Бюллетень МИКС 1/2012 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС 1/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Антикоррупционные инициативы  федерального уровня

 

Президент РФ. 16 января президент  внес в Госдуму законопроект о выборах губернаторов. В соответствии с проектом, президент сохраняет за собой право увольнять губернаторов в связи с утратой доверия. Так, президент сможет увольнять губернаторов, если их уличат в коррупции или они будут замешаны в конфликте интересов.

 

Минфин РФ. Новое положение прописано в приказе Минфина РФ от 21 июля 2011 г. № 86 «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта».

В соответствии с этим документом с 1 января 2012 все государственные и муниципальные органы будут обязаны выкладывать на сайт www.bus.gov.ru основополагающие данные, такие как учредительные документы и план финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того все желающие смогут узнать, как чиновники используют бюджетные средства. Приказ Минфина обязывает госучреждения выкладывать в Интернет всю бухгалтерскую отчетность и отдельно информацию об операциях с целевыми средствами из бюджета.

По замыслу авторов документа, прозрачность госведомств и органов должна дойти до того, что чиновники будут выкладывать всю информацию о проведенных в отношении их госучреждений проверках, включая результаты этих проверок.

Предполагается, что увеличение прозрачности работы государственных и муниципальных органов поможет в борьбе с коррупцией. Если все требования приказа будут выполняться, то нецелевое расходование бюджетных средств будет видно каждому пользователю Интернета, заинтересовавшемуся работой чиновников того или иного ведомства.

 

ГД РФ. В Госдуму внесен законопроект, обязывающий государственных и муниципальных служащих раскрывать сведения о своих расходах, превышающих сумму задекларированных доходов. Согласно материалам базы данных ГД, документом вносятся изменения в 13 различных федеральных законов, в том числе в федеральные законы «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Действие этого законопроекта распространяется на государственных и муниципальных служащих, а также военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, полиции, прокуратуры, таможенных органов, сотрудников следственного комитета, депутатов Государственной думы, членов Совета Федерации и депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти категории служащих будут обязаны представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, превышающих сумму доходов, задекларированных в декларации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с действующим законодательством. Информация подлежит раскрытию при поступлении на службу и при занятии государственной должности, а также ежегодно до 30 апреля года, следующего за отчетным.

Эта обязанность распространяется на супруга (супругу) и несовершеннолетних детей государственных и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих государственную должность. На соответствующие кадровые службы возлагается обязанность проверять такие сведения в установленном порядке, говорится в пояснительной записке к документу.

Законопроектом также устанавливается возможность осуществления проверок сведений о расходах государственных и муниципальных служащих посредством запросов в банковские и налоговые органы (которые будут обязаны отвечать на подобные запросы). Сведения о расходах предлагается исключить из сведений составляющих банковскую тайну, и разрешить доступ к данной информации со стороны проверяющих органов.

Ограничение размера расходов задекларированным доходом, говорится в документе, необходимо, среди прочего, для облегчения проверок соответствующих сведений. При этом будут созданы дополнительные возможности для противодействия коррупции и «профилактике коррупционных действий».

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что его принятие не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Законопроект внесен в ГД досрочно. Согласно поручению президента России, это должно было быть сделано не позднее 15 апреля.

 

Счетная палата РФ. В сфере расходования бюджетных средств за 2011 год выявлены нарушения на 718,5 млрд рублей, следует из отчета Счетной палаты (СП). Отчет направлен председателю Госдумы. Для сравнения, в 2008 году Счетная палата выявила нарушений на 97 млрд рублей, в 2009 году объем выявленных нарушений вырос до 238 млрд рублей, а в 2010 году достиг 484 млрд рублей.

Так, аудиторы выявили незаконные субсидии на развитие и содержание транспортного комплекса Москвы в размере более 7 млрд рублей. По данным аудиторов, в зону коррупционных рисков попадают еще 7,5 млрд рублей. В СП полагают, что это связано с неконкретностью полномочий госорганов.

 

Счетная палата РФ. Счетной палатой разработана система критериев и показателей, а также методика соответствующих аудитов эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для  реализации программ по противодействию коррупции. Эти разработки были апробированы в пилотном режиме в 17 министерствах и ведомствах. О результатах было доложено на заседании президиума президентского Совета по противодействию коррупции.

Система показателей, связанных с оценкой эффективности антикоррупционных мероприятий органов государственной власти, была построена в трех измерениях.

Во-первых, нормативно-правовое измерение. Здесь речь идет о достаточности нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции, о критериях антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Во-вторых, институциональное измерение. Это оценка информации о внедрении в деятельность государственных органов антикоррупционных механизмов. В-третьих, измерение экономической эффективности. Это такие показатели, как, наличие плана противодействия коррупции и адекватность его финансового обеспечения, динамика финансовых нарушений с коррупционными проявлениями, результативность использования финансовых средств, выделенных для борьбы с коррупцией.

При этом учитываются не только валовые статистические показатели (вроде количества "посадок" коррупционеров или объемов вскрытых финансовых нарушений), но прежде всего качественные индикаторы. Среди них можно назвать оценку гражданами уровня коррупции в стране, динамику снижения административных барьеров, степень прозрачности работы государственных и муниципальных органов и так далее.

 

Минфин РФ. Министр финансов России сообщил о намерении внести законопроект о сокращении наличного расчета. «Если бы все крупные покупки, все зарплатные расчеты проводились бы в безналичной форме, прозрачно, то можно было бы увеличить и объем налогов», - заявил министр, который намеревается рассмотреть проект уже в феврале. Расчеты наличными средствами широко распространены по всей стране, в том числе при покупке автомобилей и квартир. При этом ощущается нехватка финансовой инфраструктуры.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru