Бюллетень МИКС 3/2011 - Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Индекс материала
Бюллетень МИКС 3/2011
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти

 

УрФО. Полномочный представитель Президента РФ в УрФО провел заседание Совета по противодействию коррупции. Рассматривался вопрос о мерах, принимаемых областными органами власти и органами местного самоуправления по устранению условий, способствующих коррупционным правонарушениям в сфере ЖКХ.
Вработе совещания приняли участие заместитель Генерального прокурора РФ, заместитель генерального директора Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», руководители органов исполнительной власти субъектов, руководители органов прокуратуры, Следственного комитета, ФСБ, МВД России, контролирующих и надзорных органов.
Обращаясь к участникам совещания, полпред подчеркнул, что выделение значительных денежных средств на реформирование ЖКХ вызвало повышенный интерес к этой сфере как со стороны организованных преступных групп, так и со стороны коррумпированных сотрудников органов местного самоуправления, которые стремятся к установлению контроля над управляющими компаниями и, соответственно, над финансовыми потоками. Поэтому в субъектах РФ сейчас проводится работа по противодействию коррупции в сфере ЖКХ. Это касается антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, разработки и внедрения административных регламентов, проведения конкурсов по предоставлению услуг в электронной форме.

Несмотря на принимаемые меры, органам исполнительной власти недостает системности в организации этой работы. Выявляемые надзорными и правоохранительными органами многочисленные нарушения законодательства в сфере ЖКХ свидетельствуют о недостаточной эффективности избранных подходов и мер реагирования. В 2010 году прокуратурой в округе выявлено 6297 нарушений законодательства, регулирующего вопросы тепло- и электроснабжения и предоставления коммунальных услуг. Внесено 317 протестов, 2138 представлений, объявлено 2650 предостережений.
В результате 1195 работников коммунальных организаций привлечены к дисциплинарной ответственности, 699 виновных лиц по постановлениям прокуроров наказано в административном порядке. Следственными органами возбуждено 22 уголовных дела, ущерб гражданам и хозяйствующим субъектам по которым превысил 150 млн. рублей.
Во всех субъектах УФО выявляются факты нецелевого использования, присвоения и хищения денежных средств, выделяемых на поддержание деятельности объектов ЖКХ, в ряде регионов имеются факты некачественного проведения капитального ремонта жилых домов, вошедших в программу содействия реформированию ЖКХ. В ряде муниципальных образований Свердловской области выявлено злоупотребление при заключении договоров подряда дирекции единого заказчика с аффилированными фирмами по оказанию услуг ЖКХ населению.
Управляющие компании неэффективно используют денежные средства при заключении договоров с подрядчиками. Установлены факты участия муниципальных служащих в качестве учредителей в ТСЖ и других организациях, использования ими административного ресурса, навязывания своих подрядчиков. Выявлены факты подписания актов приемки ремонтных работ лицами, которые не являются собственниками жилья.
По итогам заседания Совета по противодействию коррупции работа органов исполнительной и муниципальной власти в субъектах Федерации в УрФО признана неудовлетворительной. Полномочный представитель президента дал поручение своему аппарату оперативно проанализировать сложившуюся неблагополучную ситуацию в сфере ЖКХ, работу органов власти всех уровней по освоению денежных средств, выделяемых на модернизацию этой отрасли, и внести предложения о повышении эффективности антикоррупционной деятельности органов власти и правоохранительных органов в сфере ЖКХ.

 

Ростовская область. На сайте прокуратуры Ростовской области появился новый раздел - блог прокурора Ростовской области. Сообщения из блога на сайте автоматически транслироваться в «Живой журнал», где они могут обсуждаться всеми желающими.

«Посредством блога предлагаю обращаться ко мне на любую тему, активно высказывать свое мнение по наиболее актуальным вопросам правопорядка и состояния законности, соблюдения прав и свобод граждан, противодействия коррупции, защиты государственных и муниципальных интересов, а также по другим интересующим вас темам, которые Вы желаете обсудить с прокурором области», - обращается к жителям Дона прокурор Ростовской области.

 

Ульяновская область.  Заседание Координационного совета по реализации антикоррупционной политики состоялось под председательством губернатора. В работе заседания акже приняли участие заместитель Председателя Правительства Ульяновской области, Уполномоченный по противодействию коррупции, представители Счётной палаты региона, Прокуратуры Ульяновской области, Управления внутренних дел и др.

В ходе заседания были рассмотрены итоги антикоррупционной работы, проведённой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в 2010 году, а также способы повышения её эффективности в 2011 году.

Губернатор области  выделил наиболее значимые направления антикоррупционной деятельности, в числе которых обеспечение контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, проведение антикоррупционной экспертизы всех муниципальных правовых актов, привлечение институтов гражданского общества к участию в антикоррупционных мероприятиях.

Также глава региона дал поручение рассмотреть возможность установления в региональном законодательстве дисциплинарной и административной ответственности за нарушения в сфере планирования и размещения государственного заказа, а также за неэффективное использование бюджетных средств.

Уполномоченному по противодействию коррупции Губернатор поручил создать банк данных зон повышенного коррупционного риска в управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих, разработать единые оценочные показатели коррупциогенности отраслей.

Кроме того, главам муниципальных образований было дано поручение проводить мониторинг цен, товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках заключенных государственных контрактов на сумму до 100 тысяч рублей с привлечением членов антикоррупционных общественных советов муниципальных образований региона.

 

Ростовская область. Губернатор области провёл заседание комиссии по противодействию коррупции. Перед началом заседания губернатор наградил специальными дипломами журналистов и руководителей нескольких средств массовой информации - победителей конкурса на лучшее освещение вопросов противодействия коррупции, поблагодарил журналистов за ту важную работу, которую они проводят в борьбе с этим социальным злом, подчеркнул значимость такой работы для всего общества.
Среди обсуждённых на заседании комиссии одним из наиболее значимых вопросов стало проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Основной задачей такой экспертизы является устранение самих условий, создающих почву для коррупции.
Прокуратурой области в прошлом году выявлен 391 нормативно-правовой акт, в которых содержалось 497 коррупционных факторов. Были вынесены протесты, направлены требования в различные органы, принявшие документы. В результате в большинстве случаев такие факторы были исключены.
В 2010 году из поступивших на правовую экспертизу в юридический комитет администрации области 2 446 проектов правовых актов антикоррупционной экспертизе подлежало 379 документов. Из них лишь в 17-ти были выявлены коррупционные факторы.
На заседании было отмечено слабое участие общественных институтов, за исключением Торгово-промышленной палаты области, в антикоррупционной экспертизе принимаемых документов.
Члены комиссии обсудили вопрос о работе по противодействию коррупции в г. Шахты. Из предоставленной информации можно было сделать вывод об успешной деятельности местных властей в этом направлении. Между тем серьёзные нарушения были выявлены во время недавней проверки специалистами Контрольно-счётной палаты, к дисциплинарной ответственности привлечены 80 должностных лиц.
По оценке областных руководителей, на протяжении ряда лет действия руководства администрации города Шахты по реформированию устоявшейся и стабильно работающей системы водо- и теплоснабжения привели к негативным последствиям: к потере контроля над социально значимым имущественным комплексом жилищно-коммунального хозяйства и фактически к несостоятельности органов власти по обеспечению населения коммунальными услугами. Многочисленные злоупотребления и нарушения законодательства должностными лицами города Шахты допускались и в сфере учёта и распоряжения муниципальными землями, чем нанесён существенный ущерб бюджету муниципального образования. По данным материалам возбуждены уголовные дела.
Обсуждая ситуацию, комиссия признала работу по противодействию коррупции в Шахтах неудовлетворительной и рекомендовала администрации муниципалитета провести проверки достоверности и полноты предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера.
 

ХМАО-Югра. В ХМАО-Югре уже стартовала декларационная кампания 2011 года. Об этом на заседании межведомственного Совета по противодействию коррупции заявила губернатор Югры. "Первое, на чем хочу акцентировать усилия Совета и всех ответственных органов государственной и муниципальной власти - это исполнение поручения Президента России по проверке соблюдения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции при декларировании доходов. До 30 апреля государственные и муниципальные служащие должны предоставить полные и достоверные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера по установленной законодательством форме. Эта работа должна вестись бескомпромиссно, с системным применением к нарушителям предусмотренных законом мер ответственности, вплоть до увольнения со службы", - подчеркнула губернатор.

Глава региона вернулась к проблеме, так называемой, "бытовой" коррупции и коррупции в сфере предоставления земельных участков. Как свидетельствуют результаты мониторинга, наиболее коррумпированными органами власти югорчане называют ГИБДД, ВУЗы и правоохранительные органы. О наличии таких фактов говорят и исковые заявления, с которыми жители округа обращаются в суды. "Очевидно, что здесь мы должны все усилия сосредоточить на ликвидации очередей. Мы уже говорили об этом. Но факт остается фактом. Любая очередь - это "хлебное место" для чиновника, который занимает ту или иную должность", - отметила она.

Среди механизмов, позволяющих снизить факты коррупционных проявлений в округе, губернатор назвала меры по внедрению регламентов предоставления гражданам государственных услуг и в том числе, касающихся реализации окружных программ, распространение практики "одного окна" в учреждениях и широкое внедрение работы с населением посредством сети Интернет. Новые качественные стандарты общения с гражданами позволят исключить для чиновников возможности "серых отношений". Разработка таких регламентов будет проводиться с широким привлечением общественности.

 

Кировская область. Прокурор  Кировской области принял участие в работе собрания регионального Объединения работодателей.  Бизнесмены не проявляют активности в противодействии коррупции - заявил он.
Всего за прошедший год на нечистых на руку управленцев, сотрудников милиции, медиков и преподавателей пожаловались 26,5 тыс.раз. Из них всего 38 обращений поступило от предпринимателей. При этом действительных фактов преступления оказалось еще меньше. Некоторые бизнесмены попытались спровоцировать надзорные процедуры ради решения коммерческих разногласий с конкурентами.
- Получается, что на каждом углу кричат, что у нас коррупция и надо с ней бороться. А при непосредственных индивидуальных беседах информации о фактах преступления не поступает, - заметил областной прокурор.
За 2010 г. было возбуждено 12 уголовных дел в отношении управленцев и расследовалось порядка 200 инцидентов так называемой бытовой коррупции (взятки сотрудникам милиции, врачам и т.д.). Также 1,2 тыс.нарушений было выявлено при государственных и муниципальных закупках. Однако статистика не в полной мере отражает картину коррупционного произвола. Виной тому - снижение уровня доверия населения к правоохранительной системе.
- Я бы хотел выразить просьбу, если вы столкнулись к какими-либо фактами, нужно обращаться к нам, а не решать проблему самостоятельно. Поверьте, у нас достаточно сил, методики и опыта, чтобы наказать виновных, - подчеркнул прокурор.

 

Челябинская область. Здесь состоялась зональная научно-практической конференции «Новая антикоррупционная политика: современные технологии и открытость власти».  На конференции глава Южноуральска презентовал четырехлетний план с названием «Открытый муниципалитет».

Этот план, который готовятся реализовать в Южноуральске до 2014 года, направлен на создание прозрачных земельных отношений, появление в городе многофункционального центра по оказанию государственных и муниципальных услуг и внедрение системы электронного документооборота.

«Конечная цель программы состоит в создании принципиально новой основы для работы муниципалитета, которая будет выражена в минимизации непосредственного контакта чиновников с населением и бизнес-средой в вопросе оказания государственных и муниципальных услуг», - отметил глава Южноуральска.

Он также добавил, что противодействие коррупции - это один из ключевых приоритетов в работе. Без ее преодоления на системном уровне в мэрии Южноуральска считают труднореализуемым поручение губернатора Челябинской области о создании комфортной среды для бизнеса, развитии инвестиционной привлекательности муниципалитетов и позиционировании муниципальных образований как современных и удобных для жизни территорий.

 

Республика Коми. Координационное совещание по правопорядку, проведенное в Воркуте, было посвящено вопросам противодействия коррупции в сфере ЖКХ. "Воркута была выбрана не случайно. В свете усиления борьбы с коррупцией в сфере государственного и муниципального управления, особое внимание уделяется борьбе с преступлениями коррупционной направленности в жилищно-коммунальном хозяйстве, одной из важнейших отраслей, проблемы в которой напрямую отражаются на людях. В городах и районах Крайнего Севера проблемы ЖКХ стоят особенно остро и, к сожалению, зачастую мы их сами себе создаем", - сказал Глава республики. Он заострил внимание участников Координационного совещания на том, что с корректировкой счетов в Воркуте по-прежнему есть проблемы: "Расходы на ЖКХ - одна из главных статей семейного бюджета наших жителей, и резкое, ничем необоснованное повышение тарифов или незаконно проведенные корректировки наряду с некачественным предоставлением услуг всегда вызывает большие проблемы и огромное недовольство населения".
Губернатор обратился к представителям городской власти с вопросом, почему допущена такая ситуация, и представителям контролирующих органов, которые работают на территории района, почему вовремя не были приняты соответствующие меры.
"Хочу поблагодарить по настоящему заинтересованных жителей Воркуты, которые напрямую сообщают мне о нарушениях в сфере ЖКХ. Также благодарю "Единую Россию", которая на всех уровнях оперативно отреагировала на попытки необоснованного повышения тарифов в рамках партийного проекта "Инспекция по контролю ЖКХ", - особо отметил Глава республики. В разных районах республики были созданы органы оперативного контроля, и в управляющих компаниях уже выявлен ряд серьезнейших нарушений и ошибок в расчетах тарифов, по этим фактам направлены запросы в прокуратуру.

 

Омская область. Заседание Комиссии по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Омской области прошло под председательством губернатора в правительстве региона.
На комиссии рассматривались меры противодействия коррупции в сфере управления государственным и муниципальным имуществом, в том числе и практики, связанной с дачей взяток при оформлении документов, которые, так или иначе, касаются с вопросов землепользования. Именно эта область наиболее подвержена коррупционным проявлениям, отмечают специалисты.
Помимо сферы землепользования, на постоянном контроле в комиссии находятся и вопросы антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.
Кроме того, в ряде министерств и ведомств работают "горячие линии" для сообщений о фактах взяточничества. В этой связи члены комиссии призывают жителей региона занять более активную позицию в борьбе с коррупцией, что позволит увеличить эффективность проводимой работы.

 

Республика Татарстан. Прежний Совет РТ по реализации антикоррупционной политики теперь называется Советом при президенте РТ по противодействию коррупции. С переименованием изменился и статус. Теперь в рядах борцов с мздоимцами - только первые лица министерств, ведомств и муниципальных районов (раньше комиссии по противодействию коррупции возглавляли их замы). «Несмотря на принимаемые меры, ситуация не улучшается. Поэтому мной принято решение лично возглавить Совет по противодействию коррупции», - заявил президент республики.

Первое заседание обновленного Совета по противодействию коррупции было посвящено вопросам противодействия коррупции в системе образования. Президент назвал «бардаком» ситуацию с поборами в школах.

- Вы думаете, деньги уходят на внеклассную работу, на экскурсии, на походы в музей? Ничего подобного! - заявил на заседании прокурор республики. - На покупку мягкой мебели, холодильников, музыкальных инструментов, которые поставлены отнюдь не в классах, а стоят в кабинете директора, приемной, учительской.

- Если кто возьмет деньги наличными, то его надо сразу сажать в тюрьму, - предложил глава республики. - Значит, у него есть цель своровать. Необходимо разработать регламент для директоров школ по привлечению денежных средств.

- Мы первые заявили, что ситуация со школьными поборами вышла далеко за рамки конкретного учебного заведения, практика принудительных взносов стала повсеместной, - комментирует итоги заседания член Совета, руководитель Казанского правозащитного центра. - Тогда, в 2009 году с позицией правозащитников согласился и только-только заступивший в должность министра образования, который по пунктам расписал незаконные действия директоров школ. Но за два года ситуация не только не улучшилась, а даже ухудшилась. В первую очередь это касается денег, которые требуют с родителей. Суммы, вносимые ими, выросли. А самое большое наказание, которое мог получить директор, - выговор.

 

Нижегородская область. В заседании межведомственного координационного совета по противодействию коррупции приняли участие руководители подразделений Администрации области, органов местного самоуправления региона, силовых структур.
В рамках заседания состоялось обсуждение вопроса о ходе реализации мер по противодействию коррупции на территории Нижегородской области в 2010 году.
Как сообщил начальник управления по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке аппарата правительства Нижегородской области, сформирована нормативно-правовая база по вопросам представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, созданы и осуществляют деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов губернатора и правительства Нижегородской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов. В 2010 году проведена антикоррупционная экспертиза 957 проектов постановлений правительства Нижегородской области и 60 проектов указов губернатора Нижегородской области. В органах местного самоуправления подвергнуто антикоррупционной экспертизе свыше 20 тыс. проектов муниципальных правовых актов.
На плановой основе ведется работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих.
По информации начальника управления государственной гражданской и муниципальной службы аппарат правительства Нижегородской области, в 2010 году были осуществлены проверочные мероприятия в отношении 169 государственных гражданских служащих Нижегородской области и лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, по соблюдению ими установленных законодательством запретов и ограничений.
В рамках реализации "пилотного" проекта "Активизация внедрения инновационных подходов к обучению государственных гражданских служащих" в Нижегородской области организовано антикоррупционное обучение для государственных гражданских служащих всех органов исполнительной власти Нижегородской области. В 2010 году обучение по различным программам антикоррупционной тематики прошли 142 человека.
"Сегодня мы можем сказать, что система профилактики коррупции в Нижегородской создана. Теперь главная задача - обеспечить ее устойчивое и эффективное функционирование", - отметил губернатор. По итогам заседания был утверждён план работы совета на 2011 год.

 

Нижегородская область. «Рассмотрев представленную министерством финансов Нижегородской области информацию об организации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области контрольной работы в сфере размещения заказов для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений, считаю, что в большинстве муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отсутствует надлежащий контроль в сфере размещения заказов для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений», - говорится в поручении руководителям органов МСУ муниципальных районов и городских округов региона губернатора Нижегородской области от 9 марта 2011 года.

 В поручении рекомендовано  определить в структуре местной администрации орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений,  обеспечить осуществление уполномоченным органом местного самоуправления надлежащего контроля в сфере размещения заказов для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений путем проведения плановых (внеплановых) проверок и рассмотрения уведомлений о заключении контрактов.

Информацию об исполнении поручения необходимо представить в министерство финансов Нижегородской области до 1 июля 2011 года.

 

Свердловская область. На заседании Совета по противодействию коррупции при губернаторе Свердловской области, которое состоялось 21 марта, были рассмотрены ход и результаты проверок в отношении отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности области и муниципалитетов.

В рамках 159 федерального закона, принятого в июле 2008 года для оказания адресной господдержки предпринимателям малого и среднего бизнеса, коммерсанты, арендующие имущество имеют преимущественное право его выкупа. Однако, в Свердловской области выполнение данного закона практически сорвано. Как заявил на совещании губернатор, только в прошедшем году надзорными органами выявлено 116 нарушений различного характера при реализации ФЗ № 159. Глава региона подчеркнул, что на практике его реализация оказалась затруднена из-за административных барьеров.

По словам заместителя министра по управлению госимуществом Свердловской области, основная масса коррупционных проявлений и злоупотреблений возникает на уровне хозяйственного ведения имуществом государственными унитарными предприятиями. Другая проблема, по мнению участников заседания, связана с отсутствием заинтересованности у муниципалитетов в отчуждении имущества, затягиванием сроков рассмотрения заявок.

Заместитель прокурора области, говоря о проблеме, отметил, что в прошлом году согласовано менее 15% обращений предпринимателей, большинство нарушений, вызванных порою откровенной чиновничьей волокитой, отмечены в крупных муниципалитетах, в том числе и в Екатеринбурге.

Губернатор предложил силовым ведомствам, профильным министерствам усилить координацию, направленную на устранение нарушений, выявленных в результате проверок, а также продолжать проводить мониторинг ситуации.

 

Тверская область. Общественная палата Тверской области подвела первые итоги акции «Гражданский контроль». Она начала действовать 20 февраля 2011 года.

За первый месяц акции в Общественную палату региона поступило более двух десятков обращений от граждан, которые жаловались на нарушения при реализации их прав и законных интересов. Признаки коррупционных проявлений были выявлены в целом ряде обращений. Все они переданы в прокуратуру и УВД Тверской области.

Как отмечает пресс-служба региональной Общественной палаты, тематика обращений тверичан весьма разнообразна: это сообщения о незаконной продаже алкогольной продукции, о фактах мошенничества, фальсификации итогов выборов в руководящие органы ТСЖ, сигналы о необоснованном завышении тарифов на коммунальные услуги со стороны управляющих компаний, факты злоупотребления служебным положением должностными лицами и так далее. Самый яркий пример: эксперты Общественной палаты смогли вскрыть факты существенного завышения расходов на проведение ремонта жилого фонда по программе реформирования ЖКХ в Твери на сумму почти в 2 млн рублей.

Коррупционная составляющая была выявлена и в нормативно-правовых актах. К примеру, по мнению одного из заявителей, в решении Тверской городской думы, касающемся изменений «Кодекса благоустройства Твери» содержатся коррупционные «лазейки» для нечистых на руку чиновников. Теперь документу предстоит пройти тщательную проверку на коррупциогенность.

Информация, которая поступает от тверичан в рамках акции «Гражданский контроль», не всегда находит подтверждение. Но при этом все заявители получили от членов и экспертов Общественной палаты квалифицированную юридическую помощь.

Акция «Гражданский контроль» пока находится в начальной стадии. Данные социологических исследований по Тверской области свидетельствуют о том, что нетерпимость в обществе к коррупции возрастает, большое количество респондентов в той или иной форме готово присоединиться к антикоррупционным инициативам губернатора и Общественной палаты. В то же время, как стало ясно по первым результатам акции, в Тверской области немногие из тех, кто осуждает коррупцию, владеют цивилизованными навыками проявлять свою активность на практике. «Телефоны доверия есть в милиции, администрации области, других учреждениях, но звонят на них жители неохотно. Мы связывали это с недоверием, которое сохраняется к этим структурам. И, конечно, ожидали от акции, инициированной общественностью, иных результатов, - констатирует председатель Общественной палаты. - Наши ожидания в основном оправдались - активность граждан пробуждается. Не хочется верить в то, что взятка в сознании наших сограждан становится единственным средством защиты от неповоротливости государственной машины, а молчание - согласием с произволом должностных лиц. Надеемся, что представители гражданского общества, не теряющие шанс побороть эту «болезнь», будут еще сообщать в Общественную палату о фактах коррупции, и проблемы станут общими усилиями разрешаться».

Акция «Гражданский контроль» продлится до конца июня 2011 года, обратиться в Общественную палату можно по телефону или электронной почте.

 

Волгоградская область. Состоялось заседание межведомственной комиссии по противодействию коррупции  под председательством губернатора.

Как отмечалось на комиссии, ужесточение ответственности за мздоимство не искоренит коррупцию, если не будет создана четкая и действенная система предупредительно-профилактических мер. Решением комиссии руководителям органов исполнительной власти и главам муниципальных образований области поручено взять под личный контроль проведение антикоррупционных мероприятий. Особое внимание должно уделяться разъяснительной работе в коллективах. Соответствующим комиссиям дано указание рассматривать в первоочередном порядке представления о коррупционных правонарушениях.

 

Архангельская область. Совет по противодействию коррупции при губернаторе принял решение направить в прокуратуру Архангельской области обращение по проверке соблюдения законодательства о размещении муниципального заказа в мэрии Новодвинска.
Вопрос соответствия мэра Новодвинска занимаемой им должности направлен для рассмотрения в РУ ФСБ России по Архангельской области и областное Управление внутренних дел.
Поводом к принятию столь жестких решений стало заключение мэрией Новодвинска муниципального контракта на обеспечение социальной поддержки для отдельных категорий граждан по доступности услуг общественного транспорта в 2009 году.
Проведенная в феврале этого года внеплановая камеральная проверка УФАС по Архангельской области выявила, что в 2009 году мэр Новодвинска входил в состав единой комиссии по размещению заказов, принимавшей решения при выборе подрядчиков на оказание услуг по пассажирским перевозкам. Соответственно, мэр одновременно являлся как должностным лицом муниципального заказчика, так и учредителем компании ООО "Новодвинские перевозки", которая стала в результате конкурса подрядчиком муниципального заказа.
Кроме того, УФАС выявило, что мэр нарушил требование федерального закона в части отсутствия у участника заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и другим обязательным платежам, размер которой не должен превышать 25 процентов от балансовой стоимости активов предприятия - участника размещения заказа.
Мэр Новодвинска был приглашен на заседание совета по противодействию коррупции для разъяснения ситуации. Он утверждал, что не является учредителем ООО "Новодвинские перевозки", хотя документы говорят об обратном.
И.о. руководителя регионального УФАС подчеркнула, что мэр Новодвинска  значился учредителем компании-подрядчика на момент рассмотрения конкурсной документации, которую изучала комиссия во главе с ним же. Таким образом, мэр Новодвинска не мог не знать о факте нарушения, хотя и утверждает, что сразу после поведения итогов выборов направил в ООО уведомление о выходе из состава учредителей. Такое объяснение не удовлетворило губернатора.
"Вы могли направить уведомление, но не проконтролировали документальное подтверждение того, что внесены соответствующие изменения в устав, - отметил губернатор. - Между тем не знать, что вы формально остаетесь соучредителем, вы не могли, так как видели конкурсные документы. Это как минимум серьезнейшая недоработка".
Губернатор обратился к прокурору Архангельской области взять эту ситуацию под контроль и в случае выявления нарушений отреагировать соответствующим образом.
Губернатор порекомендовал Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области провести аналогичную проверку заказов, размещенных мэрией Новодвинска в 2010 году. Правовому департаменту администрации губернатора и правительства Архангельской области и областному министерству по региональной политике и местному самоуправлению поручено рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные документы, которые предусматривают возможность снятия главы муниципалитета с должности, если он занимается деятельностью, которая запрещена или несовместима с осуществлением его полномочий.

 

Архангельская область. На заседании Совета по противодействию коррупции при губернаторе области обсудили работу по переводу государственных услуг в электронную форму. Один из  депутатов областного Собрания предложил разработать и вывесить на сайте областного правительства электронную карту земельных участков на территории Архангельской области. Губернатор дал поручение сделать это в кратчайший срок. На этой карте должны быть указаны все земельные участки, выделенные для строительства: когда, кому, для каких целей, какова арендная плата, нет ли просроченных платежей. Там любой житель области сможет увидеть, с каких земельных участков и сколько налогов идет в местный бюджет. Это значит, что появится возможность задать вопрос чиновникам, если есть бесхозные участки, с которых город не получает доходов, когда будет наведен порядок, есть ли свободные для строительства места и почему они не выставляются на аукцион.

Был утвержден план работы Совета на год. На ближайших заседаниях планируется обсудить профилактику коррупции в сфере строительства на этапах выделения земельных участков, государственной экспертизы проектов строительства объектов недвижимости и проведения конкурсов на выполнение государственных (муниципальных) заказов; вопрос профилактики возможных коррупциогенных факторов при проведении конкурсов по обслуживанию автобусных маршрутов в муниципальных образованиях Архангельской области; принципы формирования перечней имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и вывода объектов недвижимости из них; процедуру и результаты оценки имущества, реализуемого в рамках Федерального закона № 159.

По итогам заседания принято решение о создании «горячей линии» - телефона доверия по вопросам коррупции при проведении конкурсов и размещении муниципального или государственного заказа. По всем обращениям будет проведена самая тщательная проверка.
 

ХМАО-Югра. На заседание Совета Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа на тему: «О взаимодействии органов власти с институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции» были приглашены представители общественных организаций, судебных и правоохранительных органов, межведомственных Советов при главах муниципальных образований по противодействию коррупции, Отдела по противодействию коррупции Аппарата Губернатора автономного округа, Департамента общественных связей автономного округа.
Председатель Общественной палаты Югры, член ОП РФ  подчеркнул актуальность рассматриваемой темы: «Одной из наших важнейших задач сегодня является консолидация совместных усилий общественности и властных структур в вопросах противодействия коррупции».
Начальник Управления по взаимодействию с населением и институтами гражданского общества Департамента общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа в своем выступлении представил информацию о результатах исследования состояния коррупции в автономном округе и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и борьбе с ней.
Он отметил, что  коррупция - это очень затяжное и негативное явление, которое невозможно искоренить за короткий срок, поэтому необходимо, чтобы она не переросла в масштабное действие. В качестве направлений, которые будут способствовать антикоррупционным мерам могут выступать: правовое просвещение представителей средств массовой информации и повышение информированности населения об антикоррупционных инициативах и антикоррупционной деятельности органов власти всех уровней.
И.о. начальника Отдела по противодействию коррупции Аппарата Губернатора автономного округа, рассказал о проводимой работе в этой области. В качестве приоритетных направлений при реализации антикоррупционных мер были определены:
- системные меры, направленные на устранение условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
- меры организационно-управленческого характера, в том числе по обеспечению чёткой регламентации оказания услуг в различных сферах деятельности, по которым граждане обращаются непосредственно в органы публичной власти, выявлению и минимизации коррупционных рисков;
- обеспечение информационной открытости и «прозрачности» деятельности органов публичной власти;
- правовое просвещение государственных гражданских служащих и жителей Югры, формирование в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции, развитие института общественного контроля.
Ведется работа по обеспечению открытости и «прозрачности» деятельности органов государственной власти автономного округа, правовому воспитанию, в том числе привитию нетерпимости к коррупционным проявлениям в общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях.
В целях координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления автономного округа и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановлением Губернатора (от 23 июля 2008 года № 90) создан межведомственный Совет при Губернаторе автономного округа по противодействию коррупции. В состав Совета включены представители СМИ, Общественной палаты Югры, Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией», Торгово-промышленной палаты Югры. Аналогичные Советы созданы при главах муниципальных образований автономного округа. Основными направлениями проявления деятельности общественных организаций и объединений могут быть: участие в осуществлении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, противодействие так называемой «бытовой» коррупции, участие общественности в оценке эффективности принимаемых органами государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления мер по противодействию коррупционным проявлениям.
По ходу заседания поступил ряд предложений в рекомендации, которые в ближайшее время будут разработаны Общественной палатой Югры и направлены в соответствующие инстанции.

ЯНАО. 28 марта, в Салехарде прошло заседание межведомственного Совета при губернаторе ЯНАО по противодействию коррупции. Открывая заседание, губернатор заявил, что эта тема остается для жителей Ямала актуальной. Во время недавней Интернет-конференции главе региона неоднократно задавали вопросы именно на эту тему. "Открытость - это вопрос доверия населения к власти. Граждане должны знать: куда и как можно обратиться, если у них вымогают взятку, или есть факты нарушения закона чиновником", - отметил губернатор.

Губернатор обратился к журналистам и к департаменту информационной политики с призывом максимально освещать тему борьбы с коррупцией на региональном и муниципальном уровне.

На заседании был обсужден доклад прокурора ЯНАО, в котором был сделан акцент на недостаточной эффективности работы в 2010 году всех правоохранительных органов автономного округа. С этим согласился начальник УВД по ЯНАО, который представил полную информацию о деятельности органов внутренних дел по округу по выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных составов преступлений по итогам 2010 года.

На заседании также прозвучали темы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, были подведены итоги исполнения в 2010 году положений федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг и представлена информация о реализации мер по противодействию коррупции, которые инициировала Общественная палата ЯНАО. По итогам заседания были даны определенные поручения.

 

Сахалинская область. Заседание совета при губернаторе Сахалинской области по противодействию коррупции в органах исполнительной власти провел первый заместитель губернатора. В мероприятии также участвовал заместитель губернатора - руководитель аппарата губернатора и правительства Сахалинской области.

Совет рассмотрел вопрос о о реализации областной целевой программы о противодействии коррупции, рассчитанной на 2010-2012 годы. Мероприятия программы, как отметил в своем докладе начальник управления общественной безопасности и контроля аппарата губернатора и правительства Сахалинской области, запланированные на 2010 год, в основном выполнены.

Участники совета, в частности, рекомендовали управлению кадровой политики и государственно-правовому управлению аппарата губернатора и правительства области проработать вопрос о соглашении с региональным управлением федеральной налоговой службы по поводу проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, предоставляемых лицами, претендующими на замещение и замещающими должности государственной гражданской службы Сахалинской области.

Совет также рассмотрел вопрос о реализации муниципальными властями Южно-Сахалинска и Долинского района планов по противодействию коррупции. Участники заседания рекомендовали органам местного самоуправления активизировать работу над регламентами по предоставлению муниципальных услуг и исполнению муниципальных функций, разработать и реализовать комплекс соответствующих организационных и практических мер.

 

Красноярский край. Информацию о ходе реализации мер по противодействию коррупции Администрацией Губернатора Красноярского края и органами исполнительной власти края за 2010 год заслушали члены комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества.

Как рассказал депутатам заместитель начальника управления Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами, в целях реализации государственной антикоррупционной политики в крае сделано немало. Предпринимаемые меры направлены на создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения государственных и гражданских служащих. Выделено несколько основных направлений для решения этой задачи:

-исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению в органах государственной власти;

-развитие правовой основы противодействия коррупции;

-использование антикоррупционных механизмов в реализации кадровой политики;

-внедрение инновационных технологий, обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие органов власти и местного самоуправления с гражданами и организациями;

-вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции;

-расширение правового просвещения населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.

При Губернаторе края создан Совет и комиссия по противодействию коррупции (заседают ежеквартально, рассмотрено 18 вопросов, заслушаны главы шести муниципальных образований); в 42 органах исполнительной власти созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов (проведено 119 заседаний, установлено 62 различных нарушения); антикоррупционной экспертизе подвергнуто 1367 проектов правовых актов, в 336 из них выявлены коррупциогенные факторы, в учебные программы семинаров по повышению квалификации и переподготовке государственных и муниципальных служащих включены лекции и практические занятия по темам противодействия коррупции. Разработано и проведено еще немало разных полезных мероприятий, что, по мнению докладчика и данным прокуратуры, привело к заметному снижению коррупционной составляющей в крае - меньше опротестовывается правовых актов, возбуждается уголовных дел, направляется исков в суд.

В то же время социологические исследования, проведенные в ряде территорий края, показали, что население весьма скептически оценивает антикоррупционную деятельность, заметил докладчик:«84 процента опрошенных считают, что на местах либо ничего не делается, либо делается слишком мало. Низок уровень информированности жителей края об антикоррупционной работе, проводимой органами власти».

Члены комитета приняли решение вынести вопрос о противодействии коррупции на одну из сессий Законодательного Собрания, а по предложению одного из депутатов держать в зоне особого внимания комитета этот вопрос и возвращаться к нему ежеквартально - с требованием отчета о реальных делах.

 

Самарская область. В Самарской Губернской Думе состоялся семинар на тему: «О реализации органами местного самоуправления нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции». В мероприятии участвовали представители органов власти, правоохранительных органов и общественных организаций.
Открывая семинар, председатель комитета по законодательству, законности и правопорядку областного парламента отметил: «Благодаря такому широкому представительству субъектов антикоррупционной деятельности мы обязательно рассмотрим разные стороны и направления работы, направленной на профилактику и противодействие коррупционных правонарушений».
В планах работы профильного комитета Думы - изучение возможности разработки и принятия областного закона «О контрольных полномочиях Самарской Губернской Думы» (об установлении форм и порядка осуществления контроля за соблюдением и исполнением областных законов и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Самарской области). Кроме того, изучается возможность разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в части установления обязанности органа, принявшего нормативный правовой акт, направлять мотивированный ответ на заключение федерального органа исполнительной власти в области юстиции, содержащее выводы о наличии коррупциогенных факторов).
Участники семинара особое внимание уделили работе органов местного самоуправления по разработке и принятию основных антикоррупционных нормативных правовых актов. По информации, озвученной заместителем руководителя департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области, муниципальные антикоррупционные программы приняты уже в области повсеместно; однако, в г.о. Кинель, муниципальных районах Кинельский и Похвистневский до сих пор не утверждено положение и состав муниципальных комиссий по противодействию коррупции.

 



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru