Антикоррупционная кампания: обеспечение неотвратимости ответственности. - Объемы и динамика выявления коррупционных преступлений
Индекс материала
Антикоррупционная кампания: обеспечение неотвратимости ответственности.
О приоритетах в работе правоохранительных органов.
Объемы и динамика выявления коррупционных преступлений
Показатели антикоррупционной работы правоохранительных органов
Эффективность расследования коррупционных преступлений
Выводы
Примечания
Все страницы

Объемы и динамика выявления коррупционных преступлений

На Рисунке 3 приведены данные о суммарной динамике выявленных преступлений по ст.285, ст.290 и ст.291 в период 2009-2012 гг в разрезе федеральных округов. Вопреки победным интонациям спикеров, докладывающих о достижениях на ниве борьбы с коррупцией, показатели выявления коррупционных преступлений стабильно снижаются.

Рис 3

Данный факт вызывает удивление. Общепризнанно, что коррупция – явление латентное, эксперты оценивают уровень раскрываемости коррупционных преступлений приблизительно в 2%[3]. В такой ситуации обсуждаемые нами цифры никак нельзя считать показателями уровня коррупции как таковой.  Снижение числа выявленных коррупционных преступлений означает снижение активности правоохранительных органов с сфере противодействия коррупции.

Уменьшение показателей отчасти компенсируется изменением качества работы правоохранителей (о чем свидетельствует рост среднего размера выявленных взяток), а также может объясняться формальными причинами (изменение числа сложносоставных преступлений), однако в целом снижение показателей трудно объяснимо (в некоторых регионах – особенно), требуется детальный анализ причин сложившейся ситуации.  Рейтинг активности выявления коррупционных преступлений по регионам РФ приведен в таблице 1.

Таблица 1. Количество коррупционных преступлений по ст.285, ст.290, ст.291 УК РФ, дела по которым переданы в суд в 2012 г.

 

Субъект РФ

Выявлено прест. на 100 тыс. населения

1

Ямало-Ненецкий АО

23,45

2

Республика Калмыкия

19,00

3

Тюменская область

17,83

4

Ханты-Мансийский АО

16,79

5

Астраханская область

16,37

6

Республика Карелия

14,60

7

Республика Башкортостан

14,16

8

Еврейская АО

13,90

9

Ивановская область

12,68

10

Республика Адыгея

12,60

11

Калужская область

12,43

12

Новосибирская область

12,11

13

Челябинская область

11,45

14

Сахалинская область

10,54

15

Забайкальский край

9,95

16

Республика Хакасия

9,38

17

Камчатский край

8,74

18

Костромская область

8,65

19

Волгоградская область

8,63

20

Новгородская область

8,63

21

Тамбовская область

8,37

22

Республика Сев. Осетия-Алания

8,36

23

Республика Алтай

8,08

24

Респ. Татарстан

7,80

25

Саратовская область

7,79

26

Курганская область

7,56

27

Омская область

7,55

28

Чувашская Республика

7,32

29

Ставропольский край

7,31

30

Вологодская область

7,27

31

Пермский край

7,02

32

Республика Ингушетия

7,01

33

Кировская область

6,82

34

Брянская область

6,54

35

Республика Марий Эл

6,52

36

Нижегородская область

6,50

37

Пензенская область

6,50

38

Свердловская область

6,49

39

Мурманская область

6,41

40

Республика Коми

6,25

41

Псковская область

6,05

42

Удмуртская Республика

5,86

43

Смоленская область

5,74

44

Владимирская область

5,63

45

Орловская область

5,54

46

Карачаево-Черкесская Респ.

5,30

47

Белгородская область

5,06

48

Липецкая область

4,73

49

Ростовская область

4,42

50

Самарская область

4,39

51

Воронежская область

4,38

52

Алтайский край

4,25

53

Красноярский край

4,22

54

г. Москва

4,21

55

Республика Мордовия

4,15

56

Краснодарский край

4,00

57

Чукотский АО

3,94

58

Хабаровский край

3,87

59

Республика Тыва

3,87

60

Московская область

3,85

61

Оренбургская область

3,67

62

Архангельская область

3,62

63

Калининградская область

3,56

64

Республика Бурятия

3,50

65

Рязанская область

3,41

66

Приморский край

3,39

67

Тульская область

3,33

68

Ярославская область

3,30

69

Республика Саха (Якутия)

2,93

70

Кемеровская область

2,88

71

Курская область

2,86

72

г. Санкт-Петербург

2,78

73

Магаданская область

2,63

74

Кабардино-Балкарская Респ.

2,56

75

Тверская область

2,55

76

Ленинградская область

2,51

77

Ульяновская область

2,51

78

Иркутская область

2,44

79

Чеченская Республика

2,34

80

Ненецкий АО

2,34

81

Амурская область

2,08

82

Томская область

1,69

83

Республика Дагестан

1,19

Наименьшее изменение индекса выявления коррупционных преступлений за период 2009- 2012 гг отмечается в Северо-Кавказском федеральном округе, где этот показатель изначально имеет минимальный уровень – около 4 выявленных преступлений на 100 000 чел населения, почти в три раза ниже, чем в Уральском федеральном округе.

В регионах РФ наблюдается значительное различие как самого показателя, так и динамики его изменения.   Количество выявленных коррупционных преступлений по статьям 285, 290, 291 УК меняется от 1,2 на 100 тыс. человек в Республике Дагестан до 23,4 на 100 тыс. человек в Ямало-Ненецком автономном округе, медианное значение 5,8 прест./100 тыс. чел. Разброс по субъектам РФ общего показателя выявления уголовных преступлений в три с лишним раза ниже.  То есть, региональная дифференциация количества выявленных коррупционных преступлений не соответствует дифференциации общего уровня преступности, что еще раз подтверждает тезис о том, что приведенные цифры отражают не уровень коррупции, а активность правоохранительных органов в противодействии коррупции.

Наиболее заметное падение показателя выявления коррупционных преступлений в Республике Марий Эл (14% от уровня 2009 г), максимальный рост в Еврейской автономной области (в 3 раза), медианное значение 62% от уровня 2009 года. Для сравнения –динамика изменения общего показателя выявления уголовных преступлений варьируется от 52% в г. Москве до 120% в Чеченской Республике, медианное значение 81%.  Число выявленных коррупционных преступлений снижается более быстрыми темпами, чем общее число выявленных уголовных преступлений.

В целом, можно сделать вывод о снижении активности правоохранительных органов при выявлении коррупционных преступлений в период проведения антикоррупционной кампании.  Данный факт может объясняться организационными проблемами (реформа МВД, преобразования в Следственном комитете, внесение изменений в УК РФ и др.), а также переключением внимания сотрудников прокуратуры на антикоррупционную работу надзорного характера.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru