Бюллетень МИКС 3/2011 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС 3/2011
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

Антикоррупционные инициативы  федерального уровня

 

ГосДума. В первом чтении принят законопроект, запрещающий прием на муниципальную службу по признаку близкого родства или свойства с главой муниципального образования. Соответствующие изменения вносятся в ст.13 федерального закона "О муниципальной службе в РФ".

Законопроект также исключает возможность назначения на должность главы местной администрации по контракту лица, находящегося в близком родстве или свойстве с главой муниципального образования.

В настоящее время нередки случаи, когда главой местной администрации может быть назначена жена, брат или какой-либо иной родственник главы муниципального образования. По мнению авторов проекта, это в свою очередь создает условия для коррупции на уровне муниципалитетов.

Обратил внимание на несовершенство федерального законодательства депутат Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение Обухово Московской области», который в апреле 2010 года написал письмо Ногинскому городскому прокурору о том, что в нарушение законодательной нормы главой городского поселения, исполняющим обязанности главы администрации, на должность муниципальной службы был принят его родной брат.

В ответ из Ногинской городской прокуратуры муниципальный депутат получил обстоятельный ответ на трех страницах, где отмечалось, что, согласно статье 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Статьей 1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ установлено, что выборные должностные лица местного самоуправления муниципального образования не являются муниципальными служащими. Делается вывод: «Таким образом, подпункт 5 части 1 статьи 13 Федерального закона, устанавливающий ограничения, связанные с муниципальной службой, не применяется при назначении на должности муниципальной службы лиц, состоящих с главой муниципального образования в близком родстве или свойстве».

Правоприменительная практика дает примеры другой трактовки закона, например, в августе 2008 года в Кобяйском районе республики Саха (Якутия) рассматривалась аналогичная ситуация. И там прокуратура вынесла другое решение: «как установлено проверкой, должность главного специалиста администрации, согласно штатному расписанию, относится к должностям муниципальной службы, и находится в прямом подчинении перед руководителем - главой муниципального образования». И в соответствии с такой трактовкой закона был принесен протест с требованием отмены незаконного приказа. В избежание противоречий и неоднозначной трактовки  и предлагается принятая в пером чтении поправка.

 

 

Общественная палата. С 16 февраля в ОП поступило 837 сообщений о предполагаемых фактах коррупции, 768 из них - на "горячую линию" "Стоп коррупция".

О предполагаемых фактах коррупции заявлено из 78 субъектов РФ. Наибольшее число заявителей указывают на коррупцию в органах власти Москвы (78), Краснодарского края (73), Московской области (59)".

По результатам первого месяца работы "горячей линии" в ОП констатируют, что органы исполнительной власти занимают лидирующую позицию по числу жалоб на коррупцию - 470 из 837 (56%). В 428 случаях из 470 коррупция в органах исполнительной власти отмечена на уровне муниципальных образований.

Значительно число жалоб на судебные органы - 78. Низкий на фоне исполнительной власти показатель отражает высокое недоверие граждан к судебной системе. В 164 случаях в коррупции обвиняются сотрудники прокуратуры, Следственного комитета. Коррупция в органах внутренних дел в настоящее время засвидетельствована по 179 сообщениям. Такие жалобы поступали из 42 субъектов РФ. Большинство случаев - из Москвы и Краснодарского края.

В ОП отмечают, что в большинстве случаев (509) от коррупции страдают граждане, обращающиеся за защитой своих прав по экономическим и бытовым вопросам, а также по вопросам безопасности и экологии. В 179 случаях заявители свидетельствуют о волоките, утере документов, противодействии защите прав граждан, связанных, по их мнению, с наличием административного ресурса у организации.

 

Счетная палата РФ. В Москве прошла XVII конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. В ходе конференции  рассматривался вопрос о реализации норм Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который  вступает в силу с 1 октября 2011г.  Законом определены основные полномочия контрольно-счетных органов (контроль за исполнением бюджета, за управлением и распоряжением имущества, участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции, и т.д.). Муниципальные счетные палаты будут контролировать эффективность бюджетных расходов и работать по единым правилам. В законе заложены серьезные антикоррупционные нормы. Так, согласно новому закону, председатели муниципальных счетных палат не должны быть родственниками представителей местной власти, а также руководителей судебных и правоохранительных органов. Кроме того, аудиторы и их родственники обязаны предоставлять сведения о своих доходах и имуществе.

 

ФАС.    В Москве состоялось первое заседание Координационного совета по госзаказу при Федеральной антимонопольной службе. Координационный совет по госзаказу создан для взаимодействия с предпринимателями, общественными объединениями, представителями органов власти, средствами массовой информации в целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере размещения государственного и муниципального заказа и выработки политики по развитию конкуренции и борьбе с коррупцией. Возглавляет Координационный совет руководитель ФАС России, который и открыл его первое заседание.
Начальник Управления ФАС России представил участникам совета концепцию подготовленного ФАС России проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа».
В обсуждении Концепции активное участие приняли заместитель министра финансов РФ, руководитель Федерального казначейства, губернатор Алтайского края, статс-секретарь-заместитель руководителя ФАС России, директор ЗАО АСТ «Сбербанк», генеральный директор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан", блогер, руководитель партнерства профессионалов госзаказа, первый заместитель руководителя Национального объединения строителей и др.
В работе Совета приняли участие представители министерств РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, арбитражных судов РФ, Счетной палаты РФ, ГПУ Администрации президента, представители общественных организаций, СМИ и предприниматели.
Члены Координационного совета договорились, что на основе подготовленной Концепции на следующих заседаниях Координационного совета продолжат обсуждение направлений совершенствования законодательства в сфере госзаказа в разрезе отдельных отраслей, и в частности, подробнее обсудят ситуацию с госзаказом в сфере строительства, закупки медицинского оборудования и лекарственных средств.

 

СК РФ. Следственный комитет РФ вынес на обсуждение общественности проект федерального закона, устанавливающего уголовную ответственность для юридических лиц.

"В настоящее время в Следственном комитете активно исследуется проблема борьбы с преступлениями, совершаемыми в интересах или с использованием юридических лиц. Масштаб этого явления позволяет утверждать, что в России окончательно сформировался качественно новый вид преступности - преступность юридических лиц (зарубежный аналог данного термина "преступность корпораций" или "корпоративная преступность")", - говорится в комментарии главы СК РФ к законопроекту.

"Как показала практика, действующий механизм привлечения юридических лиц к административной ответственности за причастность к преступлению неэффективен. Об этом свидетельствует и статистика", - отмечает глава ведомства.

Например, по его словам, "на фоне тотальной коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд по фактам причастности юридического лица к корпоративной коррупции за три года к административной ответственности были привлечены лишь немногим более 20 организаций".

"Законодательство об административных правонарушениях не позволяет эффективно противодействовать и противоправной деятельности фирм-однодневок, которые широко используются в преступных схемах противоправного завладения активами компании и их последующего отмывания", в связи с этим в Следственном комитете РФ подготовлен проект закона, направленный на формирование в России механизма уголовно-правового противодействия преступности юридических лиц.

Закон предусматривает положения, регламентирующие основания уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, круг таких субъектов, виды мер уголовно-правового характера, основания возникновения и сроки судимости юридических лиц.

Также устанавливается уголовно-процессуальная форма реализации уголовно-правового воздействия в отношении причастных к преступлению юридических лиц. Эти положения в своей совокупности образуют самостоятельный правовой институт уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц.

Требование о введении уголовной ответственности юридических лиц за различные виды преступной деятельности содержатся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенции ООН против коррупции, Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, к которым присоединилась и Россия.

"С учетом масштаба и значимости данных законодательных инициатив для экономики и правовой системы страны проект закона выносится на общественное обсуждение, в рамках которого каждый желающий сможет высказать по нему аргументированные замечания и конструктивные предложения", - резюмирует глава СК РФ.

Законопроектом предусмотрено, что он вступает в силу с 1 июня 2011 года.

 

Астраханская область. О результатах мероприятий по выявлению и пресечению фактов злоупотребления должностными лицами своих полномочий при предоставлении услуг гражданам и бизнесу шла речь на заседании антикоррупционного совета при губернаторе Астраханской области. Проявление так называемой "бытовой" коррупции на муниципальном уровне остается одной из серьёзных проблем, заявил губернатор.

Как сообщил членам совета и.о. мэра Астрахани, в 2010 году в администрацию Астрахани не поступало ни одного обращения о фактах проявления коррупции. "Вас должно было это насторожить, такого не может быть, наш народ очень активен", - сказал губернатор. В ходе обсуждения выяснилось, что жалобы на городские власти поступают в общественную палату и аппарат уполномоченного по правам человека. Это обращения переселенцев из ветхого и аварийного жилья на требования горадминистрации заключать договора о предоставлении охранных услуг при получении жилья по соцнайму, а также обращения инвалидов, которым отказывают в продлении аренды участков земли под гаражами. Губернатор рекомендовал мэрии Астрахани изучить эти вопросы и уже на следующей неделе провести встречу с представителями организаций инвалидов.

О фактах неправомерного вмешательства сотрудников правоохранительных органов в деятельность предпринимателей сообщила членам совета начальник отдела областной прокуратуры. Согласно ее докладу, наибольшее количество нарушений прав бизнесменов выявляется в деятельности сотрудников Госпожнадзора. Например, в 2010 году в Камызякском районе обнаружены факты проведения проверок должностными лицами этой организации без необходимых документов, в Советском - в нарушении сроков. В Ахтубинске районный отдел Госпожнадзора, не согласовав проверку с прокуратурой, проинспектировал Дом культуры, гостиницу и больницу. Факты проведения проверок без соответствующих документов выявлены и в Красноярском районе, но уже со стороны оперативных уполномоченных РОВД.

В настоящее время, по словам представителя областной прокуратуры, в производстве следственного отделения Следственного комитета РФ находится уголовное дело в отношении сотрудников ОВД и их посредников, которые собирали с предпринимателей, торгующих на рынке "Маяк", деньги из расчета 800 рублей за один метр занимаемой торговой площади. Обвиняемые находятся под стражей, дело готовится для передачи в суд.

"И государство, и общество заинтересованы в комплексной и бескомпромиссной борьбе со всеми проявлениями коррупции, в том числе со стороны представителей правоохранительных структур», - заявил губернатор. По его словам, сейчас в регион приходят крупные юридически подкованные компании, которые не боятся обращаться с жалобами на давление и административные барьеры, ущемляющие их законные права. Между тем, тысячи предпринимателей оказываются не столь изощренными в законодательстве и не такими смелыми, чтобы давать отпор. По словам губернатора, необходимо четко выстроить работу чиновников в рамках административных регламентов и поддерживать деятельность организаций, повышающих правовую грамотность населения.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru