Бюллетень МИКС 9/2011 - Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Индекс материала
Бюллетень МИКС 9/2011
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти

 

Рязанская область.  Состоялось очередное заседание Межведомственной рабочей группы по предупреждению банкротства муниципальных предприятий, действующей при Совете при губернаторе области по противодействию коррупции. Его провел начальник управления региональной безопасности.
 На заседании была заслушана информация о ситуациях, сложившихся в организациях жилищно-коммунального хозяйства Скопинского, Сасовского, Касимовского и Пронского районов области. Главам муниципалитетов и руководителям коммунальных хозяйств даны конкретные рекомендации по выводу предприятий ЖКХ из сложившейся ситуации.
 Ведущий предложил участникам рабочей группы совместно с министерством ТЭК и ЖКХ региона создать единый алгоритм действий в отношении предприятий ЖКХ, находящихся в предбанкротном состоянии: - Не всегда инициированное банкротство - единственный выход в критической ситуации. Надо искать пути и решения, прорабатывать всевозможные варианты.

 

Республика Татарстан. Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии  коррупции прокуратуры республики принял участие в круглом столе, организованным Департаментом по делам государственных служащих при президенте РТ. На круглом столе сотрудники прокуратуры выступили перед государственными и муниципальными служащими на тему «Организация работы по противодействию коррупции в органах государственной и муниципальной власти. Государственный антикоррупционный стандарт поведения государственных и муниципальных служащих».

 

Челябинская область. На аппаратном совещании губернатор Челябинской области обсудил подготовку муниципалитетов к зиме. Тревогу областных властей вызывают участившиеся случаи мошенничества в коммунальной сфере. Такие факты уже имеются в Кыштыме, Озерске и Челябинске. Все они происходят по одной схеме.

Жильцы исправно выплачивают деньги управляющей компании (сборы составляют 95%-98%), однако последняя, в свою очередь, не рассчитывается с поставщиками ресурсов. Отключать жилой сектор от тепла и воды нельзя, тем более в зимнее время, в итоге управляющая компания вдруг объявляет себя банкротом, поставщики ресурсов предъявляют претензии муниципалитетам, население остается без коммунальной службы, но при этом продолжает вносить квартплату.

По словам губернатора, накапливание долгов в данном случае невозможно без участия местных властей.

«Однозначно на муниципальном уровне присутствует либо покрывание, либо коррупция. В каждом муниципалитете будет создана рабочая группа, в которую войдут сотрудники прокуратуры и полиции. Главам поручат вести ежемесячный мониторинг. Если произошел неполный расчет за потребленные услуги, и он выше, чем процент неоплаты со стороны жильцов, значит, деньги уже изъяты и ушли в неизвестном направлении. Разбираться будем жестко. Такое больше не пройдет! Будут показательные процессы над главами и аферистами из управляющих компаний», - подчеркнул губернатор.

 «Это вопиющие случаи воровства и мошенничества. В Озерске такая ситуация повторялась из года в год. Не заплатили поставщику, обанкротились и разбежались. Сейчас никто не разбежится. С такой практикой борьба будет нещадной. Больше всего удивляет, что до сих пор ни один мошенник не наказан. Систематически эти аферы повторялись каждый год. Допускаю, что в мошеннической схеме были задействованы муниципалитеты и сами поставщики ТЭР».

 

Свердловская область. Об усилении контроля за эффективным расходованием средств бюджетов при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд шла речь на заседании Совета по противодействию коррупции под председательством губернатора Свердловской области. По его словам, актуальность этой проблемы с каждым годом будет только увеличиваться: "В ближайшие годы объем закупок будет расти в виду увеличения бюджета и необходимости реализации тех программ, которые мы приняли. Следовательно, перед нами стоит задача по усилению контроля, установления и пресечения нарушений в этой сфере".

Глава региона отметил, что в 2011 году в области были приняты решения по централизации системы закупок. В частности, на региональный Минфин возложена функция по координации этой работы, а также учрежден Департамент государственных закупок. Предполагается, что этот опыт должен быть распространен и на муниципалитеты. Свои предложения по совершенствованию федерального законодательства, которые направлены на повышение эффективности работы всей системы в целом, региона также направил в Минэкономразвития РФ.

"Тем не менее, проверки свидетельствуют о том, что у нас еще много нерешенных вопросов, в том числе по эффективному использованию бюджетных средств", - отметил губернатор.

Так, согласно данным, озвученным областным Минфином на Совете, за первое полугодие текущего года нарушения в сфере размещения заказов были отмечены в 16 муниципалитетах. В ходе заседания были обсуждены конкретные пути по снижению этих негативных тенденций. 

 

Республика Татарстан. Ход реализации комплексной республиканской антикоррупционной программы на 2012 - 2014 годы рассмотрели на совещании с руководителями исполнительных органов власти, органов местного самоуправления РТ.

В мероприятии приняли участие начальник Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, председатель Совета муниципальных образований РТ, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры РТ. 

С определенной критикой в адрес министерств, ведомств и органов местного самоуправления выступил на совещании начальник Управления по вопросам антикоррупционной политики. По его мнению, сложилось впечатление, что большинство работали исключительно на создание видимости антикоррупционной работы.

Оценивая в целом реализацию мероприятий программы 2009-2011, можно утверждать, что не все гладко с исполнением программных мероприятий как на уровне министерств и ведомств, так и на муниципальном уровне. Об этом свидетельствуют отчеты, поступающие в Министерство юстиции РТ и в Управление по вопросам антикоррупционной политики. Результаты выездов экспертной группы Совета при Президенте РТ по противодействию коррупции, которые рассматриваются на Совете, также говорят о том, что органы местного самоуправления придерживаются формализма.
 То, что нужно было сделать еще 2 года назад, с большим трудом реализовывается только в середине этого года, когда программа уже завершается.
Начальник Управления по вопросам антикоррупционной политики  напомнил, что еще весной всем на места было направлено методическое пособие «Отдельные вопросы противодействия коррупции в Республике Татарстан», и были организованы обучающие кустовые семинары-совещания для 100 работников кадровых служб, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в госорганах и органах местного самоуправления. Перед ними выступали работники Департамента по делам госслужащих при Президенте РТ, прокуратуры РТ, Министерства юстиции РТ.

Например, выезд экспертной группы в Арский район показал, что не все в порядке и со знанием законодательства по противодействию коррупции. Было проведено тестирование на знание действующего федерального и республиканского законодательства по противодействию коррупции 19 сотрудников аппарата Совета и исполнительного комитета, являющихся членами различных комиссий. В тест входило 17 элементарных вопросов. В результате выяснилось, что на каждый второй вопрос служащие не смогли найти ответа.

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры РТ в своем выступлении остановился на важности такого мероприятия как антикоррупционная экспертиза ведомственных и муниципальных нормативных правовых актов.

До сих пор имеет место быть, когда на муниципальном уровне принимаются нормативные правовые акты, в которых содержаться коррупциогенные факторы.
При выявлении в нормативно-правовых актах коррупционных факторов прокуратурой республики незамедлительно принимаются соответствующие меры реагирования. При направлении мер в государственные и муниципальные органы в обязательном порядке ставится вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, горрайпрокуроры с целью исключения коррупциогенных факторов активно участвуют в подготовке муниципальных нормативных правовых актов. С этой целью заблаговременно, до их принятия, изучаются их проекты, составляются заключения, содержащие их правовой анализ.

Прокуроры систематически участвует в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных органов местного самоуправления, обсуждающих проекты нормативных правовых актов, по результатам чего составляются справки. В случае выявления нарушений законодательства в проектах решений органов местного самоуправления прокурорами направляются заключения. 

 

Иркутская область. Кодексы этики служащих и порядок проведения антикоррупционного мониторинга рекомендовала разработать муниципалитетам Иркутской области комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции Заксобрания региона. Как сообщил на заседании комиссии в среду заместитель директора Института законодательства и правовой информации им. М. Сперанского, в субъектах РФ в апреле - июне отмечена тенденция к принятию Кодексов этики государственных гражданских служащих. Он пояснил, что в этих Кодексах, в целом, повторяются нормы, предусмотренные федеральным законом о госслужбе, а также даются рекомендации, как вести себя в случаях, прямо не регламентированных законодательством. Кроме того, в некоторых муниципальных образованиях регламентирован процесс проведения антикоррупционной экспертизы, порядок уведомления руководства о фактах склонения к коррупции, а также порядок передачи подарков в ходе протокольных мероприятий. 
Кроме того, члены комиссии рассмотрели рекомендации конференции комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ, касающиеся формирования системы антикоррупционного законодательства в сфере финансовых отношений. Предлагается, в частности, предусмотреть создание в представительных органах власти комиссий по взаимодействию с контрольно-счетными органами, а также использовать зарубежный опыт внешнего парламентского финансового контроля. Эти рекомендации решено направить для ознакомления в комиссию по контрольной деятельности ЗС. 
Также комиссия приняла решение учесть отдельные предложения прокуратуры Иркутской области по исключению коррупциогенных факторов в региональных законах и внести их в план законотворческих работ.

 

Республика Коми. Министерство образования Коми и республиканское Управление государственной гражданской службы объявили о проведение конкурса студенческих работ по антикоррупционному анализу регионального и муниципального законодательства и разработке общественных механизмов противодействия коррупции. Студентам предложили подумать над тем, почему возникает коррупция, как бороться с этим явлением и нужно ли это делать.

Конкурсные работы будут оцениваться в пяти номинациях: «Лучшая работа по анализу причин и условий, способствующих проявлениям коррупции в Республике Коми», «Лучшая работа по разработке механизмов и способов противодействия коррупции на уровне региона, муниципального образования или отдельно взятого государственного органа Республики Коми», «Лучшая работа по антикоррупционной экспертизе и оценке регионального и (или) муниципального законодательства Республики Коми», «Лучшая работа по созданию механизмов общественного антикоррупционного контроля на региональном и (или) муниципальном уровне» и «Лучший плакат на антикоррупционную тематику».

Принимать работы будут до 1 ноября 2011 года в Минобразе Коми. Объявление победителей состоится не позднее 14 ноября 2011 года. Победителю в каждой номинации за лучшую работу полагается диплом и денежная премия в две тысячи рублей. Условия конкурса, работы участников и итоги можно узнать на сайтах организаторов.

 

Еврейская автономная область.  Комитет образования автономной области проводит электронный опрос по проблемам борьбы с коррупцией в деятельности организаций сферы образования (комитет образования ЕАО, или муниципальные органы управления образованием, или образовательное учреждение Еврейской автономной области). Анкета размещена на сайте ОГАУ "Центр оценки качества образования", в разделе "Противодействие коррупции".  В нем содержится 12 вопросов, в каждом предложено несколько вариантов ответов. Опрос анонимный.

"За этот год официально жалоб и делопроизводств по коррупционным проявлениям в сфере образования в ЕАО не поступало. Однако это вовсе не означает, что их нет. Нужно отметить, что у коррупции в образовании очень высокая степень латентности, то есть скрытности. Далеко не все подают жалобы. Впрочем примерно такая же ситуация и в других сферах: медицине, строительстве и ряде других. Поэтому появление такого электронного опроса, который инициировал региональный комитет образования, возможно позволит выявить факты коррупции в этой сфере", - говорит старший помощник прокурора ЕАО.

 

Кировская область. В правительстве  Кировской области состоялся семинар-совещание с главами муниципальных районов и городских округов, на котором  с докладом  «О состоянии преступности в области, взаимодействии правоохранительных органов и органов местного самоуправления по профилактике правонарушений». С докладом на совещании выступил выступил заместитель прокурора области, который отметил:

Проводимые нами обобщения свидетельствуют, что принимаемые органами местного самоуправления меры, направленные на организацию системного подхода к вопросам профилактики и предупреждения коррупционных правонарушений, сводятся в большинстве случаев к созданию межведомственных комиссий при главах администраций по противодействию коррупции и принятию планов мероприятий антикоррупционного характера. При этом в ряде случаев такие планы не содержат мероприятий по совершенствованию деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, по правовой пропаганде.

К сожалению, целевые комплексные программы противодействия коррупции, предусматривающие определенное финансирование, разработаны и действуют в единичных муниципальных образованиях - Советском, Уржумском, Малмыжском, Богородском, Лебяжском и ряде других районов.
Напомню, что принятие таких целевых программ рекомендовано решением межведомственной комиссии по противодействию коррупции при губернаторе области. В связи с этим, прошу вернуться к этому вопросу и при разработке антикоррупционных мероприятий использовать опыт других районов.

Важная составляющая противодействия коррупции - обеспечение режима законности при осуществлении заказов на работы, услуги и товары для государственных и муниципальных нужд. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что принимаемые органами местного самоуправления меры по повышению открытости и прозрачности данных процедур не принесли желаемых результатов. Основные усилия необходимо сосредоточить на совершенствовании механизмов ведомственного контроля на данном направлении, обеспечить проведение мониторинга цен на закупаемые товары, работы, услуги, и самое главное - наладить четкую систему контроля за качеством и своевременностью исполнения контрактов.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru