Бюллетень МИКС 12/2010 - Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Индекс материала
Бюллетень МИКС 12/2010
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (следствиие)
Хроника выявления и пресечения коррупционных нарушений (надзор)
Продолжение громких дел и судебная практика.
Итоги работы правоохранительных органов (статистика и примеры)
Цитаты
Антикоррупционные инициативы федерального уровня
Системные мероприятия по противодействию/региональные органы власти
Системные мероприятия по противодействию/муниципальные органы власти
Общественные, партийные и частные антикоррупционные инициативы
Исследования
Зарубежный опыт
Все страницы

 

Антикоррупционные инициативы  федерального уровня

 

Совет по противодействию коррупции при Президенте РФ. В Кремле под председательством Руководителя Администрации Президента состоялось очередное заседание президиума Совета.

Министр юстиции проинформировал о проделанной работе по подготовке проекта указа Президента «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». Президиум Совета с учётом состоявшегося обсуждения поддержал данный проект и рекомендовал внести его в установленном порядке Президенту. В целях обеспечения системности законотворчества предлагается организовать мониторинг правоприменения в качестве нового вида юридической деятельности антикоррупционной направленности органов государственной власти всех уровней.

Минздравсоцразвития России представило доработанный проект Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Решением президиума Совета указанный Типовой кодекс одобрен и рекомендован для использования его в качестве модели при разработке кодексов поведения государственных служащих или муниципальных служащих соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления. Кроме того, президиум Совета рекомендовал федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления включать в служебные контракты и договоры государственных и муниципальных служащих положения об ответственности за нарушения соответствующих кодексов.

В ходе заседания был заслушан отчёт первого заместителя Генерального прокурора о результатах рассмотрения Группой государств против коррупции (ГРЕКО) отчёта о выполнении Российской Федерацией рекомендаций международных экспертов ГРЕКО по итогам первого и второго раунда оценки. В ходе пленарного заседания ГРЕКО бала дана высокая оценка проделанной Российской Федерацией масштабной и системной работе по противодействию коррупции. По результатам пленарного заседания выполненными полностью или частично признаны 24 из 26 рекомендаций.

Президиумом Совета рассмотрена информация помощника Президента - начальника Контрольного управления Президента о ходе выполнения Национального плана противодействия коррупции в 2010 году и задачах по реализации поручений Главы государства в 2011 году.

По итогам заседания президиумом Совета даны конкретные поручения федеральным государственным органам по выполнению принятых решений.

 

 

Совет Федерации РФ. Круглый стол, посвященный противодействию коррупции на муниципальном уровне, был проведен  в г. Опочка Псковской области.  В проведении

мероприятия приняли участие комитеты СФ по вопросам местного самоуправления и комитета по конституционному законодательству, а также  заместитель председателя Совета Федерации, руководители муниципальных образований Псковской области, представители территориальных органов прокуратуры России, областного управления внутренних дел, известные юристы.
Вице-спикер СФ в своем выступлении отметил, что Совет Федерации внимательно изучает и учитывает опыт противодействия коррупции в органах местного самоуправления.
Глава Опочецкого района Псковской области доложил собравшимся о программе противодействии коррупции в этом муниципалитете. Контролем над реализацией программы занимается временная комиссия по противодействию коррупции, составленная из местных депутатов. Он отметил, что в районе произвели исследование в форме.

 О методических наработках и практическом опыте по противодействию коррупции на  муниципальном уровне рассказал заместитель директора филиала Американской Ассоциации Юристов в РФ.  Своим опытом борьбы с коррупцией поделились главы Пскова и Пустошкинского района.   О проблемах, связанных с информационным обеспечением антикоррупционной кампании доложил директор Межотраслевого института коммунальных стратегий.  

 

Совет Федерации РФ. Заместитель председателя СФ проинформировал палату о выполнении предшествующего плана по противодействию коррупции  на 2009-2010 годы.
Работа по его реализации была направлена главным образом на снижение уровня коррупционности действующих федеральных законов, недопущение во вновь формируемом законодательстве коррупционной составляющей, вовлечение в эту законотворческую деятельность законодательных органов различного уровня. Вице-спикер обратил внимание на то, что все комитеты и комиссии Совета Федерации тем или иным образом принимали участие в реализации Плана.
Для изучения регионального аспекта противодействия коррупции в июле этого года в Кремле под председательством президента РФ проведено заседание Совета законодателей "Опыт деятельности субъектов Российской Федерации в области противодействия коррупции". В преддверии этого заседания, проводились мониторинг антикоррупционного законодательства России, практики применения закона "О противодействии коррупции" и мониторинг антикоррупционного законодательства субъектов Федерации. Как сообщил докладчик, членам Совета Федерации была направлена аналитическая справка о реализации федерального законодательства в области противодействия коррупции субъектами РФ в 2009-2010 годах. Заместитель председателя палаты российского парламента проинформировал коллег о том, что 2 декабря 2010 года Комитетами СФ по конституционному законодательству и по вопросам местного самоуправления в Псковской области был проведен "круглый стол" "Опыт противодействия коррупции на муниципальном уровне".
Среди приоритетных задач в деятельности комитетов и комиссий особое место занимают вопросы анализа отдельных отраслей права в сфере противодействия коррупции. За прошедший период в Совете Федерации, по его словам, проведены два парламентских слушания, пять "круглых столов", два семинара-совещания, совместные расширенные заседания комитетов Совета Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, палате российского парламента была представлена информация правительства РФ и Генерального прокурора России о ходе реализации Национального плана противодействия коррупции. "Учитывая повышенную опасность коррупции, мы понимаем, что в борьбе с ней должны быть задействованы не только инструменты государства, но и нормы международного права, - сказал заместитель председателя СФ. - В связи с этим мы опираемся на опыт стран, существенно снизивших уровень коррупции, на их законодательство и правоприменительную практику". Так, по его словам, в феврале 2010 года в Санкт-Петербурге проведена международная конференция о законодательном опыте противодействия коррупции под эгидой Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и Совета Федерации. В ноябре-декабре уходящего года в Страсбурге представители Совета Федерации в составе межведомственной российской делегации принимали участие в работе 49-й пленарной сессии Группы государств против коррупции с целью защиты отчета Российской Федерации о реализации рекомендаций GRECO, сообщил вице-спикер палаты российского парламента.
Антикоррупционная экспертиза отнесена к числу превентивных антикоррупционных мер, направленных на выявление и устранение правовых предпосылок коррупции. Поэтому участие комитетов и комиссий Совета Федерации в проведении антикоррупционной экспертизы законопроектов стало одним из важных направлений работы. В Совете Федерации были приняты нормативно-правовые акты по организации проведения антикоррупционной экспертизы, утверждено положение и определен порядок ее проведения. Уже в марте 2010 года на основании проведенной Комитетом СФ по промышленной политике антикоррупционной экспертизы Советом Федерации был отклонен Федеральный закон "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи".
Важным направлением антикоррупционной политики является изменение общественного сознания посредством антикоррупционной пропаганды. Членами Совета Федерации активно используется возможность печатных и электронных средств массовой информации для разъяснения гражданам роли парламента в законодательном обеспечении антикоррупционной деятельности, проведены 13 пресс-конференций, брифингов и "круглых столов" с представителями прессы по вопросам противодействия коррупции и минимизации ее последствий, подготовлено более 30 интервью, статей, выступлений на эту тему, принято участие в шести телевизионных передачах.
В сети Интранет создан сайт и страница в Интернете для оперативного размещения материалов о законодательном обеспечении противодействия коррупции.
Расширению этих задач послужило проведение в апреле 2009 года Комиссией Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества парламентских слушаний "О развитии института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ", а в апреле 2010 года - "круглого стола" на тему "Взаимодействие институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами при реализации прав граждан на получение достоверной информации".
В период весенней сессии 2010 года впервые в отечественной практике подготовлен наиболее полный сборник материалов о противодействии коррупции в трех томах. Значительное внимание в этом труде, по его словам, уделено вопросам правового регулирования и совершенствования стратегии правовой основы борьбы с коррупцией.
Все пункты Плана мероприятий Совета Федерации по противодействию коррупции на 2009-2010 годы выполнены.
Вместе с тем, в работе по противодействию коррупции есть ряд недостатков. "К основным я бы отнес формальное все-таки отношение к оценке коррупционной составляющей принимаемых федеральных законов, низкую эффективность парламентского контроля, закон о котором отсутствует, недостаточную активность в оказании правовой и методической помощи регионам, муниципальным органам власти в этой сфере деятельности, недостаточную информационную открытость региональных и муниципальных органов власти, слабую вовлеченность институтов гражданского общества в борьбу с коррупцией", - заявил заместитель председателя СФ.

 

Верховный суд. Президиум Верховного cуда (ВС) РФ обобщил судебную практику по делам коррупционной направленности.

Самым распространенным видом преступлений этой категории является взяточничество: за него с января по октябрь 2010 г осуждены 1393 человека. Правда, реальные сроки получили лишь четверть из них. Чаще всего по ст.290 УК РФ (получение взятки) осуждаются лица, совершившие нетяжкие преступления, например, врачи за незаконную выдачу больничного или сотрудники госучреждений, получившие взятку за выдачу каких-либо справок. Наказание за это не связано с лишением свободы. По самой же тяжкой части этой статьи, то есть за преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки или получение взятки в крупном размере, было осуждено 72,6% лиц. Подавляющее большинство из них получили реальные сроки лишения свободы.

В вынесенном по итогам заседания постановлении президиум ВС настойчиво рекомендовал судам при рассмотрении дел о преступлениях коррупционной направленности выявлять причины и условия, способствовавшие совершению этих преступлений, а также ставить вопросы об их устранении в частных определениях перед руководителями государственных, муниципальных организаций и учреждений.



 
  Карта сайта: Карта сайта m-i-k-s.ru