Оценка эффективности различных направлений противодействия коррупции на местном уровне - Выводы
Индекс материала
Оценка эффективности различных направлений противодействия коррупции на местном уровне
Практика применения мер противодействия коррупции
Оценка эффективности
Выводы
Примечания
Все страницы
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы об эффективности антикоррупционных мер и сформулировать некоторые прогнозы и предложения о приоритетах дальнейшей работы по противодействию коррупции на местном уровне.

Самые популярные антикоррупционные меры -  административные регламенты, регулирование закупок, антикоррупционная экспертиза (меры из пакета административной реформы). Следует отметить, что в отношении результативности этих мер мнение специалистов неоднозначно, часть специалистов не считает, что указанные меры могут влиять на уровень коррупции.

Сомнения в том, что механистическим путем можно снизить уровень коррупции, могут быть устранены, если перечисленные меры будут дополнены общественным участием.  Например, общественная экспертиза - наиболее перспективное направление развития антикоррупционной экспертизы.  Большие возможности для привлечения общественности дает новый закон о федеральной контрактной системе.

В этом же направлении (в пакете административной реформы) следует рассмотреть многофункциональные центры обслуживания и электронные услуги. На взгляд специалистов, внедрение МФЦ сдерживается отсутствием нормативной базы.  Они также считают, что развитие МФЦ и электронных услуг требует значительных затрат. В отношении МФЦ это мнение подтверждается практикой.

Часто используемыми инструментами антикоррупционной работы являются запреты и ограничения для служащих и руководителей организаций бюджетной сферы. Сотрудники муниципальных администраций, ответственные за организацию системы противодействия коррупции, высоко оценивают результативность (влияние на уровень коррупции) системы ограничений и запретов. Они считают работу в этом направлении эффективной по затратам.

Однако кроме заработной платы и других расходов, связанных с содержанием служащих, ответственных за организацию этой работы, следует учесть время служащих, потраченное на заполнение деклараций, а также расходы на содержание сотрудников прокуратуры (а в отдельных случаях и сотрудников других правоохранительных органов), обеспечивающих контроль за работоспособностью всей системы запретов и ограничений.

Очевидно, что ограничительные меры будут распространяться на подведомственные муниципалитету организации, также следует ожидать некоторого усиления запретов (например, расширения круга родственников и аффилированных лиц).

Большой (и увеличивающийся) объем работы может поставить под сомнение результативность этого направления.  На наш взгляд, эффективность системы запретов и ограничений будет в разы выше, если по-настоящему заработает институт конфликта интересов.

Одно из самых проблемных направлений противодействия коррупции – построение системы взаимодействия органов МСУ, граждан и общественных организаций с правоохранительными органами. Соответствующие разделы в целевых программах противодействия коррупции отсутствуют, межведомственные координационные советы почти не работают, Нет механизмов поддержки общественных организаций, специализирующихся на противодействии коррупции, нет СМИ, ведущих журналистские расследования. Случаи уведомления служащими о фактах склонения их к коррупционным правонарушениям - единичные, Почти не работают телефоны доверия и другие каналы информации, позволяющие гражданам сообщать об известных им фактах коррупции.

Только в рамках комплексной целевой программы противодействия коррупции можно обеспечить результативность взаимодействия с правоохранительными органами. Для этого потребуется создать механизмы поддержки общественных инициатив, наладить оперативное взаимодействие с заинтересованными ведомствами, провести информационную кампанию.

При создании муниципальных целевых программ противодействия коррупции не проводятся исследования, по результатам которых должны формулироваться цели и задачи программ. В результате программы превращаются в набор формальных мероприятий, используемые антикоррупционные меры остаются разрозненными, их эффективность крайне невысока.

Во многих случаях требуется разработка ведомственных программ противодействия коррупции, в первую очередь – в медицине, образовании, жкх.

В рамках целевых программ полезно предусмотреть внедрение воспитательных программ для детей и молодежи в образовательных учреждениях, проведение информационных кампаний в СМИ и антикоррупционных общественных кампаний с вовлечением максимально большого числа граждан. Особое внимание следует уделить молодежи и предпринимательскому сообществу. В этом же направлении следует рассматривать и действие этических кодексов для служащих и сотрудников подведомственных учреждений, а также меры по обеспечению прозрачности деятельности органов МСУ и вовлечению граждан в дела местного самоуправления.

Ключевая проблема противодействия коррупции – создание механизмов выявления и разрешения конфликта интересов. Пока институт конфликта интересов почти не работает. Комиссии по конфликту интересов рассматривают формальные вопросы, не связанные с конфликтом интересов, уведомления о потенциальном конфликте интересов отсутствуют. Для того, чтобы институт конфликта интересов стал работающим, требуется расширить круг лиц, имеющих право инициировать вопросы на рассмотрение комиссии.  Более активной работе комиссии по конфликту интересов также будут способствовать меры по обеспечению независимости местных СМИ в целом и отдельных журналистов в частности, и меры поддержки общественных организаций, занимающихся противодействием коррупции.

Существует мнение о том, что для эффективного противодействия коррупции на местном уровне достаточно выполнять федеральные антикоррупционные законы и принимать рекомендуемые нормативные акты. Однако проведенная оценка эффективности различных антикоррупционных мер позволяет заявить, что без принятия местной целевой программы противодействия коррупции разрозненные антикоррупционные мероприятия имеют низкую результативность, а без проведения информационной кампании принятые в столице законы не становятся поведенческой нормой в конкретном муниципальном образовании.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru