Рецензия на проект Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период - 3.Форма подачи материала имеет значение
Индекс материала
Рецензия на проект Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период
1.Ошибки и пробелы стратегического анализа.
2.Несоответствие общепринятым требованиям.
3.Форма подачи материала имеет значение
Выводы
Все страницы

3.Форма подачи материала имеет значение

Требования к стилю изложения Стратегии двоякие: с одной стороны, текст должен быть доходчивым и увлекательным (именно увлекательным - ведь Стратегия должна воодушевить жителей на совместные дела), с другой стороны, Стратегия - официальный документ органов государственной власти края, он должен быть точным и конкретным. На наш взгляд, представленный текст плох с обеих сторон, отсутствие редакторской руки бросается в глаза.

Местами стиль документа явно менторский: “Сегодня этапы глобального производства товаров и услуг распределены по всему миру, что создает возможности развития нишевых продуктовых или субпродуктовых инновационных кластеров, на основе которых можно провести масштабное обновление современной экономики через создание новой умной экономики региона, способной занять лидирующие позиции в производстве отдельных видов товаров и услуг, став поставщиком знаний и технологий для глобального мира” (стр 68). Кому не известно, что “этапы глобального производства товаров и услуг распределены по всему миру” ? Разве кто-то отказывается быть “поставщиком знаний и технологий для глобального мира”? Вот только мысль о необходимости формирования кластеров затерялась, не видна за потоком пустых слов.

Частое повторение сочетаний типа “снижение административных барьеров” или “устойчивое развитие” без детализации и обоснований похоже на ритуальные заклинания, а злоупотребление словами “лидер” (встречается в тексте около 150 раз), “конкуренция/конкурентный/конкурентоспособность” (встречается около 350 раз) задает спортивно-зрелищный настрой, отвлекая от содержательного смысла.

Частое неоправданное употребление англицизмов является свидетельством плохого владения русским языком. В публичном документе, круг читателей которого не ограничен отраслевыми специалистами, крайне нежелательно использование специфических слов, как-то: “кванториумы”, “фаблабы”, “краудсорсинг”, “краудфандинг”, “фандрайзинг”, “рурализация”, или неустоявшихся терминов типа: “обратный инжиниринг”, ”акселератор общественных проектов”, “аддитивные технологии”, “MICE-туризм”. Складывается впечатление, что иностранные термины затуманивают сознание не только читателей, но и самих авторов. К примеру, одна из задач Стратегии сформулирована так: “Создание коворкинг-площадок - базы для взаимодействия общественных институтов и бизнеса”. Люди, не знающие о сложности социальной природы взаимоотношений бизнеса и общества, могут поверить в существование волшебных площадок, где классовые противоречия исчезают сами собой.

Еще хуже использование в официальном документе слов, написанных на английском языке, например: “sustainable development”, “Mega Science”, “3D-Printer”, “ridesharing”, “carsharing”. И уж тем более недопустимо использование английских названий публичных проектов в рамках реализации Стратегии: “Smart Kuban 2030”, «Smart Park Sochi», «Энерджинет», «Хелснет», «Фуднет» и т.п.

Продолжая тему, нужно отметить, что ключевые индикаторы стратегии денежного характера выражены не в рублях, а в американских долларах. Напомним, что Стратегия - официальный документ, имеющий такой же статус, как бюджет или план территориального развития. Вы можете себе представить, что бюджет края будет утверждаться в долларах? Нет, конечно, в этом нет никакого смысла. Так и в Стратегии нет смысла делать расчеты в долларах. Все платежи в регионе производятся в рублях. У региональных властей нет полномочий и инструментов для регулирования курса рубля и доллара. И даже внешняя торговля в 2030 году не обязательно будет вестись в долларах (авторы сами отмечают “постепенное снижение значения американского доллара в качестве уникальной ключевой мировой валюты” - стр 17).

Чем объяснить такую грубую ошибку разработчиков Стратегии? На наш взгляд - исключительно сложившимися стереотипами. Авторы Стратегии не пытаются формулировать идеологические задачи, они лишь констатируют дальнейшее “широкое распространение идеологии общества массового потребления” (стр 13). И закрепляют этот факт своим документом, где большинство показателей, используемых как индикаторы достижения цели, носят денежных характер. Подтверждают общий настрой иллюстрации к тексту - ниже приведены рисунки с 5-ой страницы Стратегии.

Иллюстрация стр5 Стратегии



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru