Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету

Бюллетень МИКС 6/2012 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС 6/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Антикоррупционные инициативы  федерального уровня

 

ГосДума РФ. Госдума приняла в первом чтении законопроекты о контроле за расходами чиновников. Предполагается, что чиновники будут обязаны декларировать не только доходы, но и крупные расходы. Такая обязанность вводится для государственных и муниципальных служащих, для лиц, занимающие должности в госкорпорациях, а также для их супругов и несовершеннолетних детей. При этом декларировать нужно будет далеко не все покупки, а только очень дорогие — стоимость которых превышает доход супругов по основному месту работы за три года. В этот перечень попали покупка земельных участков и недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг. В этом случае чиновник должен будет рассказать об источнике получения денег, а также обосновать законность их получения.

Основанием для проверки чиновника, согласно проекту закона, может стать информация о несоответствии его доходов расходам, предоставленная не только правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, но и средствами массовой информации, а также общественными объединениями (анонимные сообщения к сведению приниматься не будут). В случае, если в ходе проверки выяснится, что чиновник не выполнил своей обязанности по декларированию доходов и расходов своей семьи, ему будет грозить увольнение с работы. Кроме того, за предоставление недостоверных или неполных сведений, а также при несоответствии доходов и расходов чиновника, прокуратура в суде будет добиваться обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений о приобретении на законные доходы.

 

ГосДума РФ. В процессе реализации Федерального закона № 94-ФЗ стало ясно, что проблему коррупции этот Федеральный закон в силу ряда заложенных в нём концептуальных недостатков полностью решить не может. 
В связи с этим Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу законопроект о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот базовый документ регулирует правовые основы формирования данной системы, уточняет принципы, этапы её функционирования, круг участников, способы закупок и условия их применения. 
Для того, чтобы её функционирование было максимально открытым и прозрачным, предусматривается ряд норм. 
Устанавливается обязательность размещения на официальном интернет-сайте в режиме общего доступа информации о проведении процедур и планов закупок, а также результатов контрактов. Можно будет поэтапно отслеживать все действия заказчика.
Вводится институт общественного контроля за государственными и муниципальными закупками. Таким образом, будет усиливаться ответственность в данной сфере и пресекаться нецелевые расходы средств бюджета заказчиками.
Появляется и институт контрактной службы заказчиков: подразделение, отвечающее за реализацию всего цикла закупок.
Выбор исполнителя контракта будет осуществляться на основе открытого одноэтапного конкурса. Электронный аукцион сохранится только для закупок простых, типовых товаров.
Вводится обязательность нормирования в сфере закупок: устанавливаются требования к приобретаемым товарам (работам, услугам), достаточные для обеспечения деятельности заказчиков. 
Есть ещё ряд значимых новелл. Запрещается заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если не состоялись торги. Появляется процедура изменения и расторжения контракта. Предусматривается аудит качества результатов исполнения контрактов. Утверждаются новые способы размещения заказа. Вводится планирование и прогнозирование объёма закупок. 
Вместе с тем законопроект имеет ряд недостатков, которые непременно должны быть устранены ко второму чтению. 
Во-первых, он предполагает обязательность большого количества подзаконных актов, сроки принятия которых нигде не прописаны. Важно установить их в новой редакции законопроекта.
Во-вторых, отдельные положения законопроекта не согласуются с принципами организации местного самоуправления. Так, законопроект даёт региональным властям, уполномоченным на определение заказчиков, право исполнять функции аналогичных уполномоченных органов муниципальных образований на основании соответствующих соглашений между субъектами и муниципалитетами. Однако Конституция Российской Федерации этого не допускает.
В-третьих, многие важные нормы требуют конкретизации. Это замечание касается, например, порядка и механизма работы института общественного контроля – он должным образом не прописан в законопроекте. Нужно детализировать нормы об ответственности заказчика за недостижение результата закупок, а также процедуру расторжения контракта. Требует уточнения и введение контрактной службы: правовое положение данного структурного подразделения нуждается в конкретизации, поскольку неясно, должно ли оно входить в состав какого-либо органа власти либо организации или функционировать самостоятельно. 
Необходимо предусмотреть, что аудит в сфере закупок для муниципальных нужд может осуществляться не только органами, уполномоченными на это федеральным законодательством, но и органами, которые получили данное право уставами муниципальных образований и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В законопроекте также целесообразно было бы увязать цели осуществления закупок для муниципальных нужд и мероприятия, предусмотренные программами развития муниципальных образований, муниципальными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования муниципалитетов. 

СФ РФ.  В Совете Федерации предлагают правительству разработать и внести в Государственную думу проект федерального закона "Об общественном контроле", направленный на совершенствование условий, процедур и механизмов общественного контроля. Такая рекомендация принята по итогам парламентских слушаний в СФ на тему "Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции".

Участники слушаний - сенаторы, депутаты Госдумы, Общественной палаты РФ, представители некоммерческих организаций и общественных объединений - рекомендовали правительству создать условия для общественного обсуждения законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, предоставить возможность обществу давать оценку действующих законов и эффективности их применения.

Федеральным органам исполнительной власти поручено обеспечить условия для антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества, а именно: создать условия для поощрения и защиты свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции; обеспечить безопасность лиц, информирующих о коррупционных правонарушениях; обеспечить эффективный доступ к информации о коррупции.

По мнению участников слушаний, необходимо распространить практику включения участников антикоррупционной деятельности в соответствующие экспертные советы и рабочие группы, а также учитывать их позиции в рамках процедур принятия соответствующих решений.

Правительству предложено также внедрить единый портал бюджетной системы РФ в целях формирования дополнительных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений и повышения эффективности деятельности органов государственного управления и качества принимаемых ими решений, а также установить единые требования к размещению и наполнению официальных сайтов органов публичной власти, в том числе по вопросам противодействия коррупции.

Следует обозначить, что в последние годы был принят ряд законодательных актов по совершенствованию законодательства РФ в сфере противодействия коррупции, говорится в рекомендациях. Расширились возможности участия институтов гражданского общества в пресечении коррупционных проявлений, увеличивается прозрачность и открытость деятельности органов публичной власти. Наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в профилактике и выявлении правонарушений коррупционной направленности, появляются новые формы и методы антикоррупционной деятельности.

Вместе с тем ряд вопросов, касающихся создания условий для эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней, формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции, остается нерешенным, констатировали участники слушаний.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru