Бюллетень МИКС 2/2012 - Зарубежный опыт
Индекс материала
Бюллетень МИКС 2/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Зарубежный опыт
Все страницы

Зарубежный опыт

 

Европа. Почти каждый  пятый сотрудник крупных европейских компаний (17 процентов) считает дачу взяток допустимым методом увеличения продаж. Этот факт говорит о том, что и в европейских странах проблема коррупции имеет место. Более того, европейские предприниматели не только готовы дать взятку, но и готовы сами получать незаконные подношения.   Так, по результатам опросов, каждый десятый сотрудник немецких концернов готов лично принять взятку. Чуть меньше потенциальных взяточников в Италии (8 процентов), Норвегии (6 процентов), а во Франции всего 5 процентов.   В Германии дача взяток бизнесменами за границей не была уголовно наказуемой. То есть, взятки за пределами ФРГ  приравнивались к затратам на маркетинг и продвижение товара.    Однако немецкий бундестаг решил покончить с такой практикой, приняв закон, который приравнивает откаты за рубежом к взяточничеству. Только в прошлом году крупные штрафы за дачу взяток зарубежным чиновникам и предпринимателям заплатили такие известные немецкие концерна как "Сименс" и "Мерседес".   Что касается самой  Германии, то самый громкий коррупционный процесс здесь прошел в 2010-м  году. Обвиняемый предприниматель Ш. был приговорен к восьми годам тюремного заключения.   Среди чиновников, которые проходили по этому делу, был даже бывший госсекретарь по контролю за вооружениями, который получил от Ш. около 2 миллионов евро за помощь в сделке по продаже танков в Саудовскую Аравию. Если судить по опросам общественного мнения, во Франции предприниматели меньше всего склонны к коррупционным действиям. Здесь только пять процентов бизнесменов готовы принять взятку. Но, тем не менее, и Франции не удалось избежать крупных коррупционных скандалов. Так, по громкому делу о незаконной продаже оружия в африканские страны, к суду были привлечены французские чиновники самого высокого ранга. Более того, многие газеты в связи с этой коррупционной сделкой века упоминали бывшего французского президента.   Что касается коррупции в самой Франции, то здесь регулярно на скамье подсудимых оказываются чиновники муниципальных структур за принуждение бизнесменов к даче взяток. Хотя и объем этих взяток, по нашим понятиям выглядит смехотворным. В основном речь идет о взятках не более чем в несколько десятков тысяч евро.   Самым громким из разряда подобных дел является процесс над руководителем компании "Кейрас энвиронман" П., который делал регулярные подношения родственникам бывшего главы марсельских социалистов. Взяткодателю грозит тюремный срок до 10 лет, а также штраф в 150 тысяч евро. Одним из самых скандальных процессов по взяткам в Великобритании стало дело архитектора Д. Он давал взятки официальным служащим Ньюкастла, которые в обмен щедро снабжали его подрядами на строительство. Когда эти аферы вылезли на свет, Д. был посажен в тюрьму. Недавно принятый в Британии антикоррупционный закон признан самым суровым в мире. Он предусматривает за подкуп официальных лиц и прием взятки тюремное заключение на срок до 10 лет и штраф в неограниченном размере. Закон карает также за "неспособность" компании предотвратить взятки, то есть за отсутствие внутренней антикоррупционной системы безопасности.

Азербайджан. В течение января 2012 года на «горячую линию -161» Управления по борьбе с коррупцией при Генеральной прокуратуре Азербайджанской Республики поступило 226 обращений. В основном жалобы связаны с волокитством, незаконным требованием выплаты денег у граждан, затягиванием процессов рассмотрения заявлений и обращений со стороны государственных органов и другими фактами нарушения закона. 61 из поступивших в связи с коррупцией обращений связано с деятельностью районных центров социальной защиты населения и зональных социально-медицинских экспертных комиссий Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджана, 40 обращений – с деятельностью органов внутренних дел, 19 – органов здравоохранения, 18 – органов местной исполнительной власти, 12 – муниципалитетов, 10 – в связи с образовательными и другими сферами. 28 из этих обращений в настоящее время расследуются Управлением по борьбе с коррупцией при республиканской Генпрокуратуре. 165 обращений в соответствии с требованиями закона «О правилах рассмотрения обращений граждан» Азербайджанской Республики направлены для расследования в соответствующие министерства, комитеты и местные органы исполнительной власти, 33 взятых под контроль обращения направлены для применения необходимых мер в районные и городские прокуратуры.

 

Украина.   Минюст подготовил приказ о Едином госреестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения, приказ вступил в силу с 1 февраля. Реестр - это единая электронная база данных, в которую занесут всех чиновников, привлеченных к ответственности за коррупцию. Основанием может быть вступившее в силу решение суда или выговор за коррупцию (пойман на получении дорогого подарка либо превысил полномочия). 
В Минюсте пока не сообщают, как будут вносить и изымать из реестра (ведь выговор может быть снят через год, а судимость - через 5 лет). Лишь разъяснили, что подавать сведения обяжут любые госструктуры, сотрудник которых попался. По мнению юристов, такой реестр уменьшит уровень коррупции (это "волчий билет" и отказ в работе на госслужбе), но увеличит уровень взяток за риск.

 

Украина. Верховная Рада приняла за основу проект закона о правилах этического поведения чиновников.   Законопроект № 4420-д направлен на определение единых руководящих норм поведения лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, во время выполнения своих служебных полномочий и порядка привлечения этих лиц к ответственности за их нарушение.
Проектом, в соответствии с положениями статьи 8 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, предлагается определить 12 правил поведения лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. 
Эти правила основаны на положениях Международного кодекса поведения государственных должностных лиц и Модельного кодекса поведения государственных служащих государств – членов Совета Европы, что предусмотрено подпунктом "б" пункта 3 раздела V Национальной антикоррупционной стратегии на 2011-2015 годы, одобренной указом Президента Украины от 21 октября 2011 года № 1001.
В проекте предлагается определить следующие правила поведения лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления: законность, приоритет интересов, политическая нейтральность, толерантность, беспристрастность, компетентность и эффективность, формирование доверия к власти, конфиденциальность, воздержание от выполнения незаконных решений или поручений, недопущения конфликта интересов, предотвращение получению неправомерной выгоды, декларирование имущества, доходов, расходов и обязательств финансового характера.


Эстония. Почти две трети европейцев считают, что коррупция является главной проблемой стран, где они проживают. Таковы результаты социологического опроса европейского агентства «Евробаромтр». В Эстонии же более половины респондентов уверены, что коррупция является неотъемлемой частью бизнес-культуры страны.

Не так давно президент Эстонии  заявил, что проблемы с коррупцией в Эстонии наблюдаются лишь на уровне местных самоуправлений и лишь в незначительном объеме, так как туда в части установления прозрачных процедур парламент не может законодательно вмешиваться.

Однако согласно результатам опросов, треть жителей убеждены, что уровень коррупции в последние годы остался на прежнем уровне.

Согласно данным исследования, проведенным Евробарометром, в Эстонии отношение людей к правоохранительным органам, полиции и погранслужбы ухудшилось значительнее, чем во всех остальных странах Евросоюза.

 

Украина. С 27 февраля по 2 марта «Центр переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций» совместно с областным советом и областной администрацией проводят семинар «Предупреждение и противодействие проявлениям коррупции». Среди слушателей семинара - главы сельских и поселковых советов Киевской области.
27 февраля в программе была лекция с элементами практического занятия на тему «Антикоррупционная государственная политика Украины. Коррупция - угроза национальной безопасности». Об этом рассказал доцент кафедры конституционного и международного права Национальной академии внутренних дел.
На следующий  день  участники семинара говорили о правовом обеспечении деятельности органов местного самоуправления, а также подробно обсудят Закон Украины «О доступе к публичной информации».




 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru