Бюллетень МИКС 2/2012 - Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Индекс материала
Бюллетень МИКС 2/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Зарубежный опыт
Все страницы

Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)

 

ВС РФ. По данным Верховного Суда, в 2011 г. большинство осуждённых попались за взятки на сумму менее 10 тыс. руб. Такая сумма взятки была в 66% уголовных дел с обвинительным приговором. В 23% эта сумма составляла от 10 до 50 тыс. руб., 2% осуждены за получение взятки свыше миллиона рублей.

Избрание наказания в виде лишения свободы для осужденных по статье 290 УК РФ "получение взятки" сократилось с 35 процентов в 2010 году до 14 процентов в прошлом году. Около половины осужденных были наказаны условно, так как в их деле отсутствовали отягчающие обстоятельства. По сравнению с прошлым годом в три раза чаще стали назначать наказание в виде штрафа.

38% осуждённых в прошлом за взятку - это государственные и муниципальные служащие, 20% - работники системы здравоохранения, почти 10% - работники системы образования.

 

Магаданская область.  В 2011 году в органы прокуратуры области поступило 35 обращений жителей Колымы и организаций, где содержатся сведения о коррупционных правонарушениях.  Из них 19 обращений - на нарушение законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, 16 - на нарушение уголовно-процессуального законодательства по делам коррупционной направленности.

Колымчане обжаловали действия глав поселковых администраций, сотрудников УВД по Магаданской области, руководства ОГУ "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области", сотрудников САТЭК мэрии Магадана, дознавателей и следователей УМВД России по Магаданской области.

В своих обращениях люди жаловались на издание незаконных правовых актов, нарушения закона при распределении средств между управляющими компаниями, сообщали о нецелевом расходовании бюджетных средств. Предприниматели обжаловали необоснованные отказы в согласовании перевода жилых помещений в нежилые, перепланировки помещений.

Немало обращений поступило в прокуратуру о несоответствии служащих

квалификационным требованиям либо назначении на руководящие должности граждан, не соответствующих этим требованиям,  о нарушениях при присвоении классных чинов служащим.

Каждое второе обращение жителей области поступило на непринятие решения о возбуждении уголовного дела по факту получения взятки, на ненадлежащее расследование уголовных дел коррупционной направленности.

Из числа поступивших обращений органы прокуратуры рассмотрели 25, остальные направлены в различные  органы по подведомственности.

По результатам рассмотрения удовлетворено 14 обращений людей и организаций. В удовлетворении остальных обращений отказано, поскольку сведения, указанные заявителями, не подтвердились либо применено  неправильное толкование норм законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения.

 

Костромская область. В течение 2011 года работниками органов прокуратуры области рассмотрено 12193 обращения граждан. На личном приеме с устными обращениями принято 7461 человек. Признано обоснованными и удовлетворено 2636 обращений.

По результатам разрешения обращений граждан прокурорами принесено 55 протестов, внесено 809 представлений, направлено в суд 2645 исковых заявлений, объявлено 19 предостережений, отменено: 161 незаконное процессуальное решение дознавателей, 46 – решений следователей.

На протяжении ряда лет наиболее распространенный характер имеют жалобы на нарушения трудового 1751 и жилищного 1221 законодательства, законодательства об исполнительном производстве 450, на действия органов, применяющих меры административного принуждения 209, по вопросам соблюдения законодательства о несовершеннолетних 346. Разрешена 41 жалоба на нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции.

 

Пензенская область, Мокшанский район. За 2011 г выявлено 80 нарушений федерального законодательства. В связи с выявленными нарушениями, принесено 14 протестов на незаконные нормативные правовые акты, внесено 13 требований об исключении из НПА коррупциогенных факторов, внесено 24 представления об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в связи с предоставлением муниципальными служащими района недостоверных и неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 41 чиновник привлечён к дисциплинарной ответственности, 5 - к административной ответственности по ст. 8.4 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, утвержденного Законом Пензенской области от 02.04.2008 года за непроведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Московская область. В 2011 году выявлено 968 нарушений законодательства о муниципальной службе (в 2010 – 370), 425 - законодательства о государственной службе (в региональных органах власти и подразделениях федеральных ведомств, в 2010 – 239), и 1 тыс. 338 нарушений законодательства о противодействии коррупции (в 2010 – 905). Наибольшее число нарушений выявлено в ходе проверки соблюдения обязанности представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Нарушения в указанной сфере допускаются практически во всех государственных и муниципальных органах, наиболее часто встречающиеся - предоставление неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, например, о принадлежащих на праве собственности автомобилях, об имеющихся в пользовании объектах недвижимости.

Среди других видов нарушений в прокуратуре выделили факты близкого родства чиновников, когда их должности были связаны с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому, а также занятия госслужащими предпринимательской деятельностью и их участие в качестве учредителей и членов органов управления частных компаний.

Всего, как отметили в прокуратуре области, за прошлый год прокурорскими проверками было выявлено 5 тыс. 434 нарушений в сфере законодательства о противодействии коррупции (на четверть больше, чем в 2010 году). По представлению прокурора 500 человек привлечены к дисциплинарной ответственности, в следственные органы направлено 77 материалов, по 63 уже возбуждены уголовные дела.

Антикоррупционная экспертиза выявила 1 тыс. 70 нормативных актов и их проектов, содержащих 1,5 тыс. различных коррупциогенных факторов. За год выявлено 364 нарушения бюджетного законодательства, имеющих коррупционную составляющую, а также 948 нарушений закона в сфере госзакупок, связанных в том числе с оплатой фактически не выполненных работ и ограничении конкуренции при объявлении конкурса

 

Чувашская Республика. Прокуратурой Чувашской Республики проанализирована работа по надзору за законностью муниципальных нормативных правовых актов за 2011 год. В истекшем году горрайпрокурорами оспорено свыше 1,5 тыс. незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Значительную часть из них составили уставы муниципальных образований, оспоренные горрайпрокурорами в связи с изменениями федерального законодательства о местном самоуправлении.

Например, основанием для опротестования уставов 8 муниципальных образований послужило принятие Федерального закона от 18.07.2011 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отнесшего к перечню вопросов местного значения осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей и др.

Значительное число протестов принесено на муниципальные правовые акты в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении муниципального контроля. Горрайпрокурорами опротестовывались утвержденные органами местного самоуправления положения о муниципальном земельном контроле, а также на административные регламенты по осуществлению такого контроля, которыми устанавливались основания для проведения внеплановых проверок отличные от предусмотренных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В 2011 году оспорены муниципальные правовые акты в области бюджетного, жилищного законодательства, законодательства в сфере размещения заказов и установления тарифов, противодействия коррупции и других. К примеру, прокурором Моргаушского района опротестованы постановления администраций Моргаушского сельского поселения, которыми с превышением предоставленных полномочий были установлены тарифы на вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. При этом на граждан возлагалась обязанность внесения ежемесячной платы за сбор, временное хранение, вывоз и захоронение бытового мусора в соответствии с тарифами, утвержденными главой администрации Моргаушского сельского поселения. Прокурором г. Новочебоксарска опротестован Административный регламент администрации г.Новочебоксарска по предоставлению муниципальной услуги «Выдача молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья», которым в перечень документов, необходимых к представлению молодыми семьями для участия в подпрограмме, были включены документы, не предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.

В результате прокурорского вмешательства в 2011 году в соответствие с федеральным законодательством приведено 1307 нормативных правовых органов местного самоуправления, остальные акты прокурорского реагирования находятся на стадии рассмотрения.

 

Магадан. В 2011 году в ходе осуществления надзорных мероприятий прокуратура города Магадана выявила 137 нарушений антикоррупционного законодательства. Для их устранения внесено 13 представлений, по результатам рассмотрения которых 8 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Принесено 22 протеста на незаконные нормативные правовые акты. К административной ответственности привлечено 4 должностных лица.

Кроме того, выявлено 21 нарушение законодательства в сфере размещения заказов, составляющих коррупционную направленность. Прокуратура внесла 3 представления об устранении допущенных нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо, к административной ответственности - 4 должностных лица. По результатам «общенадзорной» проверки возбуждено 1 уголовное дело коррупционной направленности.

В минувшем году прокуратура города проверила исполнение мэрией города Магадана законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. В ходе проверки выявлены факты непредставления или предоставление неполных сведений муниципальными служащими о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

К примеру, муниципальными служащими в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не указывались полученные доходы от продажи транспортных средств и сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании.

По выявленным фактам нарушений мэру г. Магадана и руководителям отраслевых подразделений мэрии внесены представления. По результатам их рассмотрения приняты меры к устранению нарушений, 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Помимо этого, прокуратурой города Магадана проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лесного законодательства, в том числе пожарной безопасности в лесах.

Как было установлено, в марте 2011 года юридическим лицам, имеющим линейные объекты, объекты жизнеобеспечения, находящиеся в лесу или примыкающие к стене леса, МБУ «Магаданский городской лесхоз» выданы предписания об осуществлении противопожарного обустройства, о создании добровольных пожарных дружин.

Однако выдача обязательных к исполнению предписаний о создании добровольных пожарных дружин противоречит не только добровольной форме участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, но и выходит за переделы полномочий, что свидетельствует о наличии коррупциогенной составляющей в действиях должностных лиц.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры, внесенного в адрес мэра г. Магадана, выявленные нарушения устранены в полном объеме.

Значительное внимание уделяется вопросам профилактики коррупционных проявлений в органах местного самоуправления. Проводится постоянный мониторинг действующих нормативных правовых актов на предмет их коррупциогенности.

В прошедшем году на предмет наличия коррупциогенных факторов прокуратурой города изучено 214 нормативных правовых актов и 135 их проекта, из которых выявлено 17 нормативных правовых актов и их проектов, содержащих коррупциогенные факторы.

К примеру, решением Магаданской городской Думы от 27.04.2006 № 42-Д (в ред. решения Магаданской городской Думы от 24.12.2010 № 113-Д) утверждено Положение «Об обеспечении деятельности депутатов».

Исходя из содержания п. 3 ст. 21 указанного Положения жизнь, здоровье и имущество депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, подлежат обязательному страхованию за счет средств местного бюджета на сумму, равную годовому размеру его денежного вознаграждения, установленного на момент страхования, на случай гибели (смерти), причинения вреда здоровью и имуществу, в связи с осуществлением им депутатских полномочий.

Данный пункт противоречит требованиям федерального законодательства и принят с превышением полномочий Магаданской городской Думы, поскольку осуществление государственного страхования может быть установлено только федеральными законами.

В связи с этим прокурор города в Магаданскую направил протест в городскую Думу. Требования прокурора удовлетворены, в Положение внесены соответствующие изменения.

 

Новгородская область. В сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в 2011 г. органами прокуратуры выявлено 4756 нарушений закона, 526 незаконных нормативных правовых актов, в суд направлено 458 исков, внесено 386 представлений, к ответственности привлечено 574 лица, объявлено 104 предостережения о недопустимости нарушений закона, из «общенадзорных проверок» возбуждено 34 уголовных дела.

В 814 нормативных правовых актах выявлено 1318 коррупциогенных факторов. В 491 проекте НПА выявлено 800 коррупциогенных факторов, из 443 проектах коррупциогенные факторы исключены.

В 2011 году правоохранительными органами области выявлено 233 преступления коррупционной направленности, что на 25 % больше, чем в 2010 году

 

Нижегородская область. Более 5000 фактов коррупции выявлено сотрудниками прокуратуры Нижегородской области в 2011 году. В том числе было установлено 279 случаев взяточничества, из которых семь – в особо крупном размере.

При росте на 90% выявленных фактов получения взяток на 226 таких преступлений приходится лишь 40 установленных лиц. Это свидетельствует о том, что результаты работы правоохранительных органов в данной сфере все еще формируются преимущественно за счет многоэпизодных дел. В числе наиболее частых нарушений антикоррупционного законодательства прокурор Нижегородской области назвал занятие муниципальных и государственных служащих в коммерческой деятельности, нахождение на государственных должностях лиц, имеющих судимости, прием на государственную службу без конкурса.

Выявлено более 2000 фактов невыполнении государственными служащими обязанности предоставлять сведения о доходах и имуществе.

Факты хищения должностными лицами бюджетных средств, оплаты невыполненных ремонтно-строительных работ по муниципальным контрактам, фиктивного трудоустройства, оплаты административных штрафов за счет бюджетных средств, получения денежного вознаграждения за предоставление земельных участков выявлены как в районах области, так и в Нижнем Новгороде. В отношении глав местных администраций и выборных должностных лиц расследовалось 5 уголовных дел, по трем из них вынесены обвинительные приговоры.

 

Ленинградская область. В прошлом году в Ленинградской области всего два коррупционных уголовных дела закончились для фигурантов реальным лишением свободы (наказаны инспектор ГИБДД и старший оперуполномоченный Госнаркоконтроля).

Количество возбужденных по инициативе прокурорских работников дел в 2011-м сократилось в два раза. Всего  суды вынесли полсотни обвинительных приговоров по коррупционным делам.

Осуждены 35 должностных лиц, в основном это рядовые сотрудники правоохранительных органов. По двум уголовным делам признаны виновными руководители муниципальных образований "Усть-Лужское сельское поселение" и заместитель главы администрации Ивангорода.

Всего прокуратура нашла одиннадцать тысяч нарушений законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействию коррупции, но львиная доля виноватых отделалась легким испугом - дисциплинарной или административной ответственностью.

 

Архангельская область. По данным МВД,  за ушедший год чиновников уличили в 324 должностных преступлениях. Из них 2 факта получения взятки главой МО (п. Васьково), случаи халатности со стороны должностного лица Управления образования администрации МО. Вскрыты также 2 факта получения взяток, совершенные лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления. 12 преступлений зафиксировано в сфере расходования средств выделенные на реализацию национальных проектов. Добавим к этому 3 факта, связанных с получением субсидий, которые выделялись на погашение кредитов в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК».

 

Республика Башкортостан. В 2011 году количество возбуждённых уголовных дел коррупционной направленности возросло почти на 30%. Всего в производстве следователей находилось 328 уголовных дел, 89 оконченных производством уголовных дел по 269 преступлениям коррупционной направленности направлены в суд для рассмотрения по существу.

Если в 2010 году в ходе следствия ущерб возмещался чуть более чем на 3,6% от всей суммы причиненного ущерба, то в 2011 году в ходе предварительного расследования ущерб возмещён более чем на 25% (3,246 млн рублей).

На официальном сайте следственного управления создана страница «Борьба с коррупцией», где отражается работа следственных подразделений в этом направлении, также существует «окно обратной связи», посредством которого любой посетитель сайта может обратиться с заявлением, предложением или жалобой к руководству следственного управления. На этой же странице находится разъяснение о порядке обращения в правоохранительные органы о преступлениях коррупционной направленности.

Основными обстоятельствами, способствующими совершению преступлений коррупционной направленности, как правило, являются слабый ведомственный контроль над работой сотрудников, непринципиальная оценка их должностных проступков, низкая правовая информированность, а также такие явления, как попустительство по службе, назначение на должность без учета характеризующих данных, непринятие мер за упущения или нарушения в служебной деятельности, отсутствие профилактической работы со стороны руководителей указанных органов, направленной на недопустимость коррупционных проявлений в коллективе.

По результатам рассмотрения представлений принимаются меры профилактического характера.
Следователями в целях профилактики преступлений коррупционной направленности в 2011 году внесено 100 представлений в порядке ст. 158 УПК РФ по уголовным делам анализируемой категории. Из внесенных представлений рассмотрено 81, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 79 лиц, к материальной – 2 виновных лица.
В 2011 году в следственные подразделения следственного управления поступило 148 сообщений о даче и получении взяток. Возбуждено 69 уголовных дел, отказано в возбуждении уголовного дела по 62 сообщениям о фактах взяточничества, направлено по подследственности 11 сообщений.
В ходе предварительного следствия по уголовным делам коррупционной направленности следователями приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении 15 лиц, добровольно сообщивших о даче взятки или о вымогательстве взятки и участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях.

Совместно с прокуратурой РБ на 2012 год запланировано издание совместной памятки для граждан, предпринимателей и хозяйствующих субъектов «Что делать, если у вас вымогают взятку».
Предпринятые организационные меры позволили всем правоохранительным органам достичь определенных позитивных изменений в раскрытии и расследовании преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В 2011 году всеми правоохранительными органами республики раскрыто преступлений коррупционной направленности на 32% больше, чем по итогам прошлого года.

 

ХМАО. В 2011 году в регионе было выявлено 943 преступления коррупционной направленности. Из них в суд направлено 699 дел. Сотрудниками УМВД выявлено 807 таких преступлений. 63 случая из которых связано с взяточничеством.

Наибольшее количество преступлений коррупционной направленности – 466 – совершено руководителями и работниками предприятий бюджетной сферы: образования, здравоохранения, леспрома, культуры и спорта, ЖКХ, гражданской защиты. 62 преступления совершено сотрудниками службы судебных приставов. «Особенно коррупцией поражены сферы здравоохранения и образования», –считает представитель МВД.

 

Республика Татарстан. Прокуратура Республики Татарстан обобщила результаты надзорной работы в сфере соблюдения законодательства о противодействии коррупции за 2011 г.

Так, прокуратурой республики в 2011 году выявлено 4746 нарушений законодательства в указанной сфере, что превышает результат работы за АППГ на 62% (2926)

В результате увеличилось количество: внесенных представлений с 1584 до 2072; должностных лиц, привлечённых к дисциплинарной ответственности с 1677 до 2372; должностных лиц привлечённых к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений возросло с 291 до 391; принесённых протестов с 394 до 1235; направленных исков (заявлений) в суды с 403 до 679

По итогам 2011 года проведена экспертиза 12111 нормативных правовых актов и 8581 проектов. В общей сложности 1697 нормативных правовых акта и их проектов содержали коррупциогенные факторы. В результате вмешательства прокуратуры из 1534 нормативных правовых актов и их проектов были исключены коррупциогенные факторы

Прокурорами активно использовались полномочия по направлению в следственные органы материалов проверок, для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ч.2 ст. 37 УПК РФ. В результате количество возбужденных уголовных дел в результате «общенадзорных проверок» увеличилось с 74 до 84

В Республике Татарстан выявлено 537 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (АППГ – 437 или 22,9%)

Кроме того, активизирована работа по выявлению преступлений в сфере взяточничества, так в 2011 году было зарегистрировано на 15,6% больше фактов получения взятки (141 против 122 – АППГ) и на 24,1% больше дачи взятки (72 против 58 – АППГ), в сфере злоупотребления должностными полномочиями 85 (АППГ – 69 или 23,2%), превышение должностных полномочий 60 (АППГ – 9 или 566,7%).

 

Удмуртская Республика. В органы прокуратуры республики в 2011 году поступило 58 обращений граждан и организаций о нарушениях законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которых факты, изложенные в 5 обращениях нашли свое подтверждение. По инициативе прокуратуры к дисциплинарной ответственности привлечены 3 должностных лица.

Обращения граждан содержали сведения о нарушениях законодательства при прохождении государственной и муниципальной службы в части предоставления недостоверных сведений о доходах, об имуществе, несоответствии квалификационным требованиям и несоблюдении ограничений и запретов.

За 2011 г. судами Удмуртии вынесено 70 обвинительных приговоров по уголовным делам коррупционной направленности, по которым осуждено 74 лица, из которых 16 человек являлись сотрудниками органов внутренних дел и исправительных учреждений, 11 - должностными лиц органов государственной власти и местного самоуправления, в числе которых четыре главы муниципальных образований. 
За получение взяток в прошлом году в Удмуртии осуждено 19 лиц, а за дачу - 11.

 

Чеченская республика. В прошедшем году выявлено около 5000 нарушений федерального законодательства в сфере противодействия коррупции, для устранения которых вынесено 2 250 актов прокурорского реагирования. По результатам их рассмотрения 1 036 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 226 – к административной, возбуждено 68 уголовных дел.

Прокуратурой республики уделялось особое внимание выявлению и устранению фактов конфликта интересов, связанных с прямым подчинением гражданских, муниципальных служащих лицам, состоящим с ними в близком родстве или свойстве. В анализируемый период времени выявлено 5 фактов замещения должностей государственной, муниципальной службы лицами, состоящими в близком родстве с руководителями, по представлениям аппарата прокуратуры республики в связи с несоответствием квалификационным требованиям 50 государственных и муниципальных служащих освобождено от занимаемых должностей.

Особую тревогу вызывает исковая работа по возмещению вреда, причиненного преступлениями коррупционной направленности. Так, за истекший год только при 75 уголовных делах коррупционный направленности в суды по ним в порядке ст. 45 ГПК РФ и 44 УПК РФ направлено лишь 12 исков.

 

Республика Бурятия. В 2011 году органами прокуратуры республики в рамках надзора за исполнением законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции выявлено более 1300 нарушений закона. Для их устранения внесено 466 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 274 должностных лиц, на незаконные акты принесено свыше 70 протестов, направлен 31 иск в суд.

Наибольшее количество правонарушений установлено в сферах исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о бюджете, а также в сфере реализации органами власти разрешительных процедур.

Среди выявленных нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе наиболее распространенными оказались нарушения, связанные с неполным и недостоверным представлением служащими сведений о доходах и имуществе. Указанные нарушения законодательства выявлены в министерствах здравоохранения, внутренних дел по Республике Бурятия, Республиканском агентстве промышленности, предпринимательства и инновационных технологий, Республиканской службе по потребительскому рынку и лицензированию, Управлениях Гостехнадзора по РБ, Росздравнадзора по РБ, УФНС по РБ, УФССП по РБ, ГУ МЧС по РБ и в муниципальных образованиях республики.

В истекшем году органами прокуратуры республики на предмет коррупциогенности изучено 6610 нормативных правовых актов и 5742 проекта актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия. Выявлено 495 коррупциогенных факторов в 332 нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов. В результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы из правовых актов и проектов актов исключены.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов прокурорами выявлялось в правовых актах (проектах) органов государственной власти и местного самоуправления республики, регулирующих правоотношения в сферах соблюдения прав и свобод человека и гражданина, исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, землепользования, соблюдения бюджетного законодательства.

В 2011 году правоохранительными органами республики выявлено182 преступления коррупционно направленности, возбуждено 165 уголовных дел данной категории, в том числе по фактам получения взяток – 33, коммерческого подкупа – 3 уголовных дела. По результатам прокурорских проверок возбуждено 15 уголовных дел.

В отношении должностных лиц, к которым применяется особый порядок судопроизводства, возбуждено 4 уголовных дела (в отношении глав муниципальных образований – 3, адвоката – 1).

В суд направлено 52 уголовных дела указанной категории. В отношении 60 лиц вынесены обвинительные приговоры.

 

Удмуртская Республика. Проведение на системной основе антикоррупционной экспертизы позволило в текущем году выявить более 346 нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих различные сферы правоотношений и содержащих 376 коррупциогенных факторов.

Всего прокурорами по фактам несоблюдения установленных законом запретов и ограничений и неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей внесено 149 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности более 219 государственных и муниципальных служащих.

Принятые меры позволили достичь следующих результатов: прокурорами в текущем году выявлено 1129 нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции. Принесено 453 протеста на незаконные правовые акты, по результатам рассмотрения которых отменено (приведено в соответствие в соответствие с законом) 406 правовых актов. В суды прокурорами направлено более 169 заявлений. Внесено 454 представления, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 483 должностных лица, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено более 149 должностных лиц, по 67 материалам «общенадзорных» проверок возбуждено 67 уголовных дел коррупционной направленности.

 

Краснодарский край. В 2011 году в Краснодарском крае выявлено более 800 преступлений, связанных с коррупцией, почти половина из них совершена должностными лицами.

В 2011 году средний размер взятки на Кубани составил 45, 2 тысячи рублей, это в 3 раза больше, чем в 2010 году.

В основном коррупции подвержены здравоохранение, образование и ЖКХ.

 

Опаринский район, Кировская область. Проведенной прокуратурой Опаринского района проверкой установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Опаринского района.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», вступившем в силу с 03.12.2011, внесены многочисленные изменения в законодательные акты РФ.

Однако, вопреки ч.б ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 320-ФЗ) во всех сельских поселениях района, Опаринском городском поселении и в Опаринском муниципальном районе не приняты порядки, регламентирующие предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих для опубликования средствам массовой информации. До настоящего времени муниципальные правовые акты (уставы, положения о муниципальной службе, положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, положения о предоставлении муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера) муниципальных образований не приведены в соответствие с требованиями Федерального закона 21.11.2011№329-ФЗ.

Учитывая изложенное, прокуратурой района внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере противодействии коррупции главе администрации Опаринского района, главе Опаринского городского поселения и главам 7 сельских поселений

 

Саратов. За 2011 г. прокуратура Саратова выявила 130 нарушений законодательства о муниципальной службе и борьбе с коррупцией. Внесено 9 представлений, после рассмотрения которых 8 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Опротестовано 74 незаконных правовых акта, по результатам рассмотрения направленных в органы предварительного расследования постановлений возбуждено 5 уголовных дел.

Прокуратура направила в суд 7 исковых заявлений в интересах РФ о взыскании с физлиц незаконно полученных в результате сделок коррупционного характера денег на общую сумму 56 тыс. руб. Все иски удовлетворены, деньги взысканы.

Суды с участием гособвинителей прокуратуры Саратова рассмотрели 34 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 36-ти чел. Оправдательных приговоров по этим делам не выносилось.

 

Кемеровская область. В 2011 году следственными органами следственного управления по Кемеровской области к уголовной ответственности привлечены 15 лиц особого правового статуса, в том числе 6 глав и 5 депутатов органов местного самоуправления, 3 следователя органов внутренних дел, а также член избирательной комиссии. В большинстве случаев ими совершены преступления с использованием своего служебного положения. Следствием доказаны и факты совершения общеуголовных преступлений, не связанных со служебной деятельностью.

Главы органов местного самоуправления привлечены за превышение должностных полномочий, получение взятки в крупном размере, мошенничество и фальсификацию доказательств по гражданскому делу.

Например, глава Постниковского сельского поселения Ижморского района, присвоив полномочия иных муниципальных и государственных органов в сфере земельного законодательства, совершил не относящиеся к его компетенции действия, в результате чего коммерческой организации причинен ущерб на сумму 270 000 руб. Приговором суда он признан виновным в превышении должностных полномочий и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Обвинение депутатам предъявлено в присвоении чужого имущества, мошенничестве, а также в нарушении ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц, умышленном причинении легкого вреда здоровью и незаконном проникновении в жилище. Один из членов избирательной комиссии привлечен за причинение легкого вреда здоровью и побои.

Следователям предъявлено обвинение в получении взяток в крупном размере и мошенничестве с использованием служебного положения.

Всего судом вынесены приговоры в отношении 9 лиц особого правового статуса, в том числе в отношении глав и депутатов органов местного самоуправления, следователей органов внутренних дел, мирового судьи и адвоката. Во всех случаях виновные понесли ответственность за содеянное.

 

Мурманская область. В Мурманской области на протяжении  2011 года было возбуждено 222 уголовных дела коррупционной направленности, в том числе по фактам получения взяток возбуждено 39 уголовных дел, из них 4 - в крупном и особо крупном размерах. По фактам дачи взяток - 35 уголовных дел. Закончено в производстве и направлено в суд 78 уголовных дел. В прошлом году судами области осуждено 70 лиц. Из них по фактам взяточничества - 40 лиц.
В коррупции уличены сотрудники полиции, УФСИН, ФССП, преподаватели, руководители образ учреждений, два депутата Совета депутатов Мурманска, глава органа местного самоуправления, заместители глав органов, и ряд других должностных лиц.

К примеру, суд признал виновным  гражданина Н. в совершении покушения на дачу взятки в размере 1500 рублей инспектору ДПС ГИБДД за несоставление административного протокола об управлении транспортным средством без документов. Осужденный заплатит штраф  в размере 60000 рублей. Подобным образом вели себя и другие граждане, совершив административное правонарушение, они предлагали полицейским деньги, чтобы те не составляли протокол. Полицейские предупреждали каждого из них, что дача взятки наказуема, но задержанные упорно настаивали на своем.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru