Социологическое исследование в рамках подготовки круглого стола–совещания в Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Фактор стоимости труда в инновационном развитии экономики Российской Федерации»

Заполнить анкету





Реклама
Бюллетень МИКС 11/2011 - Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Индекс материала
Бюллетень МИКС 11/2011
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы

 

ОП РФ. Отсутствие действенных санкций делает угрозы для нарушителей закона незначительными по сравнению с гигантскими возможностями обогащения и является основной проблемой неэффективности антикоррупционной политики, говорится в проекте доклада Общественной палаты РФ об эффективности антикоррупционных мероприятий в стране, рассмотрение которого в прошло в ОП.

Еще весной палата пообещала к ноябрю подготовить и представить доклад об эффективности антикоррупционной деятельности в стране и об участии гражданского общества в реализации антикоррупционной политики.

"Отсутствие действенных жестких санкций, запретов, ограничений, механизмов контроля и обратной связи по большинству антикоррупционных мер делает угрозы и риски для коррупционеров незначительными по сравнению с гигантскими возможностями для обогащения. То есть не создается должных стимулов для отказа от коррупционного поведения", - отмечается в проекте доклада.

Авторы документа также считают, что антикоррупционная политика сводится преимущественно к борьбе со взяточничеством и при этом не уделяется внимания другим деяниям, что не отражает истинных масштабов проявлений коррупции.

"К числу коррупционных деяний не всегда причисляются общепризнанные проявления коррупции - присвоение государственных и общественных финансов, дефицитных имущественных ресурсов должностными лицами, продвижение во власть и в государственные компании родственников и друзей, использование властных ресурсов в интересах бизнес-структур и для монополизации рынков", - говорится в проекте доклада.

По мнению авторов документа, до сих пор не обеспечена реализация принципа неотвратимости наказания.

"Необходимость ужесточения ответственности должностных лиц органов власти за нарушение антикоррупционного законодательства предусматривается всеми международными и внутрироссийскими документами (конвенция Совета Европы, конвенция ООН, национальная стратегия)", - говорится в докладе.

Кроме того, по мнению общественников, отсутствует нормативная база развития общественного контроля. Несмотря на то, что неоднократно предпринимались попытки создать нормативную базу для общественного контроля за деятельностью исполнительной власти, пока никакого отклика и поддержки со стороны властей не поступало.

Авторы доклада отмечают, что эффективность антикоррупционной политики зависит и от того, насколько активно институты гражданского общества участвуют в выявлении и огласке фактов коррупционных нарушений, насколько подготовлены лица, проводящие профилактику и расследующие такие правонарушения.

В проекте доклада отмечается, что по данным исследования международной организации Transparency International, Россия сейчас по уровню коррупции переместилась со 143-го места на 154-е из 178. Данные исследования показывают, что, несмотря на предпринимаемые российскими властями меры, уровень коррупции за последние три года повысился.

По данным опроса ОП, в восприятии граждан и экспертов уровень коррупции продолжает расти. Крайне неблагоприятно граждане оценивают ситуацию в сфере ЖКХ. "Лидерами" жалоб на коррумпированность, поступивших на горячую линию палаты "Стоп, коррупция", стали правоохранительные органы: полиция, прокуратура и суд. Основные темы обращений и жалоб - игнорирование правоохранительными органами сообщений на коррупцию, вымогательство путем вменения несовершенных правонарушений, вопросы регистрации, коррупция в соцсфере.

С февраля по конец октября 2011 года на линию поступило 1423 звонка, из них не содержащие жалоб на возможные факты коррупции - 353. В 415 заявлениях обратившиеся указали, в какие органы власти они безуспешно обращались для обжалования незаконных, по их мнению, решений.

Заявления о предполагаемых фактах коррупции поступили из 82 субъектов. Наибольшее количество обращений (461) поступило из Центрального федерального округа, а наименьшее (33) - из Дальневосточного федерального округа.

По результатам работы горячей линии отмечается, что органы исполнительной власти занимают лидирующую позицию по числу жалоб на коррупцию (48%). В 228 случаях из 1423 заявители считают, что коррупция контролируется непосредственно высшим должностным лицом муниципального образования или субъекта РФ.

В 321 случае (23%) в коррупции обвиняются сотрудники прокуратуры и Следственного комитета. Значительное число жалоб на горячую линию поступило на суды (160). В 178 из 1423 обращений говорится о нецелевом расходовании бюджетных средств, незаконном переводе федерального и муниципального имущества в частную собственность.

По словам замсекретаря ОП Михаила Островского, в течение 10-12 дней будет обработана стенограмма по выступлениям и обращениям, связанным с обсуждением проекта доклада, в декабре документ планируется утвердить, а затем направить на рассмотрение главе государства.


ТПП РФ. Заседание Правления ТПП РФ, которое состоялось в канун 20-летия российской палаты, стало знаковым событием для всего российского бизнеса. Премьер-министр Правительства РФ, принимавший участие в заседании, поздравил собравшихся с праздником и обозначил ряд актуальных вопросов в области предпринимательских инициатив. Особое внимание премьер уделил экспертному потенциалу российской палаты. Было озвучено, что лишь за последние полтора года ТПП внесла конструктивные правки в 144 законопроекта. В связи с чем премьер высказал пожелание сделать общественную экспертизу с участием делового сообщества обязательным требованием законотворческого процесса. Тему продолжил президент ТПП РФ. Он сообщил, что сейчас торгово-промышленные палаты в регионах и муниципальных образованиях совместно с местными администрациями и структурами гражданского общества активно формируют систему постоянного мониторинга применения действующего законодательства. В первую очередь речь идет о таких проблемах, как борьба с коррупцией, доступность и качество государственных и муниципальных услуг, самочувствие малого и среднего бизнеса, функционирование судебной системы, тарифы, цены и ценообразование. 
Комментируя прозвучавшее на заседании, президент ТПП РО напомнил, что донская палата признана независимой экспертной организацией, которая наделена правом проводить экспертизы проектов нормативных и законодательных актов на предмет их коррупциогенности. Только за 9 месяцев 2011 года силами правого управления ТПП Ростовской области выдано более 40 экспертиз на наличие признаков коррупциогенности.

 

Ульяновская область. Участники круглого стола, инициированного Общественной палатой попытались оценить масштабы явления и эффективность проводимых анткоррупционных мероприятий в Ульяновской области, наметить механизмы участия институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики.
Председатель ОП  озвучила данные Управления ФСБ по области по привлечению к ответственности за коррупционные действия. Однако каждый понимает, что нераскрытых фактов гораздо больше. По словам уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, оценить эффективность работы его службы чрезвычайно сложно ввиду того, что единственными объективными данными можно считать данные социологических опросов.
Сегодня молодыми учеными ведется разработка показателя коррупционности территории, который будет рассчитываться с учетом ряда социально-экономических показателей. Сотрудники аппарата уполномоченного проводят анализ нормативных правовых актов, разрабатываемых в регионе, на предмет наличия формулировок, открывающих возможность для коррупционных действий.
Особенно «опасной» в этом смысле сферой является финансирование областных целевых программ. Только за последние три месяца было предотвращено необоснованное вложение более 8 миллиардов рублей в бюджет Ульяновской области, предназначавшихся на реализацию ОЦП.
Острой проблемой остается недоверие населения к органам государственной власти, работающим в этом направлении. Для его преодоления в муниципальных образованиях были созданы общественные советы по противодействию коррупции, ведется активная работа со СМИ. Для формирования общественного сознания молодого поколения о правилах поведения в коррупционных ситуациях разработан учебно-методический комплекс «Внедрение элементов антикоррупционного воспитания и образования», служащий основой для проведения занятий со школьниками и студентами.
«Российское законодательство четко разделяет понятия «борьба с коррупцией» и «противодействие коррупции, — отметила начальник отдела по надзору за исполнением законодательства по коррупции Прокуратуры Ульяновской области . — Борьба с коррупцией — задача специальных уполномоченных структур, в том числе и нашего отдела».
Одним из наиболее актуальных направлений является надзор в сфере законодательства в области государственной и муниципальной службы. К примеру, федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержит немало формулировок, допускающих коррупционные действия, вследствие чего готовится два проекта о внесении в него изменений. Не могут не беспокоить данные об уклонении государственными служащими от предоставления полных сведений о доходах семьи. По ее мнению, роль Общественной палаты и других общественных институтов должна заключаться в формировании нетерпимости населения к коррупционному поведению и содействии в проведении независимой экспертизы законопроектов.
Председатель Ульяновской правозащитной благотворительной организации «Правовой фонд» поделился сведениями о том, что только за 2011 год в Ульяновске прошло 11 митингов и 16 пикетов, носивших антикоррупционную направленность. Утратив доверие к власти, жители региона надеются привлечь внимание к проблеме через проведение протестных акций. Чаще всего ульяновцев беспокоят случаи коррупции в сферах здравоохранения, ЖКХ, распределения грантов для предпринимателей, а также в работе Ростехнадзора и Роспотребнадзора. В ответном обращении Уполномоченный по противодействию коррупции призвал представителей общественности и простых ульяновцев смелее направлять сообщения в аппарат Уполномоченного. Сделать это можно через электронную почту, опубликованную на сайте или по телефону «горячей линии». Не стоит опасаться разглашения персональных данных, поскольку даже анонимные обращения принимаются и рассматриваются согласно общей процедуре.
Подводя итоги круглого стола, председатель ОП  отметила, что Палата готова оказывать активное содействие при проведении общественной экспертизы проектов законов и нормативных правовых актов на предмет выявления потенциальных коррупционных действий и активизировать процесс разработки регионального Закона «Об общественном контроле», включив в него соответствующие положения.

 

Екатеринбург. В Екатеринбурге создается новое общественное объединение – фонд «Город без коррупции», призванный бороться с клановостью и должностными злоупотреблениями в муниципалитетах регионов УрФО. С такой инициативой выступила группа активных граждан, обратившаяся к общественности и СМИ с призывом занимать более активную позицию по поддержке федеральных органов власти и правоохранительных структур в вопросах борьбы с коррупцией на местном уровне. Одним из инициаторов нового общественного объединения выступил председатель Национального экспертного совета по противодействию коррупции, основатель РИА «ФедералПресс».

Согласно обозначенному президентом курсу борьба с коррупцией должна вестись прежде всего на муниципальном уровне. Этот тезис имеет особое значение для Екатеринбурга. Город, который муниципальные власти позиционируют как «город возможностей», за последние 20 лет был опутан сетью коррупционных связей. Масштабы проблемы достигли таких размеров, что на нее обратили внимание в администрации главы государства.

Говоря о проявлениях коррупции в Екатеринбурге, многие эксперты вспоминают о команде бывшего главы города, руководившего Екатеринбургом с 1991 по 2010 год. По данным экспертов, многие разработанные его подчиненными схемы злоупотреблений продолжают работать, а у власти, по большей части, остаются те же самые люди. Только летом 2011 года при содействии федеральных властей началась своего рода «зачистка» бюрократических кланов горадминистрации. В частности, благодаря следователям окружного ГУ МВД было возбуждено уголовное дело по обвинению в организации заказных убийств в отношении вице-мэра К., который сейчас находится в СИЗО.

Среди основных городских проблем, вызванных коррупцией, эксперты чаще всего называют несколько.

- Точечная застройка. Десятки новых высотных домов в Екатеринбурге были возведены во дворах уже построенных, сокращая, а порой и просто уничтожая детские площадки, газоны, парковые и иные рекреационные зоны, создавая повышенную нагрузку на изношенные коммуникации, так как отдельных, новых коммуникаций к этим домам не подводилось. Мнение горожан зачастую игнорировалось, как было в случае со строительством новых зданий вблизи домов на Баумана, 1, Белинского, 135, Цвиллинга, 20, нескольких домов в пер. Асбестовском и других. Кроме того, в годы руководства городом команды бывшего мэра Ч. происходила вырубка зеленых насаждений и сокращение площади городских парков, садов, скверов и аллей.

- Кризис в сфере недвижимости. В городе действует протекционизм приближенных к «клану Ч» строительных компаний. Ни для кого не секрет, что одним из учредителей крупнейшей строительной компании «Атомстройкомплекс» был сын мэра Ч., другими компаниями владеют приближенные к мэрии люди. Независимым застройщикам не давали возможность строить, поддерживая искусственно завышенные цены на недвижимость – одни из самых высоких в России. Наряду с этим до последнего времени не решались проблемы обманутых дольщиков. Как заявлял депутат облдумы, «сейчас, когда мы с областным правительством стали копать и разбираться в причинах долгостроя, изучать прокрученные финансовые схемы, то выяснилось очень много криминальных фактов. И замараны в них оказались не только недобросовестные бизнесмены, но и очень высокопоставленные чиновники из мэрии Екатеринбурга».

- Грязные дороги. Каждый год весеннее таяние снега на улицах приводит к образованию слоя жидкой грязи, покрывающей улицы города. Заслуженный артист России , чьи гастроли в 2007 году в городе пришлись как раз на этот период года, даже обратился во время интервью на местном телеканале с обращением к главе города: «Ч, не позорься! Помой город!». Местные автолюбители несколько раз проводили акции протеста под аналогичными лозунгами.

- Транспортный коллапс. Увеличение количества личных автомобилей горожан в разы опережает развитие улично-дорожной сети. Точечная застройка не позволяет обеспечить новостройки автопарковками, в результате люди вынуждены использовать в этом качестве крайние полосы проезжей части, что приводит к многочасовым пробкам, особенно в центре города. Дорожное строительство непрозрачно. Так, возведение необходимой городу развязки у «Калины» стоимостью 6 млрд рублей откладывается, поскольку антимонопольщики нашли нарушения в конкурсной документации.

-Проблемы в области благоустройства города. Целевая программа «1000 дворов» в Екатеринбурге фактически провалилась. По состоянию на 1 сентября власти могли отчитаться за благоустройство менее чем 100 дворов. Многие спортивные площадки и зеленые зоны уничтожены, опять же, в угоду точечной застройке.

-Проблемы комплекса ЖКХ. Все тепловые сети города переданы в частные руки, что дает мэрии повод не брать на себя ответственность за многочисленные коммунальные аварии. С другой стороны, инвестпрограмма МУП «Водоканал», пролоббированная городскими чиновниками, исчисляется миллиардами рублей при сохранении низкого качества питьевой воды. Большинство крупнейших управляющих компаний так или иначе аффилированы с командой Ч. либо сталкиваются с притеснениями с ее стороны. В этих условиях остается крайне низким качество подготовки к зиме. Согласно опросу аппарата главного федерального инспектора, 55,2 % респондентов оценили его как неудовлетворительное, 3,4 % – как очень плохое, 24,1 % – «с каждым годом хуже и хуже».

Кризис в здравоохранении. Горожане жалуются на постоянные поборы в поликлиниках и больницах, получение качественной медпомощи без денег или связей ушло в прошлое. При этом в 2011 году люди, близкие к горадминистрации, организовали травлю областного минздрава с целью сохранить право распоряжаться бюджетным финансированием отрасли вопреки вступающему в силу с 2012 года 313-ФЗ. С этой целью применялись спекуляции на темах вакцинации населения и снабжения лекарствами льготных категорий населения.

-Катастрофическая ситуация с детскими садами. К концу 1991 года в Екатеринбурге действовало 619 детских садов, затем их количество начало резко сокращаться. По мнению экспертов, удачное расположение садиков превратило их здания в привлекательные объекты недвижимости. Администрацией города стала проводиться политика продажи зданий детских садов коммерческим структурам или перепрофилирования их под государственные учреждения. По разным оценкам, в 2008 году в Екатеринбурге действовало от 268 до примерно 350 детских садов, то есть за годы правления Ч. их число сократилось вдвое. В городе регулярно проходят акции протеста матерей, которым не хватило мест в дошкольных учреждениях.

-Кризис в системе общественного транспорта. Качество работы муниципального транспорта остается невысоким, хотя цена на проезд постоянно растет и сейчас достигла 18 рублей. Частные перевозчики не только не поощряются, но и выдавливаются с рынка. Строительство метрополитена затягивается, расходование выделенных на него средств непрозрачно. Много недовольства вызвал проект электронной транспортной карты «Е-карта», который критикуют за запутанный и сложный механизм, непонятный старшему поколению, увеличение стартовых затрат пассажиров (покупка самой карты), проблемы с обменом/продлением/оплатой карты, ее низкую надежность в условиях минусовых температур.

-Поборы среднего и малого бизнеса. Предприниматели города в течение 20 лет сталкивались фактически с вымогательством средств со стороны городских служб, курирующих товарный рынок. Простейший пример – требование ко всем торговым точкам заказывать праздничное оформление витрин в определенной фирме по определенным ценам.

19 октября главный федеральный инспектор по Свердловской области заявил, что коррупция мешает привлечению в Екатеринбург инвестиций: «Имеют место злоупотребления должностных лиц, а именно – расхищение и присвоение бюджетных средств». Тогда же он заявил о создании при аппарате ГФИ специальной коллегии по наиболее актуальным проблемам Екатеринбурга, в том числе и коррупции.

Инициаторы создания общественного фонда «Город без коррупции» ставят своей целью поддержать работу федеральных надзорных и правоохранительных институтов власти в вопросах борьбы с коррупцией и способствовать выстраиванию эффективных общественных механизмов взаимодействия власти, правоохранительных органов, общественных объединений и СМИ. По заявлению учредителей фонда, «Город без коррупции» станет открытым общественным объединением граждан с активной гражданской позицией, общественным дискуссионным центром для негосударственных организаций и инициативных групп.

Председатель объединения «Город без коррупции» заявил, что на сегодняшний день Екатеринбург как столица УрФО и Свердловской области, несмотря на то, что внешне развивается как третья столица, имеет большие проблемы, связанные с перманентным ростом коррупции. Зачастую именно коррупция мешает развиваться как отраслям экономики, так и социально-культурному потенциалу столицы УрФО, тем самым не давая Екатеринбургу по праву стать третьим культурно-экономическим центром Евразии.

«Сознавая необходимость этой работы как для развития инвестиционного, так и культурного потенциала города, мы выступаем со встречной инициативой объединения общественных активов, групп и граждан для профилактики и предотвращения распространения коррупции в нашем городе, – заявил гендиректор «ФедералПресс. – По инициативе РИА при поддержке Национального экспертного совета по противодействию коррупции в УрФО принято решение о создании общественного объединения «Город без коррупции», в задачи которого будут входить популяризация механизмов предотвращения коррупции, поддержка общественных инициатив по противодействию коррупции, создание для активных граждан и молодежи «Академии репортерских расследований», организация горячих линий «Скажи нет коррупции!» общественных интерактивных приемных для выстраивания прямой связи между гражданами, органами власти и правоохранительными органами по выявлению коррупционных связей и элементов. Планируется оказание правовой консультационной помощи для инициативных групп граждан Екатеринбурга, а также информационной помощи правоохранительным органам по вопросам разъяснения государственной политики по противодействию коррупции».

Авторы инициативы надеются, что она окажется востребованной и найдет поддержку среди общественных организаций, экспертных сообществ и институтов, органов власти и правоохранительных органов, а также добропорядочных сотрудников мэрии и принесет эффективные результаты не только в противодействии коррупции, но и в развитии экономического, социального, культурного потенциала Екатеринбурга.

Главный федеральный инспектор по Свердловской области считает, что данная инициатива вполне способна стать ответом общественности на злоупотребление властей. «Коррупция является одной из самых тяжелых болезней нашего государства и общества. Это явление пагубно влияет на имидж России, подрывает доверие населения к власти, сводит к минимуму решения, направленные на создание свободного, демократического общества, препятствует повышению инвестиционной привлекательности регионов и модернизации экономики страны, – заявил главный федеральный инспектор по Свердловской области. – Именно поэтому борьба с коррупцией провозглашена в числе ключевых направлений государственной политики. «На мой взгляд, создание фонда «Город без коррупции», нацеленного на выявление коррупционных схем и связей, развитие правовой грамотности граждан, является одним из возможных ответов, который представители общественности, средств массовой информации могут поставить в противовес коррупции», – резюмировал федеральный инспектор.

 

НП СРО «Сахалинстрой». Саморегулируемая организация Сахалинстрой» открыла «горячую линию». Она предназначена для приема обращений организаций и индивидуальных предпринимателей – членов СРО, осуществляющих строительство.
Также на «горячую линию» можно звонить по вопросам нарушений законодательства в сфере саморегулирования, законодательства о проведении торгов (№ 94-ФЗ), подозрений на сговор и коррупцию при размещении заказов, выделении земельных участков и при выполнении строительных работ с целью защиты их прав и интересов. Кроме того, жители Сахалинской области могут пожаловаться на неудовлетворительное состояние строительных площадок, нарушения технических регламентов и требований проектной документации при выполнении работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов, а также  в случаях обрушений, разрушений или повреждений строительных конструкций зданий или сооружений.
Необходимость создания «горячей линии» обусловлена ситуацией, сложившейся в системе саморегулирования в процессе борьбы с СРО, имеющими признаки коммерциализации, появлением фирм-однодневок, стремящихся любыми способами получить строительные заказы. Кроме того - с работой на строительном рынке области организаций, постоянно срывающих сроки выполнения работ, а также готовых выполнять работы без проектной документации, без строительного контроля, или применяющих строительные материалы, изделия и конструкции, не соответствующих рабочей документации, требованиям технических регламентов или Техническим свидетельствам Минрегиона РФ.
Данная идея была озвучена в сентябре этого года на состоявшемся «круглом столе», который был организован и проведен главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) и общественными организациями антикоррупционной направленности. Такие же вопросы неоднократно рассматривалась на Совете Национального объединения СРО строителей (НОСТРОЙ), Правлении и на общем собрании членов НП СРО «Сахалинстрой».
Кроме того, анализируя события, происходящие вокруг нарушений, выявленных Ростехнадзором, а также с огромным количеством тревожных звонков, поступающих в НОСТРОЙ по данному поводу от различных компаний и организаций, Национальное объединение строителей обратилось ко всем СРО с предложением усилить свое внимание на подобных фактах.
С целью предупреждения нежелательных последствий нарушения закона, а также возможного ущерба членам СРО в связи с несостоятельностью недобросовестных саморегулируемых организаций, недобросовестностью некоторых муниципальных , государственных или иных заказчиков, недобросовестностью некоторых строительных организаций любых СРО, работающих на территории области, в результате деятельности которых снижается безопасность и надёжность объектов и появляется потенциальная угроза жизни и здоровью жителей области, проявлений сговора или коррупции в строительной сфере, НП СРО «Сахалинстрой», посредством работы «горячей линии», будет вести постоянный сбор информации, анализ которой поможет принимать правильные решения каждому участнику строительного рынка, а информация о подозрении на сговор, коррупцию и появления фирм однодневок будет передаваться в компетентные контрольные и надзорные органы.
Результаты анализа обращений планируется публиковать сайте организации.

 

Московское бюро по правам человека опубликовало «Экспертное заключение о проблемах противодействия коррупции в Российской Федерации в 2008-2011 гг.». В отчете рассмотрены возможности внешних по отношению к органам власти оценок эффективности антикоррупционных мер. Большинство оценок свидетельствуют о возрастании уровня коррупции. Открытость и прозрачность деятельности органов власти если и повышается, то очень медленно, не оказывая существенного влияния на снижение уровня коррупции в стране. Недостаточно эффективным является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также меры противодействия коррупции экономического характера.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru