Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету

Бюллетень МИКС 9/2012 - Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Индекс материала
Бюллетень МИКС 9/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Общественные,  партийные  и частные антикоррупционные инициативы

Архангельская область. Инициативная группа опубликовала заявление о создании гражданской палаты  Архангельской области.  В нем, в частности говорится: В последние годы в Архангельской области сложилась ситуация, при которой власть не реагирует на запросы, идущие от общества. Фактически, чиновники перестали слушать и слышать тех, кто платит им зарплату – налогоплательщиков Архангельской области…Ощущая стремление общества к обновлению жизни, мы заявляем о создании Гражданской палаты Архангельской области… Гражданская палата Архангельской области намерена:… создать инструменты эффективного общественного контроля за деятельностью региональных и муниципальных органов власти и тд.

 

Санкт-Петербург. В Петербурге появился Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». Среди направлений работы центра -  рассмотрение обращений предпринимателей по конкретным случаям рейдерства и коррупции на основе общественной оценки, оказание содействия предпринимателям в обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Кроме того - мониторинг ситуации с коррупционным и рейдерским давлением в бизнес-среде, анализ ситуации посредством данных социологических опросов, специальных Интернет-ресурсов, работы с экспертными центрами; создание инфоресурсов и широкое публичное освещение проблематики, предание гласности фактов коррупционного давления на бизнес и рейдерских атак; законодательное направление, в частности - разработка предложений по совершенствованию законов РФ с учётом мнения предпринимателей, направленных на противодействие коррупции, снижение административных барьеров и улучшение инвестклимата.

 

Москва. Доклад «Коррупция и права человека в современной России» подготовили Центр развития демократии и прав человека, фонд ИНДЕМ, Институт прав человека и Transparency International — Россия. Исследование влияния коррупции на права и свободы граждан, как рассказал вчера один из авторов доклада, началось в 2008 году. Его участники нашли «социальные закономерности связи коррупции с нарушениями прав и свобод граждан».

Во-первых, при принятии решений чиновники часто руководствуются не нормами законов, а «краткосрочными интересами органов власти или вышестоящих чиновников». И это, по мнению правозащитников, само по себе нарушает права граждан, равенство которых гарантировано Конституцией РФ. Нежелание чиновников применять нормы права, отмечают авторы доклада, также приводит к тому, что граждане вынуждены защищать свои права при помощи коррупции. Например, в докладе указывается, что в Дагестане, для того чтобы получить материнский капитал, полагающийся семьям по закону, получатели вынуждены отдавать чиновникам половину суммы.

Влияет на коррупциогенность «нарушение общепринятых норм морали» в Чечне, говорится в докладе — «за деньги посредники предлагали помочь в подготовке пакета документов и последующем получении компенсаций за разрушенное жилье, даже в тех случаях, когда они этим гражданам не полагались, и в итоге эти выплаты получали те, кому они не полагались».

Также коррупция процветает на основе «развитого в российском социуме социального эгоизма» — когда чиновник использует власть в своих корыстных целях, игнорирует нужды социума. В докладе приводится пример того, как сельская администрация в Чувашии приобрела негодный для проживания дом, который надо было выделить сироте, за цену, превышающую стоимость в восемь раз. Российская бюрократия, говорится в документе, отличается «рентоориентированным поведением». «Традиции и обычаи патримониального управления поддерживают отношение чиновников разных уровней к гражданам как к средствам реализации их должностных привилегий и получения неформальных доходов,— говорится в документе.— Поэтому практически никогда чиновники не считают граждан равными им в правах и свободах». Наконец, свою лепту в рост коррупции, считают авторы доклада, вносит и коммерциализация нерыночных взаимоотношений и ценностей — образования, здравоохранения, армии.

Противостоять росту коррупции, по мнению авторов, могут постоянное участие граждан и организаций гражданского общества в законодательном процессе; проверка норм права на коррупциогенность, на соответствие правам и свободам граждан, на соответствие законодательству реального функционирования государственных и муниципальных служащих. При этом, говорится в докладе, чиновников надо лишить привилегий, нарушающих права и свободы других людей, а также возможности получать ренту от должностного положения.

Один из авторов документа, директор Института прав человека предложил «открыть доступ к информации учреждений», чтобы общество могло контролировать проявления коррупции. А лучше всего, по его мнению, создать специальную антикоррупционную структуру, которая проводила бы экспертизу на коррупциогенность решений министерств и ведомств и одновременно отслеживала бы их влияние на права и свободы граждан. «Мы хотим вызвать дискуссию в обществе, оно должно осознать, что надо перестраивать наш социальный порядок и переходить на принципы приоритетности прав и свобод граждан»,— отметил один из авторов.

Челябинск. В ГУ МВД по Уральскому федеральному округу подвели итоги социальной акции «Сообщи о коррупционере». Партнером проекта выступал сайт 74.ru, и акция оказалась настолько успешной, что было принято решение сделать ее постоянной.

Стартовавший в марте 2012 года проект предполагал, что жители УрФО будут сообщать об известных им случаях коррупции среди чиновников всех уровней на специально созданный ресурс. Противоправная деятельность, связанная с выделением земельных участков, отчуждением муниципального имущества в интересах родственников, завуалированное участия в бизнесе и другие злоупотребления – все это становилось объектом пристального внимания полицейских. Работа правоохранительных органов «в смычке» с населением всегда приносила плоды. Один из самых ярких примеров – уголовное дело в отношении заместителя главы города Магнитогорска и председателя городского комитета по управлению муниципальным имуществом, задержанных по подозрению в получении взятки в сентябре 2009 года. Они признаны судом виновными и отбывают наказание в колонии строгого режима.

«За первые полгода, с марта по сентябрь, нами получено больше 700 сообщений от граждан, – рассказала старший инспектор пресс-службы ГУ МВД по УрФО. – По некоторым уже возбуждены уголовные дела, по другим проводится проверка».

Окружная полиция занимается преступлениями, совершенными чиновниками высокого уровня. Информация о «мелкой сошке» передается в областные и городские управления полиции. Уже сейчас по Челябинской области ведется по сообщениям граждан около двух десятков оперативных разработок в отношении высокопоставленных лиц, подозреваемых в коррупции.

«В процесс противодействия коррупции необходимо вовлекать широкие слои населения, – говорит заместитель начальника полиции ГУ МВД России по УрФО. – Большинство людей в силу разных причин не обращаются к нам с заявлениями о готовящихся преступлениях. А если сообщают, то только в случае, когда злодеяние уже свершилось, постфактум. Поддержка будет активнее, если жители округа увидят в нас реальную опору и будут нам доверять».

 

Высшая школа экономики. Исследователи из Высшей школы экономики предложили изменить порядок декларирования расходов чиновников. Они считают, что действующая система неэффективна и принципиально не улучшится даже после принятия закона о контроле за расходами госслужащих. Специалисты разработали комплекс мер, которые помогут исправить сложившуюся ситуацию.

Авторы программы назвали основные недостатки существующей системы декларирования:

неудачная форма предоставления сведений, которая не позволяет получить информацию об источнике доходов чиновника и стоимости их имущества;

отсутствие механизма регулярной проверки этих данных — это делается только выборочно;

система не направлена на поиск индикаторов коррупции — данных, указывающих на возможное нарушение (например, несоответствие расходов официальным доходам, приобретение имущества по цене, значительно ниже рыночной, и т.п.).

Ученые считают, что необходимо пересмотреть базовые процедуры предоставления, публикации и проверки деклараций. Они рассказали, что надо сделать в первую очередь.

Предлагается прежде всего отказаться от отдельной процедуры декларирования расходов — эту функцию способно обеспечить последовательное декларирование имущества. Но декларировать следует не имущество на отчетную дату, а сделки с ним за отчетный период, это позволит избежать пробелов в отчетах. Также чиновники должны указывать конкретный источник происхождения средств, а не способ, как это делается сейчас. Они должны отчитываться и за наличные деньги, и за драгоценности, и за другие предметы роскоши — в противном случае они смогут оправдать за счет таких активов любое приобретение.

Декларации должны подавать также совершеннолетние дети госслужащих — либо их родители должны объяснить, почему этого не сделано.

Проверка деклараций должна быть не выборочной, как сейчас, а обязательной. Сведения должны проверяться на предмет наличия индикаторов коррупции. Проверкой должны заниматься органы, имеющие опыт финансовых расследований, — Счетная палата, Генпрокуратура, а результаты должны быть доступны максимально широкому кругу общественности.

Кроме того, исследователи считают, что можно сократить число декларантов.  Авторы убеждены, что целесообразнее было бы сосредоточиться на чиновниках, представляющих высший уровень власти, это примерно 5-7% должностей. Именно эта категория госслужащих наиболее подвержена коррупционным рискам.

Доклад о развитии системы антикоррупционного декларирования обсуждался на заседании в Высшей школе экономики. Во встрече приняли участие представители Управления Президента РФ, Государственной думы, Счетной палаты, Федеральной налоговой службы.

Законопроект, обязывающий чиновников раскрывать сведения о своих расходах, превышающих сумму задекларированных доходов, был внесен на рассмотрение в Госдуму в начале 2012 года. Документ предусматривает внесение поправок в федеральные законы «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации». Действие законопроекта распространяется на государственных и муниципальных служащих, а также военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, полиции, прокуратуры, таможенных органов, сотрудников следственного комитета, депутатов Государственной думы, членов Совета Федерации и депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru