Бюллетень МИКС 1/2012 - Зарубежный опыт
Индекс материала
Бюллетень МИКС 1/2012
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Зарубежный опыт

 

Израиль. Спустя два года после громких арестов предпринимателей и государственных служащих по делу о строительстве жилого комплекса «Холиленд» в Иерусалиме прокуратура предъявила уголовные обвинения бывшему премьер-министру, его помощнице, бывшему мэру Иерусалима, бывшему инженеру города, бывшему гендиректору банка «Апоалим» и ряду других государственных служащих и бизнесменов.
Экс-главе правительства инкриминируется систематическое получение взяток за продвижение проекта «Холиленд». Обвинения базируются, в основном, на показаниях государственного свидетеля, но с 2002 года, согласно заявлению прокуратуры, имеются и документальные подтверждения выписанных чеков. 
По версии прокуратуры, за счет взяток, полученных от инициаторов проекта «Холиленд» экс-премьер покрыл свои долги, остававшиеся от муниципальной предвыборной кампании 1993 года, оплатил кампанию 1998 года и праймериз в «Ликуде» в 1999 году, а также оказал финансовую помощь запутавшемуся в долгах брату. Общая сумма инкриминируемых взяток составляет не менее полутора миллионов шекелей.

Латвия. Латгальский окружной суд вынес приговор по делу предпринимателей, обвинявшихся по делу о взяточничестве. Получателем взятки являлся исполнительный директор Даугавпилсской городской думы.

На скамье подсудимых оказались В. и О.. По приговору суда первый из них получил два с половиной года тюремного заключения с конфискацией имущества (изначально прокурор  запрашивал 9 лет с конфискацией), а второй был оправдан (требованием прокурора было - 2 года тюрьмы).

Как считает следствие, в 2004 году бывший тогда исполнительным директором думы  У. (дело против него было прекращено в связи со смертью обвиняемого) и директор SIA «Magvejs» В. договорились, что управляемые В. предприятия выиграют конкурс на поставку отработанного масла и мазута, организованный муниципальным предприятием «Daugavpils siltumtīkli». Такой же уговор произошел и насчет поставки битума — причем в конкурсе, организованном SIA Daugavpils Dzivokļu un komunālas saimniecības uzņēmums, цены были искусственно завышены.

Пользуясь своим положением и служебной информацией, У., вопреки служебным интересам, всячески способствовал тому, чтобы предприятия, подконтрольные В., выигрывали конкурсы. Также он старался сделать так, чтобы о конкурсе не узнали (или узнали как можно меньше) другие возможные претенденты. Всего В. вменяется 7 подобных  эпизодов.

В качестве «вознаграждения» У. получал разные суммы за каждую тонну масла, мазута и битума. Кроме того, SIA «Magvejs» оплачивал телефонные разговоры У., расходы на бензин, и даже погасил его денежный долг.

 

Латвия. Бывший мэр Юрмалы Т., которого в мае 2010 года суд наказал за злоупотребление служебным положением, отправив на принудительные общественные работы, намерен в этом году пожаловаться на Латвию в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

"Мне вынесли обвинительный приговор, цель которого не имела никакой связи ни с духом, ни с буквой закона. Поэтому я намерен добиваться справедливости в ЕСПЧ", — сказал бывший мэр Юрмалы. Т. хочет, чтобы ЕСПЧ признал, что латвийский суд нарушил закон и его права человека, необоснованно осудив, и нанес серьезный ущерб его личной репутации и его семьи.

Кроме того, Т., скорее всего, потребует от Латвии компенсации.

Рижский окружной суд 6 мая 2010 года признал Т. виновным в злоупотреблении служебным положением и приговорил к 200 часам принудительных работ, а также запретил ему в течение года занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях.

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией ранее установило, что Т., будучи как мэр единственным представителем держателя долей капитала в ООО "Юрмальская больница", осуществлял умышленные действия, очевидно превышающие его полномочия и противоречащие закону о предотвращении разбазаривания государственного и муниципального имущества. В частности, он принял решение о заключении мирового соглашения по делу о материальном ущербе в размере 23 600 латов, причиненном больнице бывшим председателем ее правления. Благодаря этому решению размер компенсации больнице был уменьшен до 11 000 латов.

Сам Т. вину в инкриминируемом ему преступлении полностью отрицает, считая, что дело сфабриковано.

Турция. Почти 400 лет тюремного заключения потребовал прокурор для мэра Эгейской провинции Измир К. Мэр К, который состоит в Республиканской народной партии Турции (CHP), обвиняется в подтасовке результатов государственных тендеров, злоупотреблении служебным положением, взяточничестве, растрате, фальсификациях и ряде других преступлений, которых в общей сложности насчитывается 33.
Мэра также обвиняют в том, что он сформировал и возглавил преступный синдикат, занимался покрытием преступлений и защитой преступников.
В официальном обвинительном акте К. назван «подозреваемым номер один» и «организационным лидером». 3 января мэр Измира давал показания относительно обвинений в мошенничестве.
Полиция совершила рейд на муниципалитет Карабаглара, одного из районов Измира, 2 мая по подозрению в коррупции и вмешательстве в ход общественных тендеров. Первоначально было задержано 44 человека, 10 из которых освободили после опроса. Шестнадцать высокопоставленных служащих муниципалитета в настоящее время находятся под арестом.

 

Киргизия. Совет обороны одобрил Государственную стратегию антикоррупционной политики. Накануне под председательством президента состоялось заседание Совета обороны в новом составе, на котором рассмотрен вопрос «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в обществе».

Совет обороны принял решение: считать борьбу с коррупцией приоритетной задачей для всех ветвей власти — Жогорку Кенеша, правительства, судебной системы, органов местного самоуправления. Совет обороны отметил необходимость коренного реформирования правоохранительных органов, рекомендовал Жогорку Кенешу, правительству, органам судебной власти и МСУ разработать планы мероприятий по противодействию коррупции в рамках реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики. Генпрокуратуре, ГКНБ и МВД поручено принять исчерпывающие меры по раскрытию совершённых коррупционных преступлений, повысить качество следствия и ежемесячно информировать Секретариат Совета обороны о ходе расследования уголовных дел и рассмотрения их в суде.

Директор Антикоррупционной службы ГКНБ предупрежден о том, что, в случае отсутствия конкретных результатов борьбы с должностными преступлениями по итогам первого квартала этого года, он будет отстранен от занимаемой должности. В целях противодействия коррупции на всех уровнях власти Совет обороны поручил всем органам государственной власти обеспечить широкое привлечение институтов гражданского общества к работе по предупреждению и выявлению коррупционных проявлений путем создания комитетов гражданского контроля.

Президент Алмазбек Атамбаев: «Я как глава государства и Председатель Совета обороны требую, чтобы каждое уголовное дело, возбужденное против коррупционеров, было доведено до конца. Согласно статье 104 Уголовного Кодекса, на Генпрокуратуру возлагается эта обязанность. Уровень коррупции напрямую зависит от руководства».

 

Украина. 26 января 2012 года ученые и слушатели дневного отделения магистратуры государственного управления Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля провели международную скайп-конференцию со своими коллегами из Института и школы публичного администрирования Университета Небраски (г. Омаха, США) «Современные проблемы формирования публичного администрирования в Украине в контексте мирового опыта».

В конференции  принимали участие доктора Кеннет Криз и Роберт Блэр с американской стороны и профессоры доценты и  преподаватели.

Модераторами дискуссии были выпускница магистратуры государственного управления Восточно-украинского университета им. В. Даля, обучающаяся по специализации «Публичная политика» в университете Небраски, г. Омаха (США)  и доцент магистратуры государственного управления ВНУ им. В. Даля.

В своем докладе модеротор отметил, что формирование публичного администрирования тесно связано с политикой экономических реформ, направленных на эффективное выполнение государством своих функций. Особое внимание было обращено на развитие местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местной жизни.

Доктор Р. Блэр отметил продвижение Украины в вопросах развития демократии и представил общую картину организации местного самоуправления в США. Были рассмотрены две основные формы самоуправления, которые наиболее часто применяются в США, показаны сильные стороны системы нанимаемого громадой профессионального городского мэра, который подотчётен избираемому населением мэру. Докладчик также осветил существующую  в США практику местных инициатив и референдумов по отзыву мэров и избранных советников и должностных лиц местного самоуправления до окончания срока их полномочий и сравнил численность представительных органов местного самоуправления в Украине и США. Так, в США в таком по численности городе как Луганск в представительный орган избирается примерно в 9 раз меньше представителей, чем в Украине.

Доклад доктора К. Криза был посвящён финансовым  вопросам местного самоуправления в США. Особый интерес участников конференции вызвала законодательная практика четкого закрепления определенных видов налогов на уровне местного самоуправления, штатов и государства, которая позволяет обеспечить реальную финансовую независимость  местного самоуправления. Были затронуты вопросы выработки стратеги и политики экономического развития муниципальных образований, предупреждения коррупции на местном уровне в США. Доктор К. Криз ответил также на вопросы участников конференции о квалификационных требованиях к публичным служащим в США, об организации повышения их квалификации, порядке  приёма на службу и другие.

В целом стороны выразили взаимную готовность к дальнейшему сотрудничеству и научному обмену.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru