Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету

Рецензия на проект Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период - 2.Несоответствие общепринятым требованиям.
Индекс материала
Рецензия на проект Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период
1.Ошибки и пробелы стратегического анализа.
2.Несоответствие общепринятым требованиям.
3.Форма подачи материала имеет значение
Выводы
Все страницы

2. Несоответствие общепринятым требованиям

Авторы Стратегии нарушили важнейшие правила стратегического планирования. Это очень странно, так как упомянутый в числе разработчиков Леонтьевский центр много сделал для распространения методик разработки территориальных стратегий.

2.1 Стратегия должна быть сфокусированной.

Откроем первое попавшееся под руку издание Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре: КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ХОРОШАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ: материалы Конкурса городских стратегий — 2014. Санкт-Петербург, 2015. Сборник посвящен стратегиям муниципалитетов, но в данном случае нас интересуют принципы. Принципы стратегического планирования в полной мере распространяются и на региональный уровень.

Читаем. “Стратегия касается лишь тех отраслей и сфер жизни, которые имеют определяющее значение для существования города, могут играть роль точек роста — «локомотивов» для развития социально-экономической системы города либо требуют незамедлительных решений” (стр 8 указанного сборника).

“Стратегия не охватывает абсолютно всех сфер жизнедеятельности города. Она указывает на главное — на наиболее актуальные сферы развития, способствующие достижению стратегической цели” (стр18).

“Хорошая стратегия — это сфокусированная стратегия, которая концентрирует ресурсы на одной цели или очень ограниченном наборе ключевых целей, достижение которых приведет к кумулятивному эффекту. ...Навряд ли можно рассчитывать на ощутимый социально-экономический эффект от реализации стратегии, которая пренебрегает важностью стратегического выбора и четкой концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях, стараясь вместо этого совместить множество задач и интересов, часто конфликтующих между собой” (стр 37).

Обсуждаемая нами Стратегия - яркий пример “как не надо делать”. Стратегия включает все сферы деятельности региональной администрации, некоторые разделы Стратегии выглядят как перечень функциональных обязанностей департаментов краевой администрации (например, см стр 85), а среди задач можно встретить банальности типа “Создание и поддержание необходимой для реализации государственных и муниципальных функций и полномочий инфраструктуры” (стр 72).

Приоритеты целей не расставлены, точнее, все направления обозначены как приоритетные. Целей очень много, даже посчитать их довольно трудно. Приложение к документу под номером 3 ”Система стратегических целей социально-экономического развития краснодарского края до 2030 г.” своему названию не соответствует, дерево целей, перечисленных в тексте документа, много больше приведенного в приложении перечня.

Рассмотрим, как сформулирована главная цель: “Краснодарский край-2030 – глобальный устойчивый конкурентоспособный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов и предпринимателей, лидер Южного полюса роста России”.

Вообще-то здесь названы пять целей. 1) регион, где живут умные, здоровые и творческие люди 2) регион - магнит для приезжих 3) регион - лидер ЮФО. И к этому еще 4) регион глобально конкурентоспособный и 5) устойчивый. Последние цели, кстати, противоречат друг другу. Глобальность подразумевает узкую специализацию региона, его включенность в мировое разделение труда,а устойчивость, наоборот, предполагает самодостаточность и независимость.

Вдобавок к такой “многосторонней” главной цели разработчики выделяют семь направлений социально-экономической политики, в каждом из направлений обозначено от одной до 8 целей, каждая из целей включает до нескольких десятков очень широко сформулированных задач (пример: задача - Развитие институтов гражданского общества, стимулирование повышения качества социальной ответственности государства, создание условий для повышения социальной ответственности бизнеса, стр 73). Кроме целей как таковых, разработчики выделяют экономические комплексы (у каждого из них тоже по несколько целей развития) и территориальные экономические зоны (там тоже своя иерархия целей).

И, наконец, предлагается еще семь (!) флагманских проектов. Тут уместно вспомнить, что означает слово ”флагманский”. “Флагман - корабль, на котором находятся командир соединения, штаб и флагманский командный пункт , оборудованный средствами управления” - читаем в словаре. Флагман может быть только один. Семь флагманских проектов - это явный перебор.

Следует также отметить рамочный характер некоторых целей и задач, где вместо конкретных действий предполагаются дальнейшие исследования. Например, такая задача: “Выявление портфеля потенциальных конкурентоспособных кластеров” явно неуместна в Стратегии, поскольку этот список нужно было определить на этапе стратегического анализа. “Размазанность” целей, включение в Стратегию всех направлений текущей деятельности администрации делает Стратегию бессмысленной, поскольку все планируемые действия уже и так выполняются администрацией или запланированы действующими программами.

2.2 Приближение к Цели должны быть измеряемым. К сожалению, достижение целей, обозначенных Стратегией, часто невозможно измерить. Как, например, доказать, что в 2030 г. жители края стали умными и творческими (а это заявлено в главной цели Стратегии). Как следствие, индикаторы, приведенные разработчиками (стр 95), не увязаны с обозначенными целями. Или, к примеру в разделе “Основные направления пространственного и инфраструктурного развития” обозначена такая цель: “Лидер Южного полюса роста, территория, обладающая устойчивой системой расселения в парадигме «умных городов и сел», созданных для людей, сохраняющих и развивающих поликультурные традиции и природу Кубани и Азово-Черноморского побережья; рационально и эффективно используемое комфортное пространство жизнедеятельности населения и гостей региона с высоким качеством среды обитания ” (стр 89) - как будет измеряться достижение этой цели? Как узнать - обладает территория устойчивой системой расселения в парадигме “умных городов и сел” или нет?

Есть задачи, “высосанные из пальца”. Например, такая: “Формирование сообщества Восточной экономической зоны с участием стейкхолдеров от культуры, промышленности и исполнительной власти” (стр 161). Для чего нужно сообщество “стейкхолдеров”, живущих в соседних городах и районах, если у них нет общих дел и интересов? А если таковые есть, так и не нужно ничего выдумывать - сообщество сложится естественным образом. Приведенные примеры взяты случайным образом, те же претензии можно отнести почти ко всем целям Стратегии . Неизмеряемость целей, отсутствие связи между целями и индикаторами исполнения стратегических планов - грубое нарушение требований к разработке Стратегии.

2.3. Стратегия должна быть амбициозной. Смысл Стратегии - нацелить жителей и бизнес на достижение совместных целей для общего блага. Неинтересная цель никого не волнует. Интересной будет только амбициозная цель. Кратко сформулированная, понятная, всем нужная.

Увеличить ВРП в два раза - это хорошо звучит. Еще лучше звучит - увеличить экспорт в шесть раз. Эти цели есть в цифрах - контрольных индикаторах Стратегии. Но на словах сформулирована совсем другая цель (вы помните - про умных, здоровых и творческих жителей края. И про магнит для приезжих). Есть цифра продолжительности жизни , но она как раз не амбициозная (ниже, чем в прогнозе Росстата). Так может быть назвать вещи своими именами? Сказать честно, что это стратегия не для жителей, а для элиты края, которая хочет увеличить производительность труда и норму прибыли. Да, об этом даже сказано в разделе “развитие институциональной среды”: “Краснодарский край – родина национальных предпринимателей-чемпионов” (стр 65). И задача в Стратегии поставлена: “Включение ключевых субъектов-лидеров предпринимательства Краснодарского края в число глобально конкурентоспособных”. То есть администрация и жители Краснодарского края в Стратегии развития ставят себе задачу помочь местным крупным предпринимателям стать глобально - конкурентоспособными. То есть стать еще более крупными предпринимателями. Вот такая получилась амбициозная цель, почему-то спрятанная в не самый главный раздел. Но по факту Стратегия нацелена именно на эту цель, поскольку на эту цель сфокусированы контрольные показатели. “Что измеряем - то и получаем” - есть такая поговорка у стратегических консультантов.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru