Бюллетень МИКС 11/2011 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС 11/2011
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Антикоррупционные инициативы федерального уровня

 

ФАС РФ. Федеральная антимонопольная служба готовит поправки в закон "О погребении и похоронном деле" с тем, чтобы справиться с монополизацией и коррупцией на рынке ритуальных услуг. «Более чем половине муниципальных районов один-два, максимум три игрока (на этом рынке), оказывающих услуги населению. Это значит, что качество услуги падает, а стоимость растет. В стране колоссальное количество кладбищ, которые находятся в ужасающем состоянии, при этом стоимость захоронения на этих кладбищах – почти как в Европе», - рассказал заместитель главы управления контроля социальной сферы и торговли ФАС.

Зачастую муниципалитеты в обход российского законодательства передают кладбищенскую землю и функции хозяйствующим субьектам – ГУПам, МУПам и частным организациям.

«Как только ты передал землю в управление какой-то одной компании, эта организация начинает определять все: кого пустить на кладбище, кого не пустить, всю дальнейшую жизнь кладбища – кто изготавливает надмогильные сооружения, кто и по каким ценам хоронит».

ФАС предлагает конкретно прописать норму о невозможности передачи муниципалитетами земли «хозяйствующим субъектам» в законе. Они и сейчас не могут передавать землю (согласно закону о конкуренции), но в законе о похоронном деле это звучит не так ясно.

Кроме того, одно из ключевых предложений ФАС – внести в закон принципиальное разделение услуг по погребению и обслуживанию территории.

«Надо, чтобы организация, выполняющая обслуживание кладбища не осуществляла услуги по погребению. Это важный момент. Ведь что такое обслуживание кладбища? Это шлагбаум в руках, и если я параллельно занимаюсь и захоронением, я буду стараться сделать своим конкурентам на этой территории плохо. Например, не открыв перед процессией с катафалком шлагбаум… После череды таких проблем конкурент уйдет с рынка. Это повсюду так» - говорит заместитель главы управления контроля социальной сферы и торговли ФАС

Впрочем, у этой идеи есть свой противник – Минрегион, который, напротив, считает такое разделение нецелесообразным. Однако ФАС будет стоять на своем, "иначе мы окончательно закрепим монополиста, сохранится тот же самый произвол на местах – и ничего тогда с этим не сделаешь".

Еще один вопрос, по которому разошлись ФАС и Минрегион – это возврат к советской системе лицензирования услуг. Представитель ФАС назвал лицензирование в рыночных условиях «легализованной коррупцией»: «Почему лицензирование работало в Советском союзе? Потому что на всех этапах осуществлялся четкий контроль и надзор. Сейчас все абсолютно не так. Хочешь получить лицензию – понятно, куда надо пойти, кому постучать в дверь и кому подмигнуть. И все будет решено. Мы стараемся уходить от лицензирования к другим формам». Сейчас такой формой являются саморегулируемые организации.

Поправки будут обсуждаться в ноябре, а затем будут переданы в правительство. В ходе проведенной за последние годы проверки сферы ритуальных услуг ФАС было возбуждено около 250 антимонопольных дел.

 

Президент РФ. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Федеральный закон направлен на противодействие коррупции. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» дополняется положением, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации, регистрирующие и налоговые органы обязаны в соответствии с законодательством о противодействии коррупции представлять при наличии соответствующего запроса сведения по операциям, счетам и вкладам граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, должности судьи, государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, должностей федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, руководящих должностей в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также лиц, замещающих названные должности, и супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан и лиц. В федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ряд других федеральных законов вносятся изменения, в соответствии с которыми на членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, налагаются дополнительные ограничения, а также возлагаются иные обязанности, в том числе обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Федеральным законом на лиц, замещающих руководящие должности в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности, замещаемые на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются антикоррупционные стандарты, установленные для федеральных государственных служащих. В Федеральном законе также реализовано предложение, высказанное Президентом Российской Федерации в ходе работы XV Петербургского международного экономического форума, о законодательном закреплении в качестве основания увольнения с государственной службы «утрату доверия». Федеральным законом предусмотрено, что государственный (муниципальный) служащий может быть уволен с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия в случае: непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления предпринимательской деятельности; вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного (муниципального) служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчинённый ему государственный (муниципальный) служащий. Федеральным законом также вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, уточняющие порядок предъявления регрессного иска к должностным лицам органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или к судье, если по вине этих лиц гражданину либо юридическому лицу причинён вред в результате незаконных осуждения, привлечения к иной уголовной либо к административной ответственности, который был возмещён за счёт казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в том числе по решениям Европейского Суда по правам человека.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru