Бюллетень МИКС 12/2010 - Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Индекс материала
Бюллетень МИКС 12/2010
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Общественные,  партийные  и частные антикоррупционные инициативы

 

Общественная палата Московской области. Члены ОП Московской области на IV пленарном заседании обсудили вопрос о взаимодействии исполнительных органов государственной власти с институтами гражданского общества по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципальных образований при оказании гражданам муниципальных услуг и о роли общественных организаций в противодействии «бытовой коррупции».
При рассмотрении вопроса «бытовой коррупции» была отмечена роль общественности в раскрываемости преступлений подобной направленности. Благодаря сигналам неравнодушных, к творящимся беззакониям граждан, были обезврежены и получили законное наказание более 30 процентов задержанных преступников, взяточников и мошенников.

 

Москва, ТПП. Состоялось очередное заседание Московского антикоррупционного комитета (МАКК) при Московской торгово-промышленной палате, на котором подведены итоги 2010-го и намечены планы работы на 2011 год.
В течение года в комитет поступило и рассмотрено 845 обращений. Проведена работа по подписанию соглашений по взаимодействию МАКК МТПП с УФСБ по Москве и Московской области, УФНС, УФАС, Департаментом продовольственных ресурсов г. Москвы, прокуратурой г. Москвы, Комиссией Мосгордумы по безопасности, Всемирной академией наук комплексной безопасности, ГУП «Московское качество» и т.д.
Открыты представительства МАКК МТПП и общественные приемные в восьми административных округах Москвы. Проведены десятки встреч, совещаний, круглых столов, конференций, на которых выработаны конкретные меры противодействия коррупции.
Среди наиболее запомнившихся и резонансных мероприятий - обсуждение проекта федерального закона «О полиции», состоявшееся в ходе круглого стола в Торгово-промышленной палате Российской Федерации при участии представителей МАКК МТПП. Перед рассмотрением этого проекта в Государственной думе прошло обсуждение целого ряда его положений, в той или иной мере влияющих на предпринимателей различных сфер бизнеса. Представители МАКК МТПП приняли участие и в парламентских слушаниях, посвященных практике реализации и перспективам развития федерального и регионального антикоррупционного законодательства.
Не менее масштабны планы МАКК МТПП в наступающем году. Предстоит подготовка к первой открытой общественной конференции по противодействию коррупции. Продолжится работа общественных приемных в округах города Москвы и организация их деятельности на местах. Будут проведены рабочие заседания руководителей общественных приемных по актуальным проблемам предпринимательства. На постоянной основе будет идти налаживание деловых контактов и проведение совместных мероприятий с органами власти Москвы. В планах - проведение просветительских и обучающих мероприятий для предпринимателей с приглашением представителей органов власти и управления.
В ходе заседания МАКК МТПП продумана оценка работы юридических и физических лиц в деятельности по противодействию коррупции. Решением заседания утверждено положение о наградах Московского антикоррупционного комитета. Такими наградами являются медаль «За успехи в противодействии коррупции», грамота и благодарственное письмо. Основными критериями для награждения являются признание заслуг физических лиц и организаций в реализации антикоррупционного законодательства, активное участие в деятельности Московского антикоррупционного комитета.
В то же время в МТПП состоялось заседание Комитета экономической безопасности предпринимательской деятельности Ассоциации торгово-промышленных палат Центрального федерального округа (ЦФО) РФ. На нем утвержден план работы комитета в 2011 году. Как сообщил руководитель Комитета экономической безопасности предпринимательской деятельности Ассоциации ТПП ЦФО РФ, заместитель председателя МАКК МТПП, в новом году намечена целая серия мероприятий антикоррупционного характера.

В середине декабря в Санкт-Петербурге состоялся международный форум «Законодательное обеспечение противодействия коррупции», в котором приняли участие правозащитники из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России и стран Евросоюза. С докладами на нем выступили гости из европейских стран, в частности Финляндии и Германии, депутаты Госдумы РФ, представители регионов России, высших учебных заведений и общественных организаций.
В докладах зарубежных коллег прозвучала тревога и озабоченность высоким уровнем коррупции в России и особенно поступлением на зарубежные счета в банки крупных денежных сумм от физических лиц, являющихся нашими соотечественниками. В докладах прозвучало предложение о необходимости блокирования этих счетов и требования от физических лиц предоставления документов о происхождении данных средств, как это принято в США. Это предложение рассматривалось в качестве международного механизма противодействия коррупции.
От Москвы основным докладчиком был председатель Московского антикоррупционного комитета при МТПП. Он сообщил участникам форума о том, что в системе торгово-промышленных палат по всей России созданы общественные структуры (комиссии, советы и комитеты) по противодействию коррупции, а также экспертные советы по проведению антикоррупционной экспертизы. В частности, он рассказал о формах деятельности Московского антикоррупицонного комитета и работе Дирекции по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности Московской ТПП.
Председатель МАКК сообщил о поддержке правительством Москвы принимаемых мер по противодействию коррупции. Особенно отметил использование такого эффективного механизма, как ротация кадров, проводимая новым мэром Москвы с целью разрушения сложившихся годами в столице коррупционных групп и схем.
Председатель МАКК также рассказал о направлениях деятельности Московской ТПП по противодействию коррупции, в том числе о проводимой антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и открытой «горячей линии» по приему обращений о коррупционных фактах. Он также подробно изложил антикоррупционную позицию Московской ТПП по проекту федерального закона «О полиции».
Участникам форума были представдены две книги, изданные МАКК МТПП - «Противодействие коррупции институтами гражданского общества» и «Методические рекомендации и алгоритм действий при осуществлении проверок контрольно-надзорными органами в сфере предпринимательства».

 

Борисоглебск, Воронежская область, общественная организация «Новые люди».  По инициативе Воронежского регионального отделения ММОО «Новые люди» в рамках направления «По профилактике и противодействию коррупции» в г. Борисоглебск был проведен круглый стол на тему «Коррупция. Миф или реальность?».

Среди приглашенных гостей были представители ведомств правоохранительной системы (начальник отделения по борьбе с экономическими преступлениями ОВД по Борисоглебскому городскому округу, руководитель Борисоглебского межрайонного следственного отдела, следственного управления, следственного Комитета при прокуратуре РФ, старший помощник Борисоглебского межрайонного прокурора), среди участников были представители ССузов и ВУЗов г. Борисоглебска, руководитель центра «Социальной адаптации молодежи», руководитель отдела культуры, спорта и молодежной политики Администрации Борисоглебского городского округа, помощник главы администрации по общественным связям, помощник главы администрации по работе с административными органами и военными организациями.
С докладами на тему «Правовая основа противодействия коррупции» выступили эксперты по данной тематике: «О деятельности Борисоглебского МРСО СУ СК при Прокуратуре РФ по расследованию преступлений коррупционной направленности», «О деятельности отделения по борьбе с экономическими преступлениями ОВД по Борисоглебскому городскому округу по пресечению преступлений коррупционной направленности», « О роли и месте ОМС в системе профилактики коррупционных проявлений на муниципальном уровне», « О деятельности ММОО Новые люди по профилактике и противодействию коррупции». По окончании круглого стола активисты молодежного движения «Новые люди» раздали гостям мероприятия календари, с указанием статьи «291 УК РФ. Дача взятки» и комментарием Президента РФ о взяткодателях, а представителям учебных заведений г. Борисоглебск были розданы стикеры на зачетные книжки с перечеркнутым изображением дачи взятки и плакаты с информацией о статье «291 УК РФ. Дача взятки».
На обсуждении итогов круглого стола было принято решение создать на базе движения «Новые люди» молодежный антикоррупционный отряд для поддержания инициативы Президента РФ по борьбе с коррупцией. А так же силами движения «Новые люди» принять меры для налаживания взаимодействия молодежи с исполнительной властью и правоохранительной системой для профилактики и противоборства коррупции в учебных заведениях Борисоглебского Городского Округа.

 

Республика Татарстан, Общественная палата. В Общественной палате РТ проведен круглый стол «Проблемы реализации Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» в соответствии с Посланием Президента  Российской  Федерации на 2011 год». Его участниками стали, с одной стороны, руководители крупных компаний - в частности, КМИЗа, Микрон-холдинга, с другой - глава республиканского агентства по госзаказу. Предметом спора стала сама существующая схема организации госзакупок, которая, по утверждениям некоторых участников спора, регулируется «одним из самых неэффективных и критикуемых в обществе законов».    

 

Основной доклад делал генеральный директор ЗАО «Микрон-Холдинг».  Он перечислил - что не устраивает предпринимателей? Первое. Принцип отбора. Главный критерий - низкую цену надо изменить на отбор по системе «цена-качество». Второе. В законе отсутствует раздел о контроле выполнения заказов и привлечении к ответственности за контрафакт и коррупцию. Должна быть процедура контроля, с привлечением МВД и прокуратуры. Третье. Конкурсы часто выигрывают фирмы, не имеющие опыта работы в соответствующих областях, а также фирмы-однодневки. Поэтому к тендерам должны допускаться только производители товаров и услуг, имеющие опыт работы на рынке свыше трех лет с наличием необходимых сертификатов качества. «К госзакупкам допускаются неквалифицированные люди. В чем тут демократия?! Кто-нибудь из вас пойдет к хирургу, который не имеет никакого опыта?» - осведомился докладчику. Тезис о допуске к конкурсу и стал главным в спорах участников «круглого стола».

Генеральный директор ОАО «КМИЗ», который, по словам модератора, и был главным инициатором обсуждения закона, с удовлетворением отметил: «Я дожил до дня, когда президент России назвал этот закон так, как он и должен называться, - антинародным и коррупционным».

По мнению главы республиканского агентства по госзаказу общественную палату больше должно волновать другое: «72,3 процента контрактов заключены по итогам несостоявшихся торгов, то есть торгов с одним участником или без него. Это говорит о том, что в республике нет бизнеса, способного составить конкуренцию. 94-й закон достоин изменения в том месте, в котором он разрешает заключать контракт по итогам несостоявшихся торгов».

По мнению чиновника, да, есть проблема неисполнения контрактов, но это уже Уголовный кодекс: «Я призываю не демонизировать 94-й закон... Надо не 94-й закон менять, а выполнять 135-й - о защите конкуренции. 94-й закон реально работает и принес республике 1 миллиард 338 миллионов рублей экономии».

Тут в полемику включилась региональный представитель некоммерческого партнерства Российского общества оценщиков, рассказавшая о демпинге на рынке оценочных услуг: «Вы ведете статистику, сколько государство сэкономило, но никем не ведется обратная статистика - сколько потеряло. Да, сэкономили государственные средства, но эта экономия вышла боком из-за некачественных услуг». Глава агентства по закупкам частично согласился с доводами и рассказал о возможном пути решения проблемы: «В наших предложениях премьер-министру РТ содержится и такое: в комиссию по приемке товаров и услуг обязательно включать людей, участвовавших в тендере, но проигравших. Нет контролера лучше, чем обиженный конкурент».

Позже чиновник в разговоре с журналистом так оценил прошедший круглый стол : «Но это не Общественная палата, а кружок по интересам. Чем мы сейчас занимались? Я так и не понял... Юристы говорят: если тебе не нравится закон, то тебе остается только один выход - изменить свое мнение. В этом смысле я юрист... И потом, я говорю, что жизнь должна быть конкурентной, а они - наоборот. Но не надо нарушать законы природы, иначе обязательно получишь в ответ».

До Нового года общественная палата РТ намеревается послать свои предложения по федеральному закону № 94-ФЗ в аппарат президента РФ и ряд других федеральных организаций.

 

Троицк, Челябинская область, РО ОО «Комиссия по борьбе с коррупцией». Местное отделение общественной организации «Комиссия по борьбе с коррупцией» направило жалобы на действия муниципалитета и городского прокурора  по поводу решения  жилищной комиссии о  переводе служебного жилья, занимаемого прокурором, в фонд социального жилья и заключении с прокурором договора социального найма, что в свою очередь дает право на приватизацию помещения.

В свое время муниципалитет выделил прокурору города в качестве служебного жилья благоустроенную трехкомнатную квартиру в престижном микрорайоне по улице Нагорной.

Постановление подписал председатель комиссии, бывший первый вице-мэр города. В «Комиссии по борьбе с коррупцией» считают, что этими действиями чиновники и прокурор нарушили сразу несколько федеральных законов. Так, в законе «О прокуратуре Российской Федерации» прописан четкий механизм получения жилья. Пункт 4 статьи 44 гласит о том, что квартиры приобретаются «за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры». Причем, помещения относятся к специализированному жилому фонду РФ, то есть жилье прокуроры получают лишь на время прохождения государственной службы, а не в собственность. Статья 58 Жилищного кодекса РФ указывает на то, что площадь предоставляемого жилого помещения определяется исходя из нормы на одного человека. А в случае с прокурором она превышена в два раза.

Тот же Жилищный кодекс РФ в статье 103 разъясняет, что при переводе квартиры из статуса служебной в фонд социального жилья договор найма служебного помещения считается прекращенным, так как отсутствует предмет такого договора. Это предполагает выселение из занимаемого жилья. После этого квартира должна быть предоставлена уже по договору социального найма тем людям, которые признаны нуждающимися и в порядке очередности. Вне очереди помещения могут получить лишь те, чье жилье признано непригодными, а также сироты и люди, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно их проживание с семьей. Ни к одной из этих категорий прокурор не относится.

 «Чиновники и прокурор, по сути, обошли запрет на приватизацию служебного жилья. А с учетом их статуса, мы полагаем, заместитель главы превысил свои должностные полномочия, а прокурор нарушил закон «О прокуратуре». В круг профессиональных обязанностей прокурора входят надзор за соблюдением законности, он не мог не понимать противоправный характер описанных выше действий. Тем  не менее, намеренно совершил их в своих интересах», - утверждает представитель «Комиссии по борьбе с коррупцией». По его словам, чиновники и прокурор принесли прямой вред муниципалитету, который вынужден покупать аналогичную, далеко не дешевую, можно сказать, элитную  квартиру для пополнения специализированного жилого фонда. Кроме того, нарушены права малоимущих, состоящих на учете в очереди на получение жилья.

 «Примечательно, что сразу после оформления квартиры в собственность прокурор направил письмо в отдел приватизации жилья с просьбой дать разъяснение - на каком основании ему выделена квартира. Видимо, ему нужен официальный документ, чтобы прикрыться во время служебной проверки», - предполагает представитель общественной организации. По данным «Комиссии по борьбе с коррупцией» проверка уже началась. Причем, информацией заинтересовалось региональное управление ФСБ.

 

Саратов. Саратовский правозащитник Григорий Ахтырко призвал представителей судебной и исполнительной власти публично заявить о своих доходах.  Информацию о том, кто отказался ему ответить,  и анализ представленных деклараций, правозащитник огласил на брифинге "Коррупция в сфере государственной и муниципальной власти", проведенном в пресс-центре "Московская, 90" для местных журналистов.

"Муниципалитет в лице руководителей отказался раскрыть свои доходы и доходы своих близких родственников. Я собираюсь разослать письма всем чиновникам, которые по закону не обязаны обнародовать подобные данные, и посмотрим..."- сказал правозащитник.

 Из деклараций сотрудников суда общественник сделал вывод, что жены судей намного превосходят своих супругов материально - и по деньгам, и по имуществу. Вместе с тем женщины, как правило, трудятся в малопрестижных сферах.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru