Бюллетень МИКС 3/2013 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС 3/2013
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Антикоррупционные инициативы  федерального уровня

Администрация президента. Администрация президента будет бороться с клановостью во всех вертикалях власти. Принято решение взять под особый контроль администрации президента все назначения на руководящие посты как в Центре, так и в регионах родственников чиновников. Кроме того, кадровым службам всех министерств и ведомств будет дано указание проверять при назначениях на любой ответственный пост родственные связи «аж до седьмого колена». Согласно комментариям из Администрации, дети или другие близкие родственники могут занимать высокие посты, но руководящие лица, назначающие или лоббирующие такого кандидата, должны обосновать его преимущества.

Законопроект, запрещающий родственникам одновременно работать в парламенте, был внесен в Госдуму в начале сентября 2012 года. Согласно документу, депутатом или сенатором «не может быть гражданин РФ в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)» с другим представителем верхней или нижней палаты парламента.

По данным ВЦИОМ, большинство россиян поддерживают эту инициативу партии: три четверти россиян выступают за запрет близким родственникам работать вместе на высших государственных постах.

Государственная Дума. Госдума во втором чтении приняла законопроект «О федеральной контрактной системе», который сменил название. Теперь закон, одной из целей которого является борьба с коррупцией при реализации госзакупок, получил наименование «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Законопроект направлен на обеспечение прозрачности процессов закупки и усиления общественного контроля. Согласно документу, в Единой информационной системе (ЕИС) будут размещаться планы закупок, отчеты о проведенных закупках, результаты контроля, аудита и надзора, реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков и жалоб. Документ также предусматривает пять методов определения заказчиком максимальной цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный и метод сопоставимых рыночных цен. Поставщик или подрядчик будет определяться на конкурсах различных видов. Заказчики обязаны будут осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15 процентов годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Цена контракта, заключаемого по общему правилу, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Государственная Дума одобрила закон о контрактной системе в первом чтении летом 2012 года. Он подвергался критике, в том числе и со стороны антимонопольщиков, за предоставление слишком широких полномочий чиновникам. Критики закона утверждали, что его принятие приведет к росту коррупции. Закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года.

Верховный Суд. ВС РФ разработал рекомендации по рассмотрению дел об "откатах". Верховный суд РФ предлагает рассматривать получение "откатов" как взяточничество или растрату, следует из проекта постановления пленума ВС РФ по коррупционным преступлениям. Проект содержит два варианта предложений судьям по квалификации подобных преступлений. Окончательный будет доработан на заседаниях пленума Верховного суда. В зависимости от того, что именно решит пленум, наказание за получение "откатов" будет варьироваться от шести до 15 лет заключения.

"Если должностное лицо, выполняющее в государственном или муниципальном органе административно-хозяйственные функции, заключило договор, на основании которого контрагенту перечислялись средства за поставку товаров или проведение работ в размере, заведомо превышающем их рыночную стоимость, а должностное лицо получило за это денежное вознаграждение, то содеянное следует квалифицировать как взятку", - отмечается в первом варианте постановления.

Во втором варианте данное преступление предлагается рассматривать как растрату вверенного имущества и привлекать виновного к ответственности по части 3 статьи 160 УК РФ, максимальная санкция которой составляет шесть лет заключения. При этом если стоимость оказанных услуг не была завышена, но вознаграждение от контрагента все же поступило, то судам следует квалифицировать содеянное как взятку с максимальным наказанием в виде 15 лет лишения свободы.

Выступая на открытии конференции, председатель Верховного суда РФ отметил, что у судей часто возникают вопросы при рассмотрении дел в отношении должностных лиц, которые получают "откаты". "По многим вопросам нет единства мнений среди ученых и правоприменителей", - отметил он.

Министерство труда и социальной защиты населения. Министерство труда и соцзащиты разработало антикоррупционные рекомендации для чиновников. Планируется, что госслужащих научат вести себя правильно в сложных ситуациях и избегать двусмысленных шуток о коррупции. На курсах начнут обучать психологии управления, навыкам публичных выступлений, поведения в коллективе и ведения переговоров, а также разъяснят, как не провоцировать граждан на дачу взятки. Госслужащим объяснят, как действовать при предложении взятки и как определить, коррумпирован ли коллега. Предполагается, что рекомендации станут обязательными для всех чиновников без исключения.

Вступившие в силу 17 мая 2011 г. изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривают, что за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности. Также УК РФ дополнен нормой, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ). Расширено содержание предмета коммерческого подкупа и взятки за счет «предоставления иных имущественных прав». Кроме того, статьи 204, 290, 291 УК РФ дополнены новыми отягчающими обстоятельствами, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характеру принимаемого решения. Изменения в примечании к статье 291 УК РФ расширили перечень обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».

Введена новая статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо в реализации такого соглашения. В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные пятой и первой частями статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество. Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, также внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральным законом № 97-ФЗ введена статья 19.28 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением. Лицам, замещающим государственные и муниципальные должности следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

ПФО. 5 марта 2013 года в Нижнем Новгороде в режиме видеоконференции состоялось очередное заседание Координационного совета Приволжского федерального округа по государственной кадровой политике под председательством заместителя полномочного представителя округа. В работе заседания принимали участие представители Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Заместитель начальника Управления отметил положительные моменты в развитии государственной службы в субъектах Федерации округа.

Членами Координационного совета обсуждались итоги реформирования и развития государственной службы РФ в регионах округа в 2012 году, а также основные задачи в этом направлении в текущем году. С учетом рекомендаций Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров были обозначены приоритетные задачи, стоящие перед региональными органами государственной власти в 2013 году в реализации мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

На совещании рассмотрены итоги реализации экспериментов по апробации и внедрению в государственном органе Республики Марий Эл системы адаптации государственных служащих; практику реализации программ государственных органов Чувашской Республики по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития служащих. Пензенская область поделилась опытом модернизации системы государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих.

Заместитель полномочного представителя в ПФО обратил внимание членов Координационного совета на проведение в текущем году нового цикла проверок регионов округа по реализации законодательства о государственной гражданской службе. В целях повышения эффективности работы по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе региональным органам власти рекомендовано активизировать деятельность подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, совершенствовать работу по определению перечня должностей, представляющих сведения о доходах.

СКФО. На пятой конференции Общественного совета СКФО «Проблемы взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти СКФО в области противодействия коррупции" полпред округа призвал вырабатывать "иммунитет к коррупции". Самой коррумпированной сферой на Северном Кавказе полпред назвал земельные вопросы. По его данным, "80 процентов совершаемых коррупционных противоправных действий вращаются вокруг земли". Поэтому все земельные споры он предложил направлять специальной экспертной группе, выполняющей функции арбитража. При этом полпред посоветовал обществу "выработать иммунитет к коррупции", однако подобного лекарства окружным чиновникам он предлагать не стал.

 

ПФО. По инициативе заместителя генерального прокурора РФ Сергея Зайцева в Казани прошел семинар прокуроров субъектов Приволжского федерального округа. Участники семинара обсудили вопросы прокурорского надзора в том числе и за исполнением антикоррупционных законов.

С докладом по вопросу организации координационно-надзорной деятельности прокуратуры города (района) по пресечению экономических основ организованной преступности и коррупции выступил прокурор г. Казани. Он подчеркнул, что стратегия борьбы с криминализацией должна охватывать в неразрывной взаимосвязи теневую экономику как материальную основу, организованную преступность как форму ее организации и контроля и коррупцию как обслуживающую инфраструктуру, делающую возможной существование и того, и другого явления.

 



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru