Бюллетень МИКС 9/2012 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС 9/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Антикоррупционные инициативы  федерального уровня

 

Генеральная прокуратура. В соответствии с рекомендациями ГРЕКО (Группы государств против коррупции) по распоряжению Генерального прокурора РФ начата работа по подготовке проектов изменений в Уголовный кодекс. В законопроекте предлагается расширить толкование понятия «взятка». Если сейчас в него включается только получение выгод денежного характера, то в будущем предлагается наказывать за любые представленные преимущества нематериального характера. ГРЕКО рекомендует считать взяткой также «нематериальные преимущества, рыночную стоимость которых невозможно установить — например, позитивные отзывы в прессе, повышение по службе или предоставление возможностей по работе, выдачу дипломов, оказание сексуальных услуг и т.д.».

 

Администрация Президента РФ. Руководитель Администрации Президента РФ провёл совещание с представителями общественных объединений, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции.

Среди таких партнёров на совещании были представители бизнес-сообщества, юридических структур, учебных заведений, научных учреждений, средств массовой информации. Государство наряду с Администрацией Президента представляли министры внутренних дел, юстиции, по связям с «Открытым правительством» .

Поскольку деятельность в любой сфере прежде всего определяется действующим законодательством, практически каждый из выступающих говорил о необходимости подвергать антикоррупционной экспертизе принимаемые правовые акты. Представители и большого, и малого бизнеса констатировали, что пока не будут сняты излишние административные барьеры (а это определяется законодательством), от тотальной коррупции не избавиться. «Работать без взятки сейчас сложнее, чем со взятками», – лаконично обрисовал положение один из представителей бизнеса.

Не менее важна правоприменительная практика. Пока есть лазейки в законодательстве, ими активно пользуются нечистые на руку люди. Прозвучал такой пример: чуть ли не половина рейдерских захватов происходят не без участия представителей правоохранительных структур и государственных регистрирующих органов. Естественно, за соответствующие откаты.

Деловое сообщество выразило готовность к такой борьбе. Например, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» сообщил о намерении её членов подписать антикоррупционную хартию. А уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» после совещания рассказал «Парламентской газете» об инициативе бизнес-сообщества внедрить так называемую красную кнопку: «Она позволит создать оперативную систему работы с обращениями предпринимателей по поводу нарушений в правоприменительной практике. То есть будет создан ситуационный центр, в который можно будет обратиться с любой жалобой. Её обработают, подвергнут экспертизе, в случае обоснованности будет определён исполнитель и приняты меры. Этими жалобами станут заниматься общественные советы при министерствах, федеральный и региональные омбудсмены». Такой механизм может быть запущен уже к концу этого года.

 

Воронеж. В Воронеже 21 сентября состоялось пленарное заседание Международного «круглого стола», посвящённое борьбе с коррупцией в публично-правовой сфере

В нём приняли участие директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, статс-секретарь – заместитель министра внутренних дел РФ, уполномоченный по правам человека в Воронежской области, депутаты Государственной Думы РФ и представители силовых ведомств. 
Эксперты в вопросах борьбы с коррупцией делились накопленным опытом, решали, как совершенствовать законодательство, внедрять новые организационные формы, направленные на разработку мер ответственности должностных лиц. И все – ради эффективного противодействия коррупции. 
Несмотря на формирование определенной законодательной базы в сфере противодействия коррупции, результат еще далек от идеального. Многочисленные поправки порой приносят обратный эффект. Между тем, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, коррупция разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах. Об этом заявила директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 
Именно этому Институту поручили обеспечить координацию работы по противодействию коррупции, что является признанием того, что системное воздействие без научного подхода невозможно. 
Площадкой для проведения «круглого стола» Воронеж был выбран не случайно. В 2911 году по поручению руководителя Администрации Президента были проведены исследования по реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и муниципальных органах. Картина получилась удручающая: есть субъекты Федерации, которые делают вид, что ничего не знают о новшествах в законодательных инициативах и, соответственно, ничего не делают в этом направлении. Но есть и новаторы, которые апробируют передовые методы, основанные на научных изысканиях, и уже смогли добиться существенных подвижек. В качестве примеров позитивной практики были названы Республика Татарстан, Ульяновская и Воронежская области. 
В рамках «круглого стола» обсуждались и вопросы, связанные с внедрением международных антикоррупционных стандартов в публично-правовой сфере, опыт в данной сфере на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, а также типичные ошибки. 
Сегодня сделаны предложения, которые могут повысить прозрачность принятия таких решений путем применения новых технологий, включающих правовой мониторинг, антикоррупционную экспертизу, оценку регулирующих воздействий на правовые акты, юридическое прогнозирование, - подчеркнула директор института. 
Один из инструментов борьбы с коррупцией стал институт омбудсменов - уполномоченных. Для России это относительно новое явление, хотя оно имеет почти двухсотлетнюю мировую историю. О том, как данная модель может включиться в систему противодействия коррупции, рассказала уполномоченный по правам человека в Воронежской области. По ее словам, это результат развития гражданского общества, где уполномоченные являются своеобразным связующим элементом между государством и гражданами, чьим защитником он, по сути, является. Кроме того, омбудсмены владеют информацией о работе государственных органов и служащих, а значит, как никто другой могут оценить коррупционную составляющую. 
Основные злоупотребления должностных лиц происходят не только на уровне госслужащих и чиновников. На бытовом уровне лидируют сотрудники ГИБДД, медработники, работники системы образования и так далее. Отсюда – постоянный рост службы омбудсменов: сегодня есть уполномоченные по правам человека, предпринимателей, малочисленных народов, по правам ребенка, женщин, инвалидов. В нашей стране, конечно, правозащитников мало не бывает, но этот вопрос требует урегулирования. 
Итогом заседания, как ожидается, станут предложения, которые будут учтены в новой концепции по противодействию коррупции.

 

МВД. Новая статья Уголовного кодекса 290 прим предлагает наказывать должностных лиц, включая иностранных, госслужащих и муниципальных чиновников за получение не только взятки, как статья 290, но и незаконного вознаграждения. Уведомление МВД о разработке этой статьи размещено на сайте министерства в разделе публичного обсуждения проектов нормативных актов.

Как говорится в уведомлении, ее разработка вызвана необходимостью адекватно наказывать тех должностных лиц, которые не имеют служебных полномочий для выполнения запросов взяткодателей. Поскольку формально они не подпадают под статью 290 о получении взятки, то их приходится привлекать по статье 159 (мошенничество) за то, что эти люди вымогали деньги, не имея формальных возможностей помочь взяткодателю. А поскольку мошенничество в отличие от взятки считается оконченным после того, как мошенник получил возможность пользоваться незаконно полученным имуществом, то при поимке таких «неполноценных» взяточников с поличным их приходится привлекать за неоконченное преступление. Это снижает срок наказания до 3/4 от максимального (10 лет по статье 159).

Кроме того, как отмечает эксперт договорно-правового департамента МВД, применение статьи о мошенничестве мешает наказывать таких чиновников кратными штрафами, которые недавно введены за взятки. Поэтому в отношении таких получателей вознаграждения планируется ввести то же наказание, что и для взяточников, — до 15 лет лишения свободы и штраф в 70-кратном размере от суммы взятки (самый тяжелый вид наказания по статье 290 за особо крупные взятки с отягчающими обстоятельствами для госслужащих), говорит еще один сотрудник МВД. По словам экспертов «чистых» мошенников — представителей несуществующих спецслужб и органов, предлагающих за деньги решить вопросы или назначить на должность, новая норма не касается.

Очень часто взяточник выступает лишь посредником, сам не имея полномочий совершить что-либо в интересах взяткодателя, говорит член президентского совета по правам человека . По его мнению, особенно часто такая практика распространена у чиновников высокого ранга и представителей силовых структур, поэтому детализация наказаний за взятку, которую предлагает МВД, действительно необходима.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru