Бюллетень МИКС 3/2012 - Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Индекс материала
Бюллетень МИКС 3/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти

 

Тольятти. На заседании городской думы рассмотрены вопросы исполнения бюджета. Пунктом, вызвавшим бурную реакцию депутатов, стали расходы на программу по борьбе с коррупцией. На эти цели мэрия потратила 450 тысяч рублей. «Это нонсенс, когда потенциальные коррупционеры проверяют сами себя! — возмущался один из депутатов. — Что вы сделали на эти деньги? Установили рекламные щиты?!» В ответ руководитель департамента общественной безопасности и мобилизационной подготовки мэрии городского округа Тольятти утверждал, что затраты помогли снизить коррупцию в городе на 2%. Причем, по его словам, взяток меньше стали брать именно муниципальные чиновники. Однако депутатский корпус встал на сторону выступавшего депутата. Программу предложено было закрыть, чтобы не расходовать средства на «не понятные никому цели».

 

Ангарск, Иркутская область. На публичных слушаниях в Ангарске был представлен проект решения Думы АМО «О внесении изменений и дополнений в Устав Ангарского муниципального образования. Депутаты предложили отразить в Уставе, что в случае временного отсутствия мэра Ангарского муниципального образования, невозможности выполнения им своих полномочий, а также в случае досрочного прекращения полномочий его полномочия осуществляет председатель Контрольно-счетной палаты Ангарского муниципального образования.

 

Тула. На официальном сайте администрации Тулы опубликовано распоряжение от 22.03.2011 No.4/15-р «О плане мероприятий по противодействию коррупции в муниципальном образовании  город Тула на 2011-2012 годы».

Согласно документу, «в целях консолидации усилий, направленных на противодействие коррупции, создания эффективной системы профилактики коррупционных проявлений», утвержден План мероприятий по противодействию коррупции в муниципальном образовании город Тула на 2011-2012 годы.

Одним из пунктов плана является подготовка в марте 2012 года доклада главы администрации Тулы «о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа за 2010, 2011 и их планируемых значениях на 3-летний период в Туле».

Как пояснили в пресс-службе администрации областного центра, данный доклад будет подготовлен в марте. Он будет состоять из 159 вопросов и ответов, которые подготовят профильные отделы в структуре администрации каждый по своему направлению работы.

После того, как доклад будет готов, его отправят в правительство региона для проведения оценки эффективности деятельности администрации Тулы. После чего будет принято решение об опубликовании доклада на официальном сайте администрации. Публикация должна появиться в апреле 2012 года.

 

Мегион, ХМАО. По многочисленным заявкам муниципальных учреждений и организаций города департамент экономической политики совместно с департаментом муниципального заказа администрации города провели очередной семинар по разъяснению норм применения федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

На семинар были приглашены руководители и специалисты, отвечающие за размещение муниципального заказа, во время которого был озвучен отчет по итогам проверки на соответствие действующему законодательству проведенных в 2011 году закупок.

В продолжение встречи состоялось обсуждение наиболее характерных нарушений при составлении договоров на оказание услуг, поставку товаров или выполнение работ. На практических примерах были объяснены подходы к организации и участию в аукционных процедурах, даны рекомендации, как не допустить грубых ошибок при применении норм ФЗ-94 и Гражданского кодекса. Также была озвучена информация о последних изменениях в законодательстве РФ о размещении муниципального заказа и ближайших готовящихся поправках. Участники мероприятия смогли задать волнующие их вопросы, получить ответы, как выйти из сложных законодательных ситуаций.

Особое внимание в ходе семинара было уделено вопросам усиления ответственности заказчиков при размещении муниципальных заказов и штрафных санкциях при несоблюдении порядка размещения аукционных и котировочных заявок, заключения муниципальных контрактов и договоров, соблюдения прописанных в них условий.

Северодвинск, Архангельская область. Проведены публичные слушания по Уставу Северодвинска. Ряд изменений коснётся вопросов противодействия коррупции.

В частности, федеральное законодательство обязало депутатов представительных органов муниципальных образований соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции».

 

Дальнегорск, Приморский край.  Группа депутатов дальнегорской городской Думы (не менее трети от состава Думы) выступила с инициативой по отправке в досрочную отставку главы Дальнегорского городского округа К. "За" высказались 15 депутатов, "против" – 5, воздержался один. Причем, решение это принято без учета мнения вышестоящего лица – губернатора Приморья, который до сих пор официально никак не откликнулся на ситуацию в Дальнегорске.

Инициативу обосновали в Обращении, адресованном парламентариям дальнегорской Думы, внеочередное заседание которой состоялось 19 марта. На нем рассмотрен вопрос об удалении в отставку мэра К. Официально срок его полномочий истекает в октябре 2012 года. 
Опального мэра обвиняют в неисполнении обязанностей по решению вопросов местного значения. 
Ранее Дума ДГО решением от 15 июня 2011 года отклонила отчет главы об исполнении бюджета за 2010 год. Но повторного отчета от главы не дождалась. Далее, глава в течение более 1 года не предоставил в дальнегорскую Думу отчет о результатах приватизации муниципального имущества за 2010 год для принятия Думой решения. 
Мэр также не предоставил ежегодные отчеты о своей деятельности и деятельности горадминистрации. Депутаты пишут, что считают непредоставление мэром отчета об исполнении бюджета-2010, отчета о результатах приватизации муниципального имущества за 2010 год, 2011 год, отчетов о результатах своей деятельности и деятельности горадминистрации коррупцией.

Однако суд восстановил на работе избранного мэра К, а скороспелое решение городских депутатов по отрешению от должности мэра и избрания на эту должность своего председателя Т. - отменил.

Смидовичский район, Еврейская АО. Состоялось заседание комиссии при главе администрации Смидовичского муниципального района по противодействию коррупции. На заседании рассмотрены вопросы о мерах по противодействию коррупции при предоставлении и выплате субсидий сельскохозяйственным организациям, личным подсобным и крестьянским фермерским хозяйствам, а также организации работы по противодействию коррупции в администрации Камышовского сельского поселения.

Помимо этого и.о. прокурора района даны разъяснения присутствующим лицам по практике применения законодательства в сфере противодействия коррупционным проявлениям и рекомендовано разместить на информационном стенде администрации поселения памятку с разъяснением отдельных статей УК России, предусматривающих ответственность за совершение таких преступлений, как дача и получение взятки, и освобождение от ответственности.

Так, согласно примечанию к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, либо расследованию преступления, либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

По результатам заседания приняты решения.

 

 

Томск. Прошло первое заседание Совета по противодействию коррупции (ранее существовавшая Комиссия по противодействии коррупции преобразована в Совет). Специалисты решили придать работе более высокий статус и сделать ее системной. На соответствующем заседании кроме городских чиновников присутствовали прокурор Томска и начальник УМВД по Томску.

 

В 2011 году мэрия получила пять представлений и десять требований об устранении коррупции. В результате, четырем чиновникам приказали больше не допускать нарушений, одного - привлекли к дисциплинарной ответственности. В прошлом году прошли проверки в Департаменте ЖКХ Администрации Томска, Комитете мобилизационной работы Администрации Томска - по фактам незаконной передачи земельных участков и в сфере размещения заказов (19 проверок). Кроме того, провели 73 проверки достоверности доходов (выявлено одно нарушение) и 283 – достоверности сведений об имуществе чиновников (пять нарушений). Антикоррупционная экспертиза выполнена в отношении 383 готовящихся (нарушения выявлены в 16-ти проектах) и 11 действующих документов (два нарушения). Власти приняли 26 муниципальных актов, направленных на противодействие коррупции.

В 2012 году уже зафиксировано два разбирательства - в отношении Комитета по транспорту Администрации Томска и Центра социальных инициатив. В муниципалитете ввели новые правила землепользования, прозрачную электронную очередь в детсады. Однако остаются вопросы по особо охраняемым зонам и работе с обращениями томичей.

 

Миасс, Челябинская область. На заседании комиссии по противодействию коррупции был заслушан доклад чиновников мэрии о состоянии реестра муниципального имущества. По словам председателя комитета по управлению имуществом, в 2010 году на момент создания комитета реестр находился в крайне запущенном состоянии. Например, в казне значились 5 тысяч квартир, которые фактически были приватизированы гражданами и муниципалитету давно не принадлежали.

Кроме того, множество объектов муниципального имущества – дороги, инженерные сети и т. п. – не были оформлены надлежащим образом. По расчетам специалистов комитета, на весь работу по оформлению документов на имущество потребуются сотни миллионов рублей. «Деньги на это не выделились годами, поэтому сегодняшнее состояние реестра – результат как субъективных, так и объективных факторов. Сотрудники, с которых можно было бы спросить за это, в администрации уже не работают», – пояснили в собрании депутатов.

По словам председателя собрания, вопрос целесообразности расходования средств на наведение порядка в муниципальной казне требует внимательного изучения. Расходы достаточно велики, и нужно, чтобы они приносили реальную отдачу.

 

Вольский район, Саратовская область. Заместитель начальника полиции Вольского района выступил с докладом на межведомственной комиссии по противодействию коррупции. По его данным, в 2010 и 2011 году количество преступлений в Вольском районе, связанных с нечистыми на руку руководителями, осталось на прежнем уровне – 21 случай, из которых три связаны со взяточничеством. В качестве примера старший лейтенант привел получение мзды в 18 тысяч рублей директором центральной библиотеки.

– Проведенная работа не соответствует современным реалиям и требует целенаправленной работы, направленной на выявление значимых преступлений, – отметил недоработку правоохранительных органов полицейский. – Три факта взяточничества на территории Вольского района, конечно же, не отражают полностью реальную коррупцию. Анализ поступающей оперативной информации свидетельствует о неблагоприятной криминогенной обстановке. Получение денежных вознаграждений за какие-либо услуги в нашей повседневной жизни стало уже нормальным явлением. Фактами коррупции поросли такие жизненно важные отрасли как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство.

Докладчик напомнил статью 9 ФЗ «О противодействии закона о коррупции», которая гласит: обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

– За весь период 2011 года кроме сотрудников ОВД с заявлениями по факту попыток дачи взяток никто не обращался! – отметил докладчик.

 

Верхнешижемский район, Кировская область.  В администрации Верхнешижемского района прошло заседание комиссии, которая пыталась решить, присутствует ли в действиях главы администрации коррупционная составляющая или нет. Комиссия, которая состояла в основном из сторонников предыдущего главы, практически единогласно признала недавно избранного Л. виновным. На заседании выступили работники администрации: управляющий делами и бухгалтер. По словам управлелами, Л. передал в пользование фирме собственного сына муниципальное имущество в виде мусоровоза, в чём и заключался факт коррупции. Бухгалтер добавила, что факт безвозмездной работы фирмы Л.-младшего по уборке мусора был бы благотворительностью, если бы они убирали мусор на собственной машине. А раз мусоровоз был казённый, то налицо коррупция.

Как поясняет Л., В первый же день его вступления на должность, ООО УК «ЖКХ Коммун-Сервис», в одностороннем порядке расторгла договор с городской администрацией, отказавшись далее предоставлять городу услуги по вывозу мусора и поддержанию санитарного состояния городских территорий. Это привело к тому, что город оказался погребён под горами мусора: здесь не чистились канализационные стоки, с контейнерных площадок не вывозились твёрдые бытовые отходы. Поэтому новому главе городской администрации пришлось срочно искать пути решения проблемы с вывозом мусора. Сначала Л.  попытался поговорить с директором ООО УК «ЖКХ Коммун-Сервис» и уговорить того продолжить работы по вывозу мусора. Однако договориться не удалось, и указанная организация к работе так и не приступила. Нужно было искать выход до того, как на вновь организованных торгах будет выбран новый подрядчик на вывоз мусора.
По словам Л, его сын является директором ООО «УК ЖКХ Обслуживание коммунальных систем». К нему и обратился глава города за помощью. С этой компанией город заключил договор о безвозмездном пользовании мусоровозом, который находится в собственности местной администрации. Сын Л. приступил к вывозу мусора бесплатно, используя казённый мусоровоз, переданный его фирме на условиях договора. Как утверждает Л., денег за это организация его сына от города не получала.
Из-за скандала, вышедшего за рамки Верхнешижимского района, туда зачастили с проверками эксперты из области. К работе приступила ещё одна комиссия, состоявшая из представителей областного правительства. По имеющимся сведениям, эта комиссия признаков коррупции в действиях главы администрации не обнаружила. Теперь на очереди заседание депутатов районной думы, на котором тоже рассмотрят вопрос о коррупции. По мнению сторонников Л., не исключено, что заинтересованные лица таким образом просто избавятся от неугодного оппозиционера, а на следующих выборах проведут на его место нужного им человека. При этом торги на оказание услуг ЖКХ в Верхнешижимском районе всё ещё не назначены. Л.  пояснил, что заявка его администрацией была подана почти месяц назад, и по окончании подготовительного этапа будет объявлено об открытии аукциона. Однако, согласно законодательству, до их открытия пройдёт ещё месяц.

 

Воскресенский район, Саратовская область. Состоялось заседание Собрания депутатов Воскресенского муниципального района. После долгой дискуссии, которая длилась 2,5 часа, десять из одиннадцати присутствующих депутатов проголосовали за отставку главы муниципального района А.  Полномочия главы были прекращены из-за несоблюдения ограничений, изложенных в федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» - в части запрета на совмещение муниципальной службы и предпринимательской деятельности.

 

Николаевск-на-Амуре. В Николаевске-на-Амуре местные депутаты объявили импичмент мэру В.. В Хабаровском крае такая процедура инициирована впервые. Пять из 15 депутатов уже поставили в известность губернатора Хабаровского края о намерении отозвать мэра, направив в его адрес обращение. Этого достаточно, чтобы начать процедуру импичмента». В. отдельные депутаты подозревают «в коррупции и предвзятом отношении к проведению муниципальных конкурсов».

По словам городского депутата Х., по странному стечению обстоятельств, в последних конкурсах стала побеждать строительная компания, которую возглавляет супруга мэра.

Как выяснилось, в Николаевске-на-Амуре две трети жилфонда находятся под управлением одной структуры - ООО «Частный ЖЭК», оставшаяся треть - подконтрольна другой. Именно «Частный ЖЭК» до своего избрания мэром и возглавлял В.

Заместитель главы Николаевского района говорит, что «одной рукой В. может подписывать муниципальные документы, а другой - частной компании...». Не конкуренция получилась на рынке коммунальных услуг, а какой-то беспредел... Администрация района, конечно, могла бы вмешаться. Но чиновники, похоже, выжидают: а вдруг рынок сам отрегулирует все проблемы?

Мэр считает, что козни ему строят районные власти и глава Николаевского района. Мол, через год опять выборы главы, а им не нужен конкурент.

 

Нижний Новгород. В Нижнем Новгороде подготовлены изменения в Кодекс служебной этики муниципального служащего.
Об этом глава администрации Нижнего Новгорода сообщил журналистам: "Я считаю, что моральная составляющая очень велика в подходе к оценке деятельности муниципального служащего. Всегда, на протяжении веков считалось, что муниципальные служащие, городские служащие, как и госслужащие должны обладать высокими моральными качествами и соблюдать определенные правила". 
Глава администрации считает, что данный документ для многих послужит предостережением и остановит от противоправных действий.
Согласно тексту документа, "коррупционно опасной является любая ситуация, создающая и содержащая конфликт интересов". 
"В ходе своей служебной деятельности муниципальный служащий не может давать никаких личных обещаний, которые расходились бы с должностными обязанностями, игнорировали бы служебные процедуры и нормы", - говорится в кодексе. 
Муниципальный служащий может принимать подарки только, если "вручение происходит официально и открыто; награждение или поощрение надлежащим образом обосновано; вышестоящее руководство поставлено в известность о факте вручения подарка".
Муниципальный служащий не должен давать никакого повода и основания для попытки вручения подарка или другого вида вознаграждения. Он не вправе принимать подарки, стоимость которых превышает законодательно установленный предел стоимости, также не может принимать подарки от лиц, чьи интересы могут зависеть от муниципального служащего.

 

Мегион, ХМАО. Около тридцати специалистов муниципальных учреждений и структурных подразделений администрации города прошли первый этап обучения по разъяснению норм применения федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Инициатором организации проведения пятидневного семинара на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» выступил департамент экономической политики администрации города. Обучение проводили преподаватели «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».

Были рассмотрены общие положения по реализации федерального закона, основные способы размещения муниципального заказа, сроки проведения и порядок осуществления процедур. Особое внимание в ходе семинара было уделено вопросам усиления ответственности заказчиков, участников и уполномоченных органов при размещении муниципальных заказов и штрафных санкциях при несоблюдении законодательства. Участники семинара смогли задать интересующие их вопросы и получить компетентные ответы в связи с обозначенной проблемой.

Следующий этап обучения – самостоятельное изучение федерального закона и других нормативно-правовых документов, после которого работникам учреждений, ответственным за размещение муниципального заказа, предстоит сдать зачет и получить свидетельство о повышении квалификации.

Напомним, вступивший в силу с 1 января 2006 года Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был призван принципиально изменить систему заказа и сделать очередной шаг к созданию конкурентной среды и в борьбе с коррупцией. Однако на практике выяснилось, что закон не отвечает в полной мере поставленным задачам. В настоящее время разрабатывается проект нового федерального закона «О федеральной контрактной системе», который придет на смену 94-ФЗ и позволит регламентировать все стадии размещения госзаказов, сохранив при этом достигнутые положительные результаты в этой сфере.

 

Радужный, ХМАО. 30 марта, в конференц-зале администрации города состоялось очередное заседание совета при главе города по противодействию коррупции.

В целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, в 2010 году в Радужном принят план по противодействию коррупции на 2010 – 2011 годы, в рамках которого систематически проводится целый комплекс мероприятий.
Как доложил секретарь совета, во исполнение действующего законодательства в сфере муниципальной службы и противодействия коррупции в 2011 году 172 муниципальных служащих администрации города представили справки о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов семьи.
На основании сведений, поступивших из ИФНС России по г. Радужному и ОГИБДД ОМВД России по г. Радужному, в отношении 32 муниципальных служащих проведены проверки достоверности и полноты сведений. По результатам проверок 6 из них понесли дисциплинарное наказание, 5 указано на недопустимость нарушений требований к служебному поведению и урегулирования конфликтов интересов. В настоящее время все выявленные нарушения устранены.
В целях недопущениях таких ситуаций в будущем на кадровое подразделение администрации города возложена обязанность консультировать муниципальных служащих по этим вопросам. 
Подводя итоги заседания, члены совета обсудили дополнительные возможные меры, направленные на предотвращение коррупционных проявлений. Прозвучало предложение установить в кабинетах отдельных муниципальных служащих устройства аудиозаписи, с помощью которых можно будет вести запись разговоров.
Конкретные мероприятия, которые войдут в план противодействия коррупции на 2012 год, будут озвучены 10 апреля на внеочередном заседании межведомственного совета.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru