Бюллетень МИКС 9/2012 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня |
Страница 7 из 12
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Генеральная прокуратура. В соответствии с рекомендациями ГРЕКО (Группы государств против коррупции) по распоряжению Генерального прокурора РФ начата работа по подготовке проектов изменений в Уголовный кодекс. В законопроекте предлагается расширить толкование понятия «взятка». Если сейчас в него включается только получение выгод денежного характера, то в будущем предлагается наказывать за любые представленные преимущества нематериального характера. ГРЕКО рекомендует считать взяткой также «нематериальные преимущества, рыночную стоимость которых невозможно установить — например, позитивные отзывы в прессе, повышение по службе или предоставление возможностей по работе, выдачу дипломов, оказание сексуальных услуг и т.д.».
Администрация Президента РФ. Руководитель Администрации Президента РФ провёл совещание с представителями общественных объединений, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции. Среди таких партнёров на совещании были представители бизнес-сообщества, юридических структур, учебных заведений, научных учреждений, средств массовой информации. Государство наряду с Администрацией Президента представляли министры внутренних дел, юстиции, по связям с «Открытым правительством» . Поскольку деятельность в любой сфере прежде всего определяется действующим законодательством, практически каждый из выступающих говорил о необходимости подвергать антикоррупционной экспертизе принимаемые правовые акты. Представители и большого, и малого бизнеса констатировали, что пока не будут сняты излишние административные барьеры (а это определяется законодательством), от тотальной коррупции не избавиться. «Работать без взятки сейчас сложнее, чем со взятками», – лаконично обрисовал положение один из представителей бизнеса. Не менее важна правоприменительная практика. Пока есть лазейки в законодательстве, ими активно пользуются нечистые на руку люди. Прозвучал такой пример: чуть ли не половина рейдерских захватов происходят не без участия представителей правоохранительных структур и государственных регистрирующих органов. Естественно, за соответствующие откаты. Деловое сообщество выразило готовность к такой борьбе. Например, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» сообщил о намерении её членов подписать антикоррупционную хартию. А уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» после совещания рассказал «Парламентской газете» об инициативе бизнес-сообщества внедрить так называемую красную кнопку: «Она позволит создать оперативную систему работы с обращениями предпринимателей по поводу нарушений в правоприменительной практике. То есть будет создан ситуационный центр, в который можно будет обратиться с любой жалобой. Её обработают, подвергнут экспертизе, в случае обоснованности будет определён исполнитель и приняты меры. Этими жалобами станут заниматься общественные советы при министерствах, федеральный и региональные омбудсмены». Такой механизм может быть запущен уже к концу этого года.
Воронеж. В Воронеже 21 сентября состоялось пленарное заседание Международного «круглого стола», посвящённое борьбе с коррупцией в публично-правовой сфере В нём приняли участие директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, статс-секретарь – заместитель министра внутренних дел РФ, уполномоченный по правам человека в Воронежской области, депутаты Государственной Думы РФ и представители силовых ведомств.
МВД. Новая статья Уголовного кодекса 290 прим предлагает наказывать должностных лиц, включая иностранных, госслужащих и муниципальных чиновников за получение не только взятки, как статья 290, но и незаконного вознаграждения. Уведомление МВД о разработке этой статьи размещено на сайте министерства в разделе публичного обсуждения проектов нормативных актов. Как говорится в уведомлении, ее разработка вызвана необходимостью адекватно наказывать тех должностных лиц, которые не имеют служебных полномочий для выполнения запросов взяткодателей. Поскольку формально они не подпадают под статью 290 о получении взятки, то их приходится привлекать по статье 159 (мошенничество) за то, что эти люди вымогали деньги, не имея формальных возможностей помочь взяткодателю. А поскольку мошенничество в отличие от взятки считается оконченным после того, как мошенник получил возможность пользоваться незаконно полученным имуществом, то при поимке таких «неполноценных» взяточников с поличным их приходится привлекать за неоконченное преступление. Это снижает срок наказания до 3/4 от максимального (10 лет по статье 159). Кроме того, как отмечает эксперт договорно-правового департамента МВД, применение статьи о мошенничестве мешает наказывать таких чиновников кратными штрафами, которые недавно введены за взятки. Поэтому в отношении таких получателей вознаграждения планируется ввести то же наказание, что и для взяточников, — до 15 лет лишения свободы и штраф в 70-кратном размере от суммы взятки (самый тяжелый вид наказания по статье 290 за особо крупные взятки с отягчающими обстоятельствами для госслужащих), говорит еще один сотрудник МВД. По словам экспертов «чистых» мошенников — представителей несуществующих спецслужб и органов, предлагающих за деньги решить вопросы или назначить на должность, новая норма не касается. Очень часто взяточник выступает лишь посредником, сам не имея полномочий совершить что-либо в интересах взяткодателя, говорит член президентского совета по правам человека . По его мнению, особенно часто такая практика распространена у чиновников высокого ранга и представителей силовых структур, поэтому детализация наказаний за взятку, которую предлагает МВД, действительно необходима.
|