Доклад председателя комисси по МСУ в Общественной палате с оценкой реформы МСУ

«Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития»

Давыдов Л.В. - Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике.

 

Предварительные итоги муниципальной политики 2008 года

Ключевым событием 2008 года в муниципальной сфере стало завершение подготовки к введению в действие в полном объеме Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В целом опыт реализации муниципальной реформы оказался противоречив. С одной стороны, в ее рамках была проведена модернизация органов местного самоуправления, в большинстве регионов структуры МСУ были «приближены» к гражданам благодаря изменению административного деления, четко определены права и полномочия муниципальных органов власти. В то же время противоречивость законодательства (в которое постоянно вносились изменения), необеспеченность полномочий МСУ необходимой финансовой базой, отсутствие подготовленных кадров и административный прессинг серьезно снизили эффект от реформы. Очевидным успехом стало пресечение попыток ревизии содержания муниципальной реформы и отсрочки ее реализации на неопределенный срок. В то же время меры по организации конструктивного диалога граждан и органов власти так и не были предприняты.

Между тем, заявленные политическим руководством Российской Федерации ориентиры на развитие инновационной экономики, повышение качества жизни, инфраструктурное развитие, развитие малого и среднего бизнеса, преодоление коррупции не могли быть реализованы без необходимой поддержки на низовом уровне. Более того, именно муниципальная власть становилась естественным и основным союзником в реализации модернизационных инициатив. Особенно это относится к развитию инновационной экономики. Если альтернативные модели экономической политики (например, мобилизационная) гипотетически могут быть реализованы без взаимодействия с местными сообществами, то проведение в жизнь инновационных задач требует активного участия в их решении отдельных территорий.

Осенью 2008 года потребность в развитии низовых форм самоорганизации и самоуправления возросла в связи с мировым финансовым кризисом, вызвавшим ухудшение экономической конъюнктуры внутри страны. В условиях, когда многие инструменты развития экономики «сверху» (банковский кредит, крупные частные проекты, иностранные инвестиции) были исчерпаны, экономическое положение отдельных территорий оказалось напрямую обусловлено качеством работы местных органов власти и наличием условий для бизнес-активности.

Препятствия на пути развития муниципального самоуправления

1. Необеспеченность полномочий МСУ необходимой финансовой базой.

  • Предусмотренная законодательством финансовая база органов МСУ, основу которой составляют налоги на доходы и имущество физических лиц, а также налог на землю заведомо предполагает наличие бюджетного дефицита в большинстве муниципальных образований. Как правило, он покрывается за счет трансфертов из региональных бюджетов (поступления из которых составляют до 50% местных бюджетов). Попытки муниципальных сообществ инициировать пересмотр системы межбюджетных отношений и передать МСУ ряд других поступлений (например, налог на транспорт) не получили поддержки у органов государственной власти.
  • С момента принятия ФЗ-131 в 2003 году количество полномочий МСУ возросло, в то время как меры по их обеспечению финансированием приняты не были
  • «Безденежье» МСУ стимулирует попытки лишения их значительной части полномочий путем их принудительного делегирования на «верхний» уровень МСУ, а также органам власти субъектов Федерации.
  • Серьезным препятствиям для МСУ являются фактическое отсутствие доступа к статистическим данным, затрудняющее работу с местным бизнесом.
  • До настоящего времени не завершен процесс формирования муниципальной собственности: муниципалитеты не имеют необходимых средств для регистрации в установленном порядке собственности на объекты недвижимости и земельные участки.

2. Крайняя неравномерность развития территорий. Дифференциация между регионами усиливается серьезными различиями между населенными пунктами в рамках одного субъекта Федерации и даже муниципального образования.

  • Экономические проблемы вкупе с демографическими факторами вызвали к жизни тезис о том, что местное самоуправление является правом, а не обязанностью граждан, и о целесообразности его создания уместно говорить только там, где жители хотят и могут влиять на работу органов власти.
  • Существующее законодательство почти не стимулирует органы местного самоуправления к работе по содействию развитию местной экономики.

3. Большое число конфликтов, в которые оказалось вовлечено местное самоуправление.

  • Наиболее серьезными конфликтами стали споры МСУ с субъектами Федерации, муниципальными образованиями других уровней, соседними муниципальными образованиями, бизнес-структурами, правоохранительными органами. Законодательство оказывается не в силах урегулировать весь объем существующих противоречий, и в отсутствие общепризнанного арбитра главными аргументами становятся «право силы» и административный ресурс.
  • В 2008 году активизировались попытки вмешательства региональных властей в работу МСУ путем инициирования «укрупнения» муниципальных образований.

4. Противоречия в связи с существованием «двухуровневой» системы МСУ. На территории большей части регионов муниципальные структуры включают окружной (районный) и поселенческий уровень. При этом окружной (районный) уровень МСУ находится в более привилегированном положении - районы чаще могут рассчитывать на финансовую помощь субъекта Федерации, а нередко при поддержке региона фактически забирают себе многие полномочия с поселенческого уровня. В свою очередь, более успешные поселения все чаще вступают в конфликты с окружным и районным уровнями МСУ, а порой даже призывают к ликвидации этого уровня как «лишней надстройки».

  • Осенью 2008 года получила распространение идея включения «верхнего уровня» МСУ в состав органов власти с сосредоточением МСУ только на уровне поселений. Подобные инициативы требуют широкой общественной дискуссии, поскольку воплощение в жизнь «административного» сценария может привести к фактическому «умерщвлению» МСУ как института.

5. Пребывание местных сообществ на политической периферии. Интерес федеральной элиты и СМИ к проблемам муниципальной власти крайне нерегулярен. Показательно, что федеральные издания практически не освещают проблематику МСУ в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург). Для административной элиты характерно представление о сравнительной «малозначимости» муниципальной темы, присутствует стремление максимально делегировать местную тематику на уровень субъекта Федерации.

  • В 2008 году целым рядом институтов (Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике, Институт современного развития, Всероссийский совет муниципальных образований) предпринимались попытки побудить органы исполнительной и законодательной власти к пересмотру отношения к МСУ. Однако реакция органов власти не носила системного характера, а в некоторых случаях сводилась к крайне спорным инициативам (например, предложение отсрочить вступление в жизнь федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

6. Наличие в обществе предубеждений и страхов относительно муниципальной и жилищной тематики.

  • В сфере ЖКХ доминирующей темой является боязнь повышения тарифов. Указанный страх не только парализует общественную активность, но и вызывает к жизни идеи самоустраниться от решения жилищных проблем (так, в целом ряде регионов зафиксированы попытки граждан деприватизировать квартиры).
  • Палитра отношений к муниципальной проблематике существенно шире, что обусловлено большой дифференциацией между отдельными муниципалитетами (в одних случаях жители готовы поддерживать своих мэров, глав администраций, депутатов, в других - видят в них причину низкого уровня жизни и коррупции, в третьих - воспринимают органы МСУ как заведомо слабые в сравнении с другими властными институтами).
  • С момента запуска муниципальной реформы скептицизм граждан только возрос. По данным опроса, проведенного ВЦИОМом в октябре 2008 года, 40% граждан категорически не готовы участвовать в каких-либо общественных мероприятиях для решения местных проблем (в 2005 году этот показатель составлял лишь 24%). Не менее тревожны и данные опроса, проведенного фондом «Общественное мнение». Администрации региона сегодня доверяют 36%, не доверяют - 51%, а руководству своего населенного пункта - 32 и 45% соответственно. Оборотной стороной существующего скептицизма стал в ряде случаев синдром неверия самих МСУ в перспективность своих действий. Существующий в обществе социальный запрос на кооперацию, налаживание горизонтальных каналов коммуникации и самоорганизации (иллюстрацией чего является растущая популярность социальных интернет-сетей) крайне редко бывает обращен к органам МСУ.

Как следствие, существующие формы самоорганизации населения зачастую больше ориентированы на отстаивание интересов администраций, а не рядовых граждан. В частности, весьма противоречивым оказался опыт органов территориального общественного самоуправления (ТОСов), как правило, учрежденных по инициативе местных властей и ориентированных на обслуживание их интересов.

7. Недостаточная концептуальная проработанность и слабая адаптированность муниципальной и жилищно-коммунальной реформ к местным особенностям.

  • Первоначально предполагалось, что муниципальная реформа окажется по значимости сопоставимой со сходными преобразованиями в России в XVIII-XIX веках (административная реформа 1782 и 1862 гг., территориальная реформа 1782-1785 и 1862-1864 гг., городская реформа 1785 и 1870 гг.). Однако противоречивость и компромиссный характер принятых документов фактически привели к формированию слабо жизнеспособных органов МСУ, не имеющих ни достаточных источников финансирования, ни необходимого кадрового обеспечения, ни общественной и административной поддержки.

8. Отсутствие корпуса профессиональных управленцев, способных эффективно проявить себя в муниципальных органах власти. Низкая престижность работы в муниципалитетах, недостатки в системе повышения квалификации кадров консервируют в среднем явно неудовлетворительное качество менеджмента на местном уровне.

 

Механизмы решения проблем МСУ

 

Неравномерность развития территорий

Наряду с «лидерскими» и «аутсайдерскими» территориями существует большое количество муниципальных образований-«середняков», способных в перспективе наладить эффективное самоуправление. Толчком для них должны стать «истории успеха» в сфере МСУ, которых на сегодняшний день по-прежнему недостаточно. Кроме того, идеологи муниципальной реформы по сути оказались не способны предъявить желаемую модель преобразований, которая стала бы ориентиром для муниципальных сообществ.

Эффективный опыт реализации муниципальной реформы более вероятен в густонаселенных регионах, где положение жителей сел и малых городов более благополучно (Черноземье, ряд регионов Северного Кавказа).

Целесообразно рассмотреть возможность создания в России Фонда регионального развития. Его задачей станет поддержка инициатив МСУ в «проблемных» территориях, содействие реализации предлагаемых «снизу» решений, а не навязывание муниципалитетам федеральных схем.

 

Низкая общественная активность

Еще в 90-е годы XX века экономическое отставание отдельных территорий стало толчком к развитию самоорганизации (например, советы ветеранов, родительские советы во многих сельских поселениях). Кроме того, как показывают социологические исследования, при общем скептицизме по отношению к МСУ граждане охотно готовы взаимодействовать с муниципалитетами по ряду ключевых вопросов (например, по благоустройству территорий). О своем интересе к диалогу с МСУ заявляет и малый бизнес.

Необходима популяризация активности граждан и достигнутых успехов - особенно тех территорий, где муниципальная реформа реализована достаточно успешно (Томская область, Пермский край). При этом следует формировать образ «идеальной» муниципальной модели, на создание которой нацелены действия государства и общества в рамках МСУ. Кроме того, предстоит разъяснение гражданам целей и задач преобразований в муниципальной сфере.

 

Нарушение прав МСУ во время конфликтов с правоохранительными структурами и органами власти субъектов Федерации

Следует организовывать общественную экспертизу решений, потенциально способных дискриминировать муниципальные интересы (инициативы по созданию агломераций, попытки принуждения МСУ к смене схемы выборности главы муниципального образования, попытки использования правоохранительных органов для давления на МСУ).

Повышение статуса МСУ возможно благодаря участию муниципалитетов в диалоге с федеральными структурами. Темой такого диалога могло бы стать отслеживание местными органами власти объектов недвижимости, строительство которых оказалось «заморожено» в связи с финансовым кризисом.

Необходима экспертиза действующего законодательства по муниципальной тематике с точки зрения выявления положений, дискриминирующих органы МСУ - особенно в бюджетной сферы.

Недостаточная ориентированность работы органов МСУ на запросы населения

В рамках решения содержащейся в Стратегии-2020 задачи по повышению качества жизни важно обеспечить проведение инфраструктурной экспертизы отдельных населенных пунктов, создание индекса доступности инфраструктуры для граждан. Речь идет о дорогах, торговых точках, почтовых отделениях, предприятиях сферы услуг, отделениях банков, образовательных и медицинских учреждениях. Вполне возможно, что именно общество должно взять на себя ключевую роль, поскольку имеющаяся в распоряжении органов власти статистика не всегда достоверна и часто не отражает реально существующее положение дел.

Целесообразно обеспечить привлечение общественных организаций к разработке предложений по специализированным программам по борьбе с коррупцией в сфере МСУ и ЖКХ Общественная палата могла бы быть инициатором оценки существующих моделей муниципального управления (в том числе новой для Российской Федерации схемы с утверждением сити-менеджера). Опыт их применения достаточно противоречив, и для адекватной и беспристрастной его оценки необходимы сбор и анализ оценок общественных организаций и экспертных институтов.

 

Содействие внутренней модернизации органов МСУ. Сегодня часто складывается ситуация, когда органы МСУ сосредоточены на решении собственных проблем, действуя в ущерб гражданам. Показателен пример одного из городов Центральной России, где глава целенаправленно пошел на сооружение улиц с узкой проезжей частью в новых кварталах, чтобы минимизировать число жителей, ежедневно уезжающих на работу в соседний крупный город.

 

Невовлеченность политических партий в деятельность местного самоуправления

Этот вопрос является одним из наиболее дискуссионных. Среди экспертного сообщества и муниципальных активистов нет единого мнения по этому вопросу. С одной стороны, для партий работа на местном уровне является хорошим подспорьем в рамках привлечения симпатий избирателей. При этом сами партии могут превращаться в инструмент решения муниципальных проблем, обозначения их значимости на федеральном уровне. В то же время у проектов усиления роли партий в муниципальной деятельности существуют и оппоненты. По их мнению, в данном случае возрастают риски встраивания муниципальной власти в «партийную вертикаль», что иногда может вступать в противоречие с интересами жителей конкретной территории. Ряд экспертов по этой проблематике выступают за компромиссную форму, предлагая наделить правом выдвижения списков на местных выборах наряду с партиями и непартийные общественные объединения, различные отраслевые ассоциации и т.п. На сегодняшний день по данной проблеме нет однозначного решения. Задачей общественного контроля является, с одной стороны, недопущение дискриминации интересов граждан (в том числе беспартийных), с другой - создание постоянных механизмов взаимодействия партийных и общественных организаций с органами местного самоуправления. Дискуссия по этому вопросу могла бы быть продолжена в 2009 году.

 

Предложения по развитию отдельных категорий населенных пунктов

Требуется целенаправленная политика, которая позволит городам остаться локомотивами экономического развития. При этом требует общественной экспертизы конкуренция между администрациями городов и субъектов Федерации за отдельные полномочия. В 2008-2009 годах предстоит также дать оценку предложениям об упразднении районного самоуправления в городах (в настоящее время по этой теме развернулась широкая экспертная дискуссия). В сельской местности (где проживает 27% населения Российской Федерации) сформировался целый ряд проблем. С одной стороны, сельские МСУ должны оказывать максимальное содействие местной экономике. В то же время важно уйти от существующего в Российской Федерации отождествления сельской и сельскохозяйственной политиками. Такой подход консервирует нынешнее (часто неблагополучное) положению на селе и приводит к замкнутому кругу («нет экономических улучшений - нет позитивных изменений в жизни села - нет повышения эффективности сельских МСУ»).

 

Оценка ситуации  в жилищной сфере

На рубеже 2007-2008 годов проходило форсирование жилищно-коммунальной реформы. Ее важной составляющей было серьезное увеличение роли органов местного самоуправления, а также самоорганизации граждан по месту жительства. Предпринят целый ряд шагов по активизации вовлечения граждан в управление жилым фондом, но их успех оказался незначительным. Это объясняется фактическим отсутствием интересантов, способным пролоббировать реализацию реформы ЖКХ. Граждане оказываются удовлетворены самоустранением от участия в управлении, а жилищно-коммунальные структуры получают возможность сохраниться и даже закрепиться на рынке.

Муниципальные структуры оказываются в двойственном положении. Они нередко стремятся законсервировать ныне существующие схем в жилищно-коммунальной сфере, поскольку это открывает дополнительные возможности использовать выделенные на ЖКХ средства нецелевым образом. Такой сценарий представляется им более перспективным, нежели реальное участие в реформировании ЖКХ: ведь в таком случае органы МСУ несут все риски, связанные с повышением тарифов, но не имеют доступа к распределяемым субсидиям на модернизацию ЖКХ (средства Федерального фонда распределяются через субъекты Федерации). Формально запуск жилищно-коммунальной реформы создал новых общественных субъектов взаимодействия с МСУ в лице товариществ собственников жилья и укрепил позиции территориального общественного самоуправления. Однако указанные структуры носят бюрократический характер, и в случае конфликта населения и чиновника граждане не могут быть уверены в поддержке со стороны ТСЖ и ТОСов. Кроме того, резкий рост государственных ассигнований на капитальный ремонт пока не сопровождается созданием системы контроля эффективного расходования средств. Следует обратить особое внимание на фактическую неравноправность форм управления жилым фондом, предусмотренных законодательством (управляющие компании, товарищества собственников жилья и непосредственное управление гражданами). Последняя форма, предполагающая максимальную вовлеченность жителей в решение коммунальных вопросов и хорошо адаптированная к отдельным категориям жилья (например, к малоквартирным домам), оказалась по сути в дискриминационном положении из-за препятствий к получению выделяемых из бюджета средств на модернизацию жилого фонда.

Как показывают итоги социологических опросов и статистические данные, реформа ЖКХ пока не привела к серьезному повышению качества услуг в жилищно-коммунальной сферах. В частности, наблюдается рост на 25-30% в год спроса на услуги «Муж на час» и другие подобные альтернативные формы сервисного обслуживания жилого фонда. В свою очередь, сами граждане также пока не ощутили себя собственниками и не стремятся к контролю за работой ТСЖ и управляющих компаний.

Изменения, вытекающие из реформы ЖКХ (пусть даже в ее нынешнем компромиссном формате), создают новые риски. В 2008 году ряд экспертов зафиксировал обострение проблемы рейдерских захватов наиболее привлекательных управляющих компаний. Вмешательство Общественной палаты Российской Федерации позволило снизить остроту этого процесса, однако связанные с рейдерством риски по-прежнему актуальны для жилищно-коммунальной сферы.

События 2008 года кардинально ситуацию в сфере жилищного строительства, которую до недавних пор воспринимали как успешную и самодостаточную отрасль - один из «локомотивов» экономического роста. Однако уже в первом полугодии здесь наметились негативные тенденции. За первые 6 месяцев было введено в действие 21,7 млн. кв. м жилья, в то время как прогнозный показатель на 2008 год составлял 72,5 млн. Осенью ситуация еще более усугубилась из-за финансового кризиса.

Ухудшение конъюнктуры на строительном рынке было вызвано серией ошибок, связанных с отсутствием полноценной экспертной проработки и общественной экспертизы принимаемого законодательства. «Миной» под строительный комплекс стал вступивший в действие в 2005 году Федеральный закон, ограничивавший практику долевого строительства. Будучи формально нацелен на пресечения нарушения прав «обманутых соинвесторов», в действительности он привел к заметному сокращению предложений на рынке жилья и, как следствие, к резкому росту цен.

Одновременно с этим, вопреки мнению экспертного сообщества, не были приняты меры по демонополизации региональных рынков жилищного строительства, крупные игроки на которых часто аффилированы с местными администрациями. Более того, даже наступление финансового кризиса не побудило чиновников перейти к системному диалогу с профессиональным сообществом. Как следствие, широкую популярность получила модель, предусматривающая искусственное сохранение цен на жилье на высоком уровне с помощью скупки квартир в новостройках за бюджетные средства под флагом «социальной значимости отрасли». Кризис на жилищном рынке имел важное значение и вследствие того, что общество оказалось дезориентировано происходящим. Граждане часто недооценивали риски в связи с жилищным кризисом (ажиотажные ожидания падения цен должны вскоре смениться их новым ростом из-за резкого сокращения предложения на рынке, вызванного остановкой многих проектов). Кроме того, значительная часть населения не осознала, что будущее сокращение предложения коснется не только коммерческого, но и социального жилья.

 

Краткие выводы

Ситуация в муниципальной и жилищной сферах остается достаточно проблемной. В сравнении с прошлыми реформами XVIII-XX веков, где срок реализации часто был непродолжителен (например, столыпинская реформа), а последствия ощущаются до сих пор, нынешние преобразования идут медленными темпами и не влекут за собой качественных изменений. Залогом эффективности преобразований в муниципальной и жилищной сферах будет построение такой системы, при которой самоуправление стимулировало бы активность граждан, общественных организаций, бизнес-сообщества, содействуя экономическому развитию и модернизации российских территорий. Без создания эффективной низовой инфраструктуры вряд ли возможно ожидать успешной реализации в российских регионах задач по повышению качества жизни и развитию инновационной экономики.

Задачей-минимум на 2009 год является изменение ситуации в части формирования муниципальных бюджетов (тем более что в условиях финансового кризиса появляются риски новых изъятий средств у МСУ), повышение квалификации работников МСУ и жилищной сферы, создание кадрового резерва и содействие активному вовлечению населения в диалог с структурами МСУ и ЖКХ. Решение указанных задач позволит стабилизировать ситуацию в муниципальной и жилищной сферах и станет основой для дальнейших модернизационных преобразований.

Приоритеты работы Общественной палаты Российской федерации в сфере местного самоуправления и жилищной политики в 2008 году

  • Организация рабочего взаимодействия с профильными подразделениями органов власти (комитеты по местному самоуправлению Госдумы и Совета Федерации, Совет при председателе Госдумы, Фонд содействия развитию жилищного строительства). Это позволило снизить риски принятия спорных и ущемляющих интересы гражданского общества законопроектов.
  • Установление коммуникации с органами местного самоуправления в территориях посредством проведения выездных мероприятий и слушаний, периодического анкетирования представителей МСУ, организации постоянно действующей дискуссии по отдельным инициативам.
  • Развитие экспертно-аналитического направления работы. В его рамках в апреле был представлен Мониторинг готовности регионов к муниципальной реформе, разработаны инициативы по целому ряду актуальных аспектов (поддержка сельских поселений, предложения по минимизации негативных последствий кризиса на строительном рынке).
  • Привлечение внимания к конфликтным ситуациям в муниципальной и жилищной сферах (противоборство правоохранительных органов и глав муниципальных образований; рейдерство в жилищной сфере и т.п.).

 

Новые возможности Общественной палаты Российской Федерации

Послание Президента Российской Федерации содержит целый ряд инициатив, реализация которых серьезно увеличит потенциал воздействия Общественной палаты Российской Федерации на политику в сфере местного самоуправления и жилищную политику.

Основной акцент может быть сделан на следующих аспектах:

  • Общественный контроль над ходом доработки Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом дополнительных возможностей, появляющихся у Общественной палаты Российской Федерации в рамках законотворческого процесса
  • Разработка предложений для коррекции законодательства в жилищной и муниципальной сферах (в том числе в части межбюджетных отношений) с учетом существующей практики
  • Мониторинг соблюдения прав общественных организаций в части их участия в выборах муниципальных органов власти
  • Методическое содействие реализации муниципальной реформы в Чеченской Республике и Республике Ингушетия
  • Оценка ситуации в регионах, где есть основания для озабоченности ходом реализации муниципальной реформы (Москва, Калининградская область)
  • Разработка предложений по эффективной переподготовке кадров для местного управления и формированию кадрового резерва в сфере МСУ
  • Мониторинг и анализ фактов отстранения глав муниципальных образований, в том числе по инициативе представительных органов власти
  • Содействие представительным органам власти МСУ в разработке схем контроля за работой глав муниципальных образований
  • Контроль за соблюдением прав граждан в части выбора и смены форм управления жилым фондом, недопущение дискриминации каких-либо из установленных законом форм управления

Предлагается обсудить возможность поддержки на уровне Общественной палаты Российской Федерации следующих инициатив:

  • Ужесточение прокурорского и судебного контроля за решениями об отстранении от должности глав муниципальных образований с инициированием проверки по наиболее резонансным и спорным выявленным фактам
  • Инициирование поправок, нацеленных на обеспечение реализации полномочий органов МСУ необходимым финансированием
  • Организация с участием федеральных и региональных органов власти дискуссии о будущем районных (окружных) органов местного самоуправления
  • Выдвижение инициативы об учреждении Фонда регионального развития, ориентированного на оценку и поддержку предлагаемых муниципалитетами проектов и решений.

Кроме того, целесообразно запланировать совместную работу Комиссий Общественной палаты Российской Федерации:

Комиссии

Предложения

по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы

Проведение экспертной оценки адекватности приоритетов прокуратуры при проверке работы органов МСУ. Разработка предложений по снижению коррупции в муниципальной и жилищной сферах

по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации

Анализ инициатив по разрешению публиковать муниципальные нормативные акты только в Интернете, «разгружая» местную прессу. Разработка предложений по интернетизации сельских библиотек

по образованию и науке

Разработатка предложений по повышению квалификации муниципальных и жилищных кадров с учетом мирового опыта

по экономическому развитию и поддержке предпринимательства

Борьба с рейдерством в жилищной сфере Анализ современных технологий управления жилищным фондом

по вопросам развития гражданского общества

Выработка механизмов обмена информацией о деятельности ТОСов и ТСЖ. Выявление общественных организаций, заинтересованных в активном сотрудничестве с органами местного самоуправления (советы ветеранов, отраслевые и предпринимательские ассоциации, советы и т.п.). Популяризация примеров эффективной защиты общественными организациями интересов граждан на муниципальном уровне

по социальной и демографической политике

Разработка предложений по обеспечению необходимого качества жизни в поселениях - особенно в сельской местности

по региональному развитию

Анализ учета интересов муниципальных сообществ в стратегиях развития территорий. Проведение мониторинга региональных целевых программ с точки зрения их соответствия интересам развития муниципальных образований регионов Анализ существующих проектов агломераций с точки зрения их эффективности и недискриминации интересов отдельных территорий. Оценка возможного использования исторического опыта России (в том числе земской и городской реформ XIX в.) в современной политике в муниципальной сфере

 

Приложения

 

Мониторинг фактов давления на глав муниципальных образований (по состоянию на 10 ноября 2008 года)

Практически с момента начала работы Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищной политике к нам стали приходить сигналы о фактах давления на глав муниципальных образований. Основной объем информации связан с фактами давления со стороны органов власти различных уровней, а также правоохранительных структур.

Одной из причин наступления на органы местного самоуправления является вступление в действие с 1 января 2009 года муниципальной реформы: основные «игроки» стремятся установить контроль над распределением средств бюджетов органов местного самоуправления. Кроме того, для лоббистских групп остаются весьма привлекательными полномочия МСУ в сфере ЖКХ, регулирования строительного рынка и т.п.

Растущее давление на МСУ порождает целый ряд рисков:

  • Подрывается доверие граждан к муниципальным органам власти
  • Происходят попытки ревизии статуса местного самоуправления как самостоятельного и автономного уровня власти в Российской Федерации
  • Усиливается тенденция к размыванию полномочий органов МСУ, передаче их функций на более высокий уровень
  • В условиях, когда политическое руководство страны остро ставит проблему кадрового кризиса, целенаправленно снижается привлекательность работы в органах МСУ для квалифицированных, самостоятельных и инициативных соискателей
  • Дискредитируется идея борьбы с коррупцией, которую используют для решения административно-политических задач
  • Публикации средств массовой информации о фактах давления на МСУ не получают должного резонанса и реакции со стороны государственной власти

В рамках сбора информации для Мониторинга Комиссия обнаружила в 2008 году значительное увеличение числа фактов давления на органы местного самоуправления через воздействие на их глав путем принуждения к отставкам, отстранений от должности по решению суда, а также путем возбуждения уголовных дел. Свои посты вынуждены были досрочно покинуть более 50 глав местного самоуправления, против десятков руководителей МСУ возбуждены уголовные дела. Все шире применяется такая мера, как арест главы муниципального образования на период предварительного следствия. Основными инкриминируемыми им правонарушениями и преступлениями являются превышение должностных полномочий, нецелевое расходование средств, незаконное предпринимательство. Обращают на себя внимание и другие факты встраивания муниципальной власти в административную вертикаль. В частности, инструментом давления на мэров становится внесение поправок в действующие уставы, отменяющие выборность глав МСУ.

Мы допускаем, что в ряде случаев такие шаги не продиктованы административным давлением и являются обоснованными. В то же время с учетом большой общественной значимости каждой подобной ситуации мы считаем необходимым проведение экспертизы.

Публикуя данные мониторинга, мы рассчитываем, что средства массовой информации, представители муниципальных органов власти позволят дополнить и уточнить приведенные факты и оценки, включить тему давления на МСУ в повестку дня общественных дискуссий. Вполне вероятно, что число фактов отставок и уголовных дел против глав муниципальных образований может оказаться существенно выше. В настоящее время нам удалось найти информацию о 107 фактах за 2008 год (то есть отставки или возбуждение дел происходят в среднем раз в 3 дня - и это без учета данных по поселенческому уровню МСУ, информация о которых гораздо реже становится поводом для публикаций в СМИ). Комиссия будет благодарна муниципальным образованиям, средствам массовой информации, общественным организациям за предоставление дополнительной информации о фактах преследований глав местного самоуправления.

Продолжением работы над мониторингом могло бы стать создание общественной комиссии с участием представителей организаций гражданского общества, экспертных структур, юристов, муниципальных сообществ, региональных общественных палат. Взаимодействуя со средствами массовой информации и органами государственной власти, комиссия могла бы привлекать внимание к наиболее спорным и резонансным случаям, оказывать правовую и иную помощь становящимися объектом давления представителям МСУ, добиваться пересмотра спорных, на ее взгляд, решений.

Календарь досрочных отставок и уголовных преследований глав муниципальных образований в 2008 году

Город и регион

Регион

Дата отставки/ отстранения от должности

Фамилия

Обстоятельства отстранения

Экспертные оценки причин отстранения

1.

Салават

Башкортостан

10.01.08

Паршиков Геннадий

Заявил об уходе в отставку по собственному желанию. Отставка сопровождалась критикой со стороны председателя правительства республики Рафаэля Байдавлетова. В заседании горсовета принял участие Р.Байдавлетов. Горсовет возложил исполнение обязанностей главы администрации на Халила Рахимова, занимавшего пост заместителя министра промышленности, инвестиционной и инновационной политики республики. В марте 2008 против Паршикова было возбуждено уголовное дело по обвинению в незаконной продаже внутриквартальных распределительных сетей ОАО «Башкирэнерго»

 

2.

Благоварский район

Башкортостан

05.05.08

Салахов Азат

Подал заявление об отставке по собственному желанию. До нового конкурса полномочия главы района временно возложены на депутата райсовета, директора сельхозпредприятия «Нерал-Матрикс» Ю.Коземаслова

 

3.

Стерлибашевский район

Башкортостан

 

Шаяхметов Вадим

Возбуждено уголовное дело в связи с предшествующей работой на посту директора совхоза.

 

4.

Элиста

Калмыкия

29.03.08

Бурулов Радий

Отстранен от должности решением суда, удовлетворив иск следственных органов, инкриминирующих Р.Бурулову нарушения при поставке ГСМ для городских нужд. В конце июля Бурулов был заключен под стражу, однако 7 августа решением кассационной инстанции был освобожден, а 11 августа вновь заключен под стражу.

Отставка вызвана острой конфронтацией с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Р.Бурулов публично призывал К.Илюмжинова уйти в отставку.

5.

Куженерский район

Марий Эл

 

Михеев Сергей

Возбуждено уголовное дело по обвинению в незаконной предпринимательской деятельности.

 

6.

Мирнинский район

Саха (Якутия)

06.08.08

Ефремов Василий

Назначен постоянным представителем Якутии в Хабаровске.Представители КПРФ заявляли, что перевод Ефремова является следствием скандала на выборах главы района в 2007, где оппозиция заявляла о фальсификациях

Представители КПРФ заявляли, что перевод Ефремова является следствием скандала на выборах главы района в 2007, где оппозиция заявляла о фальсификациях

7.

Владикавказ

Северная Осетия

25.09.08

Пагиев Казбек

Заявил о добровольной отставке

Недовольство главы города ограничением своих полномочий

8.

Азнакаевский район

Татарстан

02.10.08

Хайрутдинов Мансур

Заявил об уходе в отставку. Президент Татарстана называл положение районе неудовлетворительным.

 

9.

Кизнерский район

Удмуртия

 

Шаяхметов Рахимзян

Возбуждено уголовное дело по подозрению в превышении служебных полномочий

 

10.

Новочебоксарск

Чувашия

12.03.08

Андреев Валерий

Заявил об уходе в отставку по собственному желанию.

Давление республиканской администрации после отказа жителей Новочебоксарска поддержать объединение с Чебоксарами (в ходе голосования 2 марта 2008 эту идею поддержали 76% жителей Чебоксар и 38% жителей Новочебоксарска)

11.

Барнаул

Алтайский край

 

Колганов Владимир

В мае 2008 Центральный районный суд Барнаула признал недействительными итоги выборов мэра в марте, мотивируя это подложностью ряда протоколов. Впоследствии решение отменено судом высшей инстанции.

У экспертов нет единого мнения о причинах происшедшего.

12.

Белокуриха

Алтайский край

 

Каменев Александр

Возбуждено уголовное дело по подозрению в использовании подложного документа о высшем образовании

 

13.

Бийск

Алтайский край

 

Мосиевский Анатолий

В сентябре 2008 возбуждено уголовное дело по подозрению в превышении служебных полномочий

 

14.

Павловский район

Алтайский край

 

Попов Владимир

В октябре 2008 возбуждено уголовное дело по подозрению в использовании подложного документа о высшем образовании

 

15.

Нерчинск

Забайкальский край

 

Рожков Владимир

В конце октябре 2008 арестован по подозрению в получении взятки в размере 50 тыс. руб.

 

16.

Акшинский район

Забайкальский край

 

Карлин Юрий

Возбуждено уголовное дело по подозрению в незаконной предпринимательской деятельности

 

17.

Читинский район

Забайкальский край

 

Бутрий Владимир

Возбуждено уголовное дело в связи с серией решений о выделении земельных участков. В конце октября арестован.

 

18.

Горячий ключ

Краснодарский край

21.03.08

Николай Шварцман

Заявил об уходе в отставку. Спустя 2 месяца возглавил краевое управление ЗАГСа.

 

19.

Кропоткин

Краснодарский край

21.04.08

Мышак Сергей

В апреле 2008 года возглавил краевое управление по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями. И.о. главы города стал бывший мэр Кропоткина Олег Юртаев.

 

20.

Апшеронск

Краснодарский край

19.06.08

Сергей Купчинский

Отстранен от должности на 1,5 года решением суда, выявившим несоблюдение С.Купчинским трудового законодательства

Причиной отставки стал конфликт с главой Апшеронского района Николаем Шадриным. По утверждению Купчинского, рекомендованный краевыми властями Н.Шадрин лоббировал в ходе конкурсов интересы соседнего Белореченского района.

21.

Сочи

Краснодарский край

17.04.08

Колодяжный Виктор

Ушёл с поста мэра в связи с переходом на работу в госкорпорацию "Олимпстрой". В июне 2008 на выборах мэра победил поддержанный В.Колодяжным и краевыми властями Владимир Афанасенков

Борьба различных «групп влияния» за контроль над госкорпорацией «Олимпстрой»

22.

Сочи

Краснодарский край

30.10.08

Афанасенков Владимир

Подал в отставку по состоянию здоровья

Борьба за контроль над «олимпийскими» деньгами

23.

Оса

Пермский край

 

Бегун Виктор

Начата проверка возможной причастности главы города к поджогу дома активиста штаба одного из соперников на выборах

 

24.

Березовский муниципальный район

Пермский край

14.01.08

Пономарев Александр

Отставка главы района принята муниципальным собранием.

 

25.

Верещагинский муниципальный район

Пермский край

  

В марте 2008 возбуждено уголовное дело по обвинению в невыполнении требований прокурора

 

26.

Лысьвенский муниципальный район

Пермский край

 

Гончаров Александр

Возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении служебным положением и незаконной предпринимательской деятельности. 20 июля суд вынес оправдательный приговор.

 

27.

Очерский муниципальный район

Пермский край

25.02.08

Наводный Александр

Отстранен от должности после решения суда, признавшего Наводного виновным превышении должностных полномочий

 

28.

Частинский муниципальный район

Пермский край

16.09.08

Никифоров Владимир

Подал в отставку. На следующий день депутаты приняли отставку, заявив о неоднократном появлении Никифорова в публичных местах в нетрезвом виде

 

29.

Пограничный муниципальный район

Приморский край

 

Блинов Эдуард

В январе 2008 возбуждено уголовное дело по обвинению в превышении полномочий и незаконном предпринимательстве

 

30.

Уссурийск

Приморский край

 

Рудица Сергей

В мае 2008 возбуждено уголовное дело в связи с превышением служебных полномочий (незаконное постановление о сносе жилого дома без решения о выселении жильцов)

 

31.

Ставрополь

Ставропольский край

Май 2008

Кузьмин Дмитрий

В 2007 отстранен от должности на период расследования уголовного дела и был объявлен в розыск. В мае 2008 было удовлетворено заявление Д.Кузьмина об отставке. В августе 2008 задержан в Австрии.

Борьба за власть в регионе, усилившаяся после выборов в 2007 году в краевой парламент.

32.

Ставрополь

Ставропольский край

15.07.08

Луценко Евгений

Ушел в отставку. Его сменил представитель губернатора и правительства края в Ставрополе Евгений Луценко

Луценко считается кандидатом краевой администрации на выборах мэра в октябре 2008 года

33.

Кисловодск

Ставропольский край

15.06.08

Бирюков Виталий

Временно отстранен от должности районным судом в связи с возбуждением уголовного дела. 2 июля Бирюков объявлен в федеральный розыск. В 2007 году в Кисловодске проходили митинги за отставку мэра.

 

34.

Изобильнениский район

Ставропольский край

11.09.08

Яковлев Петр

Объявил об отставке по собственному желанию

Конфликт с районными депутатами

35.

Шпаковский район

Ставропольский край

16.06.08

Шевченко Михаил

11 июня временно отстранен от должности судом в связи с расследование уголовного дела (злоупотребление служебными полномочиями). 16 июня заявил о добровольной отставке.

 

36.

Белогорск

Амурская область

22.09.08

Ходунов Александр

Возглавил областное министерство социальной защиты. 26 октября мэром Белогорска во втором туре был избран главный редактор телекомпании «Видеосервис» Станислав Мелюков.

 

37.

Свободный

Амурская область

 

Каминский Роберт

22 мая 2008 Отстранен от должности Благовещенским городским судом в связи с расследованием уголовного дела о злоупотреблении служебными полномочиями. В сентябре 2008 был восстановлен в должности, поскольку, по заключению следователей, все необходимые улики были собраны и Каминский не сможет воспрепятствовать расследованию.

 

38.

Михайловский район

Амурская область

 

Лопарев Сергей

В мае 2008 возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий

 

39.

Архангельск

Архангельская область

17.01.08

Донской Александр

С лета 2007 года находился под арестом в следственном изоляторе. Районный суд Архангельска приговорил Донского к условному сроку лишения свободы с запретом занимать должность главы городской администрации. Выборы нового мэра сопровождались острым конфликтом. Первоначально сообщалось о победе поддержанного Донским кандидата - Ларисы Базановой. Однако впоследствии победителем был провозглашен пользовавшийся поддержкой областной администрацией Виктор Павленко. В сентябре 2008 был арестован муж Базановой в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве.

Конфликт с бывшим губернатором Н.Киселевым

40.

Харабалинский район

Астраханская область

 

Сорокин Владимир

Глава района задержан в августе 2008 по подозрению в получении взятки в размере 500 тыс. руб. за предоставление земельного участка индивидуальному предпринимателю

 

41.

Брянск

Брянская область

21.08.08

Шапотько Дмитрий

После двухдневных обысков в городской администрации в рамках расследования уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств находившийся в отпуске глава города обратился к городской думе с просьбой об отставке. Этому предшествовало обращение губернатора Н.Денина к председателю городской думы с критикой деятельности мэра.

 

42.

Калачевский район

Волгоградская область

 

Хахалев Дмитрий

В мае возбуждено уголовное дело по обвинению в хулиганстве и насильственных действиях сексуального характера

 

43.

Вологда

Вологодская область

26.06.08

Якуничев Алексей

Заявил о добровольной отставке. В 2007 был фигурантом уголовного дела о злоупотреблении при распределении жилья. На октябрь 2008 назначены новые выборы. Летом 2008 было возбуждено уголовное дело против и.о. мэра Валентина Горобцова по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями

Конфликт с губернатором

44.

Тарногский муниципальный район

Вологодская область

24.10.08

Постников Василий

В августе 2008 возбуждено уголовное дело по обвинению в превышении должностных полномочий. В октябре 2008 городской суд временно отстранил Постникова от должности.

 

45.

Устюженский муниципальный район

Вологодская область

30.06.08

Платонов Николай

Отстранен от должности в связи с возбуждением уголовного дела по обвинению в незаконной предпринимательской деятельности и злоупотреблении служебными полномочиями. 24 сентября заключен под стражу

 

46.

Каширский район

Воронежская область

 

Матвеев Юрий

В соответствии с решением суда от 6 октября лишен возможности принять участие в выборах главы района 12 октября

Матвеев заявил о политическом характере решения суда. Ранее выдвигал свою кандидатуру на выборах мэра Воронежа, за что был исключен из «Единой России». Кроме того, в Каширском районе запланировано строительство коттеджного города-спутника Воронежа

47.

Кинешмский муниципальный район

Ивановская область

 

Томилин Андрей

В мае 2008 возбуждено уголовное дело (незаконная передача земельного участка под предлогом реализации нацпроекта Развитие АПК»)

 

48.

Приволжский муниципальный район

Ивановская область

  

В мае 2008 возбуждено уголовное дело по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями

 

49.

Усть-Илимск

Иркутская область

 

Дорошок Виктор

Летом 2007 года арестован по обвинению в убийстве, совершенном в 1996 году. Попытки отстранения от должности завершились неудачей. Областной суд прекратил уголовное дело, но решением Верховного суда РФ в октябре 2008 расследование было возобновлено

 

50.

Усольский район

Иркутская область

 

Герасимов Петр

Задержан в июле 2008 года по обвинению в получении взятки

 

51.

Слюдянский район

Иркутская область

 

Сайков Василий

Задержан в феврале 2007 по подозрению в организации заказного убийства. В сентябре 2008 областной суд оправдал Сайкова.

 

52.

Ольхонский район

Иркутская область

 

Мотошкин Николай

Задержан в октябре 2007 по подозрению в получении взятки

 

53.

Осинский район

Иркутская область

 

Магданов Петр

Арестован в мае 2008 по подозрению в получении взятки

 

54.

Листвянка

Иркутская область

 

Казакова Татьяна

В марте 2008 арестована по подозрению в превышении служебных полномочий и незаконной предпринимательской деятельности.

 

55.

Балтийск

Калининградская область

09.06.08

Ярошевич Федор

В отношении мэра были возбуждены уголовные дела о злоупотреблении должностными полномочиями и нецелевом расходовании средств. Летом 2007 отказался принять предложение губернатора Г.Бооса о добровольной отставке. В июле 2008 решением суда отстранен от занимаемой должности в связи с расследованием дел. Первоначально Балтийский городской суд отказался удовлетворить ходатайство следователя об отстранении. Однако это решение было опротестовано областным судом. Решение об отстранении было вынесено новым составом городского суда.

 

56.

Зеленоградск

Калининградская область

 

Стельмах Юрий

Возбуждено уголовное дело по подозрению в превышении служебных полномочий

 

57.

Тарусский муниципальный район

Калужская область

20.03.08

Добриян Михаил, глава района Нахров Юрий, глава администрации Тарусского района

После громкого конфликта вокруг тарусской центральной районной больницы губернатор предложил Ю.Нахрову покинуть свой пост. 14 марта Ю.Нахрова поддержали депутаты районного собрания, однако 20 марта он подал заявление об отставке. Одновременно покинул пост глава района Михаил Добриян. И.о. главы администрации стал приехавший из Калуги Евгений Мальцев.

 

58.

Юрга

Кемеровская область

11.01.08

Хромов Виктор

Губернатор удовлетворил просьбу Главы об отставке в связи с переходом на другую работу. Выборы пройдут в октябре 2008 года.

 

59.

Березовский

Кемеровская область

23.05.08

Колесников Альберт

Глава района заявил об уходе в отставку. И.о. главы до октябрьских выборов стал первый заместитель главы района Руслан Качелин.

 

60.

Кострома

Костромская область

29.07.08

Переверзева Ирина

Мэр заявила об отставке вскоре после публичных предложений губернатора И.Слюняева о замене мэра Костромы. Слюняев объяснял свою позицию низким качеством управления городским хозяйством, а также данными неких социологических опросов, согласно которым Переверзевой не доверяет 75% населения. После отставки Переверзевой в городе была изменена схема управления и учрежден пост сити-менеджера.

Конфликт между областным и городским уровнями власти

61.

Курский район

Курская область

 

Болдин Владимир

В июле 2008 года арестован по обвинению в получении взятки

 

62.

Железногорск

Курская область

 

Солнцев Виктор

В июле 2008 появились публикации о возможности возбуждения уголовного дела против мэра в связи с расследованием сделки о продаже на металлолом старого городского сбросного коллектора

 

63.

Лебедянь

Липецкая область

02.04.08

Хрипченко Алексей

Заявил об уходе в отставку. В июне 2008 на выборах новым мэром стал Александр Ишутин (1993-2007 - руководитель районного отделения Федерального казначейства, 2007-2008 - заместитель главы района).

Конфликт с главой района, завершившийся отставкой обоих чиновников

64.

Измалковский район

;;

Липецкая область

Нет данных

Казьмин Виталий

Отстранен от должности после ареста и возбуждения уголовного дела по обвинению в получении взятки в декабре 2007 года. На досрочных выборах в марте 2008 года победу одержал Владимир Коршиков, занимавший пост заместителя главы района.

 

65.

Красноармейск

Московская область

17.03.08

Булгаков Михаил

В марте 2007 был арестован по подозрению в получении взятки. В марте 2008 выборы мэра выиграл представитель НПО «Химсинтез» А.Жулепников, победив первого заместителя главы администрации В.Подобеда.

 

66.

Пушкинский район

Московская область

Март

Башкирцев Владимир

В марте подал в отставку. Этому предшествовало возбуждение уголовного дела по обвинению в растрате. В районе проходили митинги с требованием отставки Башкирцева. Прокуратура предъявила обвинения в превышении служебных полномочий и растрате.

 

67.

Сергиево-Посадский район

Московская область

 

Упырев Анатолий

В июле 2008 городской суд признал Упырева виновным в нанесении имущественного ущерба собственника путем обмана и приговорил его к штрафу в размере 200 тыс. руб. После вступления приговора в законную силу в октябре 2008 Упырев должен сложить с себя полномочия главы района.

 

68.

Канавинский район

Нижегородская область

Лето

Сатаев Николай

Назначен министром промышленности и инноваций Нижегородской области

 

69.

Мошенский район

Новгородская область

 

Голубев Геннадий

В 2007 был отстранен от занимаемой должности в связи с расследованием обвинений в превышении служебных полномочий. В августе 2008 приговорен к штрафу в размере 285 тыс. руб. с запретом занимать должностные посты. В ноябре 2008 приговор вступил в силу. Прокуратура расценила приговор как чрезмерно мягкий

Губернатор выступал с резкой критикой деятельности администрации района

70.

Новгородский район

Новгородская область

09.06.08

Калинин Виктор

Подал в отставку по собственному желанию. Выборы пройдут 12 октября.

 

71.

Боровичи

Новгородская область

07.06.08

Костюхин Александр

Подал в отставку

Возможная причина - недовольство городской администрации проектом строительства рядом с городом завода по переработке аккумуляторов

72.

Пестовский муниципальный район

Новгородская область

25.01.08

Васильев Владимир

Отстранен от должности в связи с возбуждением уголовного дела по обвинению в превышении должностных полномочий

 

73.

Демянский район

Новгородская область

31.07.08

Быков Юрий

Лишен права занимать свой пост после вынесения судебного приговора (за нарушения при распределении муниципальных средств оштрафован на 25 тыс. руб.).

 

74.

Купино

Новосибирская область

 

Вещенков Сергей

Осенью 2008 возбуждено уголовное дело по подозрению в превышении служебных полномочий

 

75.

Омский район

Омская область

06.09.08

Баранов Алексей

Заявил о досрочной отставке по состоянию здоровья

В числе возможных причин отставки - конфликты с областными чиновниками

76.

Беляевский район

Оренбургская область

06.10.08

Олешко Виктор

Ушел в отставку после обрушения стены школы в селе Беляевка

 

77.

Орел

Орловская область

 

Касьянов Александр

В июне объявлен розыск Новочебоксарским городским судом (Чувашия) по подозрению в уклонении от налогов

Конфликт с губернатором Е.Строевым.

78.

Пушкинские горы

Псковская область

 

Иванов Виктор

13 августа возбуждено уголовное дело по обвинению в развратных действиях

 

79.

Новошахтинск

Ростовская область

11.04.08

Зайцев Алексей

Решением суда приговорен к 2 годам 8 месяцам лишения свободы условно (превышение должностных полномочий и подлог) с запретом занимать должности в государственных и муниципальных органах. Одновременно разгорелся конфликт по поводу возможности досрочного роспуска городской думы. В сентябре Зайцев был убит. Областные власти приняли решение о роспуске городской думы.

 

80.

Рязань

Рязанская область

 

Провоторов Федор

В 2007 заведены уголовные дела по подозрениям в ложном доносе и незаконном участии в предпринимательской деятельности. Впоследствии уголовные дела были приостановлены. В апреле 2008 губернатор О.Ковалев заявил, что мэр должен или защитить честь и достоинство в судебном порядке, или уйти в отставку.

 

81.

Пронский район

Рязанская область

 

Максимушкин Николай

В январе 2008 возбуждено уголовное дело по обвинению в получении взятки

 

82.

Жигулевск

Самарская область

24.03.08

Балахонов Сергей

Ушел в отставку по собственному желанию. И.о. стал первый заместитель мэра Владимир Классен. В июне 2008 победу на выборах одержал Александр Курылин, занимавший пост вице-мэра Тольятти.

По ряду сообщений, смена глав муниципальных образований была инициирована областной администрацией и связана с результатами выборов президента РФ в 2008 году.

83.

Кинель

Самарская область

20.08.08

Савельев Юрий

Мэр заявил о добровольной отставке. После этого появились сообщения о возможности отмены прямых выборов мэра

 

84.

Чапаевск

Самарская область

14.04.08

Малахов Николай

Ушел в отставку по собственному желанию по причине плохого состояния здоровья. Новым мэром избран гендиректор ЗАО «Высокотехнологичные системы инициирования» Дмитрий Блынский.

Конфликт с губернатором Самарской области

85.

Кинельский район

Самарская область

25.04.08

Зуев Юрий

Ушел в отставку по собственному желанию (состояние здоровья). Избрание нового главы проходило путем избрания из числа депутатов совета.

 

86.

Волжский район

Самарская область

16.07.08

Брызгалов Владимир

Ушел в отставку вскоре после возбуждения уголовного дела против его сына.

Конфликт с администрацией Самарской области.

87.

Саратовский муниципальный район

Саратовская область

22.02.08

Тимохина Стефанида

Освобождена от должности решением районного собрания депутатов. Новым главой района стал Анатолий Зотов. В апреле 2008 депутаты районного собрания приняли решение о самороспуске. В марте 2007 была арестована по подозрению в получении взятки. После 8-месячного заключения суд оправдал Тимохину. Тимохина заявила о намерении добиваться через суд восстановления в должности.

 

88.

Вольский муниципальный район

Саратовская область

25.03.08

Чепрасов Иван

Ушел в отставку.

 

89.

Хвалынский муниципальный район

Саратовская область

25.03.08

Гурылев Юрий

Ушел в отставку по собственному желанию. В областной прессе этот шаг объяснялся слабой популярностью главы района у населения.

 

90.

Татищевский муниципальный район

Саратовская область

26.03.08

Зацепин Анатолий

Ушел в отставку по собственному желанию

 

91.

Самойловский муниципальный район

Саратовская область

28.03.08

Бобров Сергей

Подал в отставку по собственному желанию. Новым главой районное собрание утвердило Татьяну Кравцеву - главу местного отделения пенсионного фонда

 

92.

Томаринский городской округ

Сахалинская область

19.09.08

Коротаев Владимир

Подал в отставку по состоянию здоровья (возглавлял администрацию с 22 мая 2008 года)

 

93.

Александровск-Сахалинский район

Сахалинская область

10.10.08

Васильев Владимир

Подал в отставку. Этому предшествовала критика действий районной администрации со стороны губернатора

 

94.

Муниципальное образование Корсаковского района

Сахалинская область

18.01.08

Зливко Геннадий

Суд приговорил к 3 годам условно за наезд на человека на автомобиле с запретом занимать руководящие должности

 

95.

Смирныховский район

Сахалинская область

14.05.08

Бабий Василий

Временно отстранен от должности районным судом в связи с возбуждением уголовного дела

 

96.

Нижний Тагил

Свердловская область

 

Диденко Николай

Возбуждено уголовное дело по подозрению в халатности. Диденко не принял участие в очередных выборах мэра в октябре 2008 года.

 

97.

Вяземский район

Смоленская область

 

Зуев Игорь

В 2007 арестован по подозрению в получении взятки. В октябре 2008 начался судебный процесс.

 

98.

Тамбов

Тамбовская область

21.04.08

Косенков Максим

Обвинен в похищении человека злоупотреблении служебного положения, отстранен от должности. Исполняющим обязанности мэра стал вице-губернатор Тамбовской области Петр Черноиванов.

 

99.

Тверь

Тверская область

 

Лебедев Олег

В марте было возобновлено расследование уголовного дела, возбужденного в 2005 году. Был временно отстранен от должности решением районного суда Твери. В мае решение отменено Тверским областным судом, вернулся к исполнению обязанностей. 25 июля был арестован. В августе суд приговорил Лебедева к 1,5 годам лишения свободы.

 

100.

Саткинский муниципальный район

Челябинская область

04.03.08

Некрасов Валерий

Перешел на пост главы областного фонда обязательного медицинского страхования

 

101.

Кунашакский муниципальный район

Челябинская область

 

Янбаев Танир

Расследуется уголовное дело по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями

 

102.

Чебаркуль

Челябинская область

 

Северин Геннадий

Начато расследование деятельности по подозрению в налоговых преступлений

 

103.

Ярославский район

Ярославская область

08.04.08

Мильто Валентин

В январе 2008 года был арестован по подозрению в получении взятки. Находясь под стражей, принял участие в выборах главы района, на которых потерпел поражение.

 

104.

Нарьян-Мар

Ненецкий автономный округ

04.03.08

Саблин Леонид

Ушел в отставку.

Публикации в прессе связывали отставку с результатами голосования на президентских выборах в Нарьян-Маре.

 

Приложение2

Информация о досрочных отставках и уголовных делах в отношении мэров 200 крупнейших городов Российской Федерации в 2005-2008 гг.

Место города по численности населения

Город

Комментарий

13

Волгоград

Мэр отстранен от должности в связи с вынесением судебного приговора

15

Саратов

В 2007 мэр ушел в отставку

18

Тольятти

Мэр отстранен от должности в связи с вынесением судебного приговора

23

Владивосток

Мэр отстранен в 2007 от должности в связи с вынесением судебного приговора

30

Рязань

В 2007 против мэра было возбуждено уголовное дело

36

Томск

В 2006 мэр арестован и отстранен от должности

41

Брянск

В 2008 мэр ушел в отставку после проведения обысков в городской администрации

45

Тверь

В 2008 мэр приговорен к 1,5 годам лишения свободы.

46

Нижний Тагил

В 2008 против мэра было возбуждено уголовное дело

47

Ставрополь

В 2007 мэр Д.Кузьмин отстранен от должности на период следствия, а в 2008 удовлетворено его заявление об отставке.

48

Архангельск

Мэру в 2008 суд запретил занимать должности в органах власти

52

Сочи

В 2008 году 2 мэра заявили о досрочной отставке

55

Орел

Против мэра в 2008 возбуждено уголовное дело, объявлен в розыск

58

Владикавказ

В 2008 мэр ушел в отставку

59

Череповец

Мэр Череповца М.Ставровский объявил в 2006 об уходе в отставку

64

Вологда

В 2008 мэр ушел в отставку

65

Тамбов

В 2008 мэр арестован и отстранен от должности

66

Кострома

В 2008 мэр подала в отставку

77

Якутск

В 2007 мэр ушел в отставку

83

Бийск

В 2008 дело против мэра возбуждено уголовное дело

86

Великий Новгород

В 2007 мэр ушел в отставку

88

Рыбинск

В 2007 мэр Е.Снежков арестован и временно отстранен от должности, однако сумел добиться неназначения новых выборов мэра

103

Новочеркасск

Мэр Новочебоксарска в 2008 ушел в отставку

114

Салават

Мэр в 2008 ушел в отставку

121

Пятигорск

Мэр отстранен от должности в связи с вынесением судебного приговора

127

Кисловодск

Мэр в 2008 отстранен решением суда

129

Новочебоксарск

В 2008 мэр ушел в отставку

142

Новошахтинск

В 2008 мэр отстранен от должности решением суда, а спустя несколько месяцев был убит

148

Ноябрьск

В 2008 мэр отстранен от должности

161

Элиста

Мэр в 2008 отстранен от должности

172

Усть-Илимск

Мэр арестован в 2007

177

Железногорск (Курская область)

В 2007 мэр досрочно ушел в отставку

179

Железногорск (Красноярский край)

В 2004 мэр подал в отставку после возбуждения уголовного дела. Затем уголовное дело было прекращено.

188

Кузнецк

Мэр подал в отставку в 2007. В 2008 против него возбуждено уголовное дело.

197

Юрга

Глава подал в отставку в 2008

 

 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru