Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету

Бюллетень МИКС 2/2012 - Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Индекс материала
Бюллетень МИКС 2/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти

 

Республика Татарстан.  В актовом зале Министерства культуры Республики Татарстан Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики совместно с Департаментом по делам государственных гражданских служащих при Президенте РТ был проведен обучающий семинар с членами комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

В работе семинара приняли участие начальник Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, руководитель Департамента по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Татарстан, представители Министерства юстиции Республики Татарстан, Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан и Совета муниципальных образований республики.

Открывая семинар, начальник Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики отметил важность наличия соответствующих знаний у лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах власти. С учетом того, что кадровые сотрудники являются секретарями комиссий по соблюдению требований к служебному поведению, именно от их компетентности зависит правильность не только организации работы комиссии, но и принимаемых решений. Поэтому Управлением совместно с Департаментом по делам государственных гражданских служащих при Президенте Республики Татарстан в течение 2010-2011 гг. трижды проводилась учеба по специально разработанным программам.

На сегодняшний день действует 41 комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в республиканских органах исполнительной власти и 215 комиссий в органах местного самоуправления в Республике Татарстан. Комиссиями в 2011 году рассмотрено 429 нарушений требований к достоверности и полноте сведений о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, 39 нарушений требований к служебному поведению и 14 случаев, требующих урегулирования конфликта интересов.

Тем не менее проводимая работа пока не дает должного профилактического эффекта. За коррупционные преступления в 2011 году привлечено к ответственности более 100 должностных лиц государственных и муниципальных органов. Остаются вопросы к организации деятельности комиссий. Есть случаи, когда комиссиями выносятся ошибочные и неправильные решения.

Часто ошибки в работе комиссий обусловлены тем, что практика их деятельности пока не наработана, не имеется алгоритмов принятия решений. В связи с этим силами Управления и НИИ противодействия коррупции Института экономики, управления и права подготовлено методическое пособие по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое представляется на семинаре.

Руководитель Департамента по делам государственных служащих при Президенте РТ в своем выступлении дала положительную оценку разработанному пособию, вместе с тем отметив, что в нем освещены не все практические вопросы. В то же время и законодательно многие вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе, не урегулированы до конца. Методические материалы нацелены на разъяснение спорных ситуаций, но в работе в первую очередь необходимо руководствоваться законодательством.

На сегодняшний день в большинстве случаев комиссии по соблюдению требований к служебному поведению рассматривают вопросы о предоставлении служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В связи с этим докладчица заверила, что обучение служащих по антикоррупционным вопросам будет продолжаться, особенно в преддверии приближения срока предоставления сведений о доходах.

Начальник отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции России по Республике Татарстан подробно разъяснила присутствующим понятие конфликта интересов, остановившись на конкретных ситуациях, встречавшихся в работе Управления. Она отметила, что в настоящее время урегулирование конфликта интересов является одним из важнейших антикоррупционных механизмов и одновременно способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Татарстан в своем выступлении привел примеры типичных нарушений и распространенных ошибок в работе комиссий.

Директор Научно-исследовательского института противодействия коррупции Института экономики, управления и права (г.Казань) на семинаре еще раз подчеркнул важность и сложность антикоррупционной работы. Например, к реализации такой правовой нормы, как «увольнение в связи с утратой доверия», посоветовал подходить очень осторожно и обдуманно. «За незначительное коррупционное правонарушение уволить служащего в настоящее время легко, но найти на его место подготовленного квалифицированного специалиста не всегда просто», - подытожил он.

В конце работы семинара внимание участников было обращено на необходимость исполнения Республиканской антикоррупционной программы на 2012-2014 годы. Начальник отдела информационно-аналитической работы, координации и планирования Министерства юстиции Республики Татарстан рассказал о результатах проводимых контрольных мероприятий, уделив внимание необходимости министерствам, ведомствам и органам местного самоуправления более внимательно подойти к исполнению пунктов программы.

 

Калининградская область.  В Калининградской области начали фиксироваться факты заключения мировых соглашений между чиновниками муниципальных образований и арендаторами крупных земельных участков, в которых не прописывался график погашения задолженности, что выводило арендатора из-под ответственности за непогашение значительной задолженности по арендной плате. Об этом в ходе оперативного совещания сообщила руководитель контрольно-ревизионной службы областного правительства: «Я бы хотела предостеречь муниципалитеты от заключения таких мировых соглашений. Это будет нами трактоваться как превышение должностных полномочий либо как факт коррупции. Нужно рассмотреть каждый факт подписания таких мировых соглашений без поступления платежей. На ближайшем оперативном совещании мы об этом доложим».

«Давайте аккуратно, обоснованно и взвешенно подписывать соглашения. Не доводите до греха. Все равно контрольно-ревизионная служба придет и проверит, и будут передаваться материалы в правоохранительные органы. Взвешивайте…», - обратился к главам муниципальных образований вице-премьер.

 

Тюменская область. Депутатская фракция «Единая Россия» внесла в качестве законодательной инициативы в Тюменскую областную Думу проекты поправок в законы «О статусе депутата Тюменской областной Думы» и «О комиссии Тюменской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Тюменской областной Думы». Законодательная инициатива направлена на комплексное совершенствование правовых мер, применяемых в сфере противодействия коррупции. Так, закон о статусе депутата облдумы дополнили двумя статьями о предоставлении депутатом сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера до 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, и о размещении сведений о доходах в СМИ. Согласно второму законопроекту будет создана комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами облдумы.

 

Владимирская область. Во Владимирской области принята программа «Противодействие коррупции на 2012-2014». Среди мер, направленных на снижение уровня коррупции, - обязательное проведение антикоррупционной экспертизы проектов региональных нормативно-правовых актов.

Программа утверждена указом губернатора. В числе программных мероприятий — переход на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг. В 2012 году органы администрации Владимирской области будут оказывать в электронном виде 20 государственных услуг, в 2013 году — 45 услуг, в 2014 году — 71. Другое важное направление работы по противодействию коррупции - создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В настоящее время такой центр уже действует в городе Гусь-Хрустальный. К 2014 году в регионе будет создано 9 многофункциональных центров.

Кроме того, программа противодействия коррупции включает размещение в сети Интернет всей информации, касающейся расходования бюджетных средств региональной администрацией, соблюдение открытости всех процедур закупок, осуществляемых органами государственной власти области.

 

ЯНАО. На заседании комитета законодательного собрания ЯНАО по государственному устройству и местному самоуправлению депутаты рассмотрели поправки в региональное законодательство, направленные на совершенствование государственного управления в области противодействия коррупции.

Парламентарии намерены отредактировать нормы региональных законов о губернаторе ЯНАО, о государственных должностях округа, о муниципальной службе, а также о противодействии коррупции.

Изменения ужесточат ответственность за несоблюдение положений, регламентирующих запреты, ограничения и обязательства для лиц, замещающих государственные должности автономного округа, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы.

Нововведением является то, что лица, замещающие государственные и муниципальные должности, не могут входить в органы управления хозяйствующих субъектов независимо от формы их собственности.

Также поправками уточняются сроки подачи сведений о доходах. Аналогичные изменения будут внесены в региональный закон, регламентирующий положение о статусе окружного парламента.

Учитывая, что речь идет о привидении регионального законодательства в соответствие с федеральным, члены комитета рекомендовали принять рассматриваемые поправки сразу в двух чтениях.

 

ХМАО. В Ханты-Мансийске состоялась  межрегиональная научно-практическая конференция «Правовые основы и практика противодействия коррупции на муниципальном уровне».    Мероприятие организовано Думой автономного округа совместно с Правительством Югры. Всего в конференции приняло участие около 120 человек.   В начале конференции со вступительным словом выступил Председатель Думы Югры: «Для противодействия коррупции привлечены все структуры государственной власти и правоохранительных органов – как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. И что не маловажно, эти структуры работают в тесном взаимодействии. В прошлом году между Думой Югры и Управлением внутренних дел было подписано соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства и противодействия коррупции. В этом году аналогичное соглашение было подписано с прокуратурой округа. Цель данных соглашений – взаимодействие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности», - подчеркнул он.   Кроме того, спикер отметил, что «одним из основных инструментов в противодействии коррупции должна стать информационная открытость. Привлечение средств массовой информации для формирования в обществе негативного отношения ко всем формам коррупционных проявлений. Но в этом вопросе потребуется от СМИ профессионализм самой высочайшей пробы, тщательность и аккуратность – чтобы все это не превратилось в оголтелую кампанейщину, «охоту на ведьм». По окончании первого этапа мероприятия состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие Председатель Думы автономного округа, кандидат юридических наук, представитель аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представитель Прокуратуры Ханты-мансийского автономного округа – Югры.

 

Рязанская область. В соответствии с решением совета при губернаторе Рязанской области по противодействию коррупции в администрации Шацкого муниципального района состоялся семинар по теме: «Актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации о размещении заказов и конкуренции». В работе семинара приняли участие представители управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области, министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, главного управления региональной безопасности, Рязанской торгово-промышленной палаты, а также представители органов местного самоуправления Ермишинского, Кадомского, Касимовского, Сасовского, Щацкого муниципальных районов, городов Касимова и Сасова. 
На семинаре рассмотрены вопросы применения норм федеральных законов «О защите конкуренции» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Очередной семинар по вопросам размещения заказов и конкуренции планируется на конец февраля 2012 года на базе администрации Пронского муниципального района.

 

Смоленская область. В Администрации области прошел семинар-совещание для сотрудников региональных органов исполнительной власти и администраций муниципальных образований, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Начальник отдела региональной безопасности и противодействия коррупции Аппарата Администрации области проинформировал участников семинара об ограничениях, налагаемых на гражданина, замещавшего должности государственной и муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. Он также ознакомил собравшихся с результатами проверки органов исполнительной власти Смоленской области, муниципальных районов (городских округов), в ходе которой была проанализирована организация профилактики коррупционных и иных правонарушений на местах.

На семинаре поднимался вопрос, связанный с изменениями федерального законодательства в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

 

Волгогорадская область. Вопрос совершенствования регионального законодательства о противодействии коррупции стал одной из важнейших тем обсуждения на заседании комиссии по противодействию коррупции при Волгоградской областной думе. В работе приняли участие спикер заксобрания, депутаты, руководители Управления министерства юстиции России по Волгоградской области и контрольно-счетной палаты Волгоградской области, сотрудники областной прокуратуры.

Речь шла о приведении регионального законодательства в соответствие с изменениями федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Поправки заключаются в создании комиссии по проверке достоверности сведений о доходах депутатов, об их имуществе и обязательствах имущественного характера. В эту комиссию депутаты будут предоставлять сведения о доходах.

Предполагается, что в состав комиссии войдут семь парламентариев из всех фракций Волгоградской областной Думы. Изменится срок предоставления данных о доходах – закон обяжет депутатов отчитываться ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом (а не до 30 апреля). Предоставленные депутатами сведения будут публиковаться на официальном сайте Волгоградской областной думы не позднее 15 апреля.

Члены комиссии по противодействию коррупции регионального парламента единогласно проголосовали за внесение указанного законопроекта на рассмотрение Волгоградской областной думы.

 

Ульяновск. 27 февраля под руководством и.о. заместителя Главы администрации города состоялось заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В мероприятии приняли участие в качестве независимых экспертов представители ВУЗов Ульяновска и общественной организации «Ветераны муниципального управления города».

В целях оказания содействия муниципальным органам в осуществлении мер по предупреждению коррупции участники заседания обсудили вопрос формирования перечня конкретных должностей муниципальной службы в администрации города, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своём имуществе и доходах.

Также члены комиссии рассмотрели положения подразделений администрации Ульяновска с целью определения в них факторов, связанных с коррупционными рисками.

По итогам заседания, участники приняли решение о необходимости разработки перечня конкретных должностей муниципальной службы. В ближайшее время руководством администрации Ульяновска будет рассмотрен вопрос утверждения коррупциогенных должностей с учётом высказанных пожеланий представителей общественности.

 

Москва. Мэр Москвы внес на рассмотрение в Мосгордуму законопроект о внесении изменений в ряд городских законов в области противодействия коррупции. Как отмечается в пояснительной записке к проекту закона города Москвы "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", документ разработан в целях приведения законодательства города в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".

Законопроект предлагает внести изменения в восемь законов города Москвы. В частности, в законах города Москвы от 26 января 2005 года N3 "О государственной гражданской службе города Москвы" и от 22 октября 2008г. N50 "О муниципальной службе в городе Москве" уточняются обязанности, ограничения и запреты, связанные с государственной и муниципальной службой, вводится дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликтов интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. За совершение данных правонарушений на государственного или муниципального служащего могут быть наложены взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии, а также он может быть уволен в связи с утратой доверия.

В Законе города Москвы от 15 июля 2005г. N43 "О государственных должностях города Москвы" предлагается изложить в новой редакции статью об ограничениях и запретах, связанных с осуществлением полномочий лицом, замещающим государственную должность города Москвы. Поскольку такие ограничения и запреты теперь установлены в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции", представляется целесообразным дать отсылочную норму на него в указанном Законе города Москвы, а также в законах города Москвы от 13 февраля 2002г. N10 "Об Уставном суде города Москвы", от 23 апреля 2003г. N23 "О Московской городской избирательной комиссии", от 15 апреля 2009г. N6 "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве", от 30 июня 2010г. N30 "О Контрольно-счетной палате города Москвы".

При этом на мэра Москвы будут распространяться ограничения и запреты, установленные для членов правительства Российской Федерации, а на депутатов Московской городской Думы - ограничения и запреты, закрепленные в Федеральном законе от 6 октября 1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законе города Москвы от 13 июля 1994г. N14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы".



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru