании у населения негативного отношения к правонарушителям. А. Матвеев, заместитель начальника Следственного комитета при МВД: Есть уверенность, что законодательные новеллы позволят поднять нашу работу на новый качественный уровень. .. Надо отметить, что мы, не дожидаясь законодательного оформления инициативы президента, начали готовить своих следователей к работе в новых реалиях. Нашим ведомством направлено обращение в Верховный суд о проведении пленума по правоприменительной практике по уголовным делам, связанным с должностными преступлениями. Планируется внесение ряда изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, направленных на совершенствование института конфискации имущества и ограничение иммунитета отдельных категорий лиц, в отношении которых до сих пор применяется особый порядок производства, например адвокатов, следователей, прокуроров, судей, депутатов. Определенную проблему представляют государственные гражданские служащие, которые по действующему Уголовному кодексу не относятся к категории должностных лиц. С одной стороны, по своему служебному положению они, совершенно очевидно, могут оказывать существенное влияние на своих руководителей и принимаемые ими решения. Но с другой -- они не могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений. Их можно привлечь лишь по двум статьям -- присвоение полномочий должностного лица или за служебный подлог. Однако степень ответственности при этом совсем иная. Буквально на днях Кемеровский облсуд приговорил главного архитектора администрации Новоильинского района Новокузнецка Елену Ольховскую к трем годам лишения свободы с выплатой штрафа 5 тыс. руб. в пользу государства. Следствию удалось доказать, что женщина получила 200 тыс. руб. за согласование вопроса о выделении земельного участка под строительство шиномонтажной мастерской. Но поскольку она не являлась должностным лицом, ее осудили по статье мошенничество. А. Евграфов, прокурор Набережных Челнов (о «круглых столах», организованных ТПП Закамья): Мы получаем информацию из первых уст, узнаем позицию бизнесменов, то, как они видят решение вопроса, в то же время разъясняем свою позицию. Считаю, что в 2009 году, во-первых, этот опыт нужно продолжать, и, во-вторых, надо проводить «круглые столы» не только в ТПП, но в других общественных организациях. Если есть необходимость, давайте встречаться, обсуждать проблемы. |