Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету

Бюллетень МИКС 1/2013 - Зарубежный опыт
Индекс материала
Бюллетень МИКС 1/2013
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Зарубежный опыт

Эстония. В 2010 году в Эстонии было зарегистрировано 223 коррупционных преступления, из которых 36 – в местных самоуправлениях, 32 – в юридических лицах, таких как KIK (Центр инвестиций в окружающую среду) и т.п., 41 – в полиции, в суде и тюрьме, 61 – в министерствах (в т.ч. в силах обороны), в уездных управах и прочих госучреждениях.

 

Испания. Резонансные коррупционные процессы продолжаются в Испании. Более трехсот испанских политиков участвуют в настоящее время в качестве обвиняемых в судебных процессах по рассмотрению случаев коррупции. Это касается политиков всех регионов страны, но преимущетсвенно – представителей политических слоёв средиземноморского побережья Испании, во главе с Балеарскими островами и Валенсией. За ними следуют Каталония и Галисия. Кроме того, в настоящее время открыты расследования по коррупционным делам, связанным с деятельностью финансовых институтов, таких как «Bankia» и «Caja de Ahorros del Mediterráneo» (CAM), в состав совета директоров которых входили представители политических структур.

Случаи коррупции затронули все слои административной структуры, а обвиняемыми по таким делам проходят как члены Правительства, так и региональные политики и многочисленные мэры городов.

Большинство случаев коррупции в Испании зафиксировано именно на местах, в муниципалитетах, которых в стране насчитывается более восьми тысяч. Свыше пятидесяти бывших мэров и тридцать действующих глав городов обвиняются судом в коррупции. Некоторые из них – это первые лица таких крупных городов, как Мурсия, Аликанте, Луго, Вальядолид и Сабадель. К ним нужно добавить несколько десятков советников, замешанных в коррупционных скандалах.

 

Испания. Заместитель мэра северного испанского города Льорет-де-Мар В. арестован во вторник утром по обвинению в причастности к отмыванию денег и связях с так называемой «русской мафией».

Сотрудники гражданской гвардии вместе с представителями антикоррупционной прокуратуры в минувшую пятницу арестовали четырех человек, в том числе одного из предполагаемых главарей «русской мафии» П. Аресты стали продолжением дела, открытого против П., который обвиняется в отмывании денег, фальсификации документов, а также в коррупционных связях с местными властями.

В понедельник П., которому было отказано в освобождении под залог, сообщил суду о том, что оплачивал две поездки в Россию бывшему мэру К. К. отрицает факт получения каких-либо подарков и денежных вознаграждений, однако признает, что П. оплатил его поездку в Россию для ознакомления с деятельностью его фирм и возможностью их работы в Льорет-де-Мар.

В. был муниципальным советником по городскому строительству в то время, когда К. был мэром Льорет-де-Мар. Заммэра В. арестован полицией во вторник у себя дома.

В ходе операции были также задержаны М - брат и, по мнению прокуратуры, ближайший помощник П. и бывший муниципальный архитектор города Льорет-де-Мар Х., которая, по мнению следствия, была связующим звеном между П. и городским советом. На данный момент по подозрению в связях с «русской мафией» задержаны уже 8 человек.

 

Донецкая область, Украина. Правоохранительными органами Донецкой области расследовано и направлено в суд 22 уголовных дела (74 эпизода) в отношении организованных преступных групп (109 фигурантов, из них 64 арестовано). Из общего числа ОПГ – 10 действовали в сфере экономики, в 5 – выявлены коррупционные связи.

В течение 2012 года был раскрыт ряд актуальных коррупционных преступлений. В суд направлено 175 уголовных дел с признаками коррупции в отношении 238 лиц. Из них: 50 правоохранителей (29 – милиции, 11 – СИЗО, 4 – МЧС, 5 – налоговой),13 контролеров, 3 адвоката, 7 государственных исполнителей , 9 работников местного самоуправления, 2 депутата, 1 работник суда, и другие.

Сумма убытков по оконченным коррупционным делам составила 9 млн. грн., из них в ходе расследования возмещено – 6 млн. грн., наложен арест на имущество обвиняемых на сумму более 8 млн. грн.

 

Тернопольская область, Украина. За прошедший год органами прокуратуры Тернопольской области направлено в суд 9 уголовных дел, возбужденных в отношении 11 лиц по фактам получения взяток, незаконного обогащения и злоупотребления служебным положением в сфере земельных отношений. Среди привлеченных за коррупционные преступления к уголовной ответственности – 3 руководящие работника районных государственных администраций, в том числе 2 заместителя председателей РГА, 7 должностных лиц местного самоуправления, 1 руководитель районного управления Госкомзема и 1 гражданин, который выступал посредником в вымогательстве и получении взятки.

Также в 2012 году правоохранительными органами приняты меры по противодействию административно наказуемых коррупции в сфере земельных отношений. Органами прокуратуры направлено в суд 7 протоколов об административных коррупционных правонарушениях в указанной сфере, по результатам рассмотрения которых к ответственности привлечено 5 сельских голов и 2 инспектора по земельным вопросам.

 

Израиль. 8 января израильская полиция арестовала начальника отдела закупок муниципалитета Бейт-Шемеша по подозрению в коррупции: чиновник просил взятку мебелью. Указанный чиновник одновременно также выполняет обязанности старосты в одной из синагог города. У полиции есть основание полагать, что должностное лицо, попросил одного из предпринимателей Бейт-Шемеша «подарить» синагоге несколько десятков стульев и столов. Взамен чиновник намеревался фальсифицировать результаты тендера, объявленного муниципалитетом на предоставление городу услуг с тем, чтобы победителем вышел этот предприниматель. Мировой суд Иерусалима рассмотрит просьбу полиции о продлении срока содержания подозреваемого под стражей.

 

Латвия. Латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) представило план своего развития на ближайшие два года. Особенно важной его сотрудники считают задачу ограничения использования административного ресурса на муниципальных выборах. Вообще, приоритеты Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией в среднесрочной перспективе не новы. В первую очередь, это предотвращение и борьба с коррупцией и контроль финансирования политических партий. Также важным вопросом является техническое обеспечение самого Бюро, наличие помещений и необходимой аппаратуры. В преддверии старта избирательной кампании глава антикоррупционного бюро обещает также свести к минимуму возможность использования административного ресурса на муниципальных выборах.

В целом депутаты парламента оценивают стратегию развития бюро положительно. Председатель подкомиссии Сейма по борьбе с коррупцией Алексей, сам возглавлявший Бюро в 2004-2008 годах, также отметил, что теперь у учреждения будет больше времени для реальной деятельности. Некоторые эксперты, тем не менее, считают, что приоритеты в стратегии развития БПБК расставлены не достаточно четко. Кроме того, по их мнению, для лучшей работы Бюро необходимо более тесная его координация с другими структурами, такими как прокуратура и суд. С другой стороны, эксперты и депутаты отмечают, что сейчас работа бюро поставлена лучше, чем при предыдущем руководителе. В то время Сейм не вникал в нюансы деятельности БПБК, а лишь выслушивал прения между начальником Бюро и его замами.

 

Азербайджан. Управления прокуратуры Азербайджана по борьбе с коррупцией сообщило, что по результатам 2012 года на «горячую линию» поступило 5143 звонка, по 34 из них были возбуждены уголовные дела и по 17 делам материалы направлены в суды. Оперативные подразделения прокуратуры рассмотрели 369 обращений,  29 лиц задержаны в момент преступления и проведено расследование, по 23 делам материалы направлены в суды.

Всего в 2012 году следственным отделом Управления по борьбе с коррупцией были завершены 170 уголовных дел в отношении 298 граждан и направлены в суды. В том числе , 52 человека обвинялись в получении взятки, 51 – в превышении служебных полномочий, 75 человек – в злоупотреблении положением и мошенничестве.

В 2012 году больше всего фактов коррупции в Азербайджане было допущено в  образовательной сфере: в общей сложности 19 уголовных дел из всех завершенных следственным отделом управления. Из других уголовных дел 10 было связано с должностными лицами муниципалитетов, 8 – со сферой сельского хозяйства, 7 – с социальной сферой, по 6 – с деятельностью в экономической сфере и руководящими работниками местных исполнительных органов соответственно, 5 – со сферами туризма и культуры, 4 – со сферой здравоохранения.

 

Луганск, Украина. Луганский областной центр политических и социологических исследований «Политсоциум» осуществил мониторинг реализации антикоррупционной политики органами местного самоуправления Луганской области. Исследователи выяснили, как противодействуют коррупции органы местного самоуправления области в соответствии с действующим законодательством. Базовыми объектами исследования были органы местного самоуправления четырех городов: Антрацит, Кировск, Ровеньки, Стаханов. Финансовую поддержку проекта осуществлял Международный фонд «Возрождение».

При реализации мониторинга был проведен анализ: организационных мероприятий органов местного самоуправления, направленных на предотвращение и противодействие коррупции; обращений в органы местного самоуправления по фактам коррупции; организации антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления; освещения проблем коррупции в местных СМИ; участия общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции.

Мониторинг подтвердил существование коррупционных явлений для жителей в громадах области, в том числе по схемам: «ЖЭК – владелец квартиры», «врач - пациент», «школа - родители», «детский сад - родители». Так, более 60% обращений от жителей в органы местного самоуправления связаны с содержанием жилого фонда и придомовой территории. Большинство жителей добросовестно оплачивают жилищные услуги, но их реально не получают, при этом расходы ЖЭков – «закрытая тема» для населения. По оценке рабочей группы проекта, за год благотворительные взносы родителей в фонд школ города с население 70-90 тыс.человек, достигают от 1,4 млн. грн. до 2 млн. грн. Публичные отчеты об использовании таких средств не осуществляются. «Благодарность» больных врачам при лечении в стационарном отделении больницы – от 200 грн..

Кроме того, при проведении мониторинга была очевидна устойчивая тенденция для большинства органов местного самоуправления предоставления минимальной публичной информации о своей деятельности и принимаемых решениях. Это, явно не способствует противодействию коррупции в громадах.

Общественность в территориальных громадах реально не оказывает противодействие коррупции. Так, общественные советы при органах местного самоуправления по своим функциям должны бороться с коррупцией, но примеров обсуждения ими проблем противодействия коррупции или антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов местной власти - нет.

Так же местные власти не любит, образно выражаясь «выносить коррупционный сор из дома». Так, в Луганской области 14 городов областного подчинения и на 100% официальных сайтов органов местного самоуправления этих городов отсутствует раздел по противодействию коррупции.

В рамках проекта, на семинарах - тренингах было проведено обучение 130 должностных лиц органов местного самоуправления городов проекта по проблемам предотвращения и противодействия коррупции для повышения их профессионального уровня.

Партнерами «Политсоциума» при проведении обучения были: Управление государственной службы Главгосслужбы Украины в Луганской области, Луганская областная государственная администрация (сектор по вопросам предупреждения и выявления коррупции).

По результатам мониторинга подготовлены рекомендации органам местного самоуправления для повышения эффективности их деятельности по предотвращению и противодействию коррупции. Предварительно эти рекомендации были обсуждены с общественностью в городах проекта на заседаниях круглых столов. Участники круглых столов указали на такую тенденцию: недофинансирование местных бюджетов способствует развитию коррупции. В 2013 году недофинансирование от минимальных потребностей образования в громадах Луганской области составит (в среднем) 20%, а недофинансирование от минимальных потребностей здравоохранения составит (в среднем) 45-50%. Также в громадах почти нет денег на ремонт крыш в многоквартирных домах и другие работы по поддержанию этих домов в исправном эксплуатационном состоянии. Это означает, что жители буду по-прежнему плательщиками «коррупционного налога».

Органы местного самоуправления четырех городов проекта проинформировали «Политсоциум», что направленные им рекомендации будут реализовываться через их включение в планы органов местного самоуправления по противодействию коррупции.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru