Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету

Бюллетень МИКС 11/2012 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС 11/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Антикоррупционные инициативы  федерального уровня

 

Госдума РФ. Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет законов о контроле за расходами чиновников. Новыми законами вводятся нормы об уголовной ответственности за уклонение от уплаты штрафа для чиновников, которые не могут объяснить законность происхождения своего имущества. Документы вступают в силу с 1 января 2013 года.

Служащие отныне будут обязаны предоставлять сведения о своих расходах, расходах своих супругов и несовершеннолетних детей. Сведения нужно будет предоставлять по каждой сделке, если ее сумма превышает общий доход семьи за три последних года.

Под действие законов подпадет огромное количество граждан, которые проходят службу на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

МВД РФ. В подмосковном Домодедово завершен Всероссийский семинар-совещание руководителей подразделений экономического блока территориальных органов МВД России и транспортной полиции, проходивший под председательством начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России  на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

В мероприятии приняли участие представители Следственного комитета России, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, ВНИИ МВД России, Академии управления МВД России, Нижегородской академии МВД России, Московского университета МВД России.

Участники совещания особое внимание уделили противодействию коррупционным проявлениям в области проведения процедур приватизации объектов федеральной собственности, заключения госконтрактов в сферах земельных отношений, медицины, строительства и образования.

Обсудили вопросы, затрагивающие такие направления деятельности подразделений экономического блока, как защита бюджетных средств, декриминализация финансово-кредитной сферы, пресечение нарушений антимонопольного законодательства, борьба с организованными группами и преступными сообществами, в том числе осуществляющими незаконную деятельность, связанную с организацией игорного бизнеса, рейдерством, выводом капитала за рубеж.

Одна из главных тем обсуждения на мероприятии была посвящена предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Начальник ГУЭБиПК МВД России отметил, что такие преступления носят ярко выраженную социальную окраску, так как любые убытки, в том числе содержание непрофильных активов, хищение имущества и денежных средств, списываются на затраты компаний и увеличивают размер тарифов на коммунальные услуги

Подводя итоги совещания генерал-майор полиции отметил, что необходимо наращивать усилия по противодействию проявлениям коррупции со стороны руководителей федеральных органов государственной власти либо органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления крупных муниципальных образований.

В качестве одного из приоритетных направлений повышения эффективности борьбы с экономическими преступлениями, он указал на активизацию взаимодействия с научными и образовательными учреждениями, что позволит не только обеспечить приток квалифицированных специалистов, но и повысить качество и актуальность методических наработок.

 

ГосДума РФ. Госдума во вторник, 13 ноября, одобрила поправки в различные Кодексы, в связи с принятием закона о контроле за расходами чиновников.

Поправки будут внесены в Гражданский кодекс, закон о налоговых органах, банках и банковской деятельности, в закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы. Госслужащие будут обязаны по требованию руководителя предоставлять сведения о своих расходах. В случае, если госслужащие не будут предоставлять сведения, демонстрировавшие то, что имущество приобретено законным путем, имущество будет конфисковано.

Поправки также устанавливают в Федеральном законе правило, «согласно которому в случае проведения проверки в соответствии с законодательством о противодействии коррупции Федеральная служба по финансовому мониторингу обязана предоставлять имеющуюся у нее информацию о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», - сообщается в пояснительной записке.

Саратовская область. Прокуратурой области с выездом в Питерский район организовано проведение проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции. Граждане, имеющие конкретную информацию о коррупционных правонарушениях, могут обратиться в прокуратуру района к сотруднику прокуратуры области в период с 11 до 16 часов 21 ноября 2012 года.

 

ГосДума РФ. 22 ноября 2012 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялся круглый стол «Совершенствование законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества: пути снижения уровня злоупотреблений и коррупции». В мероприятии приняли участие представители девяти СРО оценщиков, Национального совета по оценочной деятельности, члены Комитета Государственной Думы по противодействию коррупции, представители Счетной Палаты, Следственного Комитета, Генеральной Прокуратуры России и других правоохранительных органов.

Одним из центральных вопросов мероприятия стало обсуждение распространенной ситуации, когда «некачественные» отчет об оценке и экспертное заключение СРОО используются как один из инструментов реализации коррупционных схем.

Первому от оценочного сообщества дали слово Президенту НП «СРОО «Экспертный совет». Были обозначены основные векторы трансформации Законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности для устранения существующих коррупционных составляющих.

1. Заказчик экспертизы отчета об оценке должен иметь возможность обратиться за экспертизой в любое СРОО – это будет способствовать как повышению качества услуг по экспертизе, так и снижению ее стоимости. В настоящее время Экспертиза отчетов об оценке может проводиться только в той СРОО, членом которой является оценщик, подписавший отчет об оценке. В подобной ситуации не приходится говорить о реально независимой экспертизе, кроме того, цена услуг по экспертизе формируется вне конкурентных рыночных механизмов (грубое нарушение ФЗ №94).

2. Должен существовать всего один вид экспертизы «экспертиза на соответствие требованиям законодательства», в ходе которого, прежде всего, выявляются нарушения, приводящие (способные привести) к существенному искажению стоимости. Существующая множественность экспертиз является одним из основных коррупциогенных факторов Законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Существуют примеры, когда на один и тот же отчет выдается как положительная, так и отрицательная экспертизы. Отдельные СРОО в ходе проведения нормативно-методической экспертизы не проверяют отчет на предмет нарушений, приводящих (способных привести) к существенному искажению стоимости.

3. Следует отменить единый квалификационный экзамен (далее – Экзамен) НСОД для экспертов СРОО по следующим основным причинам:

закрепленная в законодательстве форма и содержание Экзамена приведут к дальнейшей деградации экспертной деятельности. Например, коллеги, специализирующиеся на оценке и экспертизе отчетов об оценке нематериальных активов вынуждены выучить порядка 400 вопросов-ответов по законодательству, имеющих весьма косвенное отношение к предмету их деятельности, а также вопросы по кадастровой оценке, машинам и оборудование, изъятию земельных участков под Олимпийскими объектами в Сочи (поскольку такую методику разработал НСОД) и др. Коллеги, создавшие профессию в своем направлении деятельности справедливо указывают, что не считают возможным сдавать данный "экзамен". Вместе с тем, данный экзамен сдадут вчерашние студенты, которым "без разница, какие 1000 вопросов выучить за одну ночь";

Национальный совет по оценочной деятельности оказался неспособным организовать проведение экзамена;

отдельные деструктивные силы пытаются использовать экзамен как инструмент передела рынка.

Коррупционные факторы, отмеченные в п. 1-3 были внесены в Закон об оценочной деятельности в конце 2010 года, Федеральным законом № 431-ФЗ от 28.12.2010 г. (принятию данного закона не помешало наличие отрицательного заключения по результатам проверки на предмет наличия коррупциогенных факторов). За два прошедших года как оценочное сообщество, так и Законодатель смогли убедиться в их вредности.

4. При проведении оценки для целей приватизации крупных объектов (в том числе, градообразующие предприятия) следует законодательно закрепить обязательность проведения экспертизы. Отметим, что экспертиза всех без исключения отчетов по приватизации не оправдана, поскольку способна привести к необоснованному увеличению затратной составляющей.

5. Одной из главных причин низкого качества услуг является депмпинг. Деятельность по оценке, в том числе, и по определению кадастровой стоимости, должна быть приравнена к НИР. Это позволит перейти от аукционной к конкурсной схемам, а также увеличить вес критерия «качество» с существующих 20% до 45%.

 

УрФО. Управлением Генпрокуратуры в УрФО, прокурорами территорий и правоохранительными службами в соответствии с приказом генерального прокурора России реализуется эксперимент. Смысл которого заключается в усилении координирующей роли управления, особом перераспределении ведомственных полномочий, усилении значения окружных структур, а также в определении системы приоритетов и наиболее важных направлений работы.

В феврале управлением Генпрокуратуры по УрФО был сформирован план антикоррупционных мероприятий. Документом были предусмотрены совместные с правоохранительными и контролирующими органами конкретные практические меры по выявлению и пресечению коррупционных фактов, в том числе наиболее опасных преступлений данной категории. В частности, тех, что совершены в составе организованных преступных групп и сообществ.

20 марта 2012 года проведено межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов с участием заместителя полпреда в федеральном округе, прокуроров и начальников окружных подразделений силовых структур. На нем выработан комплекс дополнительных мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2012 год и определены органы, ответственные за их исполнение.

Управлением Генпрокуратуры проведены проверки в Тюменской, Курганской и Челябинской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе. В ходе надзорных мероприятий вскрыты серьезные нарушения антикоррупционного законодательства, по результатам внесены соответствующие акты реагирования. Ряд материалов направлен в следственные органы в порядке статьи 37 УПК РФ.

Всего же в текущем году прокурорами субъектов УрФО выявлено 6,2 тысячи нарушений антикоррупционного законодательства, это на 18% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Результативность надзора повысилась практически на всех территориях, входящих в округ. Возросло количество выявленных нарушений в Челябинской области. Там показатели прокурорской работы возросли более чем на 65%. В Свердловской и Курганской областях число вскрытых коррупционных фактов увеличилось на 28% и на 18,3% соответственно. В Ямало-Ненецком автономном округе рост вскрытых прокурорами нарушений антикоррупционного законодательства составил 10,4%.

В результате активизации надзорной деятельности повысилась и результативность актов прокурорского реагирования.

В 2012 году число протестов, принесенных по фактам нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, возросло на 23% и составило 1043. В суды направлено 153 заявления, что на 84,3% больше того же показателя 2011 года. По прокурорским материалам, направленным в следственные органы в порядке статьи 37 УПК РФ, возбуждено 59 уголовных дел, что на 43,9% больше, чем в прошлом году.

Значительный рост показателей достигнут в работе по привлечению должностных лиц к административной ответственности за правонарушения в сфере  государственной и муниципальной службы. Так, в Курганской области их число возросло в девять с половиной раз, в Ямало-Ненецком автономном округе – в девять раз, в Свердловской области – практически в пять раз. В Челябинской области возбуждено 12 дел, для сравнения – в прошлом году такие дела не возбуждались вовсе.

Уголовно наказуемые факты коррупции также легли в статистику. В 2012 году в УрФО на 5,6% возросло общее число выявленных фактов взяточничества, являющихся наиболее опасными коррупционными преступлениями.

Так, в 2012 году в УрФО выявлено 914 фактов получения взяток и 748 злоупотреблений должностными полномочиями. Даже на фоне других федеральных округов эти показатели, прямо скажем, достаточно высокие. Хотя дело, конечно, не только в статистике. Важное значение имеет  характер уголовных дел и ранг лиц, привлекаемых к ответственности. Здесь тоже есть, о чем сказать. С начала года в Уральском округе осуждено восемь глав муниципальных образований, 34 руководителя подразделений органов исполнительной власти и местного самоуправления, 57 руководящих сотрудников правоохранительных органов.

 

Администрация Президента РФ. Визит в Вену главы администрации президента помимо сугубо политической части носил и прикладной характер. Глава администрации президента обменялся опытом в борьбе с коррупцией в рамках первой ассамблеи участников Международной антикоррупционной академии.

В последнее время борьба с коррупцией все больше становится делом межгосударственным. Еще в 2003 году была принята конвенция ООН по борьбе с коррупцией. Регулярно проводятся международные форумы по обмену национальными практиками противодействия этому явлению, последний из которых состоялся полтора месяца назад в Бразилии. И выводы, к которым приходят международные эксперты, далеко не в пользу России. С одной стороны, тому есть объективные причины. Высокие темпы развития экономики ведут к таким "издержкам", как коррупция. С другой - государство не всегда принимает все необходимые меры, чтобы предотвратить это явление. Так, знаменитая 20-я статья конвенции ООН, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное обогащение государственных служащих, до сих пор не ратифицирована Россией. А буквально в канун визита эксперты секретариата Управления ООН по наркотикам и преступности обнаружили, что российское законодательство не полностью соответствует конвенции ООН в части приготовления к получению взятки, торговли инсайдом, коммерческого подкупа.
Практика борьбы с коррупцией нуждается и в научной основе, а также обучении "правилам боя" с этим явлением. Для этих целей в марте прошлого года по инициативе Управления ООН по наркотикам и преступности, а также Европейского бюро по борьбе с мошенничеством в Австрии и была создана Международная антикоррупционная академия. Учредителями стала 51 страна, включая Россию, которая взяла на себя обязательства ежегодно перечислять в бюджет этой организации 200 тыс. долларов. Основной целью академии является обеспечение антикоррупционного образования и проведения соответствующих исследований. Правда, на летних курсах, организованных при академии, из России изъявили желание поучиться только два человека.
Проведение первой ассамблеи участников Международной антикоррупционной академии готовили почти год. Порадовавшись тому, что в ассамблее приняли участие 31 страна-участница, 17 стран-подписантов и 35 стран, еще никак не оформивших свое отношение к академии, председательствующий отметил важность общих усилий в борьбе с коррупцией. Представитель Болгарии рассказала о трудностях перехода от социалистического строительства к капиталистическому и своих открытиях, что демократия не гарантирует отсутствия коррупции. Поэтому она предложила создавать виртуальную сеть университетов, обучающих борьбе с этим явлением, а также научных центров, исследующих эту проблему.
Представитель Малайзии рассказал, как борются с коррупцией в его стране, у которой, как и у России, тоже есть своя программа-2020, ставящая целью превратить Малайзию в страну с высокими доходами к этому сроку. В числе мер - защита тех, кто сообщает о преступлениях коррупционного характера, изменения системы госзакупок, а также список лиц, когда-либо обвиненных в коррупции. В качестве "страшной кары" коррупционерам грозит не только всеобщее малайзийское осуждение, но и отсутствие возможности въехать в США, которые, кстати, пока не изъявили желания стать членом ассамблеи.
Глава администрации президента РФ отметил, что коррупция не имеет границ, наносит ущерб экономике, дестабилизирует политическую ситуацию. Он  конкретизировал, что в России "коррупция является угрозой национальной безопасности", а эффективная борьба с коррупцией является "залогом успешного развития нашей страны". По его мнению, нужны "скоординированные меры, ставящие коррупцию вне закона и вне морали". В качестве таких мер он видит "очищение власти от коррупционеров, действенный гражданский контроль", прозрачность деятельности государства, в том числе в вопросах госзакупок, и осуществление антикоррупционной экспертизы законодательства.
Глава кремлевской администрации подробно остановился на тех мерах, которые в последнее время предпринимают власти страны. "Мы последовательно выстраиваем систему, в том числе учитывающую и международные требования". Он рассказал и об антикоррупционной стратегии и плане, и о введении кратных штрафов за дачу взяток, и о праве партий, общественных организаций и СМИ инициировать антикоррупционные проверки, и о контроле над расходами чиновников, несоответствие которых доходам может привести к конфискации. Коснулся он и, по его выражению, "институциональных основ борьбы с коррупцией" - деятельности соответствующего совета при президенте, который, кстати, делегировал на 6 лет своего советника в антикоррупционную академию.
Но не одними законами, по мнению главы администрации Президента РФ, надо бороться с коррупцией. Требования к "нравственному облику чиновников", 30 тыс. которых прошли "антикоррупционное" обучение в России, нетерпимость к коррупции в обществе, гражданский и бизнес-контроль, в том числе и на муниципальном уровне, а также социологические исследования уровня коррупции в различных регионах - все это поможет России в борьбе с этим явлением.

 

МВД РФ. Состоялось очередное заседание Комиссии Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации по духовно-нравственному, патриотическому и правовому воспитанию. Оно было посвящено теме формирования отрицательного отношения к коррупции среди сотрудников органов внутренних дел.

Как отметил в своем выступлении председатель Комиссии, борьба с коррупцией на протяжении ряда последних лет остается одним из приоритетных направлений деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Это нашло свое отражение в директивах МВД России, решениях Коллегии Министерства.

Так, например, принят пакет ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел в указанной сфере. Определен перечень должностей, при назначении на которые сотрудники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения о своих родственниках. Обеспечено проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Завершается работа по принятию административных регламентов, регулирующих исполнение государственных функций, реализация которых возложена на МВД России. Принимаются меры по повышению эффективности контроля за исполнением сотрудниками своих функциональных обязанностей, в том числе с использованием технических средств. Совершенствуется работа с обращениями граждан и организаций в адрес МВД России, содержащими сведения о противоправных действиях сотрудников полиции.

Однако только путем ужесточения контрольных и репрессивных действий проблему коррупции решить невозможно, отметили члены Комиссии. С ней необходимо бороться комплексно, с участием всех заинтересованных сторон, в том числе, институтов гражданского общества. Постоянным должно стать освещение принимаемых мер в средствах массовой информации. Представители общественности должны играть более значимую роль в воспитательной работе с личным составом подразделений органов внутренних дел. Повышенное внимание следует уделить жалобам и обращениям граждан о фактах коррупции, поступающим в приемные общественных советов. Кроме того, необходим постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, в том числе о состоянии коррупции.

Члены Общественного совета при МВД России предложили своим коллегам в регионах создать комиссии, рабочие группы по противодействию коррупции, включив в их состав представителей заинтересованных подразделений органов внутренних дел, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и организаций. Также, по их мнению, на местах следует обсудить дальнейшие совместные меры по противодействию коррупции.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru